Главная / Классному руководителю / Сценарий классного часа "Умение жить среди людей"

Сценарий классного часа "Умение жить среди людей"

Вохмянина Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №8 г. Волгодонск


Тема: «Умение жить среди людей»

Направление: классный час

Форма проведения – деловая игра

Аудитория: ученики 9-10 классов


Цель: в ходе мероприятия осмыслить понятие «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении, способствовать развитию у воспитанников толерантного самосознания.

Задачи:

- познакомить с понятием «толерантность», с основами толерантного поведения, показать различия толерантного отношения к людям и интолерантного поведения;

- воспитывать терпимость к различиям между людьми, чувство уважения друг к другу, продолжить формирование толерантного отношения воспитанников между собой.

- развивать навык работы в сотрудничестве, культуру общения, умение вести диалог, аргументировать своё мнение;


Аннотация: Толерантность – это важная составляющая воспитания подрастающего поколения. Представленные материалы состоят из мультимедиа презентации, подробного сценария классного часа, приложений к классному часу и видеоролика «Толерантность – путь к культуре мира». Форма классного часа – деловая игра - предполагает активную позицию каждого участника, а работа в группах способствует развитию коммуникативных умений, формированию взаимоуважения и взаимопонимания.


Подготовка к классному часу: мероприятие проводится совместно с учениками параллельных классов: каждый класс на формате А3 готовит эмблему толерантности и её защиту. На начало классного часа обучающиеся распределяются по группам по желанию (по классам). По ходу мероприятия участники по цветным жетонам, которые вытягиваются при входе, садятся по группам (4 группы).

Целесообразно классный час проводить в паре. Ведущие – классные руководители двух классов, или подготовленные ученики (по представителю т каждого класса).


Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, цветные жетоны по числу учащихся, по 6-8 каждого цвета; памятки «Диета для тех, кто хочет быть толерантным» по числу участников мероприятия (Приложение № 3), тест «Насколько вы толерантны?» для каждого участника (Приложение № 2), презентация к классному часу (Приложение № 1)


Сценарий мероприятия:


  1. Вступительное слово учителя:

(Слайд № 1) Оглянитесь вокруг, и вы увидите, как много людей нас окружает. Все они разные. Разные по возрасту и по национальности, по социальной принадлежности и по мировоззрению, и естественно, что жить в этом мире совсем не просто.

Построить конструктивный диалог с людьми разных наций, культур, религий, убеждений поможет толерантность.

Что входит в основу толерантного поведения? Об этом мы поговорим сегодня. Но сначала экскурс в историю


- (Слайд № 2) Многие связывают происхождение понятия «толерантность» с личностью князя Беневинтинского, Талейрана Перигора, жившего во Франции на рубеже XVIII-XIX веков. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.


- (Слайд № 3) На разных языках земного шара определение слова «толерантность» звучит так:

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим велико­душным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострада­ние, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, вы­носливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

А как вы понимаете значение слова «толерантность»?

(Слайд № 4) Представьте своё определение толерантности.

Определение должно быть кратким и ёмким

Толерантность – это…


( ответы детей)


- В качестве домашнего задания вам было предложено изобразить эмблему толерантности. Давайте посмотрим, что у вас получилось.


  1. Защита плакатов (выступление представителей классов)


А сейчас я предлагаю вам сесть по группам по цветным жетонам, которые вы получили при входе, для выполнения ряда заданий.


  1. Работа в группах

Первое задание:

- Пообщавшись в течение минуты, определите, что вас может объединять, кроме возраста. (Например, мы все не любим манную кашу, или мы жить не можем без общения в социальных сетях…)

Представители от команд огласите ваши выводы.


- И вот мы с вами и определяем первый закон толерантности:

(Слайд № 5) «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего».

Л.Н. Толстой


- (Слайд № 6) Второе задание: Представьте себе, что вы купили билет на поезд в купейный вагон.

Вам предлагается список возможных попутчиков, выберите только трёх из них, с кем находиться вам предпочтительнее, и трёх из них, с кем вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда.

1. Цыганка

2. Бывший заключённый

3. Китаец, который ест странно пахнущую еду

4. Африканский студент

5. Инвалид со складной коляской

6. Неряшливо одетая женщина с маленьким ребёнком

7. Кришнаит

8. Кавказец-мусульманен

9. Человек, говорящий на непонятном вам языке

10. Человек с ярко выраженной нетрадиционной ориентацией

11. Молодой человек, представитель одной из молодёжных субкультур ( например, эмо или панк)


(Ответы учащихся)

- Почему ответы оказались разные? (Сколько людей, столько и мнений)

- Почему в некоторых случаях ответ совпал? (В нас сильны предрассудки, стереотипы)

- Трудно ли было прийти к одному мнению? (Да)


- Как вы уже поняли, задание это было провокационным. Часто нежелание общаться с тем или иным человеком объясняется страхом, брезгливостью, неприязнью. Но всегда ли это обоснованно? Виноваты ли эти люди в том, что они нам не нравятся? И мы вышли с вами на второе правило толерантности.


(Слайд № 7) Уважение другого человека, терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.


"Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю." 

                  Антуан де Сент-Экзюпери

Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства.

                                                         Г. Вииклер.

"Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо."

                  Жан-Поль Сартр


В современной жизни мы часто оказываемся перед выбором, и существует только два пути решения проблемы.

(Слайд № 8) Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собст­венной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, не­принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным куль­турам, взглядам, традициям.


