Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСценарий семейного праздника "В гости к Самовару" (Праздник Чая) для учащихся начальной школы

Сценарий семейного праздника "В гости к Самовару" (Праздник Чая) для учащихся начальной школы

Скачать материал

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области»

 

 

 

 

 

 

Сценарий семейного праздника
«В гости к Самовару»
(Праздник Чая)
с учащимися 2  класса.

 

 

 

 

 

Составила и провела:

Соболева Е.К., учитель
начальных классов

 

 

 

 

 

Цели:

1) Дать представление:
-о жанрах устного народного творчества: русских народных песнях, частушках, потешках, загадках, небылицах;
-о русском народном костюме, самобытности русского народа, проявляющейся в культуре проведения праздников;
-о истории чая, правилах его заваривания, целебных свойствах, культуре чаепития.

2) Развивать навык выступления перед зрителями, умение действовать сообща, коллективно.

3) Обогащать словарный запас учащихся, устную (диалогическую и монологическую) речь, знания о фольклорных жанрах, расширять кругозор.

4) Учить правилам культурного поведения в обществе детей и взрослых, прививать навыки этикета.

5) Воспитывать любовь и интерес  к творчеству русского народа, стремление сохранять и обогащать народные традиции.

Оборудование:

1) Пригласительные билеты в форме чашек и загадки (на карточках- «чашках»)
2) Плакат «В гости к Самовару»
3) Шапочка с изображением самовара (для мальчика)
4) Скатерти, чашки с блюдцами, самовар, чайник, заварочный чайник.
5) Русские сарафаны и кокошники, рубашки- косоворотки.
6) Угощение: торт, блины, пряники, печенье, пироги, калачи и баранки, конфеты, сахарный песок, чай (заварка)
7) 2 фартука, 2 кастрюли, 2 столовых ложки, 2 кружки (для игры «весёлые поварята»)
8) «Подарки» для игры «Кот в мешке»: ситечко для чая, орехокол, шумовка, дуршлаг, губка для посуды и т.д.
9) Ложки (инструменты для игры).

 

 

 

 

 

 

                                                 Ход праздника.

Ведущий. Начинаем Праздник Чая, посиделки у Самовара. Встречайте Хозяина и Хозяйку.

Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни. Входят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах. Хозяин на вышитом полотенце держит хлеб-соль, а Хозяйка на подносе - чашку с чаем.

Хозяйка. Здравствуйте , люди добрые. Милости просим. Если величать- так на пороге встречать. Хозяин. Просим вас садиться за столы.
Хозяйка. Мы гостей встречаем.
Все. Чаем, чаем, чаем!
Хозяйка. Первым делом угощаем.
Все. Чаем, чаем, чаем!
Хозяйка. Приглашаем к самовару.
Все. С чаем, с чаем, с чаем!
Хозяйка. И внакладку, и вприкуску.
Все. Чай, чай, чай.
Хозяйка. Пейте чай, друзья, по- русски.
Все. Чай, чай, чай.
Хозяин. А откуда и когда к нам пришел чай?

Рассказ о чае (рассказывают дети).

Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы запомнили эти интересные сведения о чае. Мы проведём «Чайную» викторину.

«Чайная» викторина.

1. Где и когда зародился обычай чаепития?
2. Как появилось название «Чай»?
3. Когда чай впервые появился в России?
4. Почему чай прославился как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников?
5. Почему чай собирали только женщины?
6. В борьбе с какими болезнями помогает чай?
7. Как правильно нужно заваривать чай?

«Чайные» частушки.

1. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте ж под чаёк,
«Чайные» частушки!

2. Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

3. Самовар поёт, гудит
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

4. Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой

5. Лучше лекаря любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку.

6. В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.

7. Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нем пенится
Много сладостей у нас
Даже и не верится.

8. Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

9. Мы пропели, что сумели,
Поплясали от души.
Выходи на круг кто смелый,
Пой погромче и пляши!

Ведущий. Частушки вы хорошо поёте, послушайте песню «Со вьюном я хожу»

Песня «Со вьюном я хожу».

Со вьюном я хожу, с золотым я хожу,

 Я не знаю, куда вьюн положить,

 Я не знаю, куда вьюн положить.

 

Положу я вьюн, положу я вьюн,

 Положу я вьюн на правое плечо,

 Положу я вьюн на правое плечо.

 

А со правого, а со правого,

 А со правого на лево положу,

 А со правого на лево положу.

Ведущий. А загадки наши отгадаете?

Загадки

1. Был листок зелёным- чёрным стал, томлёным,
Был листочек зубчатым- стал листочек трубчатым.
Был он на лозине- стал он в магазине. (Чай)

2. Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).

3. Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал - там и пропал (сахар).

4.Под одной крышей 4 брата стоят (стол).

5. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар).

6. Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит (самовар).

