Инфоурок География Другие методич. материалыСценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне «Сталинградская битва».

Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне «Сталинградская битва».

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ сценарий мероприят. исправлен..doc

Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне

 «Сталинградская битва».

 

 Цели: развитие гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных качеств, умения их активного проявления в различных сферах жизни общества, воспитание высокой ответственности и верности долгу перед Родиной.

 

Задачи:

·Формировать у обучающихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах.

·Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

·Развивать поисково-исследовательскую работу и творческие способности детей.

 

 План мероприятия:

I. Вступительная часть.

II. Предшествующие события.

III. Битва начинается.

IV. Между боями.

V. Завершение битвы.

VI. В память о Сталинградской битве.

VII. Просмотр документального фильма.

VIII. Пионеры-герои Сталинграда. (презентация).

IX. Минута молчания.

X. Заключение.

 

I. Вступительная часть.

Слайд 1

Учитель: Сегодня мы поговорим о мужестве, которое было проявлено участниками Сталинградской битвы.

   Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом.

 

Чтец:  Сталинград – это боль, это муки,

           В Сталинграде лишь плач матерей.

           Вот берет мать дитя свое в руки

          И несется сквозь пули быстрей.

          Реки крови и свист пулеметов

          Не забудет дитя никогда.

          Горы трупов умерших Солдатов

          Крики помощи, но в никуда.

 

  Чтец:  Серый дым разрушенных зданий,

             Самолет подбитый летит.

             Людям нечего есть, голодают,

             Много раненых, но врач - дефицит.

             Умирали от пуль, от гранаты,

             Замерзали насмерть порой.

             Гибли, гибли наши солдаты

             В Сталинграде, под Курском, Москвой.

 

 II. Предшествующие события.

Слайд 2

Биб-рь: 22 июня 1941 года Германия и её союзники вторглись на территорию Советского Союза, быстро продвигаясь вглубь. Потерпев поражение в ходе боёв летом и осенью 1941, советские войска собрали все силы во время битвы за Москву в декабре 1941 года. Истощённые немецкие войска, плохо экипированные для боевых действий зимой и с растянутыми тылами, были остановлены на подступах к столице и отброшены назад.

   Зимой 1941—1942 гг. немецкий фронт, в конце концов стабилизировался. Планы нового наступления на Москву были отвергнуты Гитлером, несмотря на то, что его генералы настаивали именно на этом варианте. Он считал, что атака на Москву была бы слишком предсказуемой.

   По всем этим причинам немецкое командование рассматривало планы новых наступлений на севере и юге. Наступление на юг СССР обеспечило бы контроль над нефтяными месторождениями Кавказа, а также над рекой Волгой — главной транспортной артерией, связывавшей европейскую часть страны с Закавказьем и Средней Азией.

Слайд 3

Учитель: Сталинское руководство, ободрённое успехами под Москвой, в мае 1942 бросило крупные силы в наступление под Харьковом. Особенностью этого наступления было использование нового советского подвижного соединения — танкового корпуса, который по количеству танков и артиллерии примерно соответствовал немецкой танковой дивизии, но значительно уступал ей по числу мотопехоты. Немцы в это время параллельно планировали еще одну операцию. Наступление Красной Армии оказалось настолько неожиданным, что едва не кончилось катастрофой для немецкой армии. Однако немцы смогли прорвать оборону советских войск, и большая часть Юго-Западного Фронта оказалась в окружении.

    В последующих трёхнедельных боях наступающие части Красной Армии потерпели тяжёлое поражение. Только в плен попало более 200 тысяч человек, было потеряно много тяжёлого вооружения. После этого фронт оказался серьезно ослаблен. Ключ к Кавказу, город Ростов-на-Дону, который в ноябре 1941 удалось отстоять с таким трудом, был потерян. В частях Красной Армии на южном направлении царили настроения, близкие к панике.

   После взятия Ростова, Гитлер передал 4-ю танковую армию из группы А, наступавшей на Кавказ, в группу «Б», нацеленную на восток к Волге и Сталинграду.

Слайд 4

Биб-рь: Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный промышленный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным ходом.

 

III. Битва начинается.

Слайд 5

Учитель:  К концу июля 1942 года немцы оттеснили советские войска за Дон. Армия была всего лишь в нескольких десятках километров от Сталинграда, и для взятия города были направлены дополнительные немецкие войска.

   Теперь немецкие намерения стали ясны советскому командованию, поэтому оно разработало планы по обороне Сталинграда.

