Главная / Русский язык и литература / «Сценарий литературного вечера «Михаил Афанасьевич Булгаков – Личность. Судьба. Творчество»»

«Сценарий литературного вечера «Михаил Афанасьевич Булгаков – Личность. Судьба. Творчество»»

Название документа Сценарий вечера.docx

«Сценарий литературного вечера

«Михаил Афанасьевич Булгаков – Личность. Судьба. Творчество»»


Вступление. Михаил Булгаков писал: «Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним — писателем». О чем мог писать человек, ставший свидетелем полного распада и гибели того культурного слоя, того мира, к которому он принадлежал и ценности которого он исповедовал? Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: "Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы". Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20 - 30-е годы XX века, мы не можем обойтись без "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Мастера и Маргариты".

Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.

В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересует присутствующих его судьбой, личностью, творчеством; заставит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их. Начнём наш вечер, посвященный творчеству Михаила Афанасьевича, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.

Просмотр 1-3 части фильма

А. Ахматова. «Памяти М. А. Булгакова»

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,


О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, все забывшей, -

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.

1940. Фонтанный Дом.

Просмотр 4-5 части

Ведущий «Я - мистический писатель», - писал о себе Булгаков, считая себя учеником и последователем Гоголя….

Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Роман вызывал и вызывает острую полемику. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад. Какие это проблемы? Назовем их.

  • Что такое истина?

  • Человек и власть.

  • Внутренняя свобода и несвобода человека,

  • добро и зло, вечное их противопоставление и борьба,

  • верность и предательство. Милосердие и всепрощение.


Каждый выбирает для себя...

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя...


Итак. «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Сатана, представившийся Воландом, странствует по миру с целями, одному ему известными. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов — место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога. В Москве, правда, живёт один человек (Мастер), написавший роман о последних днях Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут персонажа, основным прообразом которого явился Иисус Христос).и отправившем его на казнь римскому-прокуратору Понтию Пилату; но и этот человек ныне пребывает в сумасшедшем доме, куда его привело отношение к своему произведению, подвергнутому жёсткой критике со стороны цензоров и современников- литераторов. Роман он сжёг.

Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитацию

Маргарита, возлюбленная Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном — найти и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Маргарите Воланд , он просит её стать королевой бала,

Другая сюжетная линия романа, развивающаяся параллельно первой, — непосредственно сам роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. В нём рассказывается история Понтия Пилата, который не решился выступить против Синедриона и спасти осужденного на казнь

В конце романа обе линии пересекаются: Мастер освобождает героя своего романа, и Понтии Пилат, после смерти наконец обретает покой и отправляется в бесконечное путешествие по потоку лунного света вместе с Иешуа. Мастер с Маргаритой обретают в загробном мире данный им Воландом «покой»

Сергей Кукарцев

Там, где звёзды светят в лампах,

Чёрный кот на задних лапах

С рюмочкой, как пьяный лабух,

Танцевал ночной фокстрот.

Там свеча в окне горела,

Там варила зелья Гелла,

Там угрюмый Азазелло

Скалил свой клыкастый рот.

Оживали, что эа чудо,

Прокуратор и Иуда,

Но в печи сгорала груда

Несгораемых страниц.

Было в ночь окно открыто,

Сатаны плясала свита

И летела Маргарита,

Ханжество подвергнув ниц.

Сила чар царя Воланда

Подняла с колен атланта

И признанием таланта

Мастера вернула в свет.

Торжество добра в финале, -

Эту сказку все читали,

Даже те, кто точно знали,

Что чудес на свете нет.


Просмотр фрагмента «Мастер и Маргарита»

Разговор с Мастером

Владимир Сафонов

За веком век бредёт эпоха,

Томленье, блеск и нищета.

Но до последнего до вздоха

Скрипишь пером о гладь листа.

Не те легли в колоде масти,

Чума, разброд, огонь и смрад.

Рукописи не горят Мастер,

Рукописи не горят.

А ты всё ищешь озарений

И проникаешь в суть людей.

Ведёт тебя твой верный гений,

Искусство выше всех идей.

Разбой в стране, шальные власти,

И жалит в грудь ползучий гад.

Рукописи не горят Мастер,

Рукописи не горят.

Интриги, зависть, сплетни, злоба,

Обман и лесть, стакан, игла.

И вакханалия у гроба

За то, что сжёг себя дотла.

