Сценарий
КВН «Всё на свете – химия»
Разработка учителя-методиста химии
Янтарненской ОШ I-III ступеней
Красногвардейского района АРКрым
Шмалько Т.В.
I Представление команд.
Команда
«Элемент»:
На
поле битв
Вам шлем привет!
Готовы мы сразиться.
Пусть будет знаньем враг убит,
Нам не посрамиться!
Век химизации вокруг!
Нам – Менделеев – лучший друг,
А в напряженнейший момент
Придет на помощь… (все)
ЭЛЕМЕНТ!
И мы вступаем в бой с друзьями,
Мы не одни, ведь знанья с нами.
Все:
Неплохо
очень играть в КВН,
Готовясь
к нему, учить целый день.
Капитан:
Если б я был в жюри и судить бы мог,
Уверяю,
друзья, был бы я не строг… Все: Неплохо очень играть в КВН,
Готовясь к нему, учить целый день!
Судьи,
наш презент примите:
Вот
– химический пирог.
В нем начинка – углерод,
Кислород, азот, белки,
Все гидриды и жиры.
А начинка – химикат,
Приготовлена на новый лад.
Взяли медное ведро,
Подключили ток в него.
А потом туда бросали:
Чьи-то старые сандалии
И картошечки немножко,
Шелухи четыре ложки.
Сахар тоже прибавляли
И свинцовым называли.
Потом залили все водой
И азотной кислотой.
Фильтровали восемь раз.
Угощайтесь, просим вас! (Хором.)
Команда «Химики»
( букет из хим. элементов)
Судьи наш букет примите
В дар – знак большого уважения.
Справедливо рассудите
В битвах на поле
сраженья.
Боевой оплот у нас –
Знамя химии чудесной,
Отстоять его подчас
Трудно в жаркой схватке
честной.
Смех болельщиков и шутки –
Все должно помочь в сраженье,
Не теряя ни минутки,
Мы рванемся в наступленье.
Соперникам:
Мы вам желаем
в этой встрече
Активными, как натрий, быть,
Своими шутками веселыми
Присутствующих рассмешить...
Поют:
Нам суждено пролить все то, что льется.
Просыпать то, чего нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовется!
Мы рождены, чтоб химию любить!
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам,
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим останется сам.
Будем химию любить, будем с химией
дружить,
Потому что нам, друзья, без нее прожить
нельзя!
2. Разминка.
Вопросы командам(выбраны
из вопросов предварительной викторины):
1) Кто сказал: «Далеко простирает химия
руки свои в дела человеческие»
(М.В.Ломоносов)
1) «Посев научный взойдет для жатвы
народной»
(Д.И.Менделеев)
2) Самый распространенный на земле
хим.элемент
(Кислород)
2) Кто такой
хлорофилл? (Любитель
хлора)
3) Какой элемент не имеет постоянной
прописки в периодической системе хим.элементов?
(Водород)
3) Какой элемент всегда рад?
(Радон)
4) Какой неметалл является лесом?
(Бор)
4) Какой элемент вращается вокруг солнца?
(Уран)
5)Какой хим.элемент состоит из двух
животных?
(Мышьяк)
5) Какой элемент является настоящим
гигантом? (Титан)
6) В состав какого металла входит дерево?
(Никель)
6) Какой благородный металл состоит из
болотных водорослей?
(Платина)
7)В состав двух элементов входит напиток
морских пиратов.
(Хром,
Бром)
7) Что общего между
сажей и
алмазом?
(Углерод – простое в-во)
3.
Конкурс
«Черный ящик»
Ведущий:
1) В
ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось милостью
Господней, символом благополучия. Без него нельзя обойтись в металлургии, при
изготовлении керамики, без него не было бы кожаных ботинок и много еще чего.
Без него ни один дом не обходится.
(поваренная соль)
Помощник
1:
NaCl – всем это ясно.
Съесть нисколько не опасно.
Друга хочешь ты найти –
С ним пуд соли проглоти.
Ведущий:
2) В
ящике находится вещество, о котором сказал академик Вернадский: «Это самый
дорогой минерал на Земле».
(Вода)
Помощник 2:
Это
чудесный дар природный,
Живой,
текучий и свободный,
Картины
нашей жизни красит
В
своих трёх важных ипостасях.
Пока жюри подсчитывает баллы, болельщики
поют частушки о безопасном поведении в кабинете химии (из интернета)
Прежде чем начать работать,
Парту
надо расчищать,
А не
то учебник будет
Под
рукой тебе мешать!
