Главная / Начальные классы / Сценарий педагогического совета МБОУ «СОШ № 6». РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС. РАЗВИТИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ И УРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Сценарий педагогического совета МБОУ «СОШ № 6». РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС. РАЗВИТИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ И УРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

города КОЛЬЧУГИНО











Сценарий педагогического совета МБОУ «СОШ № 6».

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС. РАЗВИТИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ И УРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


Номинация. Разработки (сценарии) педагогических, методических (научно-методических) советов, конференций, занятий профессиональных сообществ педагогов.







Автор. Андрицьо Ирина Валентиновна,

заместитель директора школы

по учебно-воспитательной работе ,

учитель начальных классов высшей

категории











Аннотация.

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость более пристального изучения тех новых требований, которые выдвигает общество и время. Перед школой стоит задача внедрить в практику работы учителей новые формы, методы и способы формирования учебных действий. Задача педагогического совета рассмотреть отличительные особенности ФГОС второго поколения, показать роль универсальных учебных действий в достижении требований к результатам основной образовательной программы.

Материал может быть полезен педагогам начальной школы.

Содержание.

1. Введение стр. 3

1.План подготовки к педагогическому совету стр. 4

2.Задачи педагогического совета стр. 4

3.Доклад Андрицьо И.В., заместителя директора по УВР стр. 4-14

Формирование УУД как фактор повышения качества

Образования.

4.Литература стр. 14-15

4.Решение педагогического совета стр. 15

5. Приложение
















Введение


С сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, отличительной особенностью которых является формирование УУД (универсальных учебных действий).

Приоритетом современного образования гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:

- самостоятельностью в принятии решений и выборе;

- умение отвечать за свои решения;

- способность нести ответственность за себя и своих близких;

- готовность к действиям в нестандартных ситуациях;

- обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.








Сценарий педагогического совета

Задачи педагогического совета.

1. Рассмотреть отличительные особенности ФГОС второго поколения.

2. Показать роль универсальных учебных действий в достижении требований к результатам основной образовательной программы.

  1. Показать способы формирования универсальных учебных действий.

План подготовки к педагогическому совету.



  1. Оформление стенда по теме педагогического совета

  2. Проведение малых круглых столов по теме педагогического совета

  3. Осуществление компьютерной поддержки (презентаций), сопровождающих доклады на педагогическом совете.

  4. Исследование сформированности универсальных учебных действий в 1 – 3 классах начальной школы.

  5. Подготовка выставки новинок литературы по тематике педагогического совета.

  6. Оформление зала для проведения педагогического совета.


Форма проведения педагогического совета.

Форма проведения педагогического совета – круглый стол.


Основной доклад.

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникает необходимость более пристального изучения тех новых требований, которые выдвигает общество и время. Хочется привести тезис из выступления президента Российской Федерации Д. Медведева на  заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшемся 15 октября 2008 года: «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития». С чем же связано введение новых образовательных стандартов?

В советский период наше государство обладало блестяще продуманной и отработанной системой образования, четко выполняющей социальный заказ государства и общества, а с точки зрения формирования научного потенциала страны мы были впереди большинства государств. Однако с изменением государственной системы, а отсюда- и общественных отношений и социокультурной среды большинство профессиональных педагогов  замечают, что многое из того, что вчера давало ощутимые результаты в образовании, сегодня «не срабатывает» или работает недостаточно, неэффективно.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а применить их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила,  но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями,  не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Не случайно современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля.

Нельзя сегодня не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них слабая мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение педагога, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.  Психологи отмечают, что современные дети во многом отличаются от учеников 80-90 годов прошлого века. Во-первых, современные дети более информированы практически по любым вопросам. Если раньше дети ощущали определенный информационный голод, то сегодня через всевозможные источники они практически насильно «загружаются» информацией. Т.к. информация подчас носит противоречивый характер, то это вызывает у современных школьников состояние тревожности и неуверенности. Во-вторых, еще одним качеством современных детей следует назвать ощущение своего «Я» в мире, а следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. В-третьих, дети сегодня более недоверчиво относятся к  словам и поступкам взрослых, чем, скажем, лет 15 назад. Поэтому нам нужно быть готовыми психологически к тому, что не все сказанное нами будет приниматься на веру. Отдельно надо отметить, что современные дети в подавляющем большинстве перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры.  Как следствие- приходят учиться дети, не обладающие навыками общения и практически не социализированные, т.е. плохо понимающие, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.

Перемены, происходящие в современном обществе, стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий требуют определения новых целей образования. Темпы обновления знаний  сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Даже закончив вуз, молодой человек сегодня вряд ли сразу начнет работать по специальности, чаще всего после института ему приходится сразу переучиваться, чтобы заинтересовать работодателей. Поэтому непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Психолого-педагогические исследования показывают, что   формирование  личности  ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

  Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:

-самостоятельность в принятии решений и выборе;

-умение отвечать за свои решения;

-способность нести ответственность за себя и за близких;

-готовность к действиям в нестандартных ситуациях;

-обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;

-обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям

знаний.

Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в правовом обществе, у нас нет. А новые цели требуют новых подходов к их реализации.

 Достижение данной цели становится возможным благодаря   формированию  системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе  формирования  умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование обще-учебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познаниУниверсальный характер  УУД  проявляется в том, что они:

1)   носят надпредметный, метапредметный характер;

2) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

3) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

4) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

5) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и  формирования  психологических способностей учащегося.