Любовь толпы - простые страсти.

Сначала бьют, потом скорбят.

Рукописи не горят Мастер,

Рукописи не горят.


Чтец

Маргарита Николавна! Мне бы Вашего терпенья:

Чтоб оно перетянуло,словно нитью, жизнь мою.

Мне бы Вашего уменья - после полного затменья

Не ступить, как ни тонула б, на чужую колею.

Мне бы стать неуязвимой, чтоб не плакать понапрасну.

Мне б любить и быть любимой так, как Вы, и все сносить...

Жить мечтой неисполнимой...

Отвечать, что все прекрасно...

И уйти! И быть счастливой!

Чуда ждать... Но не просить.

Незабвенная доныне, в чем, скажите, Ваша тайна?

Ведь не город, и не имя, не цветы ж всему виной!..

Почему, моей гордыне вопреки, почти реально

То, как царственно, бесстыже, Вы несетесь надо мной?!

Нет! Во мне живет не зависть.

Нет, во мне живет не зависть, -

Человеческая жалость к осознавшей силу зла!

Чудо-крема не касаясь, душу сохранить пытаясь,

Я бы к дьяволу, спасаясь, ни за что бы не пошла ... Не пошла?


Просмотр фрагмента «Понтий и Иешуа» «Воланд»


Чтец

Вечер умирал, наступала ночь,

Необычный бал грянул во всю мощь...

Стольная Москва в толк не может взять

Что сюда спешит дьявольская знать

Воланд-господин, всетемнейший князь,

Приказал играть свой безумный вальс,

Черной свиты хор подхватить готов

Громкую хвалу сумеркам богов

Кровь из черепов пьют здесь как вино

Каждый здесь нечист, каждый обнажен

Правит бал мессир - по делам воздаст

Всем, кто из могил прилетел на вальс

Вальс гремит на бис, вальсу вторит гром

Шабашем ночным воздух заражен

И глядит мессир, молчалив и горд,

Как ползет огонь с Воробьевых гор...

Каждому воздаст по делам его,

Слишком много зла здесь на одного!

Тень... свет... темп убыстряется,

Жизнь, смерть... перекликаются,

Жар, бред, пытка надеждой и злость.

Вот вам - казнь и прощение,

Все, все, все в восхищении! Т

ень... свет... сердце вдруг оборвалось.

Бал у Князя Тьмы Полночь без пяти, Пять минут,

И душу не спасти...


Сейчас мы представляем вашему вниманию спектакль, поставленный по произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова «Эксперимент». В его основе лежит эксперимент профессора Преображенского из повести «Собачье сердце», использованы также отрывки из произведений М.Булгакова: «Собачье сердце», «Царь Иван Васильевич», «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных».

5


Название документа Эксперимент.doc

Сценарий спектакля по произведениям М. Булгакова «Эксперимент»



Звонок в дверь. На пороге два молодых человека:

1 студент - Профессор Борменталь?

Борменталь – Да-с…А Вы?..

2 студент А мы студенты 5 курса Того самого Киевского медицинского института, где учился хорошо известный вам Михаил Афанасьевич Булгаков.

Борменталь -Проходите. Чем могу быть полезен?

1 студент - Дело вот в чём: совсем скоро юбилей М. А., О враче –Булгакове нам известно буквально всё, а вот Булгаков- писатель – ещё загадка.

2 студент Уже много лет его произведения читаемы и любимы, в чём причина? Мы и подумали, а что если нам поможет в этом эксперимент пр. Преображенского. Если уж в то время возможно было превратить собаку в человека, то сейчас…

1 студент - Можно в любого героя превратиться и посмотреть их глазами на всё как бы изнутри.



Борменталь Понимаю. Что вас конкретно итересует? Кем бы вы хотели стать?

2 студент – Дни Турбиных – прототип Алексея- сам Булгаков. Хочется нам узнать о жизни интеллигенции после революции,в годы гражданской войны .

Борменталь - Значит, вам интересен Алексей Турбин, похвально. Ну, что ж, кто мне будет ассистировать?

Пройдемте, готовьтесь к операции. А вы (обращаясь ко 2 студенту ) достаньте колбу крайнюю слева с гипофизом Турбина.(Показывает на верхнюю полку шкафа. Ассистент тянется и неожиданно всё роняет)

ГРОХОТ. Всё упало, перепуталось.

