Главная / Русский язык и литература / Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Да будут незабвенны ваши имена..."

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Да будут незабвенны ваши имена..."

hello_html_m5e81ca0a.png














Сценарий

литературно-музыкальной гостиной,

посвящённой жёнам декабристов.

«Да будут незабвенны

ваши имена…»









Музыкальное оформление: музыкальные произведения Алябьева, Чайковского «Сентиментальный вальс», Шопена, Глинки, Грибоедова, Шуберта, романсы.

Свечи, столики, книга, письмо, приказ

Видеоряд: сибирские пейзажи, зимняя дорога;

Москва, Петербург того времени, Сенатская площадь, карта Сибири;

портреты декабристов и их жён – Трубецкой, Волконской, Муравьёвой, Анненковой.

Звучит русская мелодия

1 ведущий: О, женщина! Как ты прекрасна! И как тяжела судьба твоя.

2 ведущий: Судьбы многих женщин России достойны восхищения и преклонения

Чтец: У русских женщин есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах могла тебе открыться

Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,

Так строг и ясен росчерк их бровей.

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь, тем ещё милей.

1 ведущий: В нашей гостиной речь пойдёт о судьбе жён декабристов, совершивших подвиг во имя любви

Звучит песня «Последняя любовь» в исп. Е. Камбуровой

Чтец: Когда я говорю о думах чистых,

Когда хочу понять любимой суть,

Я слышу голос женщин-декабристок,

Я вижу их сибирский тяжкий путь.

Когда сверяю горечи людские,

И преданность, и верность в трудный час, -

Волконские и рядом Трубецкие

Стоят передо мною всякий раз.

Они страдали, плакали, как дети,

Они такую силу обрели!

Всё потеряв на этом грешном свете,

Они лишь верность милым сберегли.

Их обжигала северная стужа,

Тоска и смерть стучала в их окно.

Чтоб умереть за честь и дело мужа –

Не всякой это женщине дано. (А. Мишин)

2 ведущий: Итак, маршрут известен. Лошади готовы, кибитка погружена. Сейчас зазвенит колокольчик (звон колокольчика). До Иркутска около 5400 вёрст.

1 ведущий: Мы отправляемся в путь вслед за Екатериной Трубецкой и Марией Волконской, Александрой Муравьёвой и Полиной Анненковой. Они были первыми из тех, кого потом назовут декабристками.

2 ведущий: Как молоды они были тогда, как обаятельно женственны, умны, образованны. Какая заманчивая жизнь открывалась перед ними – в роскоши, в любви, в поклонении окружающих (подходит к портрету Трубецкой)

Звучит «Вальс» А.С. Грибоедова

1 ведущий: Говорят, что полы в особняке графа Лаваля, отца Катерины Трубецкой, были выстланы мрамором, по которым ступал римский император Нерон. В их доме висели картины Рубенса и Рембрандта… Редчайшие собрания античной скульптуры, огромная, в пять тысяч книг, библиотека. На балах у Лавалей собиралось до 600 гостей, и среди них известнейшие люди эпохи: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Крылов, Жуковский…

2 ведущий: Да, и об этом нам тоже никак не мешает знать! Чтобы лучше понять характер Екатерины Трубецкой и представить, как много бесценного уходило из её жизни. Навсегда и безвозвратно.

Царь: Жёны сих преступников… потеряют прежние звания… Дети, прижитые в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне.

Трубецкая: Согласна

Царь: Ни денежных сумм, ни вещей многочисленных взять им с собой дозволено быть не может.

Трубецкая: Согласна

Царь: Ежели люди, преступники уголовные, каких за Байкалом множество, жуткие люди, погрязшие в пороках, надругаются над вами или… убьют, власти за то ответственности не несут

Трубецкая: Согласна

Чтец: Бессменно день и ночь в пути

На диво слаженный возок,

А всё конец пути далёк!

