Главная / Биология / Сценарий открытого урока по биологии в 6 классе

Сценарий открытого урока по биологии в 6 классе

Сценарий открытого урока биологии в 6 классе


Тема: Строение семян двудольных и однодольных растений.


Цели:

· Образовательные:

o продолжить работу с систематическими категориями (классы двудольные и однодольные)

o изучить строение семян двудольных и однодольных растений

o показать связь строения семени с выполняемыми функциями

o доказать, что организм растения целостная система

· Развивающие:

o продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания, реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать

o развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах

o развивать познавательную активность средствами предмета

o формировать культуру труда (во время проведения лабораторной работы)

· Воспитательные:

o воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;

o воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

Оборудование:

· таблицы

Строение и прорастание семени фасоли

Строение и прорастание зерновки пшеницы

· мультимедийный проектор и интерактивная доска

· проросшие семена фасоли (каждому учащемуся);

· микроскопы (каждому учащемуся)

· микропрепарат «Зерновка пшеницы»

· технологические карты для выполнения лабораторной работы.

· препаровальные иглы;

· лупы;

· цветная бумага;

· ножницы;

· клей.

Оформление доски: тема урока, цели для учащихся, основные понятия,(доска закрыта) на интерактивной доске «слепые» схемы.


Ход урока

I. Организационный момент.


Каждому ребёнку предлагаю показать одну из мордашек, соответственно своему настроению.


II. Новая тема.


1. Определение темы.

Предлагаю учащимся самостоятельно определить тему, используя следующую задачу:

Это орган растения. Он может быть очень маленьким и лёгким, всего тысячные доли миллиграмма. У других же растений его длина достигает 45- 60 сантиметров, а масса – 20 кг.

После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Строение семян двудольных и однодольных растений” и цели (для учащихся):

1. Изучить строение семян двудольных и однодольных растений.

2. Сконструировать модели семени фасоли и зерновки пшеницы, используя цветную бумагу.

3. Можно ли назвать семя зачатком растения (проблема).

2. Мотивация.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Дети рассказывают, какие семена они принесли, где их используют. После этого учащимся предлагается ответить на вопрос: “Для чего необходимо изучать семена?”

После ответа учащихся подвожу итог: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

3. Объяснение нового материала.

Перед объяснением материала о строении семени фасоли учащимся предлагается задание: на основе изложенного заполнить схему. После объяснения, учащиеся в группах заполняют схему, лежащую на парте, затем кто-то из учащихся заполняет её на интерактивной доске.

Одному из учащихся дано опережающее задание: изучить строение зерновки пшеницы. Ученик объясняет строение, пользуясь таблицей. После объяснения, учащимся в группах предлагается заполнить «слепую» схему, затем кто-то из учащихся заполняет её на интерактивной доске.

Вывод. Учащиеся делают вывод о строении семян. Отмечают черты сходства (семенная кожура, зародыш) и различия ( в количестве семядолей, месте расположения питательных веществ).

4. Физкультминутка

5. Групповая лабораторная работа: “Строение семени фасоли и зерновки пшеницы”.

Цель: изучить строение семени фасоли и зерновки пшеницы

Оборудование: проросшие семена фасоли, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы», лупы, препаровальные иглы, технологические карты для выполнения лабораторной работы.


Ход лабораторной работы

1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.

2. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).

2. Пользуясь препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.

3. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

4. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

5. Подготовьте микроскоп к работе.

6. Рассмотрите микропрепарат «Зерновка пшеницы» под микроскопом при увеличении в 40 раз.

7. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: семядолю, корешок, стебелёк и почечку.

8. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

9. Выявите черты сходства и различия строения семян. Объясните названия классов – однодольные и двудольные. Докажите, что семя – это зачаток нового растения.


Итог лабораторной работы: каждая группа письменно или устно отвечает на 9 вопрос (в зависимости от темпа работы).


6. Моделирование семени фасоли и зерновки пшеницы.


Для такого вида работы потребуется бумага четырёх цветов – коричневого (чёрного), красного, жёлтого и зелёного, ножницы и клей.

Модель семени фасоли: из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 1). Из жёлтой бумаги вырезаем две семядоли, они чуть меньше семенной кожуры (рис.2). склеиваем семенную кожуру и семядоли внутренними сторонами. Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.3). Помещаем их между семядолями и приклеиваем. Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.


Рис 1. Рис. 2 Рис. 3

Модель зерновки пшеницы: из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 4). Из красного цвета вырезаем эндосперм (он чуть меньше семенной половины кожуры) и приклеиваем к внутренней стороне кожуры. (рис.5). Из жёлтой бумаги вырезаем семядолю (рис.6). Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.7). Приклеиваем семядолю и зародыш к нижней части эндосперма (рис.8). Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.


Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Рис.7 Рис.8


III. Закрепление.

Учащимся предлагаются тесты различного уровня сложности:

1 уровень сложности – закрытый тест. Ответы выполняются в виде графического диктанта. Учащимся предлагаются вопросы -утверждения, если они согласны с утверждением ставят значок

не согласны значок _____. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.

