Главная / Классному руководителю / Сценарий школьного праздника "Масленица"

Сценарий школьного праздника "Масленица"

Сценарий праздника "Масленица"

Пояснительная записка

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Полагаю, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, был выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся. 

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

        уровень сформированности нравственной культуры;

        уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

        уровень развития патриотических чувств;

        уровень сформированности толерантности.

Среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а, следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Основной идеей  данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь.

Они также  направлены на развитие у детей уникального человеческого  дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.

 Детский возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к  продуктивному творческому общению.

   «Родной язык, - писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души.

       Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».  

      Задачи:

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса к русской истории и народным традициям;

  • Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.

  • Развитие творческих способностей учащихся

Ход праздника:

Учитель: 

-Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались?

Дети: 

-Масленицу гулять!

Учитель:

-А вы знаете, что это за праздник такой?(ответы детей)

Это старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Во время великого поста надо воздерживаться от употребления определённой пищи, нельзя предаваться развлечениям. А Масленица самый весёлый и шумный праздник, «блиноеда». Так как по православному обычаю, перед Великим постом мясо уже нельзя есть, молочные продукты можно. Вот и пекут масляные блины. Масленицу называют сырной неделей.

 Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непремен-ный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям счита-лось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

 Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "тещины вечёрки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая; боярыня-масленница, госпожа масленица.

За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.

Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону возьму-
И пахать пойду!

Каждый день Масленицы имел своё название: 
1 день - блиница; 2 день - блины; 3 день - блинцы; 4 день - блинчики; 5 день - блинки; 6 день - блиночки; 7 день - царские блины.

Первый скоморох.

Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!

Второй скоморох.

Здравствуйте, молодки!  Здравствуйте, лебёдки!
– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!

Первый скоморох.

Почтенные и молодые!

Второй скоморох.

Полные и худые!

Первый скоморох.

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Второй скоморох.

Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

Первый скоморох.

Мы – скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!

Второй скоморох.

Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!

Первый скоморох.

У нас сегодня представление всем на удивление!

Вместе.

Сегодня Масленица приглашает в гости!

Второй скоморох.

Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!

Первый скоморох.

Итак, Масленицу начинаем!

Заносят чучело Масленицы, поют песню “Едет Масленица”.

Наша масленица годовая,
Она гостьюшка дорогая,
Она пешею да не ходит,
Все на кониках да разъезжает,
Ой, вы кони, вы, кони вороные,
Все вы слуги, вы молодые.

Ой, Масленица белошейка,

Тебя встретим мы хорошенько.

Первый ведущий.

Понедельник – “встреча”.

Мы Масленицу встречаем и чего ей только не обещаем:

Реки сметанные, горы блинные!

Дети поют песню “Ой, блины, блины”.

Как на масленой неделе мы блиночков захотели

Со сметаной и медком напекли мы целый ком

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

2.Вот летит, летит блинок, не в тарелку а в роток

Он и пышный и румяный, словно солнцем обагряный

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

3.По селу прокатим с вами мы на тройке с бубенцами

Будем песни петь-плясать, всех блинами угощать

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

4.Как на масленой неделе мы блиночков захотели

Со сметаной и медком напекли мы целый ком

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Ой, блины мой блины, вы блиночки мои

Второй ведущий.

Молчит наша Масленица, не отвечает, лишь руками соломенными качает. Давайте Масленицу хороводом ублажать.

Скоморохи.

Подходи, честной народ! Начинаем хоровод!

Под русскую песню «На горе-то калина» классы водят хоровод. Скоморохи помогают.

На горе-то калина,

Под горою малина.

Ну что ж, кому дело, калина!

Ну кому какое дело, малина!


Там девицы гуляли,

Там красные гуляли.

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!


Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну что ж, кому дело, ломали!

Ну кому какое дело, ломали!


Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали.

Ну что ж, кому дело, вязали!

Ну кому какое дело, вязали!


На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали!

Ну кому какое дело, бросали!


А потом плясать пошла,

А потом плясать пошла.

Ну что ж, кому дело, В пляс пошла!

Ну кому какое дело, В пляс пошла!

Первый ведущий.

Вторник – “заигрыши”.

Игра “Кто быстрее на метле” (На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет).

Второй ведущий.

Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!

Начинаем панораму удивительных потех!

Первый ведущий.

Парней, ребят вызываем на канат!

Команда слева, команда справа, только мускулы трещат!

Игра “Перетягивание каната”. Команды “Богатыри” и “Силачи”.

Первый скоморох.

Был у меня петух. Бежал во весь дух, до масличной недели, чтоб не съели!

Второй скоморох.

А у меня на улице с петухом дерутся две курицы.

А две девицы – красавицы смотрят и смеются:

Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!

Первый скоморох.

У нас сейчас петушиные бои!

Игра “Петушиные бои”,

На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Игра 2  «Сковорода» 

5-10 участников игры встают в кружок, берутся за руки. У самых ног чертят круг –«сковороду». Затем все идут или бегут вокруг этого круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испёкся». Затем снова все бегут вокруг круга. Игра повторяется пока не останется одного или двух «неиспекшихся» - победителей.

Правила:

Начинать тянуть на «сковороду» можно после сигнала ведущего.

Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим - «испёкшимся».

Первый ведущий.

Я вижу, ребята здесь собрались ловкие, сильные, умелые! Наши скоморохи устали, проголодались. Давай скорей среду объявлять!

Вместе.

Среда – “Лакомка”, “Сладкоежка”. В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

Второй ведущий: (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами)
Блин добро не один.
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.

Дети поют песню “Ой, блины, блины”.

Мы давно блинов не ели, 
Мы блиночков захотели, 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 


В квашне новой растворили, 
Два часа блины ходили. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

Моя старшая сестрица 
Печь блины-то мастерица. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

Напекла она поесть, 
Сотен пять, наверно, есть. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

На поднос она кладет 
И сама к столу несет. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

Гости будьте же здоровы, 
Вот блины мои готовы. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

Второй ведущий.

Четверг – “Разгуляй”.

Первый ведущий.

День четвёртый будем вместе петь про Масленицу песни.

Второй ведущий.

Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!

Дети поют частушки. Ходят по залу.

1.Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

2. Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

3. Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал!
4. У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть.
5. Сели четверо за стол
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели…
И блины-то все поели!

6. Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!

7. Солнце красное зашло,
Возвращаемся в село
.

Много, много песен спели,

А блинов еще не ели.

8. У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая…
Все мы здесь бедовые!

Первый скоморох.

А у Мишки на носу ели кошки колбасу!

Второй скоморох.

И чего ты раскричался
Будто тебе мух попался?

Первый скоморох.

Кто попался?

Второй скоморох.

Мух!

Первый скоморох.

Кто это мух?

Второй скоморох.

Ребята, он не знает муха!

Вот у воробьихи муж – воробей, у соловьихи муж – соловей.

У курицы муж – петух, а у мухи муж будет мух!

Ха-ха-ха!

Первый скоморох.

А сейчас конкурс танцевальный.

Кого ноги в пляс ведут, скоморохи наши ждут!

Дети танцуют “Барыню”.

Первый ведущий.

Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять!

Второй ведущий.

Пятница – тёщины вечёрки!

Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы 
К тёще едет на блины!

Первый ведущий.

К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

Второй ведущий.

Как на маслену неделю
Блины по небу летели,
Их была большая стая,
Только мы их не достали!

Второй ведущий.

А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!

Игра “Почта”.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.

Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.

Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется. 

Первый скоморох.

Погляди, народ! К нам Весна идёт!

Появляется Весна в красивом платье.

Весна.

Я – Весна!

Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май – 
Сколько хочешь гуляй!

Второй скоморох.

Здравствуй, Весна-красна!

Весна.

Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью, с великой милостью! 
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!
С овсом усатым, с чёрною смородиной!
Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!

Появляется зима под звук метели.

Зима.

Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?

Весна.

Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,

Пора и честь знать!

Зима.

Ах, вот ты как!
Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна.

А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!

Зима.

Я тебя снегом вымою-вымою!
За ворота выгоню, выгоню!

Весна.

А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсь
Стану ещё краше на просторах наших!

Зима.

Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.

Но без боя я не уступлю своё место! (Бросает в весну снежком)

А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!

Весна.

Те кто Весну ждёт ко мне!

Конкурс «Накорми соседа»

Двое участников с завязанными глазами кормят друг друга блинами, кто первый съел, тот и выиграл.

Зима.

Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!

Первый ведущий.

Прощай, Зима, прости ты нас,
Что мы рады Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем!

Второй ведущий.

Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем! 
(Машут руками)

Первый ведущий.

Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!

– “Прощённый день”, “Проводы Масленицы”

Второй ведущий.

Со словами: “Простите Христа ради” все просят друг у друга прощения и обмениваются подарками.

Выбегают скоморохи колесом.

Первый скоморох.

Прости меня!

Второй скоморох.

И ты прости меня! (Целуются)

Первый скоморох.

В воскресенье мы с Масленицей прощаемся, 
В воскресенье слезами умываемся.

Второй скоморох.

Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.

Учитель:

Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символа ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Лицо масленнице не рисовали, потому что считали, что, нарисовав лицо, в чучело вселяется душа. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за село его топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.

Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.

В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.
Учитель:

Вот и закончился весёлый и радостный праздник в жизни земледельца. Да, у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе - то, чего, возможно, никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.

Второй ведущий.

Масленицу провожаем, весну-красну встречаем.
Гостья погостилась, с зимушкой простилась,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну окликают.
Первый ведущий.

А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!

Второй ведущий.

С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

А за праздник вам – Спасибо!




Сценарий школьного праздника "Масленица"
  • Классному руководителю
Описание:

Основной идеей данной разработки является создание условий для достижения успехов каждым учеником, вне зависимости от его успешности в учебной деятельности. 

Разработка предполагает, что в процессе подготовки и проведении праздника у учащихся формируется дар слова, преодолевается закомплекосванность, воспитывается толерантность, уважение к традициям народа. 

Разработка предлагает игры, песни, танцы. Сценарий можноиспользовать как в обычном, так и в малокомплектном классе. Он обеспечивает участие каждого ребенка, что позволяет поддержать иетерс, творческую активность, учесть индивидуальные и возрастные особенности. 

Автор Данильченкова Ольга Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 596
Номер материала 27531
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