Мы
работаем по парам,
Чтобы
не обдало жаром, Если
на руку попала
Ты
пробирку отверни Капля
жидкости какой,
От
соседа
впереди. Поспеши
промыть то место
Ты
холодною водой.
Вдруг
тебе попал на кожу
Ядовитый
химикат:
Срочно
смой его водою,
Не
то будешь сам не рад!
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться.
Нюхать нужно осторожно,
И при том, махнув рукой
И тогда не будет плохо
У ребёнка с
головой.
Чай
и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Вы не думайте, друзья,
Что
пришла так в школу я.
Злая
щелочь платье съела,
Вот
такое, братцы, дело
Но если хочешь ты учиться,
Запомни
раз и навсегда:
Не стоит слишком торопиться
Свершать
опасные дела.
4. Конкурс
«Химия в поэзии» Дом.задание.
Ведущий:
Прочитать
1 стихотворение о химии в окружающей среде.
Сопровождение
– иллюстрации на интердоске.
-
команда «Элемент»
Я
собрался на прогулку,
Чтоб на внешний мир взглянуть.
И пошел по переулку,
Широко расправив грудь.
Огляделся,
присмотрелся…
Вот по близости завод.
А из труб его, представьте,
Так и вьется углерод!
Я застыл от изумленья
И на черный дым глядел:
Нет здесь полного горенья,
Кочегар не доглядел.
Вышел
к речке. Примечаю –
Как-то
дышится легко.
Плещет
в берег, набегая
Мне
на ноги Аш-Два-О.
Я
вдыхаю полной грудью
И
азот и кислород.
Сколько
окислов вокруг здесь,
Сколько
солей и кислот!
- команда
«Химики»
В природе ничего другого нет
Железо у меня в крови,
Ни здесь, ни там – в космических глубинах,
Кальций
– опора внутри.
Все от песчинок малых, до планет
Магний ем я на обед,
Из элементов состоит единых. Цинк
от рака и сто бед.
Фосфор ток даёт мозгам, Солю
натрием еду,
Калий нужен всем сердцам.
От нитратов убегу.
Углеродом я пишу, А от
химии вообще
Кислородом я дышу. Не
укрыться нам нигде.
А так как наша столовая тоже является окружающей
средой, мы сами сочинили стихи о химии в этой среде:
Свои стихи мы сочинили про вещества в столовском мире!
Раньше в столовую придёшь,ацетончик там найдёшь:
В чипсах, палочках, конфетах…Нет его в мясных
котлетах.
Но котлеты нам не дали, и тогда мы заказали
Нитро-дифенил-кетон. Тётя Клара удивилась: это блюдо
ей не снилось.
А повар химию учила – сосиськи в тесте нам вручила.
А сосиськи не простые- нитро-фенил –соевые.
А соя йоду угрожает- в щитовидку не пускает.
А без йода нам никак – получается дурак!
А теперь министр наш от ацетона школу спас:
Запретил химопродукт деткам малым подавать.
Теперь дают нам овощ – фрукт, ватрушки с творогом
жевать.
С яблоками пирожки, хочешь – сок себе бери.
Ведь столовая – среда, окружает нас всегда.
С химией даёт сражаться – витаминами питаться.
5. Конкурс
знатоков.
Ведущий:
Узнать элемент по его характеристике:
Команде
«Химики» (На
интердоске – презентация подсказок)
Он яркой звездой загорится
Белый и легкий металл.
В тринадцатой клетке таблице
Почетное место занял.
Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолёта создал.
Тягуч и пластичен,
Отлично куётся,
Серебряный этот металл.
В составе багровых рубинов,
В сапфировой сини огней,
В серой обыденной глине,
В виде наждачных камней —
Всюду металл этот вижу
В отчетливой клетке из линий. (Алюминий)
Команде
«Элемент»: Внимание
на экран!
Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув,
горит (Магний)
Металл этот белый и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
В технике сплавов нашел
примененье
Как стойкий и легкий металл,
И в дни самолетостроенья
Он важное место занял.
Команде
«Химики»: Внимание на экран!
( Натрий)
В свободном виде
В природе нет его нигде,
В солях открыть его возможно.
Желтеет пламя от него
И получить его из соли
можно...
Как Дэви получил его.
Команде
«Элемент»:
Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье —
За что и ценится в народе.
(Калий)
Команде «Химики»: Внимание на экран!
Едва ли знаете свободным
Тот элемент, который здесь
Мы обсуждаем очерёдным.
Однако, помните, он весь
Скрывается от наших взоров
В стекле, песках и хрустале.
И без сомненья вы найдёте
Его повсюду на земле
( Кремний)
Команде «Элемент»: Внимание на экран!