7. Как начнет говорить - разговаривать, надо чай поскорее заваривать. (Чайник)

8. Кольцо не простое, кольцо золотое, блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье…  Ну и объеденье! (Бублик)

Ведущий. По русской традиции - чай лучшее угощение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, бублики, пряники. Встречайте! К нам прибыли гости из деревни «Пирогово» (дети берут со стола пироги, выходят к гостям)

1. В деревне Пирогово
Жили скоморохи.

2 Ели скоморохи
Пироги с горохом.

3 И с капустой, и с картошкой,
И с калиной, и с морошкой.

4. Гости, угощайтесь,
Ешьте, не стесняйтесь.

Ах, какие пироги!
Что за угощение:
И румяны, и мягки,
всем на удивленье!

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что слово «пирог» образовано от слова «пир». Первоначально слово пирог означало праздничный хлеб.

Скоморохи порадуют нас игрой на ложках (дети берут ложки) Ложкари.

1. Бежали по дорожке,
Собирали ложки.

2. Ложки не простые,
Ложки хохломские

3. Вятские, смоленские,
ложки деревенские.

4. Ложки сосчитаем,
В ложки вам сыграем.

5. Ой, жги- говори,
заиграли ложкари!

Ложкари играют под русскую народную мелодию «Во поле, берёза стояла»

Ведущий. Хорош у нас самовар! Красив да удал, жаль только молчит, нечего про себя не расскажет. Ваше благородие, генерал, расскажите нам про жизнь свою, про семью…

Самовар.

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Люди свойские, простые,
Заходите, проходите,
Чайку свежего откушать,
Сказок наших послушать.

Рассказ Самовара о своей семье.

Расскажу я вам про семью свою! Большая она у меня. Прадед мой в древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От него на Руси дед мой народился- кухня самовар. В ней русские богатыри пищу себе готовили.

А отец мой - сбитенник. В нем в старину сбитень варили - сладкий, целебный напиток из мёда. Я по сравнению с ним еще очень молодой, мне чуть больше ста лет.

Родился я на самоварной фабрике в середине 19-го века в городе Туле. Тогда на Руси много мастеров - самоварников было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами.

А вот почему звание у меня генеральское! Еще в детстве возили  меня на выставку во Францию в город Париж и так всем  я понравился, что наградили меня двадцатью золотыми и серебряными медалями. А когда мы вернулись в Россию, попали на ярмарку. Увидел заезжий генерал все мои награды и сказал: «Ай, да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» С тех пор самовар генералом величают. И дети у него есть - все на него похожи. Одни воду греют угольками, другие - от электричества. Есть и племяннички - электрочайнички.

Ведущий. Вот эти ребята приехали к нам из села «Пряничково» (выходят дети с подносами, на подносах - пряники)


1. Пряники, русские пряники
Пряничные избы, дома- терема,
Часы, пастухи, паровозы,
Рыбы, коровы, медведи и козы,
Петухи и чудо- птицы,
Вот какие небылицы.

2. Пряники печатные,
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!

Ведущий. Пряники - одно из самых любимых лакомств людей с давних пор. Чтобы пряники были вкусные и ароматные, в тесто добавляли пряности: корицу, мускатный орех, гвоздику , ваниль. Слово пряник образовалось от слова «пряный».

Ведущий. А теперь послушаем гостей, которые живут в деревне «Блиново» (выходят дети, выносят на блюде блины).

1. Какой же славный стол накрыт!
2. И самовар давно кипит!
3. Чего же на этом столе не хватает?
4. Блинов!  Веселья без них не бывает! ( все вместе )

Ведущий. А ведь правда? Что за праздник без блинов? Блины - одно из самых древних изделий русской кухни, известное еще с 9 века. Наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Если блины на столе - значит само светило благословит начинание. Гости исполнят нам русскую народную песню «Ой блины, блины…»

 

Песня «Ой, блины, блины…»

1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,

ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

2. Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,

ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

3. Напекла блинов штук сто,

А мы просим ещё,

ОЙ, БЛИНЫ, БЛИНЫ, БЛИНЫ,

ВЫ БЛИНОЧКИ МОИ!

Ведущий. Девчата  прибыли к нам из села «Калачёво». Слово «калач» образовано от слова «коло»- колесо. Слово «бублик» заимствовано из украинского языка.  Послушайте весёлые частушки в исполнении девочек (на подносе выносят калачи, баранки, бублики)

Частушки (Девочки)
1
. Эй, девчата- хохотушки,
запевайте- ка частушки!
Запевайте поскорей!
Чтобы стало веселей!

2.Мы частушек много знаем
всяких-разных, непростых,
хорошо тому послушать,
кто не знает ни каких.

3.Пропоём мы вам частушки
замечательны таки,
что пойдут плясать старушки,
затанцуют старики.

4. Сколько раз я зарекалась
под гармошку песни петь.
Как гармошка заиграет,
не могу я усидеть.

5. Если б не было воды,
не было б и кружки,
Если б не было девчат,
кто бы пел частушки?

6. Ой, довольно, мы напелись,
дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту,
за игру весёлую! Всё!

Ведущий. А теперь сядем-ка рядком, да поговорим ладком! (Дети садятся, переговариваются.)