2 студент - Что делать, профессор?

Борменталь - Пока мы не вживим железу, ничего не узнаем. Давайте, начнем с этой.



Операция



(На шее у человека был повязан ядовито - небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок)



Борменталь Опять вы!?



Шариков - Борменталь!

Отозвался Борменталь, (меняясь в лице). - Нет, уж вы меня по имени и отчеству, пожалуйста, называйте!

Шариков Совершенно основательно ответил - Ну и меня называйте по имени и отчеству! -

Борменталь - Нет! - - по такому имени и отчеству как Полиграф Полиграфович

в моей квартире я вас не разрешу называть. Если вам угодно, чтобы вас перестали

именовать фамильярно "Шариков", мы будем называть вас "господин Шариков".

Шариков. (Отлаял) - Я не господин, господа все в Париже!

Борменталь - Позвольте вас спросить - почему от вас так отвратительно пахнет?



Шариков понюхал куртку озабоченно.

- Ну, что ж, пахнет... Известно: по специальности. Вчера котов душили,

душили... папаша



Борменталь - Кто это тут вам папаша? Что это за фамильярности? Чтобы я больше не

слышал этого слова! Называть меня по имени и отчеству!





Дерзкое выражение загорелось в человеке.

Шариков - Да что вы все... То не плевать. То не кури. Туда не ходи. Этого не говори… Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даете?!

Разве я просил мне операцию делать? - Человек возмущенно лаял

- хорошенькое дело! Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завел глаза к потолку как бы вспоминая некую формулу), а равно как и мои родные. Я иск, может, имею право предьявить...

В настоящее время каждый имеет свое право...

Ассистент- Гм... Вот черт! Глупее ничего себе и представить нельзя.... Ну, одним словом...



Шариков- Сволочь!



Борменталь - Это вы про кого?



- Про кота я говорю. Такая сволочь, - ответил Шариков, бегая глазами.

БОрменталь - переводя дух, - Знаете, Шариков, я положительно не видал более наглого существа, чем вы.

Шариков - Папаша, дай папиросочку, - у тебя брюки в полосочку".



Борменталь- Шариков, скажите мне, пожалуйста, - сколько времени вы еще будете гоняться за котами? Стыдитесь! Ведь это же безобразие! Дикарь!



- Какой я дикарь? - Хмуро отозвался Шариков, - ничего я не дикарь. Его

терпеть в квартире невозможно. Только и ищет - как бы что своровать… (трогает вещи)

-Ассистент - Не трогайте, пожалуйста!

Шариков - Вот все у вас как на параде, - заговорил он, - салфетку - туда, галстук

- сюда, да "извините", да "пожалуйста-мерси", а так, чтобы по-настоящему, - это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.

-Ассистент - Театр какой-то!



Шариков -Нет, цирк лучше



-Ассистент -... Почему, собственно, вам не нравится театр?

Шариков, подумал и оттопырил губы.

- Да дурака валяние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция

одна.



- Вы стоите на самой низшей ступени развития, - закричал Борменталь , - вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой говорить космические глупости…



- Мне белый билет полагается, - ответил Шариков.





-Ассистент - я ему не позволю ничего сделать. . Финита, клим!

- Он повернулся и поглядел на Шарикова так, что тот попятился и

стукнулся затылком о шкаф.

Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Ассистенту

обкусанный с нестерпимым кошачьим запахом - шиш. А затем правой

рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер



Борменталь - Нам же он совершенно не нужен, ну его ко всем свиньям



ОПЕРАЦИЯ –(За кадром) Ассистент - Это кошмар, честное слово. Вы видите? Клянусь вам, дорогой доктор, я измучился за это время больше, чем за последние 14 лет! Вот - тип, я вам доложу...



Иоанн. О боже мой, господи, вседержитель!

Борменталь. Тсс... тише, тише! Только не кричите, умоляю! Мы наживем

страшную беду и, во всяком случае, скандал. Я и сам уже схожу с ума, но я

стараюсь держать себя в руках.

Иоанн. Ох, тяжко мне! Молви еще раз, ты не демон?

. Борменталь Ах, помилуйте, я же вам объяснил, что я не демон.

Иоанн. Ой, не лги! Царю лжешь! Не человечьим хотением, но божиим

соизволением царь есмь!

