Главная / Русский язык и литература / Сценарий школьного литературного бала

Сценарий школьного литературного бала

Ах, этот бал!..»

(литературный вечер)

 

Цели:

  1. Познакомить с традициями русского дворянского бала конца 18века начала 19 века.

  2. Оживить в памяти учащихся изученные на уроках русской литературы художественные произведения, связанные с традициями русских балов.

  3. Воспитывать любовь к прекрасному, стремление к хорошим манерам.

  4. Подвести учащихся к пониманию  того, что в человеке всё должно быть прекрасно: внешний вид, речь, отношения молодых людей друг к другу.

Ход:

( Участники вечера в бальных костюмах. Звучит музыка 19 века )

Ведущий1.  Добрый вечер, дорогие дамы и господа! Всех приветствую вас на школьном балу. Вы все имеете возможность пройти тур вальса, поскользнуться во время  мазурки, получить приз «лучшей пары бала», то есть почувствовать себя иными, чем обычно, может, чуточку возвышенными. Даже если не умеете танцевать – обязательно научитесь во время бала.

 

Ведущий 2. В ходе вечера жюри будет оценивать вас. В конце бала барышням будут

присвоены титулы: «мисс Очарование», «мисс Активность», «мисс Знание»

 Ведущий1. А кавалерам – титулы: «мистер Галантность», «мистер Активность», «мистер Знание». И на таком прекрасном  балу никак без лучшей пары. Жюри выберет лучшую пару бала.

   

  Ведущий 2. Дворянский бал в наше время – это необычное явление, особенно если учесть, что в течение прошлого столетия традиции русских балов практически стерлись из памяти народа.

В стенах современной школы невозможно абсолютно точно воспроизвести дворянский бал середины 19 века.

  Ведущий 1. В настоящее время бал понимается довольно широко. Обращаясь к этой форме культуры, важно последить её исторические истоки, исконный смысл.

       ( Выступления учащихся)

1-й ученик: Подготовка к балу была длительной и входила в общую задачу воспитания молодого поколения дворян. Бал – это событие в жизни общества, преследующее определенные символические цели., то есть ритуал.

       Какой бы ни бал: придворный, общественный или частный – правила его поведения были незыблемы: на балах нельзя было танцевать под фортепиано – только под оркестр. Бал обязательно предусматривал большой зал для танцев, зал для игры в карты, комнаты, где могли бы привести себя в порядок дамы, буфет. На бал нельзя было явиться в скромном наряде. Обязательным атрибутами были живые цветы, перчатки – и удам, и у кавалеров.

 

    Ведущий 1. А почему так важно было соблюдать все эти правила?

    Ведущий 2. А потому, что сейчас мы с трудом владеем только одним языком общения – вербальным, словом. Тогда же существовал язык жеста, взгляда, костюма. Костюм должен говорить. Сейчас у нас внешность одно, всё остальное – другое. Костюм должен и говорить, как должен говорить ваш жест, ваш взгляд. То же самое можно сказать о танце.

      2-й ученик.  Танец одно из средств общения. Танцы на балу выстраивались в четкий определенный порядок.: полонез нельзя танцевать в середине бала. Полонез открывает бал и зачастую завершает его. Полонез – тане истинно рыцарский, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но не страстное, а сдержанное, исполненное большого внутреннего достоинства и такта.

Цель полонеза – привлечь внимание к кавалеру, выставить напоказ его красоту, его щегольской вид, его воинствующую и вместе с тем учтивую осанку.

     

        3-й ученик. Исключительной отточенностью  движений отличался кавалер первой пары, примеру которого следовали  все остальные. Хозяин открывал бал не с самой молодой или самой красивой, но самой почтенной дамой. Вслед за ними начинали движение, вступали в танец лучшие из представителей собравшегося общества, поступь и осанка которых вызывали восхищение  всех приглашенных.

       

         Ведущий 1. Наташа Ростова из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» на своем первом балу с нетерпением ждала окончания полонеза. Этот танец   она  тогда еще не танцевала, а ей так хотелось.

          Ведущий 2. Начинается полонез!

      (  Звучит музыка для полонеза.  Все вступают в танец )

 

         Ведущий 1. Бал сегодня – это времяпровождение с плясками  или  еще как их называют вечеринками. Люди собираются, чтобы просто хорошо провести вечер. Бал же – всегда событие в жизни общества, имеющее конкретное символическое значение.