Красноватый будто цветом,
Ковкий, мягкий. Как металл
Из кислот же он при этом
Водород не выделял.
Только может окисляться,
Коль нагреем на огне
Право, можно догадаться
Вам теперь уже вполне.
( Медь)
Пока жюри подсчитывает баллы,
влюблённый химик читает стихи ( из интернета):
Я для тебя, наверно, умер весь.
Ты превратилась в
щелочную взвесь.
А может, взвесь, предельно сволочную.
Я всё равно люблю тебя такую.
Лимонной кислотой в лице твоём
Заполнить можно мелкий водоём.
И ты меня всегда нейтрализуешь.
Я всё равно люблю тебя такую.
Реакцией обиды пепелишь,
Осадком выпадет любой: я паникую.
И ты периодически бурлишь
Я всё равно люблю тебя такую.
6. Домашнее
задание: «Следствие вели…»
Ведущий:
Команде «Элемент»:
Вот перед вами картины с изображением мухомора,
хвоща, морской водоросли и фиалки трехцветной.
Какая связь между этими растениями и
химическими элементами?
\
(- некоторые
растения обладают способностью накапливать в себе химические элементы:
Морская водоросль – йод,
Мухомор – ванадий,
Хвощ – золото,
Фиалка – цинк.)
Ведущий:
Команде «Химик».
На экране картина с осенним
пейзажем.
Назвать химические элементы, соединения
которых используются в качестве красок?
(- цинковые белила
– оксид цинка – ZnO
- свинцовый сурик – оранжевый оксид свинца
– Pb3O4
- киноварь – красный – сульфид ртути – HgS
- берлинская лазурь – синяя – Fe4[Fe(CN)6]
- хромат свинца – желтый – PbCrO4
7.
Конкурс «Пантомима»
Ведущий:
Каждая команда должна показать пантомиму
получения газа. Если кто-то из зала узнает, какой газ получен, команда
заработает 2балла.
Команда «Элемент»:
( Получение
водорода.)
Команда «Химик»:
( Получение аммиака.)
Пока жюри подсчитывает баллы, болельщики показывают
танец, говорящий о типе химической связи.
8.Конкурс
«Химия и здоровье»
Ведущий:
После ответа на вопрос на экране
появляется иллюстрация, подтверждающая правильный ответ.
1) Недостаток
какого хим.элемента ведет к слабоумию?
(Йод)
2) Недостаток
какого элемента вызывает угри на коже?
(Калий)
3) Недостаток
какого элемента вызывает сильный запах пота?
(Магний)
4) Какой
элемент необходим для борьбы с малокровием?
(Железо)
5) Без
какого элемента у нас будут ломкие кости?
(Кальций)
6) Без
какого вещества белки не могут перевариться в желудке? Какую
среду
это вещество
образует? (Соляная кислота, кислую среду) HCl
7)Какое
вещество учителям
необходимо употребить для восстановления энергии
после урока в 8 –а классе?
( Углеводы – сахар, глюкозу)
8)
Какой
элемент успокаивает нервы?
( К,Br – калий, бром)
9. Конкурс капитанов.
Ведущий: Вопрос команде «Химики»:
О чём идёт речь? «И каждый знак её
взлелеяв суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев в природе понятое им»
(о периодической таблице)
Вопрос команде
«Элемент»: Внимание на экран!
О каком веществе идёт речь? « От щёлочи
я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда,
Но я бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уже не съест меня среда»
( о метил- оранже)
Вопрос команде «Химики»: Внимание на экран!
О каком явлении идёт речь: «Купорос
мой медный, почему ты бледный?
- Потому я бледный, что огонь мне вредный.
Воду принеси мне – снова стану синим.»
( о
превращении синего кристаллогидрата меди(II) в
бесцветный
сульфат меди (II) и обратно )
Вопрос команде «Элемент»: Внимание
на экран!
О каком явлении
идёт речь? «Сначала - вода
Потом - кислота!
Иначе случится большая беда!»
( о
правилах безопасного растворения кислот в воде)
Вопрос
команде «Химики» Внимание на экран!
О
каком химическом элементе идёт речь:
«Убийца,
спрятавшийся в солонке» ? ( о хлоре)
Вопрос команде «Элемент»: Есть ли серебро в серебряной краске? (нет)
Вопрос команде «Химики»:
Внимание на экран!
Без какого элемента не обходятся перезаписываемые компакт-диски?
(Палладий)
Вопрос команде «Элемент»: Какой элемент используют при изготовлении
сливных труб на домах?