Борменталь. Очень хорошо. Я понимаю, что вы царь, но на время прошу вас

забыть об этом. Мы вас будем называть не царем, а просто Иваном Васильевичем.

Ассистент - Поверьте, для вашей же пользы.

Иоанн. Увы мне, Ивану Васильевичу, увы, увы!..

Борменталь. Что же делать, я понимаю ваше отчаяние. Действительно,

происшествие удручающее. Но кто же мог ожидать такой катастрофы

Я не могу вас отправить обратно сейчас же - надо всё приготовить…

Иоанн. Как твое имя, кудесник?

Борменталь. Меня зовут Борменталь.

Иоанн. Князь?

Борменталь -. Какой там князь! У нас один князь на всю Москву, и тот

утверждает, что он сын кучера.

Иоанн. Ах, сволочь!....

. Ты, стало быть, тут живешь?

Хоромы-то тесные.

Борменталь - Да уж, хоромы неважные.

Ассистент-А мы не знали как точно сыграть роль Иоанна Грозного!

И когда мы проходили то место, где Бориса объявляют царем, Косой, уж на что твердый человек, заплакал, как ребенок!..

Иоанн.-. Какого Бориса-царя? Бориску?!

. Бориса на царство?.. Так он, лукавый, презлым заплатил царю за

предобрейшее!.. Сам хотел царствовати и всем владети!.. Повинен смерти!

-Ассистент Ах нет! Боже мой, я поняла! Это настоящий царь!

- Какой царь типичный, а как на нашего Буншу похож. Только у того лицо глупее.

Борменталь -Да перестаньте вы нервничать! Ну, Иоанн, ну, Грозный!.. Ну что тут особенного?..Мы сейчас всё приготовим. Сидите тихо! Никому не открывайте!

. Иоанн один, рассматривает вещи в комнате. На улице послышался шум автомобиля. Иоанн осторожно выглядывает в окно, отскакивает. Иоанн (тихо напевает).

Сделал я великие прегрешения... пособи мне,

господи... пособите, чудотворцы московские...

В дверь стучат. Иоанн вздрагивает, крестит дверь, стук прекращается.

Ульяна (за дверью). Товарищ Борменталь, простите что опять осмелилась

беспокоить... Что, Бунша Ивана Васильевича не было у вас? Его по всему дому ищут. вы не имеете права отмалчиваться! Вы, товарищ Борменталь , некультурный человек!

Иоанн крестит дверь, и голос Ульяны пропадает.

Иоанн. Что крест животворящий делает! Пауза.

Звонок в дверь . И. В. Открывает

Ульяна Здрасте пожалуйста! Его весь дом ищет, водопроводчики приходили, ушли... жена, как проклятая, в магазине за селедками, а он сидит в чужой комнате и пьянствует!.. Да ты что это, одурел? Шпака ограбили. Шпак по двору мечется, тебя ищет, а он тут! Ты что же молчишь? Батюшки, во что же это ты одет?

Голубчики милые!.. На кого же ты похож? Да ты же окосел от пьянства!

Да тебя же узнать нельзя!

Иоанн. Ты бы ушла отсюда. А?

Ульяна. Как это - ушла? Ты на себя в зеркало-то погляди!.. В зеркало-то погляди!

Иоанн. Оставь меня, старушка, я в печали...

Ульяна. Старушка?! Как же у тебя язык повернулся, нахал? Я на пять лет

тебя моложе!

Иоанн. Ну это ты врешь... Погадай мне, старая, погадай насчет шведов.

Ульяна. Да что же это такое?.

Ульяна. Нет, вы полюбуйтесь на голубчика!.. Он же пьян, он же на ногах

не стоит!. Очнись, разбойник! Попрут тебя с должности!

Иоанн. Э, да ты ведьма! (Берет у Ульяны селедки и выбрасывает их в переднюю.)

Ульяна. Хулиган!

Иоанн (вооружается посохом). Ох, поучу я тебя сейчас!

Ульяна. Помогите!.. Муж интеллигентную женщину бьет!.. (Убегает через

парадный ход.)

Ассистент Зачем же вы открыли двери?

Иоанн.- Ты добрый человек... Ах ты, боже! Ведь это я тут...

а шведы, ведь они Кемь взяли! Боярин! Отправляй меня назад!



ОПЕРАЦИЯ



Ассистент - А вы кто?