Её в Иркутске встретил сам

Начальник городской. (Н.Некрасов)

Сценка из поэмы Н.Некрасова «Русские женщины» (беседа княгини с губернатором)

1 ведущий: Ей разрешили видеться с мужем два раза в неделю. В тюрьме, в присутствии офицера. Они, конечно же, не могли передать друг другу и тысячной доли того, что чувствовали.

2 ведущий: А в остальные дни княгиня брала скамеечку, поднималась на склон сопки, откуда был виден тюремный двор – так ей удавалось хоть издали посмотреть на Сергея Николаевича.

Исполнение песни «Кавалергарды» из к/ф «Звезда пленительного счастья»

Чтец: По дороге столбовой

Колокольчик заливается:

Что, не парень удалой

Белым снегом опушается?

Нет, то ласточкой летит –

По дороге красна девица.

Мчатся кони… От копыт

Вьётся лёгкая метелица

Кроясь в пухе соболей,

Вся душою в даль уносится;

Из задумчивых очей

Капля слёз за каплей просится:

Грустно ей… Родная мать

Тужит тугою сердечною;

Больно душу оторвать

От души разлукой вечною.

Сердцу горе суждено.

Сердце надвое не делится, -

Разрывается оно…

Дальний путь над нею стелется.

Но зачем в степную даль

Свет-душа стремится взорами?

Ждёт и там её печаль

За железными затворами.

«С другом любо и в тюрьме! –

В думе молвит красна девица. –

Свет он мне в могильной тьме…

Встань, неси меня, метелица!

Занеси в его тюрьму…

Пусть, как птичка домовитая,

Прилечу я – и к нему

Притаюсь, людьми забытая!» (А. Одоевский)

1 ведущий: Полина Анненкова

Полина: Заключённых всегда окружали солдаты, так что жёны могли их видеть только издали. Князь Трубецкой срывал цветы на пути своём, делал букет и оставлял на земле, а несчастная жена подходила поднять букет только тогда, когда солдаты не могли этого видеть.

Чтец: О декабристах – горы книжек –

От площади Сенатской до

Сторожевых острожных вышек, -

Как горечь канувших годов.

Но вот я узнаю впервые,

Как, может быть, узнаешь ты:

Ввели пришельцы горевые

Обычай разводить цветы.

Сквозь каторжное лихолетье

Светил им 30 лет подряд,

Как через тучи солнце светит,

Родного дома аромат… (А. Марков)

2 ведущий: Вечер. Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская пишут прошение шефу жандармов Бенкендорфу. Они просят разрешить им поселиться вместе с мужьями в тюрьме. А ещё – письма домой.

Мария: Мама, если позволишь, я опишу тебе наше тюремное помещение. Я живу в очень маленькой комнатке с одним окном. Темь в моей комнате такая, что мы и в полдень не видим без свечей. В стенах так много щелей, отовсюду дует ветер, и сырость так велика, что пронизывает до костей. Любящая дочь твоя – Мария

1 ведущий: Мария Волконская – в девичестве Мария Раевская, дочь отважного генерала, героя войны с Наполеоном, праправнучка Ломоносова… два её брата – друзья Пушкина.

2 ведущий: Какой же силы было то трепетное чувство великого поэта, если он пронёс его через всю жизнь! Машенька являлась в его сочинениях то в «Полтаве», то в «Кавказском пленнике», её лицо возникало в лёгких росчерках пера на страницах рукописей.

Мария: Я вышла замуж в 1825 году за князя Сергея Григорьевича Волконского… Он был старше меня на 20 лет. Первый год супружества ещё был на исходе, когда Сергей уже сидел за затворами крепости в Алексеевском равелине.

1 ведущий: А было Марии в ту пору 20 лет. Совсем ещё юная, она оказалась центром, вокруг которого скрестились интересы многих людей. И ей пришлось принять на свои хрупкие плечи ответственность и за себя, и за Сергея, и за только что рождённого Николино, и за родителей своих.