         4-й  ученик. Вот пример одного из балов конца царствования императора Никлая Павловича. Это «костюмированный бал, когда в зале Благородного собрания все губернии были представлены своими национальными костюмами. Конкретная идея – единство нации. В 1878 году – русская гвардия вернулась из болгарского похода. Закончена военная компания. В честь этого прием в Зимнем Дворце и торжества по всей России. Раненые офицеры были  на первых ролях на этих  балах. Во второй половине 19 века в основном устраивались благотворительные балы: в пользу бедных детей, в пользу раненых офицеров и т.д.

       Ведущий 2. Образ русского бала занимает большое место в русской литературе.

( Учащиеся показывают  инсценировку отрывка  из какого-либо художественного произведения)

       

       Ведущий 1.  Мазурка раздалась . Бывало,

                             Когда гремел мазурки гром,

                             В огромной зале все дрожало,

                             Паркет трещал под каблуком,

                             Тряслися, дребезжали рамы;

                             Теперь не то: и мы, как дамы,

                              Скользим по лаковым доскам…

     

        Ведущий 2. Мазурка завершает первую часть бала, которая обыкновенно завершается перед ужином.

  ( Все танцуют мазурку)

Ведущий 1. А теперь вызываются самые отважные, галантные кавалеры нашей школы.

( выходят 3 юноши) Прекрасные манеры были  в 19 веке! Эти манеры не только для примера. Этикет должен соблюдать каждый человек в любое время.

Участникам предлагаются вопросы на знание этикета.

  1. Сколько минут должен длиться визит к Даме? (10-15 мин.)

  2. Ваша Дама пригласила вас на свой день рождения. Сколько раз вы можете произнести здравицу в честь именинницы за праздничным столом? ( 1 раз)

  3. Дама пригласила вас зайти в гости к ней вечером. До какого часа вы можете пробыть у не, соблюдая приличия? ( до 22 часов)

   

        Ведущий 2. Следующее испытание. (Юноши демонстрируют предложенные ситуации)

  1. Первый кавалер   у себя дома любуется из окна красивой луной, провожает Даму домой и встречает по пути директора школы.

  2.  Второй кавалер у себя дома показывает свою любимую книгу, провожает Даму домой и встревает по пути своего друга.

  3. Третий кавалер у себя дома  читает стихотворение своей Даме, провожает ее домой и встревает по пути свою тетю.

           Ведущий 1. Котильон – танец, завершающий последнюю часть бала.

            5-й ученик. Котильон – это скорее не танец, а игра. Основу котильона чаще всего составляли вальс или мазурка, а игры могли быть самыми разнообразными. Это могли быть шарады с литературными героями, когда пары подбирались по карточкам. Разыгрывались забавные игры. Весь зал смеялся.

 

   Ведущий 2. А поиграем в игру. Кто лучше умеет читать  стихи.

      (Девушки читают наизусть стихотворения)

     6-й ученик. Вальс!

                           Однообразный и безумный,

                           Как вихорь жизни молодой,

                           Кружится вальса вихорь шумный,

                           Чета мелькает за четой…

Еще сам Петр 1 указал: « Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности (…. ) чтобы танцевали не слишком близко друг другу, что оскорбляло бы приличие…» Из законодательных актов Петра1.

 

     Ведущий 1. Вальс! Танец, обаянию которого уже несколько веков покоряется весь мир. Он царствует и сегодня. Может быть, его редко танцуют, но звучит он постоянно. Вальс всюду: в музыке, серьезной и легкой; в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, в балете и в песне.

 

   Ведущий 2. Выдающиеся образцы вальсов создали композиторы разных стран: Шуберт, Шуман, Равель, Глинка, Чайковский, Глазунов и др.

      Можно с уверенностью сказать - вальс бессмертен ! Он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь. Прислушайтесь: грустит, поет, смеется прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец.

    Вальс продолжается!

(Все танцуют вальс.)

Подведение итогов вечера и награждение участников, присвоение титулов.

Танцы прдолжаются.





Сценарий школьного литературного бала
  • Русский язык и литература
Описание:

Сценарий школьного литературного бала "Ах, этот вальс!"  Этот сценарий доступен для постановки в школе силами учащихся.  

Цель:

-показать красоту и многообразие танцев, исполняемых на балах, и долговечность вальса, описанного в русской классической литературе;

-привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы;

-приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры;

-повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане.

 

 

Автор Полянская Нина Борисовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1971
Номер материала 46943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