Главная / Другое / Сценарий театрализованной программы "РОЖДЕСТВО"

Сценарий театрализованной программы "РОЖДЕСТВО"

Слайд6.JPG

Рекомендовано к изданию и распространению редакционным советом

МОУДОД «ЦДТ им. В.Дубинина» г. Орска протокол № 1 от 21.09.11 г.



Автор-составитель:


Малюченко Н.Л. - педагог дополнительного образования МОУДОД «ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска», I кв.категории


Литературный корректор:


Мазур Е.В. – заместитель директора по ВР



Компьютерная верстка и дизайн:


Черникова Н.А. – методист I кв.категории





Сценарий праздника «Рождество» является победителем городского конкурса методических материалов «Традиции, обычаи и предания моего народа».



©МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Почтовый адрес: 462408, Оренбургская область г. Орск, ул.Шелухина 11, а

E-mail: orsk-cdt@yandex.ru













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Фольклор существует многие столетия. В переводе с английского означает народную мудрость, народное знание. Люди приобщаются к нему буквально с первого дня жизни, с колыбельных песен, с потешек, баек. Поэтому фольклорный стиль, особые фольклорные слова, особые, присущие только фольклору конструкции фраз воспринимаются не просто как приметы своеобразного народно-поэтического стиля, а как что-то самое родное, дорогое, как родина, родная земля, родная речь. Это достояние каждого человека и каждого народа в целом.

Всякое народное гулянье, прежде всего, отличает массовость. Именно массовым характером праздника определяется его успех. Чем больше народу, чем ярче ярморочный антураж, чем разнообразнее и насыщеннее фольклорная составляющая, тем веселее и зажигательнее сам праздник.

Проводимые в различные времена года народные гулянья распространены на Руси издавна. Это встречи Нового года, Рождества, Крещения, Масленицы, Пасхи, Красной Горки, Троицы, Спаса…

Эти и другие церковные и светские праздники всегда были ознаменованы многолюдными гуляниями с ледяными горками, катанием на тройках, хороводами, плясками, фейерверками, бойкой торговлей сластями, печеным, игрушками. Не обходились гулянья и без артистов: скоморохов, зазывал, кукольных балаганов со знаменитым Петрушкой, силачей, акробатов, клоунов.

Новому поколению детей нелегко составить себе представление о жизненных обстоятельствах наших предков, если бы им не передавали народные традиции, обычаи, обряды.

Воспитательное и организующее значение народных праздников трудно переоценить. Оно огромно. Формирование национального самосознания, бережное отношение к народным традициям, обычаям и культурным ценностям, сплачивающая составляющая, - говорить об этом можно много и долго. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать его традиции, обычаи, обряды. Праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. И еще, что делает всякое народное гулянье, празднование желанным и привлекательным – это присущий русской натуре дух бесшабашного веселья и удали, своеобразная и неповторимая аура истинного русского раздолья.

В современных условиях организовать массовое народное празднование – задача не из простых. Во-первых, необходимо тщательно, в деталях, разработать сценарий торжества, где были бы учтены «привязка» к конкретному праздничному событию, а также характер развлечений применительно ко времени года и традиции. Во-вторых, следует определиться с количеством и составом привлекаемых к участию в мероприятии творческих коллективов. Наконец, в-третьих, сам подход к организации народного гулянья должен иметь новизну и свежесть идей.

Большое значение в организации народного праздника имеет и доминирующий возраст участников. Так, например, гулянье, где основной состав участников – дошкольники и дети младшего школьного возраста, может быть оформлено как постановка сказки, где персонажами, помимо артистов, и сами дети.

Разработанный сценарий праздника «Рождество» рекомендуется проводить в разновозрастной группе детей, т.к. он прост и доступен для восприятия и вместе с тем сюжет праздника отражает характерные черты и особенности рождественского праздника.

Цель: Формирование представлений у детей и подростков о содержании праздника «Рождество». Задачи:

1.Ознакомить с русскими традициями праздника «Рождество».

2.Приобщить к сокровищам русского фольклора.

4. Включать детей в атмосферу праздника, способствующего их духовному воспитанию.

Данный сценарий рекомендуется использовать в своей работе педагогам-организаторам, вожатым, заместителям директоров по воспитательной работе.





Сценарий праздника «Рождество»


Адресат: дети младшего, среднего, старшего возраста.

Оборудование: Музыкальный центр.

Реквизит: шест со звездой из золотой фольги, сверток (изображающий младенца), шкатулка и восточный сосуд (бутафорский), 10 деревянных ложек.