Предлагаем вам обсудить в группах ситуации, выступая в роли толерантной личности и интолерантной личности

Обсуждение ситуаций (участники по группам после минутного обсуждения дают ответ в зависимости от задания: выступить либо в роли интолерантной, либо в роли толерантной личности. Педагог после обсуждения подводит итог)

(Слайд № 9) Ситуация № 1

1. Достаточно часто в подростковом коллективе можно встретить изгоев. Иногда они на первый взгляд ничем не отличаются от сверстников, бывает, они даже успешнее в учёбе. Однако отличаются манерой поведения, необычностью высказывания, интересами. Одноклассники либо молчаливо безразличны к ним, либо откровенно агрессивны. Почему так происходит?

Жёлтые и красные: Докажите, что в данной ситуации виновата группа, приведите аргументы в пользу изгоя.

Синие и зелёные: Постарайтесь привести аргументы в защиту группы, обвинив изгоя


Резюме: Есть право большинства, но мнение большинства не всегда верное. В толерантном обществе гарантированы права меньшинства, даже если оно представлено одним человеком.


(Слайд № 10) Ситуация № 2

2. В группу пришёл учиться ВИЧ-инфицированный юноша. Вы хотели бы с ним учиться, сидя за одной партой?

Синие и зелёные: Докажите, что реальной опасности для окружающих не представляет

Жёлтые и красные: Приведите аргументы тех, кто будет отказываться от общения с ним


Резюме: Эта проблема не столько больного юноши и его семьи, сколько одногруппников и их родителей. Надо помнить, что окружающие люди опаснее для больного, чем он для них, так как у него ослаблен иммунитет. У родителей и педагогов не должно быть страха: ни через рукопожатие, ни через ранку и слюну ВИЧ-инфекция не передаётся.


(Слайд № 11) Ситуация № 3

3. Возле магазина к вам подошёл опустившийся, неряшливо одетый мужчина, по внешнему виду которого легко определяется, что он бомж, и попросил у вас денег на хлеб. Как поступить?

Жёлтые и синие: Докажите, что надо помочь и дать денег.

Красные и зелёные: Докажите, что денег давать не надо.


Резюме: проявить или не проявить сострадание – это личное дело каждого. Давая деньги, подавая милостыню, вы делаете добро, а значит, сами становитесь добрее, чище, а на что потратятся эти деньги – это уже выбор другого человека.


  1. Тестирование

- Как видите, толерантным человеком быть очень непросто. Это качество формируется в течение всей жизни. А давайте узнаем, насколько вы толерантны?

Тест на слайде № 12 и у каждого участника. (Приложение № 2)


  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

  1. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

  1. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

  1. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

  1. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

  1. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

  1. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

  1. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

  1. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.


Подсчет очков.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

_________________________________________________________________________


Ключ к тесту (Слайд № 13)



0-4 очка:

Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.


6-12 очков:

Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?


14-18 очков:

Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

- Не расстраивайтесь, если результат оказался не таким, как вы ожидали. Толерантность надо в себе воспитывать, и порой для этого нужна целая жизнь.

А для начала мы вам хотели бы предложить диету для тех, кто хочет стать толерантным (Раздаются каждому участнику) (Приложение № 3)


(Слайд № 14) Эта диета поможет избавиться от злости, зависти, эгоизма, нетерпимости.

Постарайтесь прожить на этой диете хотя бы две недели, и вы увидите, как изменилось ваше отношение к людям.


- Чтобы в мире жить среди людей, надо помнить золотое правило человечества «Относись к другим так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе». Как писал известный персидский поэт и философ Омар Хайям:

Других не зли и сам не злись:

Мы гости в этом бренном мире.

И, если что не так, смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.


(Слайд № 14) И в завершении нашего разговора мы предлагаем вам посмотреть видеоролик «Толерантность – путь к культуре мира» http://rutube.ru/video/dec3cfb671793966fd45fce1295391c5/


(Слайд № 15) Большое спасибо вам за сотрудничество, за вашу помощь. Мы надеемся, что наша встреча поможет вам жить среди людей.


Использованные ресурсы и литература:


http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm

http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8

http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040

http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm

http://tolerance.fio.ru/forum.php

http://www.tolz.ru/library/?id=649

http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475

http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html

http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9


Фотоматериалы с сайта:

http://images.search.yahoo.com/search/images?p=tolerance+kids&ni=18&ei=UTF-8&fr=yfp-t-150&fr2=tab-web&xargs=0&pstart=1&b=1


видеоролик «Толерантность – путь к культуре мира» http://rutube.ru/video/dec3cfb671793966fd45fce1295391c5/

 






















































Сценарий классного часа "Умение жить среди людей"
  • Классному руководителю
Описание:

Тема: «Умение жить среди людей»

Форма проведения – деловая игра

Аудитория: ученики 9-10 классов

 Цель: в ходе мероприятия осмыслить понятие  «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении, способствовать развитию у воспитанников толерантного самосознания.

Аннотация: Толерантность – это важная составляющая воспитания подрастающего поколения. Представленные материалы состоят из мультимедиа презентации, подробного сценария классного часа, приложений к классному часу и видеоролика «Толерантность – путь к культуре мира». Форма классного часа – деловая игра  - предполагает активную позицию  каждого участника, а работа в группах способствует развитию коммуникативных умений, формированию взаимоуважения и взаимопонимания.

 

 

 

Автор Вохмянина Ирина Геннадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 943
Номер материала 24152
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