2 ведущий: Что придавало Вам силы? Любовь? Но, по вашим словам, тот первый год совместной жизни принёс Вам отчуждение. Что же тогда?

Мария: Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, всё же справедливость требует сказать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит Отечество.

1 ведущий: Она решила жить с мужем в тюрьме 15 лет! Но судьбе было мало тех кругов ада, что уже прошла молодая женщина, на плечи которой обрушилось столько горя, нравственных пыток, физических испытаний. В 1828 году Мария Николаевна получила известие о смерти сына – Николино.

2 ведущий: Вскоре после смерти сына – ещё одна потеря – смерть горячо любимого отца. Уходя из мира сего, Николай Николаевич Раевский обвёл глазами семью свою и, остановив взгляд на портрете Машеньки, произнёс: «Вот самая удивительная женщина, которую я когда-то знал!»

Звучит романс на стихи А. Дельвига

Сценка: Входит Александра Муравьёва. Генерал жестом приглашает её сесть, молча берёт у неё из рук подорожную.

Генерал: Я сожалею, мадам Муравьёва, что не могу Вам сейчас же разрешить видеть мужа. Прежде Вы должны будете подписать бумагу.

Муравьёва: Как, ещё одну? Я ведь уже подписывала в Иркутске эти суровые параграфы. Неужто что-нибудь ещё осталось, от чего можно отказаться?

(Генерал протягивает ей лист)

Муравьёва (читает): «Обязуюсь иметь свидание с мужем моим не иначе как в арестантской палате, где указано будет, в назначенное для того время и в присутствии дежурного офицера; не говорить с ним ничего лишнего… вообще же иметь с ним дозволенный разговор на одном русском языке» (с негодованием) Генерал, согласитесь, что это бесчеловечно. Зачем же я спешила в эту глухомань?

Генерал: Не нам с Вами обсуждать установления, данные свыше, поверьте, бумагу сию придумал не я. Что же касается Ваших слов энергических по поводу высочайшей воли, уговоримся, что я их не слышал. Ваш муж болен. Я разрешу Вам свидание с ним сегодня.

Муравьёва: Под конвоем провели меня по пустому тюремному двору, дежурный отворил дверь, и я шагнула в полутьму…

(Никита Михайлович Муравьёв бросается ей навстречу)

И звон охватил меня, ударил в сердце. Я целовала мужа, и слёзы, мои слёзы текли по его щекам. Но офицер сказал «пора».

Муравьёв: Я почувствовал, что жена ищет руку мою, и тут я понял, в чём дело, ощутив в руке туго свёрнутую бумагу. Едва жена ушла, я торопливо развернул листок, уже ощущая, что это привет оттуда, из России, которую мне вряд ли суждено увидеть. Почерк был мне знаком: летящий, взвихренный метельным окончанием слов, строк. Ошибиться было невозможно. Пушкин.

1 ведущий: Подруги по изгнанию дали ей шутливое прозвище – Мурашка. Но каким же твёрдым и несгибаемым характером обладала эта хрупкая с виду, золотоволосая красавица, дочь несметно богатых родителей – воспитанная, образованная, обладающая тонкостью вкуса и суждений!

2 ведущий: И сколько жизней декабристов было спасено ею – её участием, помощью, добрым сердцем. Не имея возможности сразу же по прибытии в Сибирь передать стихи Пушкина Ивану Пущину, два года хранила их Александра Муравьёва. Она будто чувствовала, что сберегает частицу духовного богатства России.

1 ведущий: А все ли знают о том, что Александре Муравьёвой мы во многом обязаны тем, что можем сегодня видеть лица декабристов, запечатлённые талантливой кистью одного из них – Бестужева?

2 ведущий: Бумагу и краски для Николая Бестужева и весь необходимый инструмент – всё это выписывала из Москвы и оплачивала через свекровь Александра Григорьевна.

Звучит Шопен.