    Сталин не дал разрешение на эвакуацию жителей города, по мнению историков, потому, что их присутствие должно было воодушевить защитников города на более сильный отпор врагу. Все граждане, включая женщин и детей, работали над постройкой траншей и защитных сооружений. Массированная немецкая бомбардировка 23 августа вызвала огненную бурю, убив тысячи мирных жителей и превратив Сталинград в громадную территорию, заваленную камнями и заставленную горящими руинами. Бремя начальной борьбы за город пало на 1077-й противовоздушный полк: подразделение, укомплектованное, главным образом, из молодых женщин-добровольцев, не имевших опыта по уничтожению наземных целей.

   На начальном этапе советская оборона надеялась в значительной степени на «Народное ополчение рабочих», набранное из рабочих, не втянутых в военное производство. Танки продолжали строиться и укомплектовывались добровольными экипажами, состоявших из работников заводов, в том числе, женщин. Техника сразу же отправлялась с конвейеров заводов на линию фронта, часто даже без покраски и без установленного прицельного оборудования.

Слайд 6

Биб-рь: К 1 сентября 1942 года советское командование могло обеспечить свои войска в Сталинграде только рискованными переправами через Волгу. Посреди развалин уже разрушенного города советская 62-я армия соорудила оборонительные позиции с расположенными огневыми точками в зданиях и на заводах. Сражение в городе было жестоким и отчаянным. «Ни шагу назад!» — вот был призыв. Немцы, продвигаясь вглубь Сталинграда, понесли тяжёлые потери. Советские подкрепления переправлялись через Волгу с восточного берега под постоянной бомбардировкой немецкой артиллерии и самолётов. Средняя продолжительность жизни новоприбывшего советского рядового в городе падала иногда ниже двадцати четырех часов.

Слайд 7

Учитель:  Немецкая военная система была основана на взаимодействии родов войск вообще и особо тесном взаимодействии пехоты, саперов, артиллерии и пикирующих бомбардировщиков. Чтобы противостоять этому, советское командование решило пойти на простой шаг — постоянно держать фронтовые линии настолько близко к противнику, насколько это физически возможно.

   Таким образом, немецкой пехоте приходилось сражаться, полагаясь на себя самих, или подвергаться опасности быть убитыми своей же артиллерией и горизонтальными бомбардировщиками, поддержка была возможна только от пикировщиков. Мучительная борьба шла за каждую улицу, каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход.

Слайд 8

Биб-рь: Сражение на Мамаевом кургане, пропитанной кровью высоте, возвышающейся над городом, было необычно беспощадным. Высота переходила из рук в руки несколько раз. Во время одной из советских контратак на Мамаев курган с целью перехватить его, советские войска потеряли целую дивизию в 10 тысяч человек в один день.

   В ноябре 1942 года, после трёх месяцев кровавой бойни, немцы достигли берегов реки, почти полностью захватив разрушенный город. В дополнение ко всему этому, на Волге образовалась корка льда, мешающая подходу грузов для попавших в тяжёлую ситуацию Советских войск.

   Несмотря ни на что, борьба, в особенности на Мамаевом кургане и на заводах в северной части города, продолжалась так же неистово, как и всегда. Сражения за завод Красный Октябрь, тракторный завод и артиллерийский завод  Баррикады стали известны на весь мир. Пока советские солдаты продолжали защищать свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые советские танки и оружие в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя.

 

IV. Между боями.

Слайд 9

Учитель: Выдавались и редкие периоды затишья между боями. Многое необходимо было успеть за это время: покурить, обсушиться, привести в порядок форму, пообедать, написать письмо домой, просто поговорить с товарищами.

   Обобщался боевой опыт. Именно в эти минуты родилось главное тактическое изобретение 62-й армии – штурмовая группа, небольшая по численности, подвижная, отлично вооруженная, способная эффективно вести ближний бой.

   Несмотря на всю свою ожесточенность, битва не парализовала духовную жизнь бойцов - сталинградцев. Почти все верили, что добро победит в войне и честные люди, не жалевшие своей крови, смогут строить хорошую, справедливую жизнь.

 

V. Завершение битвы.

Слайд 10 

Биб-рь: 19 ноября началось контрнаступление советских войск в районе Сталинграда. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

   В начале января началась операция по ликвидации окруженной группировки. 1 февраля 1943 года после сокрушительного удара нашей артиллерии сдалась и северная часть. 2 февраля 1943 года в 16 часов закончилась Сталинградская битва.

Чтец:  Сталинградская битва с фашизмом -

           Проявление редкой отваги.

           Это верность народа отчизне,

           Наших воинов грудью атаки.

   Военные действия уничтожили практически весь город - около 42 тысяч зданий. Многие иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград, искренне полагали, что он не подлежит восстановлению.

   Город был практически пуст. В шести городских районах, в которых до войны проживало около полумиллиона человек, на 2 февраля 1943 года насчитывалось полторы тысячи жителей. Жизнь в городе едва теплилась. Люди жили в подвалах, блиндажах, землянках, в развалинах домов.

   Территория города была напичкана минами, снарядами, неразорвавшимися авиабомбами.  За 2,5 года после завершения битвы саперами обезврежено свыше 300 тысяч мин, более миллиона снарядов и свыше 100 тысяч бомб. Эти последствия войны и в настоящее время напоминают о себе.

 

VI. В память о Сталинградской битве.

Слайд 11

Учитель:  Во многих странах, в том числе во Франции, Великобритании, Бельгии и ряде других стран именем битвы были названы улицы, скверы, площади. Только в Париже имя «Сталинград» носят площадь, бульвар и одна из станций метро. В честь Сталинградской битвы также назван проспект в Брюсселе.

   На Мамаевом кургане в Волгограде открылся храм Всех Святых. Первое богослужение прошло 17 июля 2005 года. Официальное открытие храма приурочено ко дню памяти св. Императора Николая II, погибшего мученической смертью вместе с семьей и близкими 17 июля 1918 года. Церковь построена на Мамаевом кургане не случайно. Именно здесь во время Сталинградской битвы 120 дней и ночей шли ожесточенные бои, десятки тысяч соотечественников положили здесь свою жизнь за Отечество.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

 

Чтец:  На Мамаевом кургане возвышается гора,

           А под ней лежат ребята не пришедшие тогда.

           Не вернулись сотни деток к матерям родным домой!

           Все они легли на поле под родною стороной.

 

VII. Просмотр документального фильма.

 

VIII. Пионеры-герои Сталинграда. (презентация).

Слайды 16 - 30

 

IX. Минута молчания.

Слайды 31-32

 

X. Заключение.

Учитель: Сегодня, говоря о победе и воздавая признание и благодарность победителям, мы никогда не должны забывать о тех, кто навсегда остался лежать под Сталинградом. К сожалению, их оказалось немало.     

 Чтец:  Второе февраля – Победа в Сталинградской битве!

             Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина…

             И как в немом… и чёрно-белом, старом фильме

             Печален шаг Потомков… Сердце… и Душа…

Здесь не чеканят шаг. Здесь всё открыто…

Идут и Ветераны, Деды и Отцы…

И преклоняются к Фамилиям убитых

За Жизнь что после… Матери… Сыны…

 Чтец:  Звенят Медали… Алые гвоздики -

             На мрамор Памяти от всех Живых!

             И Русское, извечное Простите…

             На склоне… в Храме Всех Святых…

Минута длится… в Слёзы верить…

И Жизнь, как Покаяние – длинна!

А Подвиг Ваш… конечно не измерить…

Всё потому… что Родина… Одна!

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне «Сталинградская битва»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ сталинг. битва.ppt

Скачать материал "Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне «Сталинградская битва»."

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сталинградская битва17.07.1942 г.
02.02.1943 г.

    1 слайд

    Сталинградская битва
    17.07.1942 г.
    02.02.1943 г.

  • В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В...

    2 слайд

    В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории сражение.
    12 июля 1942 года был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы.

  • По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы : на терр...

    3 слайд

    По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы : на территории почти в сто тысяч квадратных километров, сражались более двух миллионов человек.

  • Цель фашистских захватчиков: овладеть промышленным городом, предприятия котор...

    4 слайд

    Цель фашистских захватчиков: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию; выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

  • Этот замысел Гитлер планировал осуществить силами одной 6-й полевой армии Пау...

    5 слайд

    Этот замысел Гитлер планировал осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю.

  • В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и преумножили лучшие...

    6 слайд

    В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и преумножили лучшие традиции российского воинства.

  • И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая вол...

    7 слайд

    И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда...

  • «Был на передовой. А потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили ещ...

    8 слайд

    «Был на передовой. А потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили ещё той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»

    «Сашенька! Ты спрашиваешь, как там наша школа. Ничего живём. Десятиклассники учатся в 3-ю смену. Кончаем уроки в одиннадцать ночи. А днём работаем на заводе по 12 часов. Делаем снаряды для «катюш». Так спать охота! Иногда даже на станках, на стружках засыпаем!»

  • «Знаешь, Саш! А в школе у нас сейчас ансамбль, и руководит им настоящий компо...

    9 слайд

    «Знаешь, Саш! А в школе у нас сейчас ансамбль, и руководит им настоящий композитор Михаил Владимирович Черняк. Ходим с концертами по госпиталям. Уже 70 концертов дали. Наш подшефный госпиталь в 30-й школе. Так мы там можно сказать, всё свободное время».

  •  Как и взрослым, детям  пришлось пережить и голод, и холод, и гибель родных и...

    10 слайд

     Как и взрослым, детям  пришлось пережить и голод, и холод, и гибель родных и все это в таком малом возрасте.  А они не только держались, но и делали все, что было в их силах, ради выживания, ради победы.


  • Почти в каждом воспоминании повзрослевшего «ребенка военного Сталинграда» мо...

    11 слайд


    Почти в каждом воспоминании повзрослевшего «ребенка военного Сталинграда» можно увидеть описание голода. Голода, заставляющего ежедневно рисковать и так неспокойной жизнью в норах, окопах. Под обстрелами и бомбежками, в мороз и стужу, дети, хоть как-то стремясь помочь близким и себе, и наравне со взрослыми отыскивали пищу, порой становившуюся пригодной только после многих усилий.

  • «… Голодная зима 1942-го. Наверное, ее никогда не забудешь. Разве можно забыт...

    12 слайд

    «… Голодная зима 1942-го. Наверное, ее никогда не забудешь. Разве можно забыть, как ходили на развалины бывшего кожзавода и выдирали, а вернее вырубали топором из ям просоленные и мороженые шкуры? Разрубив такую шкуру на куски и опалив в печке, варили, а затем пропускали через мясорубку. Полученную таким образом студенистую массу ели. О вкусовых качествах не думали – важно было выжить. Именно благодаря этой пище нам удалось остаться в живых…».

  • Мужество и отвагу проявляли сталинградские пионеры в борьбе с врагом во время...

    13 слайд

    Мужество и отвагу проявляли сталинградские пионеры в борьбе с врагом во время Сталинградской битвы. Да не сотрутся в нашей памяти имена юных патриотов, пионеров—героев.

  • ЛЮСЯ РАДЫНО
оказалась в Сталинграде после долгих поиско...

    14 слайд

    ЛЮСЯ РАДЫНО
    оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных.
    Люся 13-ти летняя находчивая пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей, когда в сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командир разведчиков учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену. В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий она награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Ей посчастливилось остаться в живых.

  • МОТЯ БАРСОВА
Пионерка Мотя Барсова помогла уничтожить 20 немецких солдат, про...

    15 слайд

    МОТЯ БАРСОВА
    Пионерка Мотя Барсова помогла уничтожить 20 немецких солдат, пробившихся из окружения под Сталинградом. Голодные солдаты угрожали её семье, вынудили маму приготовить пищу. Мотя, сославшись на отсутствие воды, побежала в сельсовет, и подняла людей. Дом окружили, фашистов уничтожили.


  • ВАНЯ ГУРЕЕВ
Организовал в Ильёвке ребят для ухода за 18 ранеными бойцами и ко...

    16 слайд

    ВАНЯ ГУРЕЕВ
    Организовал в Ильёвке ребят для ухода за 18 ранеными бойцами и командирами. Подростки затем помогли красноармейцам выбраться из окружения.


  • ЛЮСЯ РЕМИЗОВА
Неподалёку от Сталинграда фашисты схватили в плен в ноябре 1942...

    17 слайд

    ЛЮСЯ РЕМИЗОВА
    Неподалёку от Сталинграда фашисты схватили в плен в ноябре 1942 года школьницу и заставили её стирать бельё, убирать помещения, где жили немецкие офицеры. Люсе удалось выкрасть важные документы, сбежать и доставить их своим. За мужественный поступок Люся Ремизова награждена медалью «За отвагу».

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 525 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 826
    • ZIP 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Севостьянова Алина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Севостьянова Алина Юрьевна
    Севостьянова Алина Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3761
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 981 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 380 человек

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе