Главная / Русский язык и литература / Сценарий литературно-музыкальной композиции «Их Демон, дух мятежный /Демон М. Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля/"

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Их Демон, дух мятежный /Демон М. Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля/"

Грицкова Е.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1
с. Александров-Гай Саратовской области


Литературно-музыкальная композиция

«Их Демон, дух мятежный /Демон М. Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля/


1-й ведущий: Бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, которые кажутся чудесными, как проявление «высшей» силы или таинственного «предопределения». Но проходят десятилетия, века, и то, что казалось странным, чудесным, становится доступным пониманию. Сегодня мы поговорим о двух великих людях, которые прославили Россию своим творчеством. Живя в разное время, они описали одного и того же героя, но каждый по своему: один — стихами, а другой — красками. Это Миха­ил Юрьевич Лермонтов и Михаил Александрович Врубель.

Музыкальный фрагмент оперы «Пер Гюнт» Э. Грига.

2- й ведущий: В 1856 году в Германии вышло в свет первое из­дание поэмы «Демон», написанной поручиком Тенгинского полка Михаилом Лермонтовым. В этом же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын — будущий художник Михаил Вру­бель, жизнь которого сложилась так, будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым про­роком.

Все, кто знал Врубеля при жизни, кто изучал его творчество, не могли не обратить внимания на глубокое духовное родство, связываю­щее необыкновенного, ничем не похожего на других, художника и вели­кого поэта.

«Серенада» Ф. Шуберта (фрагмент).

1-й ведущий: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала...», — писал Михаил Юрьевич Лермон­тов. Но и Врубель с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычное, сказочное. Подобно Лермонтову, он родился с романтической душой, но родился через пятнадцать лет после гибели поэта и в совсем другое для России время.

В их детстве было много похожего: они оба рано лишились матерей, унаследовав от них душевную хрупкость, обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами. В них рано проснулось и росло нена­сытное воображение, оба были лидерами в кругу сверстников, покоряя их силой своей фантазии. Нередко впадали в мечтательность и тогда уеди­нялись. Лермонтов убегал в беседку, стоящую в саду, а Врубель — в свою комнату или в библиотеку дедушки.

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один.

И Лермонтов, и Врубель с детства с увлечением рисовали и писали красками, добросовестно учили латынь, чтобы читать античных авторов в оригинале, оба получили основательное образование. Так же как и Лер­монтов, Врубель рано почувствовал свою избранность, и так же, как молодой поэт, мечтал о славе и признании.

Чтец: Известность, слава, что они? — а есть

У них над мною власть; и мне они

Велят себе на жертву все принесть...

Не верю им! — неведомый пророк

Мне обещал бессмертье, и, живой

Я смертный отдал все, что дар земной.


2-й ведущий: Лермонтов был любимым поэтом Врубеля. Ху­дожник знал наизусть много его стихотворений и с удовольствием рассказывал их своим друзьям и близким. Поэзия Лер­монтова имела поистине магическое влияние на творчество и судьбу Вру­беля, особенно лермонтовский «Демон».

Чтец: И ум он озарять мой станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

1-й ведущий: Эти строки лермонтовского стихотворения ока­зались пророческими, как для самого поэта, так и для художника.

«Времена года» А. Вивальди (фрагмент).

2-й ведущий: «Демон» был главным образом всего поэтичес­кого и философского мира Лермонтова. Он пря­мо или косвенно, так или иначе проявляется почти во всех произведени­ях поэта, будь то стихи, поэма, драма и даже проза. Лермонтова постоян­но мучает вопрос, если талант и любовь — божественный дар, то отчего же Бог устроил жизнь людей так, что этот дар «мы употребить не мо­жем»? А может, талант — дар не божественного, а другого происхожде­ния — дар Демона, царя познания и свободы? В душе поэта, как впро­чем, и в душе каждого из нас происходит вечный спор Ангела и Демона. И ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы. Лермонтов чувствует в себе эту раздвоен­ность и в стихотворении «Молитва» просит Бога лишить его поэтическо­го таланта.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва».

1-й ведущий: Лермонтов долго искал своего Демона, размыш­ляя о мироздании и своем предназначении в нем, и пришел к убеждению:

Чтец: Что ум мой не по пустякам

К чему-то тайному стремится,

К тому, чего даны в залог

С толпою звезд ночные своды,

К тому, что обещал нам Бог

И что б уразумить я мог

Через мышления и годы.

2-й ведущий: В 1829 году Лермонтов написал первый вариант поэмы и с тех пор работал над нею всю жизнь. Это произведение было и остается вершиной поэтического мастерства. Им восхищались выдающиеся русские писатели: Лев Толстой, Иван Бу­нин, Владимир Набоков и многие другие. Было интересно узнать, что для себя вынесли вы из знакомства с этим произведением. Нашлись ли в нем мысли или высказывания, которые показались вам важными, мудрыми, интересными, такими, что захотелось их запомнить или за­писать?

1-й ведущий: «В поэме очень много мыслей и высказываний, которые мне бы хотелось выписать и запомнить». У каждого из вас есть свое любимое место в поэме, но большинство приводит строки из клят­вы Демона:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством...

О! верь мне: я один поныне

Тебя постиг и оценил:

Избрав тебя моей святыней,

Я власть у ног твоих сложил.

Твоей любви я жду как дара,

И вечность дам тебе за миг;

В любви, как в злобе, верь, Тамара,

Я неизменен и велик.

Некоторым из вас особенно запомнились строки, посвященные ве­личественному Кавказу, его красоте и мощи:

И между них, прорезав тучи

Стоял, всех выше головой


Казбек, Кавказа царь могучий

В чалме и ризе парчевой.

2-й ведущий: В течение полувека не находилось художника, который бы смог достойно воплотить могучий и загадочный образ лермонтовского Демона. Только Врубель нашел ему рав­новеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с «Демоном» Врубеля.

А как вы представляете себе Демона и если бы были художником, что бы изобразили на обложке книги Лермонтова «Демон»?

1ведущий: Почти все из вас на обложке поэмы нарисовали бы Демона. Большинство из вас представляют его легендарным существом с обликом человека и крыльями птицы и видят его больше темным и злобным существом. Об этом свидетельствуют те мрачные цвета, которые вы используете при описании Демона:

  • «темный, как тень в увлажненной ночи»;

  • «с огромными крыльями, весь в черном одеянии, с постоянно грустным лицом»;

  • « »... мир вокруг Демона не был полон яркими красками, а по­тому и на моей картине преобладали бы краски тусклые».

2-й ведущий: Большинство из вас видят Демона «молодым человеком, лет двад­цати пяти», «стройным и высоким, мощного телосложения, с длинны­ми темными волосами». А вот некоторые все же увидели в Демоне свет­лое начало, как бы подтверждая своим описанием героя, что Демон вна­чале был Ангелом и поэтому знает как зло, так и добро: «...грустное лицо с большими голубыми глазами. У Демона за широкой спиной прекрас­ные белые крылья. Одет он в серую тунику с капюшоном, длинную, до самых пят. Он сидит на скале, на фоне облаков, и смотрит куда-то вдаль».

Другие изобразили бы Демона «за решеткой, прикованного цепя­ми», наверное, для того, чтобы Демон не смог причинить никому зла и горя. Некоторые представили образ существа с «холодным», «каменным» лицом, не отражающим никаких эмоций, может, лишь только грусть.

А о чем тоскует Демон, почему все вы представляете его лицо грус­тным?

Он тоскует по любви, свету, теплу, жизни.

1-й ведущий: А теперь давайте сравним ваше представление образа Демона с иллюстрациями и картинами Михаила Александровича Врубеля. Несмотря на очевидные лермонтовс­кие истоки, у Врубеля Демон носит свою особую, щемящую трактовку.

Знакомясь с иллюстрациями других художников этой к поэме, Вру­бель возмущался и говорил, что «Демона» не понимают — путают с чер­том и дьяволом, тогда как черт по-гречески просто «рогатый», дьявол — «клеветник», а Демон — значит «душа», которая олицетворяет собой веч­ную борьбу человеческого духа.

Первый рисунок к поэме художник сделал в 1889 году. Это была «Голова Демона» на фоне гор.

Фрагмент (рисунок М. А. Врубеля «Голова Демона»)

2- й ведущий: Посмотрите на это лицо, которое соединяет в себе одновременно и мужской и женский облик. Поразительны широко открытые, бездонные, полные муки глаза и губы, запекшиеся от нечеловеческой страсти. Всех увидевших этот рисунок впер­вые поразили именно губы, как цветок застывшей лавы, обоженный внутренним огнем. Это голова гордого мыслителя, проникшего в тайны Вселенной, страдальца и изгнанника. Именно таков Демон у Лермонто­ва — «могучий образ», «немой и гордый», «волшебно-сладкой красоты». А может быть, зримые черты этого, образа были подсказаны художнику не поэмой, а прозой Лермонтова — обликом умирающей Бэлы: «...блед­ные щеки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели. Она чувствовала внутренний жар, как будто в груди у нее лежало раскаленное железо. Именно этот рисунок «Головы Демона» и стал прямым предше­ственником «Демона сидящего».

