Главная / Начальные классы / Сценарий литературного праздника по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки" (3 класс)

Сценарий литературного праздника по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки" (3 класс)

Сценарий литературного праздника по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 класса

«Что за прелесть эти сказки!»


Цель. Создание условий для развития личности учащихся, формирования основ их творческого потенциала.

Задачи:

  1. Учить понимать занимательность сюжетов сказок А.С. Пушкина, особенность его языка.

  2. На произведениях А.С. Пушкина формировать положительные личностные качества.

  3. Формировать устойчивый интерес к чтению.

  4. Учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  5. Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.

  6. Развивать речь, навыки речевого общения.


Действующие лица: Оборудование:

- Сказительница (учитель) - корыто

-hello_html_29685daa.gif Старуха - зеркальце

- Старик родители - предметы для игры «Чей предмет?»

- Царица - корзина с орешками

- Бабариха - красочная книга сказок А.С. Пушкина

-hello_html_m6f38fba1.gif Золотой Петушок - невод

- Золотая Рыбка - баннер (плакат) с изображением А.С. Пушкина

- 2 бесёнка - макет дуба

- Кот Учёный ученики

- Балда

- 2 ученика

- Белочка



Ход праздника

Сцена украшена баннером с изображением портрета А.С. Пушкина в окружении его сказочных героев, макетом дуба.

Под музыкальное сопровождение дети, одетые в костюмы героев пушкинских сказок, входят в зал, рассаживаются.

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной…

2. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

3. В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.


Ученица. Прекрасны стихи Александра Сергеевича Пушкина, но больше мне нравятся его сказки! В них столько чудес, превращений!

Ученик. А я отрицаю сказки и всякие волшебства! В наш век высоких технологий верить в чудеса просто смешно!

Ученица. Вам, мальчишкам, часто не хватает воображения!


Исполняют 1 куплет и 1 припев из песни «Спор о сказках» из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

1. Юра: Не бывает в наши дни чудес на свете.

Кристина: Для тех, кто не верит в них сам.

Юра: Нет Кащея - это знают даже дети.

Кристина: А сказки живут тут и там.

Припев:

Юра: Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути.

Кристина: Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.

Появляются два бесёнка. Корчат девочке рожицы, кривляются.

Ученица. Юра, ты тоже чёртиков видишь или мне кажется?

Ученик. Ох, Кристина, начиталась ты сказок! Вот тебе черти и мерещатся! … Ой, и правда, чёрт, даже два! Мама!

Бесята. В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Сказка в двери к нам стучится.

Хвост волшебный, раз, два, три…

В сказку нас перенеси!

Свет гаснет, под проецирующий светильник звучит волшебная музыка.

Свет включается. На сцене под дубом бесята с бабой Бабарихой играют в карты. Ученик с ученицей наблюдают со стороны.

Бабариха. Козыри "крести" - дураки на месте!

1 бесёнок. Сама такая!

2 бесёнок. Бабулька, крой карты!

Бабариха. Какая я тебе "бабулька"? Сколько раз говорила, чтобы величал меня полностью: Сватья баба Бабариха!

1 бесёнок. Тогда и меня зови полностью: Бес-Балбес Девятый!

Бабариха. А почему девятый?

2 бесёнок. Потому что я восьмой. А ещё – для солидности!

Бабариха. Ой, уморил! Для солидности! Шмакодявки рогатенькие, а туда же! Сначала хвосты причесали бы, да рога почистили!

Бесята. Ах, так? (бросают в Бабариху карты)

Бабариха (прислушиваясь): Тихо, замрите! Кажись, есть тут кто-то!

Ученик. Куда мы попали? Ничего не понимаю...

Бабариха. А чего тут понимать? Сказки не любишь, в чудеса не веришь. Вот и угодил в сказочную историю - на перевоспитание. Только черти все сказки перепутали.

Ученица. Надо сказительницу на помощь звать, она все сказки знает! Раз, два, три, четыре, пять – приходи нам помогать!

В зал входят Сказительница и Кот Учёный.

Сказительница. Здравствуй, Кристиночка. Здравствуй, Юра. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в сказочную страну, придуманную для вас великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным! А где на Руси праздник, там и хоровод!

Дети исполняют танец «Хоровод».


Сказительница. Ну, друзья мои, зачем звали? Что приключилось в сказочном Лукоморье?

Ученица. Все сказки перепутались!

Сказительница. Не волнуйтесь, вместе разберёмся. Ребята, из какой сказки сбежали бесята? («Сказка о попе и работнике его Балде»)

Кот Учёный. Мяу! Надо Балду позвать, у него с чертями разговор короткий!

