Главная / Классному руководителю / Сценарий Презентации к классному часу "Дети войны"

Сценарий Презентации к классному часу "Дети войны"

Дети войны


(литературно-музыкальная композиция)


Оформление:


  • рисунки детей «Мы рисуем мир»;

  • плакат « Дети войны»;

  • выставка художественной литературы о подвигах детей и подростков во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. «Они сражались за Родину»;

  • отрывок из к/ф «Это было в разведке» (героическо-приключенческий фильм о двенадцатилетнем разведчике, герое Великой Отечественной войне);

  • презентация.


Дети исполняют песню «Ветераны» (муз. Д Трубачева, В. Трубачевой, сл.А.И.Пилецкой).


Ведущий.

Год 39-40 Фашизм «гуляет» по Европе.

Год 1941. Лето.

Итак, страница за страницей

Берем листки календаря,

Встает рожденная с боями

Родная родина моя.

(звучит мелодия школьного вальса, кадры фильма о выпускниках школ, предрассветная Москва).

  1. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. 21 июня, суббота. Выпускные балы в школах. Юноши в строгих костюмах, девушки в бело-розовых платьях. Счастливые лица, устремленные в будущее интересные планы, мечты, мечты в вихре вальса. Долгожданный рассвет….22 июня….4 часа.

(звучит «Священная война»).

  1. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду труппы людей, еще недавно думавших о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтавших о любви и счастье.

Шло детство, поспела клубника

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слез удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюде забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.


Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучая и друзей.

Как смерч, врываясь в мирные дома,

Их рушит яростно, не ведая сама,

Что веру в разум убивает

И души пламенем отчаянья сжигает.


  1. (На «Минском шоссе» А Кулешов)


Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Ещё вчера хотелось вдоль дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.


И мать несла его, теряя силы,

В пути минуты длились, словно дни,

Все время сыну непонятно было,

Зачем свой дом покинули они.


Что значат взрывы, плач, дорога эта!

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зеленой у кювета,

Раскинув руки, вместе с мамой спят!


Как тяжело выслушивать вопросы…

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать!


Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От бомбы не успевшие уйти.


И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг,-

В его глазах, недавно безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.


Так детство кончилось. Он прежним больше не был.

Он шел и шел. И, чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.



Ведущий

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война


В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.


В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что не вернется радость,

В город, где дома без стен.


Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война.

А седины ребячьих челок…

Разве этому есть цена?

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.


Сколько вас? Попробуй перечислить-

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.



ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ, ЗА СОБОЮ ПОЗОВИ!

(звон колокола хатынского дома)


1941 год. Нет, невозможно найти оправданье:

Было селенье (26 дворов)- осталось названье… «ХАТЫНЬ».

Вражьи солдаты ворвались, как звери,-

И птицы, и хаты, и люди сгорели.


Молчу и плачу в этот миг.

Как дети в пламени кричали!

И до сих пор не смолк их крик.

А жить им хотелось!

А жизнь так манила!

Все в небо ушло,

Черным облаком сплыло.


ИЗ 149 жителей деревни заживо сгорели 75 детей!


Какое преступление перед миром совершили Юзик Иотко, которому исполнился всего лишь год? В чем провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новицкий, Вова Караван, кому помешал семинедельный Толик Яскевич и тысячи, миллионы других детей? Кто даст на это ответ?


Фашисты только в одной Белоруссии уничтожили 9 тысяч 200 сел и деревень. Расстреляли, замучили и сожгли свыше 2 миллионов 200 тысяч граждан .


Пусть вечный огонь,

Что зажжен в безутешной Хатыни,

КАК ВСХОДЫ, КАК НЕБО,

ПЫЛАЕТ, ЗЕЛЕНЫЙ И СИНИЙ.

Пускай это полымя

Житом и жарким, и спелым

Поклонится в ноги

Дворам ее окаменелым,

Порогу холодному,

Всей обезлюдевшей хате

Пусть горе, уснувшее в камне,

Проснется в набате


(зачитываются слова с плаката):

«Люди добрые, помните, любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»


Ведущий.


Что может быть страшнее смерти ребенка?

Дети на войне….

Есть поговорка: « На войне детей не бывает».

Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно.


Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И черного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.


Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.


  1. Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал обезвреживать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в тринадцать лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами.

