Главная / Музыка / Сценарий праздника "Международный день музыки" 1 октября.

Сценарий праздника "Международный день музыки" 1 октября.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЫКИ

(1 октября)

У ч а с т в у ю т: Гном-ведущий, Нота, дикари, Шаман.

П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а: для изготовления одежды дикарей понадобятся шкуры – куски искусственного меха для одежды, барабаны-тамтамы; костюм Ноты состоит из круглой шапочки черного цвета с хвостиком на макушке и юбочки, разрисованной нотными знаками. Понадобятся также фонозаписи музыкальных отрывков разных характеров. Аудитория украшена плакатом «День музыки», а также высказываниями разных композиторов о музыке («Музыка – душа моя» М. И. Глинка и др.). Готовятся исполнительские номера – танец дикарей, инсценировка песни «Эй, ухнем», хоровые и танцевальные номера.

В мероприятии могут принимать участие фольклорные, хореографические и хоровые ансамбли, а также дети, которые учатся в музыкальных школах и студиях.


Звучит веселая музыка. Выбегают Гном и Нота. Музыка приглушается.


Гном. Любят музыку все дети, любят взрослые ее.

На своей большой планете мы танцуем и поем.

Нота. И сегодня праздник славный. Поздравляю я вас всех.

И налево, и направо музыкальный слышен смех.

Гном. Музыка везде, повсюду: лес шумит, поет петух.

Этому мы рады чуду. И давайте скажем вслух:

Гном и Нота (хором). С Днем музыки!

Гном. Да, сегодня мы отмечаем День музыки.

Нота. И, как уже было сказано в стихах, музыка окружает нас повсюду. Мы слышим музыку в голосах птиц и шуме ветра, в весенней капели и блеске солнечного утра! А, кроме того, музыка – это песни, танцы, марши. Это особое искусство – искусство звуков.

Гном. Но откуда и когда появилась музыка? Откуда взялись мелодии, когда не было у людей еще ни домов, ни радио, ни телевизоров, и сами люди жили в пещерах?

Нота. Это верно, тогда люди и нот-то не знали. Даже я, Нота, музыкальный знак, которым записывается музыка, появилась гораздо позже.

Гном. А все началось вот как. Представьте себе общество первобытных людей. И вот под звук примитивного барабана первобытные люди танцуют вокруг костра.


Раздается звук тамтама. Выходят дикари и под звуки барабана выполняют ритмичные движения. Тамтам стихает.


Нота. Сначала существовал один лишь ритм. Люди отбивали ритм своих движений ладонями по древесному стволу или пню. Потом только появились первые музыкальные инструменты – барабаны и тамтамы, обтянутые кожей животных. А также палочки, которыми по ним ударяли.

Гном. Люди совершали ритмические действия либо когда просили духов природы помочь им, либо когда исполняли свой особый танец радости.


Выходит Шаман. Он начинает без слов импровизировать произвольный напев. Дикари поклоняются ему, затем уходят.


Гном. Шаманы сочиняли примитивные мелодии, подражая гулу ветра или шуму дождя. Этими мелодиями они старались унять непогоду или умилостивить солнце теплее греть.

Но человеческое общество развивалось. И с развитием цивилизации люди начали думать, как бы научиться записывать музыку. Ведь человечество уже изобрело грамоту и пыталось записывать мелодию знаками.

Нота. Да. Но долгое время не существовало единой системы записи музыкальных звуков. Например, в России была так называемая крюковая система. При ней звуки записывались значками, похожими на разные фигурные крючки. Эта система была очень сложной. Но в 10-м веке в Италии жил один монах по имени Гвидо. Был он из местечка Д'Ареццо. Поэтому его так и прозвали Гвидо Д'Арецци. Он придумал записывать звуки кружочками – нотами.

Гном. А ноты эти он решил располагать на специальных четырех нотных линейках. Если звук был высоким, то его ноту писали выше на линейках. Если звук низкий – то ниже. Так впервые в мире появились нотная строчка, которая сохранилась и до наших дней.

Нота. Гвидо Д'Арецци изобрел четыре нотных линейки для записи нот, а со временем число линеечек увеличилось до пяти. И в современном музыкальном искусстве их называют нотным станом, или нотоносцем.

Гном. Как известно, этими линейками пользуются и до сих пор очень успешно.

Нота. Но давайте от разговора о том, как придумали записывать музыку, перейдем к разговору о самой музыке. Ребята, вспомните и расскажите нам, какая бывает музыка.


Ребята перечисляют: тихая и громкая, грустная и веселая, высокая и низкая. Если ребята затрудняются, Гном и Нота помогают давать ответ.

Гном. А еще музыка появилась, когда люди при тяжелой работе делали вместе выкрики, помогая себе при этом.