( цинк- Zn)
Пока
жюри подсчитывает баллы, прослушаем песни об уроке химии ( Из Интернета)
1)
Все хорошо сегодня было в школе,
Дела идут, и жизнь легка,
И я ничем плохим не отличилась,
За исключеньем пустка:
Начался
химии урок,
И вызывает педагог.
Ну я, как водится, иду,
Уже предчувствуя беду.
А он принял серьезный вид.
«Найдите серу!» – говорит.
Ну я, конечно, не ропщу,
Сперва в пробирках я ищу,
Затем все колбы открываю,
Ничего не понимаю.
Я ткнула пальцем наугад.
«А это кальций», – говорят.
Я снова ткнула не туда,
И «двойку» ставят мне тогда.
А в
остальном сегодня было в школе
Все хорошо, все хорошо!
2)
Учителка
по химии
Хотела стать певицей.
Учителка по химии
Так любит веселиться.
Она
выводит весело
Мне
двойку в дневнике
И
напевает песенку
О
медленной реке,
Где плот плывет вдоль берега,
Качаясь в аш-два-о...
Мне химия до лампочки -
Не знаю ничего!
10. Конкурс
экспериментаторов – Домашнее задание.
Ведущий: Каждая
команда подготовила занимательный опыт.
Команда «Элемент»: Букет роз.
Как-то милой я принёс целый ворох
алых роз.
Не взяла она – и в слёзы: синие
подай ей розы!
Зря объездил белый свет! Синих роз
под солнцем нет!
Но я не отчаялся. Изобрёл специфический
раствор. Сейчас я вам его продемонстрирую!
( Берёт 4 белых розы из фильтровальной
бумаги, 3 - смоченных раствором хлорида железа (III) – FeCl3, а одна –раствором фенол-фталеина. Перед
ними 4 склянки с растворами: 1 –
раствор ККС – железо-синеродистый калий, опускаем в него розу- получается
зелёная роза; 2 – раствор танина, опускаем розу – получается чёрная
роза.)
Поёт: Даром преподаватели время со
мною тратили.
Даром со мною мучился самый
искусный Маг!
Но я упорный! ( Берёт 3 раствор – концентрированный аммиак, опускает розу,
смоченную ф-ф, получается – красная; берёт 4 раствор
– ЖКС –жёлтая кровяная соль, опускает розу – получается синяя («берлинская
лазурь»). Пятую розу для нормального счёта
берёт белую.
Дарит розы cвоей
девушке.
Команда «Химики»: Фото на память.
А мы хотим сфотографировать
председателя жюри!
Берут большой лист бумаги, на
котором заранее рисуют и высушивают лицо:
- овал лица, брови, нос – танином;
- глаза – ЖКС –жёлтой кровяной солью;
- волосы – ККС – красной кровяной солью;
- губы – роданидом.
Этим «чистым» листом бумаги крутят перед
лицом председателя.
Теперь «проявим» фотографию:
( из пульверизатора опрыскивают невидимый
рисунок раствором хлорида железа (III).
Получилось! ( Появилось цветное
изображение).
Ведущий: Молодцы! Помощники, наградите
команды молочком и малиновым соком, они устали.
Помощник 1 подаёт
команде «Элемент» стакан, смоченный сульфатом натрия, а команде «Химики» -
стакан, смоченный фенол-фталеином.
Помощник 2
наливает в оба стакана раствор гидроксида бария. ( Получился в одном стакане
малиновый раствор, в другом- молочно-белый.)
Ведущий: А
сейчас наш «террорист» Влад Асилян покажет вам, как он может без спичек
устроить поджог.
На
дно большой фарфоровой чашки насыпают немного (полнаперстка) растертого в
порошок перманганата калия и приливают несколько капель концентрированной
серной кислоты. Происходит реакция с выделением озона. Накрывают смесь сухими
древесными стружками. Между пальцами рук помещают тампончик ваты, обильно
смоченный спиртом. Если протянуть руки над чашкой, произнеся слова-заклинания,
и незаметно сжать пальцы, капли спирта упадут на смесь, она воспламенится и
подожжет стружки. Этиловый спирт воспламеняется в атмосфере озона
Ведущий: А я вам покажу
«вулкан»
Показывают
опыт «Вулкан» – разложение бихромата аммония, которое начинается при поджигании
спирта, смачивающего кристаллы. Процесс сопровождается изменением окраски (с
оранжевой на зеленую), вспучиванием и разбрасыванием порошка образующегося
продукта Cr2O3 (из-за выделения газа N2 и
паров воды), а также искристым пламенем.
Ведущий:
КВН наш занимательный
На этом окончить хотим мы.
И желаем всем обязательно
Отличных успехов по химии.
Награждение команд.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.