1. Семядоли являются частью зародыша зерновки пшеницы

2. Запасные питательные вещества находятся в стебельке семени фасоли

3. Семенная кожура выполняет защитную роль

4. Растения класса двудольных имеют одну семядолю в семени

5. Семенная кожура – это часть зародыша зерновки пшеницы

6. Запас питательных веществ в зерновке пшеницы находится в эндосперме

7. Эндосперм зерновки пшеницы является часть зародыша.

8. Сема – зачаток нового растения

2 уровень сложности – открытый тест (закончить предложение). Предлагается более сильным учащимся.

1. В семядолях семени фасоли находится ____________________________________________

2. Зародыш семени фасоли состоит из _______________________________________________

3. Семенная кожура выполняет ________________________________________________ роль.

4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что ________________________________________________________________________________

5. Семена растений класса ________________________ имеют две семядоли

6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется _______________________

7. Семя является зачатком нового растения потому, что ________________________________

Определенный познавательный и практический интерес представляет такая задача:

“Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти пять колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Высчитайте, сколько зерен получилось бы от одного зерна от посева в первом году; во втором; в третьем; в четвертом”.

(Ответ: первый урожай – 250; второй – 62 500; третий – 15 625 000; четвертый – 3 906 250 000 зерен.)


IV. Итог урока.

Возвращаю учащихся к целям урока, которые записаны на доске. Один из учеников подводит итог.

1. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находится в семядолях.

2. Семя однодольного растения состоит из семенной кожуры, эндосперма и зародыша. Зародыш состоит из семядоли, корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находится в эндосперме.

3. Семя – это зачаток растения. Из его корешка формируются корни корневой системы, из стебелька – стебель, из почечки – листья. В семенах содержится запас питательных веществ.

V. Оценка деятельности учащихся

Выставляются оценки за модель семени и тест.


VI. Домашнее задание

1 уровень – параграф 10.

2 уровень — параграф 10, приготовить сообщения о растениях с необычными семенами.

3 уровень – параграф 10, нарисовать рисунок фантастического растения с удивительными семенами.


Есть мудрая китайская пословица:

«Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, и может быть, я запомню

Сделай меня соучастником, и я пойму»

Тип урока: комбинированный урок с выполнением лабораторной работы.

Методическое обеспечение:

программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии. М., 2007.

учебник И.Н.Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С, Кучменко «Биология 6 класс». М., 2006

Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6 – 8 класс. М.2003.

Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения. М., 2004.

Гин А. Приёмы педагогической техники. М., 2002.

Биология в таблицах 6 – 11 класс. М., 2002.

1600 задач для школьников. М.,1999.

Программное обеспечение:

· 1С: Репетитор. Биология (CD);

· MS Word (текстовый редактор).

Методы:

· проблемный;

· частично-поисковый;

· исследовательский;

· демонстрационный;

· самостоятельная работа с технологическими картами;

· индуктивный метод;

· дедуктивный метод;

· словесный;

· наглядный;

· практический.

Приемы деятельности:

· постановка проблемы;

· актуализация знаний;

· заполнение схемы;

· сообщения учащихся;

· подготовка вывода;

· работа за ПК.


I. Организационный момент.

Во время организационного момента ребёнок осознаёт своё состояние и делится этим со мной. Дети видят внимание к себе, а мне даётся возможность дополнительно настроить учащихся на работу. На протяжении всего урока стараюсь создавать благоприятную (антистрессовую) атмосферу в классе (положительный настрой на учебную деятельность, спокойный и ровный тон, доброжелательное отношение к ученикам).


II. Новая тема.


1. Определение темы.

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому использую интеллектуальную разминку – две, три загадки или не слишком сложных вопроса на размышление.

2. Мотивация.

Педагогически грамотно спроектированная цель ученика на учебную деятельность важна потому, что является для ученика опорой для развития организационных общеучебных навыков: умения планировать свою учебную деятельность, отслеживать результаты собственной деятельности. Именно поэтому цели и целой темы, и урока должны быть “открыты” для ученика и приняты им. Для этого обязательно необходима мотивация, в которой нужно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным. Для этого можно и нужно не только представлять ученикам “готовые” цели, но и обсуждать их вместе с учениками, предлагая алгоритм.

3. Объяснение нового материала.

Во время объяснения ученики не являются пассивными слушателями. Они проводят анализ изложенного материала и заполняют «слепые» схемы. Так как учащиеся работают в группах использую соревновательный игровой момент. Игровые формы обучения позволяют оживить учебный процесс, сделать его более привлекательным для учащихся, повышают интерес к предмету в целом, активизируют мышление и позитивное поведение, в процессе игры происходит более эффективное приобретение новых знаний, умений и навыков, обогащается индивидуальный опыт, создается атмосфера творческого сотрудничества. В процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности (снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая раскрывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”), креативности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Особенно полезной представляется игровая методика при воспитании и обучении учащихся средних классов, когда детская познавательная мотивация приобретения знаний уже заметно ослаблена, а взрослое осознание необходимости изучения непростого материала еще недостаточно сформулировано.