Я Мольер, прибыл сюда согласно распоряжению Вашего высочества!

Борменталь - Ошибка, снова ошибка! Г-н Мольер, произошло прискорбное недоразумение…Нам нужен другой герой Булгакова.

Мольер - Меня же пригласили, я прекратил спектакли!

И вообще, знаете ли вы, что это в спектакле «Мольер» Михаил Афанасьевич Булгаков ярко показал судьбу писателя, идеология которого идёт вразрез с политическим строем. Против меня «Кабала святош», гвардия мушкетёров, лишь король однажды заступился…

Ассистент - Уважаемый г. Мольер, до следующей встречи…



ОПЕРАЦИЯ За кадром:

Ассистент Я читала, Сталину не понравилось, что в «Мольере» зрители могут увидеть намек на его взаимоотношения с Булгаковым. Пьесу запретили. Это был страшный удар для автора

Борменталь - Да, в 30-е годы прошлого века и не такое могло произойти





Ассистент – МАРГАРИТА! Вы знаете, я читала, что реальным прототипом Маргариты послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

Борменталь - Здесь я могу с вами поспорить, т. к хорошо видна связь Маргариты с французскими королевами, носившими это имя, Маргарита Наварская и Маргарита Валуа



- Я верую! -- шептала Маргарита торжественно, -- я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко. Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно. А кроме того, сон мой был вещий, за это я ручаюсь.



- Ты знаешь, -- говорит Маргарита (разговаривает с портретом), -- как раз когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со средиземного моря... И эти

идолы, ах, золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя. Мне кажется, что сейчас будет дождь. Вы чувствуете, как свежеет?

Борменталь - Фу ты черт, ведь это, подумать только, -- он сжал голову руками, -- нет,

послушай, вы же умный человек и сумасшедшей не была. вы серьезно уверены в

том, что вчера были у сатаны?

-- Совершенно серьезно, -- ответила Маргарита. черт знает, что такое, и черт, поверь мне, все устроит! -- глаза ее вдруг загорелись, она вскочила, затанцевала на месте и стала вскрикивать: -- Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол!



Ассистент -Но как такое могло произойти с вами , замужней добропорядочной женщиной? Не укладывается в голове!



Ах, -- качая растрепанной головой, шептала Маргарита, -- ах, ты, маловерный, несчастный человек. Я из-за него (подходит к портрету Б. и гладит его) всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно - про грозу над Ершалаимом

Маргарита приблизила губы к уху мастера и прошептала:

-- Клянусь тебе своею жизнью, клянусь угаданным тобою сыном звездочета,

все будет хорошо.

Борменталь -- Ну, и ладно, ладно, -- отозвался, засмеявшись, добавил: --

Конечно, когда люди совершенно ограблены, они ищут спасения

у потусторонней силы! Да уж, конечно, чего тут интересного, Маргарита Николаевна!

Маргарита удивилась:

-- Вы меня знаете?

Вместо ответа доктор снял шапочку и взял его на отлет.

-- Я вас не знаю, -- сухо сказала Маргарита.

Борменталь - Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый

прокуратором город.

-- Я ничего не понимаю, -- тихо заговорила Маргарита Николаевна-- Скажите мне, кто вы такой? Из какого вы учреждения?

Борменталь -- Простите, ведь я не сказал вам, что ни из какого я не из учреждения! Сядьте, пожалуйста.

Маргарита беспрекословно повиновалась, но все-таки, садясь, спросила

еще раз: -- Кто вы такой?

-- Ну хорошо, зовут меня Борменталь, но ведь все равно вам это ничего не

говорит.

Маргарита -- А вы мне не скажете, откуда вы узнали про листки?

Борменталь -- Не скажу,

-- Но вы что-нибудь знаете о нем? -- моляще шепнула Маргарита.

Борменталь -- Ну, скажем, знаю.

Маргарита -- Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте.

-- Пока жив, -- неохотно отозвался Ассистент, - но вам надо срочно к нему.

Маргарита -- Боже!



Операция (За кадром) Ассистент – Маргарита вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером.. Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык.

Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

Борменталь- Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.



После операции Турбин ходит,разглядывая комнату.

Борменталь (обращаясь к ассистенту) - Алексей Турбин собственной персоной! Знакомьтесь!

Алексей- А вы откуда?

