Выпускной ринг
Цели: подвести итог
школьного этапа жизни выпускников; сделать анализ на уровне самосознания
школьного прошлого; наметить перспективы ближайшего будущего
Классный руководитель:
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на этой
встрече. (музыка, слайды школьной жизни)
- Кажется,
совсем недавно эти милые малыши робко переступили порог школы, совсем недавно
они плакали над прописями, получали двойки за таблицу умножения. Кажется,
совсем недавно с дикими криками они носились на переменках по коридорам, сбивая
учителей! И вот теперь мы с гордостью видим, как они возмужали, как умны и
серьезны их лица, с каким достоинством и сдержанностью они могут себя вести! Благодаря
неиссякаемому оптимизму, трудолюбию и заразительным улыбкам на их лицах в
классе обнаружилось неисчислимое количество победителей олимпиад, отличников,
лауреатов различных конкурсов и просто очень хороших самобытных людей. Пришла
пора прощаться со школой. Это очень грустно…
С
нашими 11-классниками мы встречаемся каждый день, но хорошо ли мы друг с
другом знакомы? Что мы знаем о наших выпускниках? Сегодня мы постараемся
познакомиться поближе, задать вопросы, ответы на которые мы не можем получить
при каждодневном общении.
С
этой целью мы проводим сегодня выпускной ринг! (фанфары)
Что такое выпускной
ринг?
Выпускной ринг –
·
это интервью (а это значит, что вы уважаемые
гости имеете возможность задать свои вопросы выпускникам)
·
и одновременно, это отчёт
одиннадцатиклассников,
·
это анализ школьного прошлого
·
и одновременно вычерчивание перспектив
будущего.
Вот что такое выпускной
ринг!
Вам, уважаемые выпускники, предстоит
сегодня преодолеть
ТРИ РАУНДА
·
Как мало прожито – как много пережито (надеюсь,
что здесь состоится разговор о школьной жизни)
·
Прекрасное далёко (вопросы и ответы, связанные с выходом выпускника в
самостоятельную жизнь)
·
Быть или не быть? Вот в чём вопрос! (вопросы
и ответы мировоззренческого характера)
ПРАВИЛА
·
Вопросы задаются по правилу поднятой руки.
·
Называем друг друга только на «ВЫ»
·
Адресат, получивший вопрос, и адресат,
получивший ответ, благодарят друг друга за общение
·
Посылать вопросы можно как ко всему коллективу,
так и к отдельным ученикам
·
По окончанию ринга судейская коллегия выносит
своё заключение о степени подготовленности выпускников к самостоятельной жизни.
Кстати, в состав судейской коллегии входят
очень уважаемые люди:
1.
2.
3.
- Не завидую я судейской коллегии… Им
будет очень сложно принять решение о
степени подготовленности выпускников к самостоятельной жизни.
Уважаемые гости, я
надеюсь, что вы сегодня будете активными, скорее всего, это последняя
возможность вызвать наших выпускников на откровение.
Итак, устраивайтесь
поудобнее. (Начинаем (гонг) – 1 раунд).
1.
Как мало прожито – как
много пережито.
Дорогие ребята! Давайте
перелистаем странички вашей школьной жизни, вспомним сегодня то, что связано
со школьной порой.
(гонг)
- Время первого раунда закончилось.
Рекламная пауза:
(Выводим
в центр зала выпускника. Он стоит неподвижно, как манекен. Ученик показывает
на него рукой, достает у него из кармана «Инструкцию» и начинает читать.)
Инструкция по уходу за выпускником.
Изделие Выпускник – сложное, синтетическое по составу.
Оно синтезирует в себе тексты учебников, объяснения учителей, наставления
родителей, встречи с репетиторами, поток средств массовой информации, влияние
среды обитания.
В нем в равных количествах содержатся такие элементы.
Как наполеоновские планы и неуверенность в себе, высокие мечты и желание ничего
не делать. Именно в силу сложности своего состава выше названное изделие
выпускник требует бережного к себе обращения и соблюдения правил ухода за ним.
Правила ухода за Выпускником.
1.
Мыть
изделие Выпускник, иначе говоря, устраивать ему «головомойку»!...... не
рекомендуется, пока он сам не решит, как ему строить свою дальнейшую жизнь.
2.
Гладить….
разрешается и как можно чаще, не обращая внимания на его поведение.
3.
Использовать
изделие Выпускник только по его прямому назначению….. – кормить, прогуливать,
развлекать и дать отоспаться после 11 лет недосыпания и прочих неудобств
школьной жизни.