  2. О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своем дневнике немецкий содат: »Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина


.Четвертые сутки… А выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

С жизнью своей расставаться.


Воды бы глоточек! Один лишь бы взгляд

На небо, на рощицы дальние!

«Идемте! Я знаю тропинку в отряд!»-

Решает разведчик израненный.


С врагами мальчишка один на один.

Куда же ведешь ты их, Миша Куприн?


Ведет сквозь орешник и ельник.

Родное, знакомое место. Сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой…

Ну, вот и пора!


Прощайте! Держитесь, Ребята!

С врагами мальчишка один на один

Так что же задумал ты, Миша Куприн?

А Миша стоял – поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд провести?

Вот кусты!

Бегите! Громите! Не мешкайте!


Ликуют фашисты: мол наша взяла,

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле. А там у села

Виднеются их же казармы.


В глазах у Миши лазоревый свет….

А было мальчишке 14 лет.


  1. Героический подвиг совершили пионеры деревни ИМЕНИЩИ Ленинградской области. Немцы согнали детей и послали их очищать установленные советскими войсками минные поля. Дети сняли мины, но в отместку фашистам за страшную смертельную работу установили их на дороге, по которой должен был отправиться карательный отряд. На этих минах подорвались 14 фашистских солдат и их командир- полковник.

  2. Саша Ковалев - ленинградский пионер – стал юнгой на боевом катере. Мужественно нес он свою боевую службу, а вскоре был награжден орденом Красной Звезды. В одном бою огневой налет врага угрожал кораблю взрывом. Спасая катер, Саша получил тяжелое ранение и умер на боевом посту . За подвиг в бою Саша Ковалев посмертно награжден орденом Отечественной войны ! степени.

  3. Ваня Андрианов из села Ново-Михайловское Калужской области предупредил советских воинов о фашистской засаде. Ползком по снегу, под огнем заметивших его гитлеровцев Ваня перебрался к нашим и провел бойцов в тыл врага. Фашисты были уничтожены. Ваня Андрианов был награжден Орденом Красной Звезды.

В сорок третьем в атаке

сквозь крутые снега

Шли ребята на танке,

Сокрушая врага.


Фашистские танки все ближе,

И , кажется, выхода нет,

Но встал на пути мальчишка

Неполных 15 лет.


Зажав, как заветную книжку,

Гранат смертоносный пакет,

На танки рванулся мальчишка

Неполных 15 лет.


Да разве легко в атаку?

Попробуй дрожь унять.

И навстречу танку

С последней гранатой встать.

Навстречу огню полшага!

Сотни стволов в одного.

И вот, проявив отвагу,

Всегда кто-то первым встает!

Ведущий.

Никто из них не помышлял о славе,

О ней ли думать в страшный час?

Когда родную землю топчет и поганит

Проклятая германская орда.


Ведущий

Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине….Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои…Орлята Великой Отечественной войны!

(Демонстрация отрывка из к/ф «Это было в разведке» (эпизод подрыва ж/д моста), ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Соколёнок»).


Леня Голиков. Когда враги оккупировали родную землю, встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады.

Однажды, выполняя боевое задание, Леня подорвал гранатой машину, в которой ехал гитлеровский генерал. Леня доставил в партизанский штаб документы, они самолетом были доставлены в Москву. В одном из сражений Леня погиб. Ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Ефрейтор Василий Трофимович Артемов. (Мать убили фашисты, отец пропал без вести). Когда закончилась война, ему было 12 лет. 3года он провел на фронте и за высокую доблесть получил 5 боевых наград. На оборванного, грязного мальчишку, клянчившего подаяние, никто не обращал внимания ,а он ко всему приглядывался, стараясь запомнить, где у немцев пулеметные гнезда, в каком месте замаскированные орудия установлены…. Был и побег из плена, а однажды он спас жизнь командира, выстрелив в притаившегося снайпера; один почти безоружный обратил в бегство 10 фашистских головорезов. … И все это делал солдат, который начал войну в 9 лет.

Мальчишеский подвиг его достоин самой высокой памяти.