Нота. Да-да. Представьте, что мы все вместе тащим тяжелый груз.


Гном и Нота делают вид, что приподнимают с земли тяжелый предмет.


Гном. Чтобы легче тащить, люди при этом помогали себе возгласами, приговаривая, например, так: раз-два, взяли, еще взяли!

Нота. Вот из таких возгласов и возникли первые, самые простые человеческие песни. Наверное, многие из вас слышали русскую народную песню «Эй, ухнем». Так вот как раз эта песня возникла на основе трудовых возгласов. Это была песня лесорубов, которые топорами валили тяжелые высокие деревья. Поэтому другое название песни – «Дубинушка», и в ней есть такие слова: «Эй, дубинушка, ухнем, эй, зеленая, сама пойдет».

Нота. Так и кажется, что под этот припев люди всей силой наваливаются на дерево, чтобы повалить его. Давайте посмотрим инсценировку по этой песне.


Идет показ инсценировки по песне «Эй, ухнем».


Гном. А потом народ стал создавать песни, в которых показ трудовых действий стал просто игрой. И под звучание этих песен люди стали делать инсценировки, водить хороводы. Например, всем хорошо известная хороводная песня – «Во поле береза стояла». Давайте посмотрим ее исполнение и хоровод.


Идет исполнение хоровода «Во поле береза стояла».


Нота. Наконец, в мире стали возникать музыкальные школы, где люди начали учиться сочинять музыку. И сегодня, спустя несколько столетий, все любим музыку таких композиторов, как Михаил Иванович Глинка или Петр Ильич Чайковский.

Гном. Да, ведь эти композиторы написали так много прекрасной музыки специально для детей. Вот, к примеру, «Полька» композитора М. И. Глинки. Сейчас мы услышим ее мелодию и увидим, как этот танец танцевали. Ведь полька – особый танец, его танцуют парами, чередуя ходьбу с подскоками.


Идет хоровое и хореографическое исполнение «Польки» М. И. Глинки.

(Текст для хора – М. А. Давыдовой.)


Мы танцуем польку, не устав нисколько.

Мы танцуем вместе, не стоим на месте.

Ах, этот танец такой заводной,

Славно танцуем вдвоем мы с тобой.

Ах, этот танец такой заводной,

Славно танцуем с тобой.

(Повторить два раза.)


Нота. Послушай, Гном, а ведь ты у нас тоже гость не обычный, а музыкальный.

Гном. Да, я умею играть на свистульке.

Нота. Так, может быть, ты нам покажешь свое умение.

Гном. Я хочу, чтобы в конце нашей встречи все ребята вместе со мной приняли участие в детском шумовом оркестре. Вот сейчас я раздам вам музыкальные инструменты, которые здесь мы приготовили, – бубны, ложки, треугольник, погремушки. Слушая красивую музыку, которую написал великий русский композитор П. И. Чайковский, мы тихонечко подыграем ее звучанию. (Раздает детям инструменты, показывая, как на них играть.)

Нота. Я только хочу рассказать, что мы будем слушать марш из балета Чайковского «Щелкунчик». Представьте себе, ребята, новогодний вечер. В центре большой комнаты стоит нарядная украшенная елка. А возле нее играют ребята – маршируют мальчики, словно настоящие солдаты, и танцуют девочки.

Гном. Вот вы и послушайте внимательно этот марш и тихонечко подыграйте ему на своих инструментах.


Идет прослушивание и шумовое сопровождение «Марша».


Нота. Какой прекрасный у нас сегодня получился День музыки. Ребята узнали о том, откуда возник этот красивый вид искусства, послушали народные песни и музыку русских композиторов М. И. Глинки и П. И. Чайковского.

Гном. Но, я думаю, что наши ребята знают также имена и композиторов других стран – Моцарта и Бетховена.

Нота. Но давайте поговорим об их творчестве в другой раз, на следующем Дне музыки.

Гном. Согласен. До новых встреч, ребята!



Сценарий праздника "Международный день музыки" 1 октября.
  • Музыка
Описание:

В увлекательной форме, с помощью театрализованной постановки учащиеся приобщаются к прекрасному,  знакомятся с различными по характеру музыкальными произведениями,  постигают историю музыки, запоминают имена великих музыкантов, расширяют свой кругозор. С помощью таких праздников, мы- педагоги, можем пусть хоть и семимильными шагами, но менять картину мира в духовной жизни ребенка. Материал сценария включает в себя метапредметные связи  хореографии, музыки, истории, литературы, сценического искусства, ИЗО, технологии, математики и иностранного языка. Учитель музыки может включать этот праздник в сетку мероприятий школы.

Автор Козелова Елена Сулеймановна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1072
Номер материала 13127
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