Если вы будете неукоснительно соблюдать правила по
уходу за изделием «выпускник», то оно может сохраниться в этом звании еще много
лет после окончания школы, и ничто не будет угрожать ему сдать все экзамены на
5, получить аттестат. Стать студентом!!!
(гонг)
– 2 раунд.
2.
Прекрасное далёко
Вопросы связаны с
выходом выпускника в самостоятельную жизнь, где он сам планирует жизнь,
составляет личную программу, намечает центральную профессиональную дорогу.
(гонг)
- Время второго раунда закончилось.
Реклама: (Звучит заунывная мелодия______________________ и, как
попрошайки, входят ученики. Проходя по залу, они делают вид, что собирают
шпаргалки для 11-классников.)
1-й. Извините, люди
добрые!
2-й. Помогите, чем сумеете!
1-й. Сами мы ведь люди здешние - мы в этой
школе учимся!
2-й. Экзамены без шпаргалок все! Помогите
нашим выпускникам!
1-й. Ходим- бродим, побираемся,
2-й. Извините, что мы к вам за помощью
обращаемся!
1-й. Люди добрые!
2-й. Подайте, кто может, помогите нуждающимся.
1-й. Шпаргалки писаные, клеенные,
ксерокопированные - берем всякие! Дай Бог вам доброго здоровьичка.
2-й. Кроссовки недоношенные собираем,
сочинения не ниже "3-х" баллов, конспекты по предметам. Помогите люди
добрые, чего добру зазря пропадать?
(гонг)
– 3 раунд.
3.
Быть или не быть? Вот в чём вопрос!
Вопросы мировоззренческого характера,
выводящие все участников ринга на филосовский уровень. Итак, порассуждаем…
(гонг)
- Время третьего раунда закончилось.
Игра «Я на прощанье вам скажу». Все встают в
круг, бросают мяч, бросок сопровождают пожеланиями на будущее.
Заключение: Наше
решение – выпускники готовы к
самостоятельной жизни!
Классный
руководитель: Дорогие наши выпускники! Скоро для вас
прозвучит Последний звонок Консультации, экзамены, выпускной вечер, работы ещё
- непочатый край. Будут вам еще и беседы, и проработки, и замечания, и
назидания. Но сегодня хочется сказать вам добрые слово: за то, что вы дорожили
нашим школьным сообществом, за то, что берегли честь вашего класса, за то, что,
несмотря, ни на что, стремились что-то узнать, стать лучше, чище, добрее.
Желаем вам сохранить школьную дружбу, не потерять друг друга в этом огромном
бушующем мире.
Так хочется верить всегда, что это поколение
будет лучше, чем предыдущее, что оно будет добрее, умнее, сильнее! Ведь в нашей
стране так много дел для умных, добрых, любящих Родину людей. Очень хочется
верить, что сейчас в жизнь вступает именно такое поколение. Счастья вам,
ребята, мы любим вас, мы надеемся на вас, мы верим в вас!
Ответное слово Выпускников: Дорогие ребята!
Сегодня мы прощаемся со школой. В ней остаетесь вы, ее настоящее и будущее.
Поэтому все школьные традиции мы передаем вам. Пусть всегда живут в нашей школе
счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного
поиска, единства ученика и учителя. Мы обещаем, что через всю жизнь пронесем
трели школьных звонков, неповторимость первого школьного урока, светлую грусть
выпускного бала, дух школьного товарищества, сердечную благодарность и
признательность нашим учителям.
* Главное - это выработать
желание и умение учиться. А учиться придется всю жизнь! Желаю вам успешно сдать
экзамены, выбрать дело по душе, найти свое место в обществе! Желаю вам, чтобы
ваша жизнь была полна открытий, радостей и надежд!
Приложение
3. Игровые упражнения
3.1. Игровое упражнение «ПРОФЕССИЯ НА БУКВУ»
Цель упражнения -
расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация
уже имеющихся знаний о профессиях.
Время проведения -
5—15 минут.
Основные этапы
(Упражнение проводится в круге.)
Инструкция
Сейчас
будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем
много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем
мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии
на данную букву.
1. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют
профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий
просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то
считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди
игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает
из игры и выходит на время из круга).
При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных
(безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни
один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно
обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на
уточняющие вопросы.
Ведущему желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра
перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой
методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии
(буквы: м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц,
я).
Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются
возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных
профессиях. К нашему удивлению, даже несмотря на всю простоту и кажущуюся
примитивность данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.
3. 2.
Игровое упражнение «САМАЯ-САМАЯ»
Цель упражнения -
повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.
Время проведения -
15—30 минут.
Основные этапы
(Упражнение проводится в
круге.)
Инструкция
Сейчас
вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии,
которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной
характеристике соответствуют.
1. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по
очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают
сомнения, что названа самая-самая подходящая к
данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то
можно задавать уточняющие вопросы.
2. Далее называется
следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более
5—7. Обсуждение
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение.
Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку
оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых
«самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например,
если как самая денежная называется профессия депутата Госдумы страны, то можно
уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по
сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения
совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной
и т.п.
Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий
обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики
профессий, которые должны заинтриговать участников.
Это могут быть, например, такие характеристики: самая зеленая
профессия; самая сладкая профессия; самая волосатая профессия; самая
неприличная профессия; самая детская профессия; самая смешная профессия и т.д.
3.3.
Игровое упражнение «ЦЕПОЧКА ПРОФЕССИЙ»
Цель упражнения -
развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой
деятельности
Время проведения -10—15
минут.
Основные этапы
(Упражнение проводится в
круге.)
Инструкция
Сейчас
мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например,
металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий назовет
профессию, близкую к повару и т.д.
Важно,
чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например,
и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами,
с печами.
По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же
сходство вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том,
удачно названа профессия или нет, принимает группа.
Обсуждение
При обсуждении игры
важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда
обнаруживаются интереснейшие линии сходства. Например, в начале цепочки называются
профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с
автотранспортом, а в конце - с балетом. (Пример подобной цепочки: металлург -
повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) – автослесарь - таксист -
сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») - артист драмтеатра - артист балета
и т.д.)
Такие неожиданные связи
между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим
свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором,
ведь очень то, что ищет человек в одной (только в одной!) профессии, может
оказаться в других, более доступных.
Опыт показывает, что больше двух раз проводить игру не следует,
т.к. она может наскучить игрокам.
Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический
характер. Например, что может быть общего между профессиями водитель
троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть
возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса
аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон
троллейбуса проходит?). Если школьники находят подобные или даже более веселые
сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое
творчество - это один из показателей того, что игра получается.
3.4. Игры пятиминутки
Каждая игра проводится по
5-7 минут. Данная форма работы помогает улучшить взаимодействие участников,
служит сплочению группы и настрою на продолжение работы.
1. Участники
называют по очереди разные профессии, не повторяясь (ведущий может посчитать
число названных профессий). Обычно называют 90-100 профессий.
2. Участники
называют как можно больше профессий на одну букву. Каждый участник называет
профессию по очереди, друг за другом. Обычно это 10-12 профессий.
Возможно проведение этих
игр в двух вариантах: по кругу и как соревнование между двумя командами. Прежде
всего, здесь важна динамика и ритм проведения игр (ведущий может хлопками
задавать ритм). При длительных паузах участник выбывает или команда
проигрывает.
3.5. Игра "Угадай
профессию "
В данном задании
используется бланк "Из чего состоит профессия?" (см. бланк). Ведущий
предлагает участникам следующую инструкцию: "Сейчас мы с вами попробуем
описать профессию, используя бланк, который так и называется "Из чего
состоит профессия?" Познакомьтесь с содержанием бланка... Здесь отмечены
основные характеристики профессий. Для примера рассмотрим профессию продавца.
Отмечаем галочкой на бланке в столбце "Пример" пункты,
соответствующие выбранной профессии".
После обсуждения примера
ведущий предлагает каждому участнику группы закодировать "свою"
профессию. Результаты кодирования также заносятся в бланк в столбец
"Загаданная профессия". Участники группы отгадывают закодированные
профессии, слушая их описание по характеристикам, указанным в бланке. Со
своими загаданными профессиями выступают несколько участников по желанию.
Данное упражнение
помогает обратить внимание учащихся на отдельные моменты в профессиональной
деятельности, например, уровень ответственности в труде, наличие
профессиональных вредностей, минимальный уровень образования для данной
профессии и т.д. Обсуждая эти особенности профессиональной деятельности,
участники делают более взвешенные оценки, выбирая тот или иной вид
деятельности, и вместе с преподавателем уточняют свои представления о
различных профессиях. Общее время выполнения — 10-15 мин.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.