При объяснении нового материала использую мультимедийный проектор и интерактивную доску.

Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Для достижения положительного решения проблем вопросов существуют проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа и т.д.

Для этого используют создание проблемных ситуаций на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, контроле. Использование различных методических приёмов стимулирует творческую активность учащихся. Вот некоторые из них.

4. Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть любого урока. Кроме физкультминуток я использую чередование методов учебной деятельности (устная работа, работа с учебником, работа с наглядным материалом, беседа с использованием таблиц). Чередование методов снижает утомляемость учащихся, нагрузку на отдельные органы (глаза, руки, позвоночник, шея), способствует поддержанию интереса к предмету на протяжении всего урока.

5. Групповая лабораторная работа: “Строение семени фасоли и зерновки пшеницы”.

6. Моделирование семени фасоли и зерновки пшеницы.

Отрабатывая методику построения урока, очень важно не смотреть при этом на ученика как на “материал”, обрабатываемый по своеобразной технологии. Педагогическая ценность урока состоит в построении его так, чтобы дети почувствовали свою активную роль в учебном процессе. Бесспорно то, что знания должны приобретаться активно. Своей задачей считаю мобилизацию всех психологических компонентов познания: внимания, мышления, памяти, чувств, восприятий, воображения… Особое внимание привлекают те формы занятий, методы и приемы их осуществления, которые создают максимальную возможность работы у детей всех перечисленных процессов. Работа с объектами и лабораторным оборудованием всегда вызывает познавательный интерес учащихся. Ученики с удовольствием выполняют моделирование. Обучение происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи, в результате совместной, интеллектуальной работы группы. При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 6-х классах – это: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.

Моя главная задача как учителя — дать возможность детям учиться самим, развивать свои способности самостоятельно, работая по заданиям программированных карт и решая задачи развивающего обучения.


III. Закрепление.

Закрепление проводится в виде теста. Тестовые задания мобилизуют умственный потенциал.

Система тестирования приучает ученика к мысли о необходимости на каждый урок готовить учебный материал. Оценки, полученные на уроке (а их за

четверть выходит 8-10), позволяют объективно выставить четвертные итоги.

Неудача на одном уроке может быть перекрыта хорошей оценкой на другом, тем

более, что учитель знает, за что стоит каждая отметка.

Большая часть урока остается для изучения и разбора нового материала, в котором могут

принимать участие ученики, особенно, если они опираются на уже изученное. Вот

здесь имеется еще одна возможность ученикам продемонстрировать свои знания и

получить оценку.

Стараюсь использовать задачи и упражнения, отражающие количественные показатели жизнедеятельности растительного организма, позволяющие закрепить и конкретизировать знания учащихся, связать изучение биологии с вопросами практики.


IV. Итог урока.

В конце урока возвращаю учащихся к целям урока. Смогли ли мы их достичь? Также задаю вопросы, направленные на развитие рефлексии:

· Что на уроке было интересным?

· Что узнали нового сегодня?

· А что на уроке было главным?

V. Оценка результативности урока.

Оцениваю результативность урока по нескольким параметрам:

1. Оцениваю знания, умения, навыки, полученные учащимися на уроке.

2. Оцениваю развитие ключевых компетенций:

· коммуникативную – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

· информационную – владение информационными технологиями;

· автономизационную – способность к самоопределению, самообразованию;

· социальную – умение жить и работать в коллективе;

· нравственную – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.


VI. Домашнее задание

Одновременно задаю домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы. Например, учащимся предлагается разработать:

· частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;

· чайнворды, кроссворды и т.п.;

· тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;

· плакаты – опорные сигналы;

· мнемонические формулировки, стихи и др.

Сценарий открытого урока по биологии в 6 классе
  • Биология
Описание:

Сценарий открытого урока биологии в 6 классе по

 

 теме: Строение семян двудольных и однодольных растений.

 

 

Цели:

 

 · Образовательные:

 

 o продолжить работу с систематическими категориями (классы двудольные и однодольные)

 

 o изучить строение семян двудольных и однодольных растений

 

 o показать связь строения семени с выполняемыми функциями

 

 o доказать, что организм растения целостная система

 

 · Развивающие:

 

 o продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания, реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать

 

 o развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах

 

 o развивать познавательную активность средствами предмета

 

 o формировать культуру труда (во время проведения лабораторной работы)

 

 · Воспитательные:

 

 o воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;

 

 o воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

 

Оборудование:

 

 · таблицы

 

 Строение и прорастание семени фасоли

 

 Строение и прорастание зерновки пшеницы

 

 · мультимедийный проектор и интерактивная доска

 

 · проросшие семена фасоли (каждому учащемуся);

 

 · микроскопы (каждому учащемуся)

 

 · микропрепарат «Зерновка пшеницы»

 

 · технологические карты для выполнения лабораторной работы.

 

 · препаровальные иглы;

 

 · лупы;

 

 · цветная бумага;

 

 · ножницы;

 

 · клей.

 

 

Автор Чернова Галия Загитовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 764
Номер материала 27354
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