Декорации: угол помещения оградить жердочками (можно заменить картонными полосками) и задрапировать тканью – это ясли, в которых родился Христос. В другой половине зала – бутафорская русская изба с дверью, возле избы стол с накрытой вышитой под старину скатертью, на ней деревянные ложки10 штук, испеченные пироги.

Костюмы: юбки, рубахи, шаравары (все соответствует тому времени).


Предварительная подготовка: В декабре, в преддверии праздника, дети делают подарки для своих родных и друзей, делают поделки для выставки «Сотворение мира и человека», разучивают песни.


Действующие лица:

  • Ведущий

  • Мария

  • Иосиф

  • Ангел

  • 3 пастуха

  • 3 мудреца

  • Ребенок, несущий звезду

  • Хозяйка

Ход праздника


В зале развешены разноцветные шары, гирлянды со снежинками, банты - из красивой бумаги, большие снежинки, большие декоративные свечи, вырезанные из бумаги, прикреплены на стенах. Вырезанные из серебряной бумаги колокола украшают торец стены. Серебряные звезды на фиолетовом фоне создадут некий намек на образ Рождественской ночи. В центре, на сцене, - икона «Рождество» и сверху надпись «С Рождеством!». На этой сцене будет разыграна история рождения Христа.

В зале развернута выставка работ детей по теме «Сотворение мира и человека».

Звучит фонограмма колокольного звона. Дети входят в зал и рассаживаются. Когда затихает последний звук, дети начинают петь песню «Рождественские колокола».

Песня «Рождественские колокола»

На сцене в одном углу – ясли, там Мария и Иосиф, в центре – 3 пастуха.

Пастух 1: Мы сторожили на поле стада. Ночь была темной и холодной.

Пастух 2: Вдруг перед нами возник свет. Мы испугались, но это был Ангел.

Появляется Ангел.

Ангел: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель. Вы найдете его в яслях.

Пастух3: И мы поспешили в Вифлеем и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях.

Ведущий (голос за кадром): На востоке взошла звезда Иисуса, которую увидели мудрецы.

Появляется Мальчик, у него шест со звездой, следом за ним – мудрецы.

Мудрец 1: Взошла чудесная звезда

Мудрец 2: Это знак, что родился сын Бога, который спасет всех нас.

Мудрец 3: Пойдемте в Вифлеем, поклонимся Ему и принесем дары.

Идут за мальчиком со звездой.

Ведущий (голос за кадром): Увидев Младенца с Марией, матерью Его, они поклонились Ему и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и мирру.

Мудрецы кланяются и преподносят дары.

Так в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, родился Иисус, которого Бог послал спасти человечество. Со дня его рождения на земле наступила новая жизнь.

Все поют «Колыбельную песню».

Песня «Колыбельная песня».

Ведущий (голос за кадром): В Рождество на Руси всегда колядовали

Выходят дети с Вифлеемской звездой и поют народную веселую колядку.

1 ребенок:

Коляда, Коляда, отворяй-ка ворота.

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

2 ребенок: Коляда, коляда, подай пирога!

Подавай, не ломай, подай пирога!

Подавай, не ломай, а по целому давай.

Кто даст пирога – тому скот, живота,

Кто не даст пирога уведем корову за рога.

1 и 2 ребенок (вместе):

Хозяин и хозяйка, с праздничком!

Наделите, подарите колядовщиков!

С амбару решетом или с печи пирогом!

Колядовщиков одаривают гостинцами. Они кланяются, благодарят, желают благополучия. Эта веселая шумная часть сменяется лирической песней «Святой вечер» в исполнении вокальной группы «Консоника».

Во время исполнения хор медленно входит в зал, трое идущих впереди несут зажженные свечи, красиво оформлены гофрированной бумагой, лентами. (Свечи могут быть бутафорскими). Во время исполнения последнего куплета все герои уходят из зала, а затем и вокальная группа «Консоника».Звучит фонограмма русской народной мелодии, входят в зал дети и поют колядки, проходят к русской избе. .


Дети: Коляда, коляда

Накануне Рождества,

Везде поспевай,

С Новым годом поздравляй!

Выходит ведущий.

Ведущий: Коляда, коляда!

Отворяй ворота!

Хозяйка отворяет двери, выглядывает из избы.

Ведущий: Дома ли хозяева?

Хозяева: Дома, дома, гости дорогие!

Дети поют, приплясывая и разбрасывают крупу.

Дети: Сеем, сеем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Ведущий: Добрый вечер тому, кто в этом дому.

