Главная / Русский язык и литература / Сценарий литературно-художественной гостиной "Живописное наследие Лермонтова"

Сценарий литературно-художественной гостиной "Живописное наследие Лермонтова"

Литературно – музыкальная  гостиная


Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет.

М.Ю.Лермонтов.


В центре на стене портрет М. Лермонтова. На сцене - кресло, в котором сидит Е. Арсеньева, бабушка поэта.

  1. Просмотр видеоролика «К 200-летию поэта»

  2. Сценическая постановка эпизода «Маленький хозяин Тархан».

Лермонтов. Бабушка!

Арсеньева. Что, Мишенька?

Лермонтов. Я хочу Вас о чем-то попросить. Только обещайте, что исполните мою просьбу.

Арсеньева. Господи, конечно, исполню, радость моя! Что подарить тебе, Мишенька? Ведь завтра твой день рождения.

Лермонтов. Дайте мне один день поуправлять имением.

Арсеньева. Имением? Да зачем это тебе?

Лермонтов. Вы же обещали исполнить любое мое желание!

Арсеньева. Исполню, видит свет. Но объясни хоть, зачем это тебе.

Выходят крестьянские ребята. Лермонтов выступает вперед и торжественно произносит:

Лермонтов. Я, наследник старинного рода Столыпиных, повелеваю отдать в вечное пользование крестьянам Тархан барскую Долгую рощу, а также выдать из нее столько леса, сколько нужно будет, чтобы построить каждому новую избу!

Бабушка всплескивает руками, а Лермонтов смеется и убегает.

Ведущий 1: Так Миша Лермонтов в день своего рождения подарил крестьянам Долгую рощу.

Ведущий 2: Только бабушка на следующий день рощу эту отобрала назад.

Ведущий 1. В этом году наша страна отмечает 200-летний юбилей со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Наша школа не стала исключением, и сегодня мы открываем литературную гостиную, посвященную этому событию, под названием «Живописное наследие Лермонтова».

Ведущий 2. Мы хотим познакомить вас с Лермонтовым – художником.


  1. Просмотр видео «Биография поэта»


Ведущий 1: Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языка, а французский и немецкий знал, как родной русский.

Ведущий 2. В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи.

(слайд )

Ведущий 1. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.

Ведущий 2 Любовь к рисованию обнаружилась у Л. с самого раннего возраста. По рассказам С. А. Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребенка было ползать по полу и чертить мелом (на самом раннем портрете будущий поэт изображен в возрасте 2—3 лет с мелом в правой руке и свитком с рисунками — в левой).

Ведущий 1. А. П. Шан-Гирей вспоминает о дет. годах Лермонтова: «...он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...»

Ведущий 2. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник А. С. Солоницкий, преподаватель Пансиона. Позднее серьезные занятия живописью с художником П. Е. Заболотским дали свои результаты: «...говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю, — писала А. М. Верещагина в 1835. — Умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею [Лопухину], очаровательна» 

(слайд)

Ведущий 1. Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь, с детства и до безвременной гибели. Многие его работы не сохранились. Однако и то, что до нас дошло более десяти картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трехсот рисунков, – дает возможность составить достаточно полное представление о его художественном наследии.

  1. Экскурсовод. Канаева Эвита. Талант Лермонтова-художника многогранен. По своей тематике и жанровым признакам его работы могут быть разбиты на несколько групп:

  • военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных листах);

  • пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков);

  • читает стихотворение «Осень» Любченко К.

  • портреты (акварельные портреты составляют целую сюиту, на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок, большая часть которых до сих пор не определена);

  • карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова);

  • жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни; Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках);  

  • наброски и  рисунки, не имеющие определенного сюжета, – обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, лаконичная выразительность делает многие из этих рисунков маленькими шедеврами;

  • иллюстрации – самая небольшая группа рисунков Лермонтова. Среди них – несколько автоиллюстраций: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на полях и заглавном листе «Вадима» и «Сашки».

  1. Экскурсовод Шахнина Е. В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии (о последнем свидетельствует автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» <1837>).
    Из художественного наследства Лермонтова известно 13 картин маслом: «Вид Тифлиса» (1837), портрет А.Н. Муравьева (1836 – нач.1838), «Воспоминание о Кавказе» (март – апрель 1838), «Черкес» (1838).