«Времена года» А. Вивальди (фрагмент). «Де­мон сидящий» М. Врубеля.

Чтец: Какое горькое томленье

Всю жизнь, века без разделенья

И наслаждаться и страдать,

За зло похвал не ожидать,

Ни за добро вознагражденья;

Жить для себя, скучать собой

И этой вечною борьбой

Без торжества, без примиренья!

Всегда жалеть и не желать,

Все знать, все чувствовать, все видеть,

Стараться всех возненавидеть,

И все на свете презирать!..

1-й ведущий: Никто из русских писателей не передал с такой потрясающей силой муку одиночества. Вот и врубелевский Демон поражает сочетанием мощи и бессилия, воли и безво­лия, и бесконечным одиночеством.

Сидящий Демон молод. Его печаль незлобна. Им владеет только тос­ка по живому миру, полному цветения и тепла. Вокруг него лишь окаменевший пейзаж — каменные цветы, каменные облака. Художник нео­быкновенно тонко передал то странное состояние души, когда охваты­вает чувство одиночества и кажется, что от всего окружающего мира ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной. Глядя на эту картину, вспо­минаешь, как в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» описываются пере­живания князя Мышкина в горах Швейцарии...

Чтец: «...Перед ним было блестящее небо, внизу озе­ро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца края нет. Он долго смотрел и терзался... Мучило его то, что всему этому он совсем чужой».

2-й ведущий: Это полотно Врубеля напоминает мозаику из драгоценных камней. Какое изумительное соче­тание теплых и холодных цветов. Бенуа говорил, что эта картина — пора­зительна, в ней чарующая прелесть. Художник с гениальной легкостью создал свою симфонию траурных лиловых, звучно-синих и мрачно-красных тонов. Иллюстрации к «Демону» можно назвать вершиной мастер­ства Врубеля-графика.

«Половецкие пляски» А. Бородина (фрагмент). «Пляска Тамары» М. Врубеля.

Посмотрите на иллюстрацию М. Врубеля «Пляска Тамары». Этот ри­сунок исполнен черной акварелью с добавлением белил, но как он уди­вителен своей цветистостью, переливчатой узорностью. Нужно иметь ог­ромный талант, чтобы, не прибегая к помощи красок, суметь передать эффект пестрых вышивок, расписных ковров — всего праздничного свер­канья восточной пляски.

Какие лермонтовские строки приходят вам на память при взгляде на этот рисунок?

Чтец: Они поют, и бубен свой

Берет невеста молодая.

И вот она, одной рукой

Кружа его над головой,

То вдруг помчится легче птицы,

То остановится, глядит —

И влажный взор ее блестит

Из-под завистливой ресницы,

То черной бровью поведет,

То вдруг наклонится немножко,

И по ковру скользит, плывет

Ее божественная ножка.

«Скачущий всадник» (иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» М. Врубеля).

2-й ведущий: Вот перед вами еще один рисунок Врубеля лермонтовской серии. Как вы думаете, какое место поэмы он иллюстрирует?

Конь скачет с убитым всадником — женихом Тамары, погибшим от пули осетина. В этом рисунке нас снова поражает мастерство художника. Как захватывающе передан стремительный бег коня! Он несется, не ка­саясь копытами земли. А резкие черные штрихи лишь подчеркивают ди­намику бешеной скачки. У коня могучая шея, прекрасные черные глаза лани, чуткие раздувающиеся ноздри. Им никто не правит, и кажется, что он, чувствуя безжизненную тяжесть своей ноши, понимает — хозяин его мертв.

А как эта сцена описана Лермонтовым?

Чтец: Несется конь быстрее лани,

Храпит и рвется, будто к брани;

То вдруг осадит на скаку,

Прислушается к ветерку,

Широко ноздри раздувая,

То разом в землю ударяя

Шипами звонкими копыт,

Взмахнув растрепанною гривой,

Вперед без памяти летит.

«Демон летящий»(репродукция картины М. Врубеля).

1-й ведущий: А вот перед нами «Демон летящий» — легендар­ное существо с обликом человека и крыльями птицы. Он, изгнанник рая, летит над «грешною землей»...

Чтец: Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял...

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы —

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны.

2-й ведущий: В стремительном полете распростерто его боль­шое тело. Обратите внимание на голову. По сло­вам художника, он писал не столько злобный дух, сколько страдающий, скорбный, но при всем том дух властный и величавый. У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, но все же «Царь познания и свободы», у Врубеля он не царственен — в нем больше тоски и тревоги. Влюбленный, по-земному предстает перед нами Демон в композиции встречи с Тама­рой в монастырской келье

Опера «Пер Гюнт» Э. Грига (фрагмент).

Чтец: Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы,

И, видишь, я у ног твоих!

Тебе принес я в умиленье

Молитву тихую любви,

Земное первое мученье

И слезы первые мои.

1-й ведущий: В келье происходит трагический монолог героев.Демон произносит свою нечеловеческую клятву и, раскрывая Тамаре космические масштабы ее будущего бытия, обещая дать не только все земное, но и открыть «пучину гордого познанья», пробуждает в ней ответную любовь и решимость следовать за ним. Вру­бель изобразил момент, предшествовавший финалу:

Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее. Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал.

2-й ведущий: Здесь Демон лишен женственности и хрупкости, он угловат, резок, лицо острое, древнебиблейского типа, глаз словно выступил из орбиты, отчего взгляд кажется ощутимо проникающим в широко раскрытые глаза Тамары. Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Художник очень тонко изобразил эту раздвоенность Тамары, ее переживания. Одна рука — еще будто воздвигает преграду Демону, а другая тянется к объять­ям. Думается, невозможно выразительнее и прекраснее раскрыть в рисун­ке сложнейшее состояние героини, прекрасно переданное Лермонтовым.

Чтец: Кто б ни был ты, мой друг случайный,

Покой навеки погубя,

Невольно я с отрадой тайной,

Страдалец, слушаю тебя.

Но если речь твоя лукава,

Но если ты, обман тая...

О! пощади! Какая слава?

На что душа тебе моя?

Ужели небу я дороже

Всех, не замеченных тобой?

Они, увы! прекрасны тоже...

Далее художник рисует Тамару в гробу. Его рисунок совершенно созву­чен строкам Лермонтова.

Чтец: И ничего в ее лице

Не намекало о конце

В пылу страстей и упоенья;

И были все ее черты

Исполнены той красоты,

Как мрамор, чуждой выраженья,

Лишенной чувства и ума,

Таинственной, как смерть сама.

1-й ведущий: Завершающим в теме лермонтовского «Демона», над которым Врубель работал более 10 лет, ста­ло преисполненное трагизма полотно «Демон поверженный». Эта карти­на была закончена в 1902 году, когда художник был уже болен и ощущал приближение неотвратимого конца.

Все силы его напряжены до предела. Он десятки раз переписывает огромный холст. Современники вспоминали, что уже на выставке «Мир искусств», где экспонировалось это полотно, Врубель продолжал над ним работать. Александр Бенуа вспоминал: «Каждое утро до 12-ти часов публи­ка могла видеть, как Врубель дописывал своего Демона. В этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в психиатрической лечебнице) было что-то ужасное и чудовищное». Всего 12 лет отделяет этот смятенный истерзанный облик от цветущего, полного сил юноши. Лишь в глазах Демона сохранилась та же тоска и сила прозрения.

Опера «Лоэнгрин» Р. Вагнера (фрагмент).

Картина «Демон поверженный» М. Врубеля.

2-й ведущий: С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластаны крылья. В безумной тоске заломле­ны руки, во всей картине царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры не скрывают трагедии сломленной личности.

слайд-иллюстрация картины «Демон сидящий» М. Врубеля.

И если в «Демоне сидящем» 33-летний художник, уже испытавший в жизни невзгоды и разочарования, еще полон сил, то в «Демоне повер­женном» Врубель мужественно и невероятно ясно ощутил грядущий финал своей бесконечно тяжелой судьбы.

Художник предугадает отношение большинства публики и критики к лермонтовскому циклу. Сейчас трудно представить, почему эти во всех отношениях блистательные работы могли прямо-таки напугать многих. Не то чтобы к ним отнеслись равнодушно: не заметили, не оценили — нет, они были замечены и вызвали волнение, но волнение протестую­щее. Красоту часто не узнают, когда она является в непривычном образе, более того, ее пугаются. Андрей Белый в своей книге «На рубеже двух столетий» писал: «Мне приходилось когда-то слышать едва ли не каждый день подобного рода замечания о Врубеле:

Дикое уродство, несусветный бред!

Так утверждали поклонники Константина Маковского, высшая сту­пень красоты действовала на них, но они реагировали на нее, как на беду. Ни одна картина не возбуждала таких крайних противоречий, как «Демон поверженный».