Потешки, небылицы.

 Потешки.
1
. –Федул, чего губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Зашить можно?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.

2. –Иван, у тебя в избе тепло?
-Тепло! В шубе на печи согреться можно.

3. -Сынок, сходи на речку за водицей.
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу есть.

«Небылицы в лицах»
1
. –Здорово, Кума!
-На рынке была.
-Никак, ты, Кума, глуха?
-Купила курицу да петуха.
-Прощай, кума!
-Пять рублей дала.

2.-Лень, отвори дверь, сгоришь!
-Хоть сгорю, да не отворю!

-Разойдись, честной народ,
Не пыли, дорожка!
Добры молодцы идут
Погулять немножко.

Ведущий. Послушайте в исполнении добрых молодцев русскую народную песню «Во кузнице»

Песня «Во кузнице».

1) Во ку-, во кузнице, во ку-, во кузнице

 Во кузнице молодые кузнецы,

 Во кузнице молодые кузнецы.

2)  Они, они, куют, они, они куют.

 Они куют, приговаривают,

3) Пойдем, пойдем, Дуня, пойдем, пойдём,  Дуня.

 Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,

 4) Сорвем, сорвём, Дуне,

сорвем, сорвём, Дуне,

Сорвём Дуне, лопушок, лопушок.

 5) Сошьем, сошьем Дуне,

 Сошьем, сошьем Дуне.

 Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

 Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

 Носи, носи, Дуня,

 Носи, носи, Дуня.

По праздничкам одевай, одевай.

Ведущий. Пропели  добры молодцы лихую задорную песню. По традиции того давнего времени выходят красны девицы с ответной песней.

Песня «Я на горку шла .

1) Я на горку шла,

 Тяжело несла.

 Уморилась, уморилась,

 Уморилася.

 Знамо дело, уморилась,

 Уморилася.

2) Тяжело несла

 Полтора зерна.

 Уморилась, уморилась,

 Уморилася.

 Знамо дело, уморилась,

 Уморилася.

 3) Я домой несла,

 Полтора зерна.

 Уморилась, уморилась,

 Уморилася.

Знамо дело, уморилась,

 Уморилася.

4) Я домой пришла,

Я блинов напекла

Уморилась, уморилась,

 Уморилася.

Знамо дело, уморилась,

 Уморилася.

Ведущий. Хороводы водите хорошо и хорошо песни поёте, а теперь поиграем в игру

Игра «Кот в мешке».

В мешок складывают «подарки» для игроков: ситечко для чая, орехокол, шумовка, дуршлаг, губка для посуды и др. Игроки вынимают  по одному подарку, объясняют назначение, благодарят.

Ведущий. Люди добрые! К нам на праздник пришли старожилы.

Танец «Жила-была бабка» (дети с родителями)

Встают парами напротив друг друга в кружок.

«Жила - была бабка» (танец)

Жила-была бабка, у самой речки,

 Захотелось бабке искупаться в речке.

 Купила мыло, купила мочало,

 Эта песня хороша – начинай сначала.

Ведущий. А вот еще один гость пожаловал к нам. Посмотрите, что он принес. (входит мальчик с большим тортом)

Мальчик. Здравствуй, хозяюшка! Здравствуйте, ребята и гости! Посмотрите, какой у меня торт. А вы знаете, что торт издавна считается главным украшением чайного стола? А произошло это от  латинского «тортус»- крученый, витой. Значит, торт- круглое печенье. Он может быть разным по форме: круглым, овальным, квадратным и даже… трёхэтажным. Большой и вкусный!

Хозяйка. Пока наши гости пели и плясали , самовар давно закипел.

Наш большущий самовар,
Весь горит, как птица жар.
Кран - верток открывается
Чудо- чай наливается!

Сейчас одна из мам  покажет и расскажет нам, как правильно заваривать чай. Посмотрите и поучитесь, чтобы дома самим попробовать.
Самовар шумит,
Баранки на скатёрке- самобранке
И конфеты, и печенье, и душистое варенье,
Подходите, детки, чаем вас сердечно угощаем,
К чаю ароматному прянички печатные
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости заходите.

Дети и взрослые садятся за столы. Чаепитие.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сценарий семейного праздника "В гости к Самовару" (Праздник Чая) для учащихся начальной школы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сценарий семейного праздника будет полезен учителям начальных классов для проведения с детьми и родителями учащихся.

Цели мероприятия: дать представление о жанрах устного народного творчества: русских народных песнях, частушках, потешках, загадках, небылицах; учить правилам культурного поведения в обществе детей и взрослых, прививать навыки этикета, воспитывать любовь и интерес к творчеству русского народа, стремление сохранять и обогащать народные традиции.

Предварительная подготовка: разучивание стихов, песен, частушек, инсценировок, оформление зала     

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 483
    • DOCX 32.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соболева Елена Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соболева Елена Константиновна
    Соболева Елена Константиновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15680
    • Всего материалов: 48

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 271 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 597 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 388 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 221 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов