Главная / Русский язык и литература / Сценарий литературной композиции на тему "Отцы и дети в русской литературе"

Сценарий литературной композиции на тему "Отцы и дети в русской литературе"

Автор: Павлова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №13» г.Новочебоксарска Чувашской Республики

Сценарий литературной композиции «Отцы и дети в русской литературе»

(для учащихся старших классов)



1 ведущий.

Здравствуйте! Нашу литературную композицию мы посвящаем вечной проблеме, проблеме отцов и детей. Ей уделяли внимание поэты, прозаики, драматурги. Обратимся сегодня к их шедеврам.

2 ведущий.

Нередко проблема отцов и детей связана с мировоззренческим конфликтом, то есть столкновением взглядов. Например, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются представителями «века нынешнего и века минувшего»

(Сцена с монологом Чацкого «А судьи кто?», Фамусов, Скалозуб)

А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют все песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

1 ведущий.

Консерватизм и нигилизм в лице Павла Кирсанова и Евгения Базарова стали причиной острого конфликта в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

2 ведуший.

Автор романа пытался понять своего героя, но его отрицание литературы и искусства в целом принять не мог.

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.


Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.


И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?



Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров –

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?


Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей – отцы иль дети?

Отцы! отцы! отцы!


1 ведущий.

Но согласитесь, что иногда конфликт возникает на пустом месте, точнее, на бытовой почве…

2 ведущий.

Уж не о спорах ли Марьи Антоновны и Анны Андреевны вы говорите?

1 ведещий.

Думаю, что и наши зрители догадались, что сейчас на сцене появятся герои бессмертной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

(сцена: ожидание известий) Звучит романс.

Анна Андреевна, Марья Антоновна стоят у окна.

Анна Андреевна. Ну вот, уж целый час дожидаемся, а все ты со своим глупым жеманством: совершенно оделась, нет, еще нужно копаться... Было бы не слушать ее вовсе. Экая досада! как нарочно, ни души! как будто бы вымерло все.

Марья Антоновна. Да, право, маменька, чрез минуты две всё узнаем. Уж скоро Авдотья должна прийти. (Всматривается в окно и вскрикивает.) Ах, маменька, маменька! кто-то идет, вон в конце улицы.

Анна Андреевна. Где идет? У тебя вечно какие-нибудь фантазии. Ну да, идет. Кто же это идет? Небольшого роста... во фраке... Кто ж это? а? Это, однако ж, досадно! Кто ж бы это такой был?

Марья Антоновна. Это Добчинский, маменька.

Анна Андреевна. Какой Добчинский? Тебе всегда вдруг вообразится этакое... Совсем не Добчинский. (Машет платком.) Эй вы, ступайте сюда! скорее!

Марья Антоновна. Право, маменька, Добчинский.

Анна Андреевна. Ну вот, нарочно, чтобы только поспорить. Говорят тебе — не Добчинский.

Марья Антоновна. А что? а что, маменька? Видите, что Добчинский.

Анна Андреевна. Ну да, Добчинский, теперь я вижу, — из чего же ты споришь? (Кричит в окно.) Скорей, скорей! вы тихо идете. Ну что, где они? А? Да говорите же оттуда — все равно. Что? очень строгий? А? А муж, муж? (Немного отступя от окна, с досадою.) Такой глупый: до тех пор, пока не войдет в комнату, ничего не расскажет!

1 ведущий.

И все-таки эти героини свои люди – сочтутся.

2 ведущий.

Страшнее, когда конфликт приводит к гибели героя или героини, как в драме А.Н.Островского «Гроза».

1 ведущий.

Марфа Игнатьевна Кабанова, свекровь Катерины, заедает домашних. Сын Тихон мечтает вырваться из дома на свободу, поэтому во всем соглашается с матерь. Дочь Варвара научилась обманывать… А вот Катерина – нет.

(Сцена отъезда Тихона)

Явление третье. Катерина, Кабанова и Кабанов.

Кабанова. Ну, ты помнишь все, что я тебе сказала. Смотри ж, помни! На носу себе заруби!

Кабанов. Помню, маменька.

Кабанова. Ну, теперь все готово. Лошади приехали. Проститься тебе только, да и с богом.

Кабанов. Да-с, маменька, пора.

Кабанова. Ну!

Кабанов. Чего изволите-с?

Кабанова. Что ж ты стоишь, разве порядку не забыл? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

(Катерина потупила глаза).

Кабанов. Да она, чай, сама знает.

Кабанова. Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов(становясь против Катерины). Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова. Скажи, чтоб не грубила свекрови,

Кабанов. Не груби!

Кабанова. Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать.

Кабанова. Чтоб сложа руки не сидела, как барыня.

Кабанов. Работай что-нибудь без меня!

Кабанова. Чтоб в окна глаз не пялила!

Кабанов. Да, маменька, когда ж она…

Кабанова. Ну, ну!

Кабанов. В окна не гляди!

Кабанова. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя.

Кабанов. Да что ж это, маменька, ей-богу!

Кабанова(строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то.

Кабанов(сконфузившись). Не заглядывайся на парней!

Катерина строго взглядывает на него.

Кабанова. Ну, теперь поговорите промежду себя, коли что нужно. Пойдем, Варвара!


Уходят.

2 ведущий (или чтец)

Стихотворение

***

Когда-нибудь, в конце концов, 

Мы все простим своих отцов. 
И, может, даже их поймем, 
Но не сегодня, а потом. 
Когда отцов не будет тут, 
Когда они уже уйдут… 
Отцы и дети… Вечный спор. 
И непонятно до сих пор 
Кто был в тех спорах чаще прав, 
Но я прошу прощенья, пап… 
И пусть считают сыновья, 
Что в новых спорах прав не я. 
Когда-нибудь, в конце концов, 
Мы все простим своих отцов. (П. Давыдов)



1 ведущий.

Помните, что в каждом поколении есть прогрессивное, нравственное начало. Его-то и надо беречь и передавать по наследству.

2 ведущий.

Понимание, любовь, уважение помогут достичь гармонии в отношениях молодого и старшего поколений.

1 ведущий. До свидания! До новых встреч!





Сценарий литературной композиции на тему "Отцы и дети в русской литературе"
  • Русский язык и литература
Описание:

     Данная разработка поможет учителям русского языка и литературы подготовить литературный вечер, внеклассное мероприятие по актуальной проблеме, поднятой в произведениях авторов прозаических, лирических и драматических произведений. В свете актуализации литературных знаний и подготовки к написанию сочинения по литературе как одного из этапов проведения итоговой аттестации в 11 классе, обращение к этой теме будет полезным, так как многие произведения, фрагменты которых используются в сценарии, входят в перечень рекомендуемых при написании сочинения 4 направления (Спор поколений: вместе или врозь?)

    Проблема, лежащая в основе использованных произведений, актуальна, интересна всем поколениям. Учащиеся 9-11 классов - рекомендуемая аудитория для проведения подобного мероприятия.

 

Автор Павлова Наталья Владимировна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 876
Номер материала 3472
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