Балда. Я, с попом понапрасну не споря,

Пошёл, сел у берега моря;

Там я стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

Верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить!

Бесята с визгом убегают на свои места в зале, Балда возвращается на своё место.

Сказительница. О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

Дети поют песню «Сказки гуляют по свету» (музыка Е. Птичкина, текст М. Пляцковского)

1. Сказки гуляют по свету, ночь запрягая в карету. 
Сказки живут на полянах, бродят на зорьке в туманах. 
Припев. Царевич Царевну полюбит, а жадность Кащея погубит... 
Пусть Зло на проделки хитро, но всё ж побеждает Добро! 
2. Мир озарив чудесами, сказки летят над лесами, 
На подоконник садятся, в речки, как в окна, глядятся. 

Припев.

3. Сказки со мною повсюду, их никогда не забуду. 
Стоит сомкнуть мне ресницы — вмиг Кот Учёный приснится.

Припев. (проигрыш) Припев.


Сказительница. Сказке хочется начаться,

Шелестят её страницы,

И сейчас она начнётся.

Сказкам Пушкина не спится!

Кот. У лукоморья дуб зелёный; 
Златая цепь на дубе том: 
И днём и ночью кот учёный 
Всё ходит по цепи кругом; 
Идёт направо - песнь заводит, 
Налево - сказку говорит. 
Там чудеса: там леший бродит, 
Русалка на ветвях сидит; 
Там на неведомых дорожках 
Следы невиданных зверей; 
Избушка там на курьих ножках 
Стоит без окон, без дверей; 
Там ступа с Бабою Ягой 
Идёт, бредёт сама собой, 
Там царь Кащей над златом чахнет; 
Там русский дух... там Русью пахнет! 


Фонограмма «Шум моря». Охая и прихрамывая, в зал входит Старуха с корытом. Она оглядывает зал, детей, потирает голову, как будто хочет что-то вспомнить.

Сказительница. Бабушка, кто Вы, откуда?

Старуха. Ничего не помню! Хотя постойте, кое-что начинаю вспоминать! Кажется, жила я в какой-то книжке со стариком у самого синего моря ровно 30 лет и 3 года. Старик ловил неводом рыбу, а я целый день пряла пряжу. Только что-то случилось недавно, выпала я из толстой книжки и пришла сюда, детишки! Но в какой сказке я живу, совсем забыла. Может, вы мне поможете вспомнить?

Ученица. Конечно, бабушка, мы тебе поможем. Присаживайтесь, пожалуйста, отдохните.

Старуха. ( присаживается): Как же называется моя сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Старуха. Да-да, припоминаю: рыбка там была, да не простая, а золотая.

Ученик. И все желания исполняла, а поймал её Ваш дедушка-рыбак.

Старуха. Он с утра запропастился.

Лишь бы он сюда явился,

Задала бы трепака!

Бабариха. Она ещё ворчит. Хоть и простофиля твой старик, а мужик в избе, добытчик! По-хорошему, по-доброму его встреть.

Старуха. А как это? Я вроде бы так не умею.

Бабариха. Я тебя научу. Скажи так:

Ну, мой милый старичок,

Поймал рыбку на крючок?

Старуха (повторяет слова шёпотом, затем встаёт, подбоченивается и громким, суровым голосом произносит):

Ну, мой милый старичок,

Поймал рыбку на крючок?

Вот здорово!

Бабариха. Нет, так не годится. Эти слова нужно говорить с поклоном и ласковым голосом. Попробуй-ка ещё раз.

Старуха (кланяясь и ласковым голосом повторяет): Ну, мой милый старичок, поймал рыбку на крючок? Получилось? Спасибо, что научили меня культурно говорить. Мне бы только не забыть эти ваши волшебные слова. (Прислушиваясь) Тихо, ребятки. Вроде бы кто-то ещё сюда идёт. Может это дедуся мой? (Снова шепчет ласковые слова).

В зал с гордым видом входит Царица с зеркальцем.

Царица. Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

(Зеркальце не отвечает. Царица дышит на него, трёт, встряхивает. Сердито продолжает:)

Ах ты глупое стекло,

Что молчишь ты мне назло!

(Говорит повелительным тоном) Подать мне трон!

Старуха. Ишь, раскомандовалась! Никакой культуры! Тут поважней тебя народ имеется! Я вот, например, сюда из сказки пришла! (Гордо поднимает голову и распрямляет плечи.)

Царица. Из сказки? С корытом? Вот насмешила!

Старуха (сердито). Ну и что! Ребята мне всё рассказали, они про меня читали сказку. И я в ней главная. А книжка называется «Сказка о рыбаке и рыбке». А ты кто такая?

