Главная / Классному руководителю / Сценарий родительского собрания на тему "Человеком быть совсем не просто, или как воспитать в детях нравственные качества" (9 класс)

Сценарий родительского собрания на тему "Человеком быть совсем не просто, или как воспитать в детях нравственные качества" (9 класс)

Родительское собрание

Человеком быть совсем не просто, или как воспитать в детях нравственные качества

Цель собрания:

Формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье

Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и

знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.

Задачи собрания:

Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в семье. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;
Формировать в родителях умение воспитывать в детях нравственные качества;
Показать важность воспитания доброты в детях.

Обсудить с родителями проблемы нравственности.

Провести практическую работу по решению педагогических ситуаций.

Выявить причины детской жестокости на примере фильма «Школа».

Организовать обмен мнениями по воспитанию нравственных качеств.

Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

Прогнозируемый результат:

Осознание родителями необходимости внимательного отношения к проблемам семьи.

Оформление

«Родительское слово на ветер не молвится».
«Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек».

«Нравственность – это разум сердца» Г. Гейне

«Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках» Аристотель


Ход собрания:

Добрый вечер, дорогие мамы и папы.
Воспитывая ребёнка, и учителя, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. В числе важнейших проблем воспитания на данный момент серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России.

«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека». (Или)

Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас: «Затем и молим мы богов о детях, чтоб супостатов наших отражали и другу честь умели подавать».
Сегодня на собрании, я предлагаю поразмышлять на тему «Как воспитать ребенка нравственным » ?

Мы часть слышим эти слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. А все же что же такое нравственность?

Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе, которой лежит потребность служить людям и добру.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Насколько нравственными, добрыми, порядочными будут ваши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль. Как бы много мы не говорили о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.

  • Давайте посмотрим на социологические данные:

  • влияние улицы – 10%.

  • влияние школы – 20%

  • СМИ – 30%

  • семья – 40%.

Таким образом, мы видим: семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.


Семья—один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных.

Кризисные явления в жизни семьи:

  • Разрушены нравственные представления о браке к семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;

  • Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

  • Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.

  • Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.

  • Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компании сверстников. Всё это приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей. Для России с её многовековой культурой это противоестественно и гибельно.

Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций, воссоздания традиционного уклада жизни общества и семьи.

Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. Каким образом их воспитывать – мы сегодня и будем вести разговор.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

  • с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

  • Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная
    установка
    , которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а
    приносить максимум пользы
    ». Её нужно формировать в сознании ребёнка с
    того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

  • Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
    является
    способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
    проявлениям зла
    .

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.


Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы не старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Ролевая игра: «Наши жизненные приоритеты», аукцион продажи, например, компьютера, «Доброты», для какой профессии важнее? Каждый стол – отдельная профессия.

Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, большинство из нас понимают важность и необходимость формирования в детях таких качеств как доброта, отзывчивость, милосердие.

А сейчас я прошу вас задуматься над следующей историей:

В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Только спустя годы люди узнали, что в течении многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

- Многого ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каковы были её жизненные ценности? (совершать добро, не требуя ничего взамен)

Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Вот как определяет доброго человека С.И.Ожегов.

Добрый –

1.Делающий добро другим.
2.Несущий благо, добро,
3.Хороший, нравственный,
4.Дружеский, близкий, милый.
5.Безукоризненно честный.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
-А теперь послушайте, как понимают доброту наши дети. (звучит магнитофонная запись с высказываниями детей).
Наши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми.

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок из фильма «Школа»

1. Какое впечатление произвел на вас этот эпизод?

2. Откуда же дети приобрели такой опыт общения? (в семье, с телеэкранов).

Давайте вспомним ещё одну поучительную сказку о том, как молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался мастерить что-то из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что он мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда они состарятся.


Получается, что в таком поведении виноваты сами взрослые? Давайте попробуем выяснить причины детской жестокости.

  • Иногда жестокость выступает средством достижения какой-нибудь цели.

(отнять что-либо).

  • Способ самоутвердиться среди сверстников.

  • Неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, хамство, оскорбление и крики.

Наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

Я прошу Вас подумать и записать в левой колонке таблицы на ватмане, что в семейном воспитании способствует воспитанию доброты, а в правой колонке, что может этому помешать ( родители выходят к доске, аргументируют свой выбор и прикрепляют перышки в центральной части доски, а камешки внизу).

Воспитывать у детей потребности совершать добрые поступки

Факторы,

способствующие воспитанию доброты в семье:

Факторы,

препятствующие воспитанию доброты:






Дети усваивают горький опыт взрослых. Я думаю, Вы согласитесь со мной, что взрослый человек, дающий любовь, всегда воспитывает доброту. А родительская любовь учит ребенка быть внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки.
Родители – это непререкаемый авторитет, эталон, образец для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его.
Добрые чувства закладываются с детства. Это восхищение красотой окружающей природы, забота о людях и животных.

Дети усваивают горький опыт своих родителей. А иногда ребенок просто не умеет себя вести, у него просто отсутствуют навыки культурного поведения. Причиной жестокости у современных детей могут быть компьютерные игры. Чаще всего детей привлекают отрицательные герои, которые сильные, могущественные и грубые. И конечно на проявление жестокости у детей оказывает влияние наше телевидение, где очень много убийств, насилия, крови.

Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубые и жестокие поступки, чаще включать в общение доброе слово и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и конечно родителям необходимо более внимательно относится к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Ребенок это подсолнух – поворачивается к добру как к солнцу. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе.

-Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. В состоянии радости дети охотно берутся за любое дело, у них возникает чувство уверенности в себе, в своих силах. Любое чувство у детей зависит от взаимоотношений в семье. Родители не должны допускать ссор в присутствии детей, злословия и сквернословия.

Я думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту. А родительская любовь учит ребенка быть внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки.
-Вы служите непререкаемым авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его.
-Добрые чувства закладываются с детства. Это восхищение красотой окружающей природы, забота о людях и животных.
Игра , аналогичная, «Да, нет, может быть»:

Представьте, что у вас осталось только одно яблоко. Кому вы его отдадите: вашему единственному ребёнку, бабушке ребёнка, съедите сами, разделите поровну на всех членов семьи. (родители делятся на три группы, обосновывают свой выбор.)

Вот у вас только одно яблоко, всего одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть ещё и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности. Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общей радостью, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастит эгоистом. Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решение некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселей и лучше действовать сообща. Очень важна структура семьи. Лучше если в семье не один ребенок. Даже если один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные.

Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей. Взрослые должны быть честны даже в мелочах. Маленькие дети не понимают двойной морали. Если вы просите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, то дети усвоят навыки такого поведения и честность их будет иметь такой же относительный характер. Ну, а если все же такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелем случившегося, признайтесь, что совершили ошибку, что вам неприятно и вам за это стыдно. Все должны стремиться быть честными, искренними и доверять друг другу. Воспитание должно строится на основе неразрывного единства взглядов, знаний, убеждений и действия дела и слова.

Важнейшим условием развития нравственных качеств является воспитание трудолюбия. А сейчас ответьте на вопросы.

  1. Любит ли ваш ребенок трудиться?

  2. Что он любит делать по дому?

  3. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?

  4. Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?

Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастают таким образом потребители. Необходимо приучать детей выполнять любую домашнюю работу, внушая детям, что любой труд, направленный на благо , благороден.

Вывод: У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности, которые способствуют воспитанию ответственности за порученное дело. Какие факторы влияют на воспитание трудолюбия? Это прежде всего надо поощрять ребенка за самостоятельность и инициативу, качество выполненной работы. Если у ребенка что-то не получилось, не раздражаться, а терпеливо объяснить ему еще раз. Надо чаще практиковать совместный труд детей и взрослых и никогда не наказывать ребенка трудом, это вызовет у него отвращение к труду. Ребенок должен видеть, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.

У каждого человека будь он взрослый или ребенок есть удивительная возможность – возможность мечтать. Иногда мечты сбываются. Давайте и мы сейчас немного помечтаем. Представим наших детей маленькими деревцами, которым еще долго и долго предстоит расти. Мальчики – это небольшие дубки, а девочки – березки, а семья – это та почва, на которой они растут, и тот ландшафт, который их формирует. И вот представим, что уже наши дети заканчивают школу. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какие нравственные качества у него будут сформированы? Вы обратили внимание, что на наших деревьях нет совершенно листьев.

- Я предлагаю вам украсить их зеленой листвой. У вас на столе лежат зеленые листочки, вот на них и напишите те нравственные качества, которые вы хотите видеть в своих детях и поместите их на маленькие деревца. Посмотрите каким красивыми стали ваши деревца. Какими вырастут наши юноши? А какие нравственные качества будут сформированы у наших девушек? И деревца, конечно, тоже вырастут все разными. Но, несмотря на это, вы все хотите, чтобы они выросли честными, добрыми, порядочными, воспитанными, трудолюбивыми, милосердными. Но для этого надо очень и очень постараться.

(Идеальный ребёнок – есть характеристика)

Родительство – самая трудная жизненная задача. Здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность. Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создается ни книга, ни картина, а новый человек. Это наиболее сложный вид творчества. Ведь ребенок является не пассивным материалом, а активным живым существом. И задача родителей состоит в том, чтобы научить его быть человеком, научить его быть счастливым и дарить счастье другим людям.

(Идеальные родители, идеальные родители глазами детей есть характеристика)

- Мы много сегодня говорили и размышляли о нравственном воспитании детей. И мне хотелось бы Вам предложить опыт психолога А.Толстых, который сформулировал советы разумному воспитателю (учитель читает; листы, с напечатанными советами, дарит каждому родителю).
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже.
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
6. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Джордж Бернард Шоу сказал: «Если у двух человек есть по одному яблоку и они обменяются ими, у них опять окажется по одному яблоку. Но если у двух человек есть по одной идее и они обменяются ими, у каждого будет уже по две идеи»


Решение родительского собрания.
1. В отношениях с ребенком следовать советам разумного воспитателя, сформулированных А.Толстых.

2.

3.



7



Сценарий родительского собрания на тему "Человеком быть совсем не просто, или как воспитать в детях нравственные качества" (9 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

Воспитывая ребёнка, и учителя, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. В числе важнейших проблем воспитания на данный момент серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России.

Цель собрания - Формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье.

С помощью методических тренингов, приёмов можно добиться положительного результата: осознания родителями необходимости внимательного отношения к проблемам семьи.

 

Автор Дьячкова Надежда Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1185
Номер материала 51573
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