Из дошедших до нас 44 акварелей Лермонтова часть находится в  альбоме, принадлежавшем М.А. Шан-Гирей. Одна из лучших акварелей – «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (1835–1836); она примечательна своей светлой поэтичностью: воздух чист и прозрачен, вдали в синеватой дымке, протекает река, на вершине холма – навсегда врезавшаяся в память автора «чета берез».

Наиболее значительный цикл среди акварелей Лермонтова составляют портретные зарисовки. Это, прежде всего трехкратное изображение В.А. Лопухиной, любовь к которой поэт пронес через всю жизнь.

Читает стихотворение «Расстались мы…» Лободина Е.

В акварелях и рисунках Лермонтов охотно обращался к изображению баталий и сцен из военного быта. Наиболее интересны «Нападение русской кавалерии на французский обоз» (1830), «Эпизод из маневров в Красном Селе»(1833–1834).

Ведущий 2. Многие картины и рисунки Лермонтова могли бы служить иллюстрациями к его поэмам и стихам. Но рисовались они раньше, чем поэт создавал свои произведения. По существу для него это были памятные записки. Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только волновали его, но и рождали новые поэтические образы.

Читает стихотворение «Тучи» Зеленин И.

Ведущий 1. В последние месяцы своей жизни в Пятигорске Лермонтов продолжал рисовать пером, карандашом и акварелью, делал зарисовки в альбомах знакомых – это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены. Но почти все рисунки того времени пропали.



Ведущий 2. Сейчас перед вами выступят наши учащиеся – юные художники, которые любят литературное творчество великого поэта, знают и с удовольствием читают его произведения. Они представят вашему вниманию свои работы – иллюстрации к любимым произведениям Лермонтова.

Ведущий 1. Оценивать работы будет уважаемое жюри:

  1. учитель калмыцкого языка и литературы Кукуева Кема Алексеевна,

  2. учитель русского языка и литературы Лахнова Татьяна Сергеевна и

  3. ученица 8 А класса Коляда Дина.

  1. Выступления юных художников

Ведущий 2. И первый участник конкурса представит свою работу. Шалаева Алина ученица 6а класса

вед.1. Следующий конкурсант –ученица 8 а класса Ольдеева Галина

вед.2. Свою работу представит Радачинский Александр ученик 5 а класса

вед.1. Шахнина Екатерина ученица 6а класса

вед.2. Мы приглашаем для защиты своей работы ученицу 6а класса Отинову Евгению

вед.1. Ученица 6 а класса Любченко Карина представит вашему вниманию свою работу.

вед.1. Ученик 5 г класса Пристаев Дамба представит свою работу на суд жюри

вед.2 Перед вами выступит с защитным словом ученица 5 а класса Аравгиева Даяна

вед.1 Ученица 10 а класса Азыдова Анна.

вед.2. Юный художник, ученик 6 в класса Басхаев Элвег расскажет вам о своей работе.

вед.1 И наконец, наша ученица 8б класса Базарова Диана представит вам свой рисунок.

вед.2 Алексеева Валерия 5 г класс.

вед.1. Манкиров Намсыр 6в.

вед.2 И наконец, наши юные художницы ученицы 5 б класса расскажут нам о своих рисунках. Оргаева Джиргал и Зулаева Валерия.

Ведущий 2. За свою недолгую и такую беспокойную жизнь Лермонтов создал большое количество живописных и графических работ. Рисунки и картины Лермонтова – это своеобразные живописные дневники его жизни. Где бы он ни был, в какие бы обстоятельства не ставила его судьба, он открывал миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального художника.

  1. Просмотр видео

  2. Итоги конкурса рисунков (объявляет жюри)


Сценарий литературно-художественной гостиной "Живописное наследие Лермонтова"
  • Русский язык и литература
Описание:

Сценарий данного мероприятия был разработан в рамках празднования 200-летия М.Ю.Лермонтова. Благодаря этой литературной гостиной учащиеся смогли познакомиться с Лермонтовым-художником. В рамках внеклассного мероприятия был проведен конкурс рисунков "Произведениям М.Ю.Лермонтова посвящается...". Юные художники, не являющиеся призерами конкурсов рисунков, представили свои работы - иллюстрации к любимым лермонтовским произведениям.  А юные экскурсоводы познакомили нас с картинами поэта, выполненные в разной технике рисунка. Жюри оценивали не только работу, но и выступление учащихся с защитным словом.

Автор Очирова Татьяна Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 399
Номер материала 50793
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