В составе основных видов  универсальных  учебных  действий можно выделить:

-личностные;

-регулятивные;

-познавательные;

-коммуникативные.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;

4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6.Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

1.общеучебные,

2. логические,

3.действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия включают в себя:

1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

3.знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

4. умение структурировать знания;

5. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Введены новые образовательные стандарты на начальной ступени обучения, в ближайшем будущем будут вводиться и новые стандарты основного общего образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке .Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

 «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Хочется вспомнить слова всемирно известного Брюса Ли, который считал: «Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор».

Всем нам следует перейти «от стихийности – к целенаправленному  и планомерному формированию  универсальных учебных действий».

Мы считаем, что в нашей школе обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы начального общего образования и    переход на ФГОС НОО для нашей школы  не является "революционным", т.к.:


- педагоги школы активно используют современные образовательные технологии, среди них: технологию  деятельностного подхода, развивающего и проблемного обучения, технологию продуктивного чтения, технологию личностно ориентированного обучения, технологию оценивания  образовательных достижений ;

- формирование УУД происходит как в урочной, так и внеурочной работе;

- в школе в рамках внеурочной деятельности сформировано 5 кружков по направлениям:

спортивно-оздоровительное,обще-культурное,социальное,обше-интеллектуальное, духовно-нравственное.


Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, личностно-ориентированной. В связи с этим на смену отдельным формам и методам активного обучения приходят целостные образовательные технологии деятельностного типа. Для эффективного формирования УУД на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы самим учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование самими учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» нового знания учащимися самостоятельно, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

 Следует остановиться еще на одном моменте.  В связи с изменением основной цели  и приоритетов образования меняются и критерии оценки успешности работы педагога. Если раньше главным критерием успешности работы педагога традиционно считался уровень предметных знаний его учеников, то теперь разработан принципиально новый инструментарий для измерения уровня не только предметных знаний ученика, но и уровня сформированности его метапредметных учебных действий.  

В издательстве «Просвещение» уже выпущен сборник проверочных работ для диагностики метапредметных и личностных результатов учащихся 1-4 классов. Так, например, для диагностики сформированности познавательных УУД используются задания, проверяющие умения ученика определять, какая информация нужна для решения задачи, умения отбирать источники информации, извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций, умения сравнивать и группировать факты и явления.

Для диагностики  сформированности коммуникативных УУД используются задания, проверяющие умения ученика вычитывать текстовую информацию, данную в явном и неявном виде, объяснять смысл словосочетаний и т.д. Для диагностики  сформированности личностных УУД используются задания, проверяющие умения ученика оценивать поступки с позиции нравственных ценностей, умения объяснять оценку поступка, умения определять важные для себя и окружающих правила поведения.

Для диагностики  сформированности регулятивных УУД используются задания, проверяющие умения ученика сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки, умения анализировать и оценивать результаты работы .

В связи с ведением в ближайшее время новых образовательных стандартов основной школы подобные инструментарии оценки деятельности педагога и ученика будут разработаны и для основной ступени обучения. Это говорит о том, что учителям школы предстоит всерьез задуматься о смене собственной образовательной парадигмы и о выборе новой, отвечающей новым требованиям.

«Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили»,- писал А.Эйнштейн.  В современных условиях задача учителя- показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и начального, и основного образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и  формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования. Не нужно пугаться изменений в привычных образовательных и педагогических подходах, их подсказывает нам с вами жизнь и здравый смысл, если, конечно, мы не безразличны к судьбе наших учеников.

Учителя начальной школы в ходе подготовки к педсовету на своих уроках продемонстрировали  хорошее владение образовательной технологией для формирования у учащихся универсальных учебных умений. Сегодня поделятся своими наработками.

Литература.

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей.

2. Асмолов А.Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителей.

3. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты.

4. Казаковцева М.А. Что родители знают об универсальных учебных действиях (УУД). Статья.

5. Маркова А.К. Формирование Мотивации учения в школьном возрасте. Статья.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М. 2006

Решение педагогического совета.


1.Эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:

- достижение планируемых результатов освоения образовательных программ;

- реализация программ воспитания и социализации учащихся;

- эффективного использования здоровье-сберегающих технологий в

условиях реализации ФГОС;

- индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;

- собственного профессионального личностного развития и саморазвития;

2. Разработать систему мониторинга с целью непрерывного наблюдения за ходом учебно-воспитательного процесса.

3. Создать творческую группу учителей для формирования и внедрения опыта работы по современным технологиям обучения.


Сценарий педагогического совета МБОУ «СОШ № 6». РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС. РАЗВИТИЕ УУД ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ И УРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  • Начальные классы
Описание:

Аннотация.

       С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость более пристального изучения тех новых требований, которые выдвигает общество и время. Перед школой стоит задача внедрить в практику работы учителей новые формы, методы и способы формирования учебных действий. Задача педагогического совета рассмотреть отличительные особенности ФГОС второго поколения, показать роль универсальных учебных действий в достижении требований к результатам основной образовательной программы.

         Материал может быть полезен педагогам начальной школы.

 

Автор Андрицьо Ирина Валентиновна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 895
Номер материала 4039
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