1 ведущий: Какая же всё-таки это была удивительная женщина! Всегда весёлая и спокойная с виду, она разрывала свою жизнь и своё сердце между любовью к мужу и к трём, оставленным там, в Москве, детям.

2 ведущий: А печалиться было о чём: через год после отъезда умер их сын, а обе дочери, лишённые материнской ласки, тяжело заболели. Одна умерла совсем юной, другая сошла с ума. Но никогда ни единым словом не проговорилась Александра Григорьевна мужу о своём горе, а чтобы чаще видеть его, сняла квартиру напротив тюрьмы.

1 ведущий: Она умерла в конце ноября 1832 года. Дни в Забайкалье стояли студёные, земля закаменела, и надо было оттаивать её, чтобы вырыть могилу. Вызвали каторжников, обещая заплатить, чтобы всё сделали быстро и хорошо. Каторжники возмутились: «Какие деньги? Мы же мать хороним, понимаете? – мать! Так не обижайте нас, разве деньги могут заменить её доброту?»

2 ведущий: После смерти родителей дети декабристов должны были зачисляться в казённые учебные заведения, где они не имели права носить фамилию родителей своих, а назывались по имени отца. Софья Никитина – под такой фамилией была записана в Екатерининский институт дочь Муравьёвых, родившаяся в ссылке. Но на фамилию Никитина она ни разу не отозвалась. Она словно бы не слышала этой фамилии.

Звучит бравурная, маршевая музыка.

1 ведущий: Однажды в Екатерининский институт приехала императрица Александра Фёдоровна.

Сценка: Несколько воспитанниц. В стороне – дочь Муравьёвых. Воспитанницы кланяются. Императрица проходит, здоровается. Те отвечают: «Здравствуйте, матушка!», «Благодарю Вас, матушка!». Муравьёва сдержанно: «Благодарю Вас, Ваше величество».

Императрица (удивлённо): А что же ты меня матушкой не называешь, как все?

Дочь Муравьёвой: У меня есть только одна мать – и она похоронена в Сибири

2 ведущий: Великий выдумщик и фантазёр Александр Дюма говорил, что история для него – гвоздь, на который он вешает свою картину.

1 ведущий: «Гвоздём» бывал какой-то исторический факт или личность, рассказывая о которых, Дюма считал вправе фантазировать, менять, домысливать. Иначе вряд ли произошёл эпизод. Описанный самим Дюма.

2 ведущий: Однажды царица уединилась в одном из своих будуаров для чтения его нового романа. Во время чтения отворилась дверь, и вошёл император Николай I.

Сценка: Императрица прячет книжку.

Император: Вы читали?

Императрица: Да, сударь.

Император: Хотите, я Вам скажу, что Вы читали. Вы читали роман Дюма «Записки учителя фехтования»

Императрица: Каким образом Вы знаете это, сударь?

Император: Ну вот! Об этом нетрудно догадаться. Это последний роман, который я запретил.

2 ведущий: Почему Николай I запретил этот роман, современникам было хорошо известно. Дело в том, что героями романа «Записки учителя фехтования» были не выдуманные, а живые люди – поручик кавалергардского полка Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль, выведенные в романе под именами Алексея Ванникова и Луизы Дюпон.

1 ведущий: В марте 1826 года Ивану Анненкову исполнилось 24 года. День рождения он встретил в камере Петропавловской крепости. О чём он думал, сидя на жёсткой койке своей в тот день: о матери, не принявшей никаких мер для облегчения участи сына? О прошлой вольготной жизни? А может, о встречах с милой француженкой, напевающей пахнувшую детством французскую песенку?

Звучит «Французская песенка» П.И. Чайковского (флейта)

Полина Гебль: Однажды, когда я сидела в кругу своих подруг, те шутили и выбирали себе женихов. Дошла очередь и до меня, и я ответила, что ни за кого не пойду, кроме русского. Я, конечно, говорила это тогда не подумавши, но странно, как иногда предчувствуешь свою судьбу. И однажды как-то неожиданно, как будто помимо моей воли, я заключила контракт с домом Демонси и согласно контракту должна была ехать в Россию.