1-й ведущий: Трудно представить сколь мучительной для Вру­беля в его тогдашнем положении была хула пуб­лики, критики и замечания друзей. Когда его поместили в психиатричес­кую клинику и слухи о болезни распространились в печати, в картине увидели трагедию самого художника. Недоброжелатели и гонители не скрывали радости и утверждали, что «Демон» и вся живопись Врубеля — плод больного воображения художника. Но и те, кто так не думал, люди, ощущавшие гениальность Врубеля и здоровое содержание его искусства, все же не могли избежать страха пред безумием и невольно искали в «Демоне» трагическую разбитость духа художника. Александр Блок в из­вестном стихотворении «Врубелю» писал, желая утешить художника:

Чтец: Что мгновенные бессилья!

Время — легкий дым!

Мы опять расправим крылья,

Снова отлетим!

И опять в безумной смене,

Рассекая твердь,

Встретим новый вихрь видений,

Встретим жизнь и смерть.

2-й ведущий: Валерий Брюсов, встречавшийся с Врубелем в лечебнице в январе 1906 года, когда слепнувший художник писал его портрет, подарил ему следующие строки, в которых подобно Блоку выразил свое понимание «Демона»:

Чтец: Ив час на огненном закате,

Меж гор предвечных видел ты,

Как дух величий и проклятий

Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне,

Лишь ты постигнул до конца —

Простертых крыльев блеск павлиний

И скорбь эдемского лица.

1-й ведущий: Несомненно, поэты-символисты Блок и Брюсов чувствовали в «Демоне поверженном» судьбу са­мого художника. Позднее, после разгрома революции 1905 года, Блок увидел в картине предсказание судьбы русской интеллигенции.

Соната №4 Н. Паганини

На похоронах Врубеля он сказал: «Врубель пришел с лицом безум­ным, но блаженным. Он — вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон Врубеля, но и Демон Лермонтова — символы наших времен».

Поиски Врубелем образа своего Демона заняли значительное место в творчестве художника. Но, как известно, Демон на долгие годы подчи­нит себе и воображение Лермонтова; вобрав в себя задушевные мысли и чувства поэта.

Чтец: Мой юный ум, бывало, возмущал

Могучий образ; меж иных видений.

Как царь, немой и гордый, он сиял,

Такой волшебно сладкой красотой,

Что было страшно... и душа тоскою

Сжималася — и этот дикий бред

Преследовал мой разум много лет.

2-й ведущий: Лермонтов смог расстаться с этим образом, найдя ему замену в характере своего современника Пе­чорина; он даже смог иронически проститься с Демоном, с «этим диким бредом». В неоконченном стихотворении «Сказка для детей» он пишет:

Но я, расставшись с прочими мечтами,

И от него отделался — стихами.

И тем не менее поэма «Демон» отразила все важнейшие этапы жиз­ни поэта, она была любимым произведением Лермонтова. 26-летний поэт ушел из жизни внезапно, не увидев в печати значительной части своих произведений, в том числе и поэму «Демон». Не мог он увидеть и замеча­тельных, равнозначных его таланту иллюстраций Врубеля, для которого Демон оказался слишком мощным и роковым образом. Он встал перед художником в начале его творческого пути, преследовал всю жизнь и омрачил ее трагический закат.

В Демонах Врубеля и Лермонтова отразилось удивительное сходство характеров, духовная близость поэта и художника, тоска по истине и любви. Их Демоны — красочная гармония зари восходящего нового сол­нца.

1-й ведущий: Как бы коротка ни была их жизнь, но стихи и картины, оставленные ими, позволяют нам по­нять всю силу того страстного влечения к красо­те и правде, к раскрытию единственной и никем еще не рассказанной темы, которая владела ими всю жизнь, озаряя их судьбу.

I фортепианный концерт П. И. Чайковского (фрагмент).

Стихотворение «Мой демон» М. Ю. Лермонтова.


Сценарий литературно-музыкальной композиции «Их Демон, дух мятежный /Демон М. Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля/"
  • Русский язык и литература
Описание:

В основе сценария литературно-музыкальной композиции - сопоставление двух великих людей России: поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Демон - один из важных образов поэтического и философского мира Лермонтова, и тольуо Врубель нашел ему равновеликое выражение в своих иллюстрациях. В сценарии отражена эволюция поиска Врубелем наиболее верного соответствия изображения лермонтовского героя. Сценарий указывает названия музыкальных призведений и рисунков, используемых для сопровождения.

Автор Грицкова Елена Петровна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 524
Номер материала 12204
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