Царица. Точно знаю, что я царица, а это – волшебное зеркальце. Раньше, до того как я из сказки выпала, оно говорить умело, а теперь почему-то молчит.

Бабариха. Так ты тоже из книжки выпала? Ну, тогда всё в порядке. Ребята сейчас и про тебя всё расскажут.

Царица. Вы действительно знаете кто я?

Дети. Конечно. Вы – злая царица из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Бабариха. Ах, вот ты какая! А ещё командуешь!

Царица (не обращая внимания):

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Старуха. Да кому ты нужна такая злая?

Царица. А я-то тут причём, если такой меня изобразили?

Ученик. Она права, бабушка, такой её задумал автор.

Царица. Молодец, мальчик! (с завистью) А девчушка-то раскрасавица! Возьми-ка от меня в подарок яблочко наливное. Гляди какое!

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто,

Будто мёдом налилось,

Видны семечки насквозь.

Ученица. Спасибо, не надо! Я вашу сказку внимательно читала – ведь именно этим самым яблочком Вы прекрасную Царевну отравили, когда она жила у семи богатырей. Да ничего у вас не вышло – королевич Елисей спас её.


В зал робко заходят Белочка и Золотой Петушок.

Бабариха. А это ещё кто такие? Зачем вы сюда пришли? Здесь только герои сказок собрались!

Белочка и Золотой Петушок (вместе): А мы тоже сказочные герои!

Старуха. Ой, не поверю ни за что! В моей сказке вас точно нет!

Царица. Да и в моей тоже!

Сказительница. Дети, из какой сказки Белочка? Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

4. Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

А ещё она поёт

При честном при всём народе

«Во саду ли в огороде».

Белочка исполняет песню «Во саду ли в огороде»

Во саду ли, в огороде девица гуляла,

Она ростом невеличка, лицом круглоличка.(танец на проигрыш)

За ней ходит, за ней бродит удалой молодчик.

Он ей носит, он ей носит дороги подарки. (танец на проигрыш, поклон)

Белочка. Эй, богатыри, несите волшебный ларец!

Мальчики вносят ларец,исполняют танец «Богатырские забавы».

Белочка. Сегодня в моём ларце не орешки лежат, а сказочные предметы. Вижу, ребята вы умные, разберётесь, где чьё. А Золотой Петушок вам поможет. Если ответ правильный, то он радостно прокричит «Кири-ку-ку!». Если ответ неверный, то Петушок сердито захлопает крыльями.

Белочка и Петушок проводят конкурс «Чей предмет?».

(зеркальце – Царицы, стрела – царевича-князя Гвидона, звезда – Царевны-Лебедь, верёвка – работника Балды, кораблик – корабельщики, орех – Белочки, веретено – девиц, старухи).


Бабариха (ворчливо): Слуги белку стерегут! Работнички, нечего сказать, из-под носа у них сбежала!

Белочка (обиженно): Я не сбежала, а выпала из сказки! Кстати, из той же что и Вы!

Царица. Простите, а откуда же тогда взялся Петушок? Неужели он тоже сказочный?!

Золотой Петушок. Сказочней не бывает! (Медленно поворачивается, давая себя рассмотреть.) Кири-ку-ку!

Сказительница. Друзья! Из какой сказки Петушок?(«Сказка о Золотом Петушке»)

А вы помните, что сказал мудрец царю Дадону о Золотом Петушке?

5. Посади ты эту птицу –

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно,

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незванной,

Вмиг тогда мой петушок,

Закричит и встрепенётся,

И в то место обернётся!

Сказительница. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.

Золотой Петушок. Надеюсь, теперь вам понятно кто я такой?!

Ученица. Не обижайся, Золотой Петушок. Ведь царица не читала этой сказки.

Ученик. Она ничего не знает про то, как ты наказал царя Дадона, не сдержавшего своё слово.

Золотой Петушок. В город въехал царь Додон;

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился... и в то же время

С колесницы пал Дадон!

Охнул раз, — и умер он.

А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало.

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

Старуха (в тревоге): Ну вот, все герои сказочные здесь, а дед мой всё не идёт. Не случилось ли что с ним? Как бы это узнать?

Царица: А вы, бабушка, возьмите моё волшебное зеркальце и попробуйте у него спросить. Правда, мне оно отвечать отказывается, но, может быть, у вас получится.

Старуха (обрадовано): Вот спасибо тебе, Царица! Я смотрю, ты не такая уж злая, как про тебя рассказали. (Берёт у Царицы зеркальце, протирает и внимательно на него смотрит.) Как это ты говорила с ним? …Вспомнила! Свет мой зеркальце! Скажи да всю правду доложи! (подмигивает детям) Где мой милый старичок?