1 ребенок: Овсень, коляда

Завтра Новый год, веселись народ!

2 ребенок: Что на нынешний год

Было больше впрок.

3 ребенок: Чтоб всего было вволю

И в амбарах, и в поле.

4 ребенок: Здоровья и счастья Вам,

Добрым людям.

Все кланяются.

Хозяйка: И Вам, дай бог здоровья,

Детушки-малолетушки.

Хозяйка кланяется.

5 ребенок: Ой, овсень, ой, коляда!

Дома ли хозяин?

Хозяйка: Его дома нету,

Он уехал в поле, пшеницу сеять.

6 ребенок: Сейся, пшеница,

Колос колосистый,

Колос колосистый,

Зерно зернисто.

Дети рассыпают зерно.

7 ребенок: Уж ты, тетушка, подай

Ты лебедушка, подай.

Ты подай-ка пирог,

С рукавицу широк.

Подавки не ломай

И начинку не теряй.

Уж ты не скупись,

С нами поделись.

Дети (хором): Овсень, овсень,

Подавай совсем

Не кусай, не ломай,

А по целому давай

Хозяйка: Не досуг подавать:

Я к обедне спешу,

Кочергой хлебы мешу,

Косырем лапшу крошу,

В решете воду ношу.

1 ребенок: Испеки пирожок

Прямо к нам в кошелек.

2 ребенок: Не дашь пирожок –

Мы корову за рожок (притопывая ногой).

3 ребенок: Не дадите хлеба –

Стащим с печки деда.

4 ребенок: Не дадите лапку –

Стащим с печи бабку.

5 ребенок: Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Нам на орешки,

А вам на потешки.

6 ребенок: Подадите, аль нет?

Хозяйка: Подадим, подадим, коли загадки отгадаете.

Конкурс «Загадки»

Хозяйка: Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится.

Дети (хором): Луна.

Хозяйка: Без рук, без ног,

Под окном стучится,

В дом просится…

Дети (хором): Ветер.

Хозяйка: Кто говорит на всех языках?

Ой, звенит она, звенит,

И играя веселит.

А всего лишь три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка.

Это наша …

Дети (хором): Балалайка.

Хозяйка: В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Заиграет понемножку

Как зовут ее ?

Дети (хором): Гармошка.

Хозяйка: Сама не ест, а всех кормит.

Дети: Ложка

1 ребенок: А на деревянных мы и сами сыграем.

Дети берут со стола деревянные ложки и играют композицию под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет».

Конкурс «Ансамбль ложкарей».

По окончании дети кладут ложки обратно на стол.

Хозяйка: Вот спасибо, потешили нас!

Одаривает детей пирогами.

Ведущий: Русский народ очень любил скороговорки, потешки, небольшие попевки. Они – желанные гости на народных праздниках.

Ведущий: А сейчас – прибаутки, да небылицы, Они всегда веселые, дарят нам смех и улыбку.

1 ребенок: Федул, что губы надул?

2 ребенок: Кафтан прожег.

1 ребенок: Можно зашить?

2 ребенок: Да иглы нет!

1 ребенок: А велика-ли дыра-то?

2 ребенок: Да один ворот остался.


3 ребенок: Здорово, кума!

4 ребенок: На рынке была.

3 ребенок: Никак ты, кума глуха?

4 ребенок: Купила курицу, да петуха.

3 ребенок: Прощай кума!

4 ребенок: Пять рублей дала

Ведущий: Пошел Ваня на базар,

И принес домой товар.

5 ребенок: Эй, Фома, что из леса не идешь?

6 ребенок: Да медведя поймал!

5 ребенок: Веди сюда!

6 ребенок: Да нейдет!

5 ребенок: Так сам иди.

6 ребенок: Дак он меня не пущает!

Ведущий: Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную!

Дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот».

Песня «Как у наших у ворот».

Хозяйка:

Платочки шелковые:

Алые, голубые, лиловые!

Кто с платочком пляшет,

Да на балалайке играет

Тому скучно не бывает!

Хореографический коллектив «Акварельки» исполняют танцевальную композицию «В горнице».

Хозяйка: Молодцы ребята! Порадовали своими песнями и плясками.

Коляда пришла, пироги принесла

С пирогами – кренделя,

С кренделями – бублики,

С бубликами – леденцы.

Угощайтесь, молодцы!

Раздает детям испеченные пироги, бублики.

Кошелек в руках несу

Всем по рублику даю.

Одаривает детей копейками.

Ведущий: С праздником, рождеством Христовым!