2 ведущий: Так началось путешествие француженки Полины Гебль к сибирячке Прасковье Анненковой.

Полина: Ему было 23 года, мне – 25. Мы горячо полюбили друг друга, но обвенчаться не могла, а, зная нрав его матери, Анны Ивановны Анненковой, на тайный брак не решились.

Иван Анненков: После восстания на Сенатской площади император лично обещал мне сгноить меня в тюрьме, что и выполнялось с неукоснительной точностью.

Полина: В апреле 1826 года у меня родилась дочь. От меня отвернулись друзья. Я была лишена работы, часто болела. Но ни на минуту не забывала о любимом, отчаянно предпринимая попытки узнать что-нибудь о его судьбе.

Иван Анненков: Холодным декабрьским утром 1826 года нас с товарищами увезли в Сибирь. Мне удалось через одного солдата крепости передать Полине записку. В ней была одна фраза на французском: «Встретиться или умереть»

Исполнение романса «Утро туманное» (И.С. Тургенев)

1 ведущий: Как-то Александр Бестужев в знак уважения к этой удивительной женщине надел ей на руку браслет с тем, чтобы она с ним не расставалась до самой смерти. Браслет и крест, на нём висевший, были окованы железным кольцом из цепей, которые носил её муж.

Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского. На его фоне девушка и юноша читают стихотворение Александра Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»

Юноша: Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, -

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастёт на сердце рана,

Прольётся чистыми слезами,

Не зарастёт на сердце рана –

Прольётся пламенной смолой.

Девушка: Пока жива, с тобой я буду, -

Душа и кровь нераздвоимы, -

Пока жива, с тобой я буду, -

Любовь и смерть всегда вдвоём.

Ты понесёшь с собой повсюду, -

Не забывай меня, любимый, -

Ты понесёшь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

Юноша: Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

Девушка: За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернёмся оба – я и ты.

Юноша: Но если я безвестно кану, -

Короткий свет луча дневного, -

Но если я безвестно кану

За звёздный пояс, в млечный дым?

Девушка: Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

# # #

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них.

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!..

Чтец: У русских женщин есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах могла тебе открыться

Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,

Так строг и ясен росчерк их бровей.

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь, тем ещё милей.

2 ведущий: Один из декабристов сказал об этих женщинах: «Вы стали поистине образцом мужества, твёрдости при всей своей нежности и слабости вашего пола.

Да будут незабвенны ваши имена!

Исполнение «Ave Maria» (дуэт)

Ведущие заканчивают встречу в литературно-музыкальной гостиной





hello_html_m23887710.png

9


Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Да будут незабвенны ваши имена..."
  • Русский язык и литература
Описание:

Представленный сценарий посвящён жёнам декабристов, их нелёгкой судьбе. Гостиная была подготовлена и проведена учащимися 9-11 классов в юбилейный год. Литературно-музыкальная гостиная носит название "Да будут незабвенны ваши имена..." Выстроена в форме путешествия. Мы отправляемся в путь вслед за Екатериной Трубецкой и Марией Волконской, Александрой Муравьёвой и Полиной Анненковой. Они были первыми из тех, кого потом назовут декабристками, женщинами, совершившими подвиг во имя любви.

Как молоды они были тогда, как обаятельно женственны, умны, образованны. Какая заманчивая жизнь открывалась перед ними – в роскоши, в любви, в поклонении окружающих.

          У русских женщин есть такие лица:

          К ним надо приглядеться не спеша,

          Чтоб в их чертах могла тебе открыться

          Красивая и гордая душа.

          Такая в них естественность, свобода,

          Так строг и ясен росчерк их бровей.

          Они, как наша русская природа,

          Чем дольше смотришь, тем ещё милей.

Автор Гуренкова Марина Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 459
Номер материала 43482
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