Зеркальце (из-за двери раздаётся певучий голос): Ловит рыбку на крючок. Скоро ты его увидишь, и, надеюсь, не обидишь.

Старуха. Ай да зеркальце! Спасибо за добрую весть.

Фонограмма «Шум моря». В зал, понурив голову, входит Старик. Оглядевшись и заметив Старуху, в испуге отступает.

Старуха (подходит к Старику, низко кланяется): Ну, мой милый старичок, поймал рыбку на крючок?

Старик (удивленно): Что случилось? Не пойму! Дай-ка я глаза протру:

Никогда так не бывало – доброй вдруг старуха стала!

Старуха. Нечего удивляться! Ведь мы с тобой не просто дед и бабка никому не нужные, а герои волшебной сказки. Даже ты, дурач…, то есть, мой милый старичок, и поэтому мы должны быть культурными! (немного помолчав) А где же рыбка, которую ты пошёл поутру ловить, сорвалась что ли?

Старик. Нет, жёнушка, она здесь. (громко) Государыня рыбка!

В зал вбегает Золотая Рыбка.

Золотая Рыбка (кланяясь Старику): Чего тебе надобно, старче?

Старуха. Чего-чего! Нам много чего нужно! Ну, во-первых, новое корыто – наше-то совсем раскололось.

Ученица. Стойте – стойте, бабушка! Опять вы за своё?!

Старуха. Я что-то не так сказала?

Ученик. Ну, конечно, не так. Сначала вы попросите корыто да ещё новую шубу, а потом захотите стать дворянкой, царицей и даже владычицей морскою. А в конце сказки из-за своей жадности Вы опять останетесь у разбитого корыта.

Царица (возмущенно): И она учила меня уму-разуму!

Старуха и Старик (вместе): Как же нам поступить?

Ученица. Нужно Золотую Рыбку отпустить в море.

Ученик. Пусть она резвиться на просторе.

Танец девочек «Золотая рыбка».


Царица. Отдохнули мы немного, но пора нам в путь дорогу?

Бабариха (кланяясь ученикам): Спасибо вам, голубчики, уж нам у вас хорошо было, уж так весело!

Сказительница (героям). Нам тоже жаль с вами расставаться. Все вы очень разные, но у вас есть общее – придумал сказки о вас один и тот же человек, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Старуха (прикладывая руку к уху): Как-как вы сказали?

Дети (хором): Пушкин!

6. К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые как сны.

Сыплются слова, слова – алмазы

На вечерний бархат тишины.

7. То были чудные мгновенья,

Когда я сказки Пушкина читал.

«У лукоморья дуб зелёный», -

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот учёный

Ходил лишь сказкой занятой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

8. С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

9. Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

10. И много-много дивных сказок

Нам Пушкин написать бы мог,

Но дерзкая рука Дантеса

Спустила роковой курок.

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

11. Даже если вы уже не дети,

В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,

Убегайте вы порою в детство,

Убегайте к Пушкину опять.

12. Убегайте в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегайте в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом!

Дети исполняют 1 куплет и припев песни «Приходите в гости к сказке» (музыка В. Дашкевича, текст Ю. Кима).

Если вы не так уж боитесь Кощея,

Или Бармалея и Бабу-Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зелёный дуб на берегу.

Там гуляет чёрный котище учёный,

Пьёт он молоко и не ловит мышей,

Это настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

Припев. Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про всё расскажет вам,

Потому что он видел всё сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце всё будет хорошо!

Оставшуюся музыку убавить:

Ученица. В гостях мы были у друзей сердечных.

В чудесной сказке каждый побывал.

Ученик. Пришла пора сказать: «До новой встречи!»

Закончен сказочный наш бал! 

Сказительница. Мой юный друг! Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Ведь сказка ложь, да в ней намёк!

Сказочные герои (хором): Добрым молодцам урок.

Парад героев, вручение памятных магнитных открыток с изображением детей (мальчики – богатыри, девочки – Царевны - Лебеди), сладких подарков («орешки» в фольге от Белочки).


8


Сценарий литературного праздника по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель. Создание условий для развития личностных качеств учащихся, формирования основ их творческого потенциала.

Задачи:

1.    Учить понимать занимательность сюжетов сказок А.С. Пушкина, особенность его языка.

2.    На произведениях А.С. Пушкина формировать положительные личностные качества.

3.    Формировать устойчивый интерес к чтению.

4.    Учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

5.    Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.

 

6.    Развивать речь, навыки речевого общения.

Автор Попова Татьяна Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 975
Номер материала 36341
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