Медалью «За оборону Сталинграда» был награжден 8-летний Игорь Михайлов. Во время обороны крепости на Волге он находился на батарее, которой командовал его отец. Вместе с бойцами Игорь стойко и храбро переносил опасности и лишения. Как мог , помогал бойцам: приносил им письма, газеты, воду, собирал и передавал командованию немецкие листовки и не раз выслеживал вражеских разведчиков. Когда немцы были разбиты, осенью 19444 года он поступил в первый класс 95-й школы г.Москвы.


( надписи на плакатах: «Около 20 тысяч пионеров, участников обороны столицы нашей страны, награждено медалями « За оборону Москвы».


15.249 ленинградских пионеров – активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду - медаль «За оборону Ленинграда»).

Ведущий

Помните, ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ, это особая категория людей. В осажденном городе тысячами погибали от голода.


Я к ним подойду. Одеялом укрою,

О чем-то скажу, но они не услышат.

Спрошу, не ответят…

А в комнате трое,

Нас в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю, не встанут. Я все понимаю…

Зачем же я хлеб на три части ломаю?


Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо на уроке.


Девчонка руку протянула

И головой на край стола.

Сначала думали: уснула,

А оказалось, умерла.


Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.


Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Год сорок первый… Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

(Звучит «Реквием»)


Ведущий

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей

54 тяжелобольных ребенка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

  1. Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

  2. 260 концлагерей было организовано гитлеровцами только в Белоруссии в 1941-44 годах

  3. Лагерь смерти МАЛЫЙ ТРОСТЯНЕЦ. Он был организован тайной полицией для мирных гражданМассовые расстрелы заключенных… трупы убитых фашисты сбрасывали в заранее приготовленные траншеи, засыпали землей и утрамбовывали гусеничным трактором. Сжигали в кремационной печи. Сюда подъезжали душегубки, на которых гитлеровцы привозили для сожжения очередные жертвы.

  4. В этом лагере было замучено, повешено, расстреляно и сожжено свыше 206 тысяч 500 мирных граждан: женщин, стариков и детей.

  5. Концлагерь для детей в Гомельской области. Жертвами его стали сотни детей в возрасте от 8 до 14 лет.1990 детей гитлеровцы вывезли из лагеря в Германию и превратили их в поставщиков крови для фашистских солдат и офицеров.

В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то эсэсовцы бросали живых детей в раскаленные печи.

(Звучит песня «Ах, война, что ты сделала…» муз. и сл. Б. Окуджавы)


Своими воспоминаниями делятся ветераны, пришедшие на встречу с ребятами: Гринкевич Борис Владимирович и Воронов Виктор Архипович.


Сегодня мы не можем не вспомнить тех мальчишек и девчонок, которые помогали фронту в тылу:

- работали на заводах и фабриках, подставив ящики под ноги, чтобы достать до станка,

-на военных заводах собирали оружие;

- в госпиталях писали письма родным и близким солдат, которые не могли из-за ранения сами написать;

-ремонтировали обмундирование;

-готовили подарки бойцам на фронт;

-работали в колхозах, пахали землю, выращивали хлеб;

-собирали грибы для фронта;

-собирали фрукты для солдат;

- а вот так весело и дружно, с горном и барабаном, наши земляки, пионеры Глуховского хлопчато-бумажного комбината выходили на прополку овощей.

Ведущий

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.


МИНУТА МОЛЧАНИЯ


Ведущий

Язык цифр скуп… Но все же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве этой войны по 1 минуте молчания, то нам пришлось бы молчать примерно 26 миллионов минут – это 49,5 лет!!!

(Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).

Ведущий

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!

.

(Ребята исполняют песню «Детство-это я и ты», муз. Ю.Чичкова, ст. М Пляцковского).

Сценарий Презентации к классному часу "Дети войны"
  • Классному руководителю
Описание:

Дети войны

 

(литературно-музыкальная композиция)

 

Оформление:

 

·        рисунки детей «Мы рисуем мир»;

·        плакат « Дети войны»;

·        выставка художественной литературы о подвигах детей и подростков во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. «Они сражались за Родину»;

·        отрывок из к/ф «Это было в разведке» (героическо-приключенческий фильм о двенадцатилетнем разведчике, герое Великой Отечественной войне);

·        презентация.

 

Дети исполняют песню «Ветераны» (муз. Д Трубачева, В. Трубачевой, сл.А.И.Пилецкой).

Автор Журавлева Ирина Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 704
Номер материала 38365
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