Звучит фонограмма колокольного звона. Дети покидают зал с угощениями и подарками.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Богатырев, П.Г. Русское народное творчество / П.Г. Богатырев. – М.: Учпедгиз, 1954.

  2. Волина, В.В. Праздник числа / В.В. Волина. – М., 1996.

  3. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И.Даль. – М., 1999.

  4. Друян, Н.А. Выступает агитбригада /Н.А. Друян.- М., 1980.

  5. Дюин, М. Все о детской вечеринки./ М.Дюин. – М., 1996.

  6. Зеленый дом без окон. Сборник загадок. – Минск, 1997.

  7. Круглый год Русский земледельческий календарь. – М., 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Методический материал к празднику

Праздник Рождество Христово – один из самых важных у христиан. В Англии существует поверье, что в рождественскую полночь весь скот стоит на коленях. В других европейских странах верят, что в сочельник все пчелы поют в ульях.

Рождество называют днем примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на Земле, праздник радости, света. От Рождества до Крещения – время гуляний, маскарадов, игр, ряжения, катаний на лошадях, гаданий и колядования. В святки много и вкусно едят. Вот и скатерть на столе.

Нынче праздник на земле,

Тот, который нам сияет

Даже в самой смертной мгле…(Г.Злобин. «Рождество)

В декабре, в преддверии праздника, дети делают подарки для своих родных и друзей. В древности к зимним святкам на Руси выпекали всевозможные прянички и фигурки из теста, в виде коров, быков, овец, ставили на стол, на окна и раздавали всем, кого поздравляли с праздником.

Мы делаем поделки из глины или пластилина: заготавливаем шаблоны (елочки, овечки, кружок, Вифлеемская звезда) – для детей младшего возраста; более сложной формы и покрупнее (сапожок, птицы, звери) – для детей старшего возраста. Шаблоны обводятся на картоне средней толщины, фигуры вырезаются. К маленьким картоночкам можно приклеить петельки из яркой, толстой шерстяной нити. В картонках для сапожков и более крупных изделий делаются отверстия для ленты.

Фигурки покрываются с одной стороны слоем пластилина или глины высотой не менее 0,3 см., цвет пластилина зависит от выбора накладного материала, а глину раскрашивается акварельными красками.

На празднике будет организована выставка работ детей по теме «Сотворение мира и человека».


Текст песни «Рождественские колокола»

Сл. и муз. С. Трофимовой.

Чудный звон колоколов

Радость в душах пробуждает.

Их полуночный призыв

В тишину небес взлетает.

Припев: Дон-диги, дон-диги,

Дон-диги, дон.

И торжественно парит –

Новый день благовещая.

Так звенят колокола,

С Рождеством нас поздравляя.

Текст песни «Колыбельная песня»

Сл. и муз. С.Трофимовой.

Зажигает звезды ночь

В полусонной тишине,

Черный бархатный покров

Расстилает по земле.


Колыбель качает Мать,

Наклонилась и поет,

Нежно смотрит на Дитя,

Сладкий сон к Нему зовет.

Текст песни «Святой вечер»

Сл. М.Сергеевой, муз. И. Кошминой.

Снега искрятся и поют,

Снежинки хоровод ведут.


Припев: Святой вечер,

Щедрый вечер.

И тихо радость входит в дом,

И свечи зажигает в нем.


Припев: Святой вечер,

Щедрый вечер.


Мерцают звезды в вышине,

Смеется елочка в окне.


Припев: Святой вечер,

Щедрый вечер.


Конкурс «Ансамбль ложкарей».

Дети берут со стола заранее приготовленные ложки, звучит фонограмма русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет» и исполняют композицию.

Текст русской народной песни «Как у наших у ворот»

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

Муха песенки поёт,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт.

Комар музыку ведёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.

Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала,
Ай, люли, всё звала.

Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной,
Ай, люли, вот со мной.

Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал,
Ай, люли, я устал.

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.






Сценарий театрализованной программы "РОЖДЕСТВО"
  • Другое
Описание:

Фольклор существует многие столетия. В переводе с английского означает народную мудрость, народное знание. Люди приобщаются к нему буквально с первого дня жизни, с колыбельных песен, с потешек, баек. Поэтому фольклорный стиль, особые фольклорные слова, особые, присущие только фольклору конструкции фраз воспринимаются не просто как приметы своеобразного народно-поэтического стиля, а как  что-то самое родное, дорогое, как родина, родная земля, родная речь. Это достояние каждого человека и каждого народа в целом.

Автор Малюченко Наталья Леонтьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 738
Номер материала 17420
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