Борменталь- А мы, батенька, из другой пьесы. Располагайтесь. (указывает на диван)

А л е к с е й. Вот, господа, сижу я сейчас среди вас, и все у меня одна неотвязная мысль. Ах! Если бы мы все это могли предвидеть раньше! (Встаёт и взволнованно ходит по комнате )Вы гляньте в окно, посмотрите, что там. Там метель, какие-то тени... В России, господа, две силы: большевики и мы. Вижу я более грозные времена. Вижу я. Вот из-за этого я и иду! На рожон, но пойду! Потому что, когда мы встретимся с ними, дело пойдет веселее. Или мы их закопаем, или, вернее, они нас. Как мы, белогвардейцы, уживемся с большевиками, не представляю себе! (Берёт гитару, пытается играть)

Ничего не получается – пальцы не слушаются!

Ассистент. – Я знаю романс, разрешите я исполню?

(звучит романс «Белой акации гроздья душистые»)

Алексей.- Господа, я виноват. Не слушайте того, что я сказал. Просто у меня расстроены нервы.

Борменталь -. О нет,. Поверьте, что мы понимаем и что мы разделяем все, что вы сказали. Империю Российскую мы будем защищать всегда!

Ассистент. Да здравствует Россия!

Турбин - Кого вы желаете защищать? Ответьте мне. Молчание.

Отвечать, когда спрашивает командир! Кого?

Совершенно правильно. Они вас заставят драться с собственным народом. А когда он вам расколет головы, они убегут за границу... Слушайте меня, друзья мои! Мне, боевому офицеру, поручили вас толкнуть в драку. Было бы за что! Но не за что. Я публично заявляю, что я вас не поведу и не пущу! Народ не с нами. Он против нас. Значит, кончено! Гроб! Крышка! И вот я, кадровый офицер Алексей Турбин, вынесший войну с германцами, чему свидетелями капитаны Студзинский и Мышлаевский, я на свою совесть и ответственность принимаю все, все принимаю, предупреждаю и, любя вас, посылаю домой. Я кончил. Совесть моя чиста и спокойна!

Борменталь -Я против ужасов войны. В сущности, зачем проливать кровь?

Теперь начинается новая жизнь.

Турбин -. Была у нас Россия — великая держава!..

Ассистент. И будет!.. Будет!

Турбин. Прежней не будет, новая будет. Новая!

Песня И. Талькова «Россия» (В проигрыше все артисты выходят, второй ассистент говорит)



Студент 1 -Я поняла, то что с нами произошло сегодня – провидение судьбы… Нельзя узнать писателя, прочитав лишь одно его произведение. Теперь я с уверенностью могу сказать, что Булгаков самый читаемый писатель 20-30 гг прошлого века. Потому что пишет так, как видит, потому что только у Булгакова любовь и творчество находятся под защитой не только Бога, но и дьявола! А переживания за Россию, судьбу народа проглядывают сквозь каждое его слово! Он сумел просто сказать о вещах сложных, будь то история, нравственность или открытия науки, облекая свои фантазии в формы, понятные всем! (Звучит первый куплет песни. Под звон колоколов все кланяются и уходят)






«Сценарий литературного вечера «Михаил Афанасьевич Булгаков – Личность. Судьба. Творчество»»
  • Русский язык и литература
Описание:

Данное внеклассное мероприятие призвано содействовать формированию литературных ориентиров, оценочной самостоятельности учащихся, повышению интереса к литературе, расширению кругозора учащихся, развитию умений активно проявлять свои способности, умению работать в команде. Нестандартная форма проведения занятия способствует развитию их творческого и речевого потенциала, направлена на повышение мотивированности обучающихся, стимулирования их познавательной активности и творчества, всестороннего раскрытия и развития способностей.

 

Михаил Булгаков писал: «Не может быть, чтобы голос, тревожащий сейчас меня, не был вещим. Не может быть. Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним — писателем». О чем мог писать человек, ставший свидетелем полного распада и гибели того культурного слоя, того мира, к которому он принадлежал и ценности которого он исповедовал? Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: "Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы". Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20 - 30-е годы XX века, мы не можем обойтись без "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Мастера и Маргариты".

Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.

В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересует присутствующих его судьбой, личностью, творчеством; заставит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их. Начнём наш вечер, посвященный творчеству Михаила Афанасьевича, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.

 

 

Автор Фидченко Елена Олеговна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4227
Номер материала 27102
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