Главная / Классному руководителю / Сценарий классного часа "Сергий Радонежский"

Сценарий классного часа "Сергий Радонежский"


Министерство здравоохранения

Московской области

Государственное БЮДЖЕТНОЕ оБразовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования

« Ногинское медицинское училище»







Сценарий

Классного часа

«Сергий Радонежский»

















Классный руководитель

Тягунова Е.Б.







Сергий Радонежский, святой, преподобный, преобразователь монашества на Руси, величайший русский подвижник. Он родился в первой четверти XIV в. в Ростовской земле. Дата его рождения точно неизвестна: на основании, косвенных свидетельств источников одни историки называют 1322 г., другие – 1314 г. Согласно древнему ростовскому преданию, родители Сергия – боярин Кирилл и его жена Мария жили не в самом городе, а в его окрестностях. Их усадьба находилась в трёх верстах к северо-западу от Ростова – там, где позднее возник Троицкий Варницкий монастырь.

О жизни и учении Сергия известно очень мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений – посланий, поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о «великом старце», как назвали Сергия современники, содержится главным образом в его житии. Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417 – 1418 гг. Епифаний сумел показать подлинное величие и обаяние личности своего учителя. Дополняя рассказ сведениями, почерпнутыми из летописей и других исторических источников, можно воссоздать основные вехи земного пути Сергия, понять истоки его прижизненной и посмертной славы.

Былое величие Ростовской земли и её трагический упадок, вызванный распрями князей и частыми нашествиями татарских «ратей», определили формирование личности Варфоломея, так звали Сергия до пострижения в монахи. Именно Ростов с его древними монастырями был в то время одним из крупнейших религиозных центров Северо-Восточной Руси. Здесь сохранялась древняя киевская и византийская духовная традиция, великим продолжателем которой суждено было стать Варфоломею.

Варфоломей уже с детства был отмечен Божьей благодатью. Многочисленные чудесные знамения (знаки, приметы) убеждали Кирилла и Марию в «богоизбранности» их среднего сына. Незадолго до рождения Варфоломея мать была в церкви на воскресном богослужении. Трижды, в самые важные моменты литургии, младенец прокричал во чреве матери. В первый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные» дни недели – среду и пятницу. Достигнув семи лет, Варфоломей чудесным образом овладел грамотой – с помощью ангела, явившегося ему в поле под дубом в виде старика-монаха. Можно по-разному толковать эти известия. Однако вряд ли стоит сомневаться, что уже в отроческие годы Варфоломей ощутил на себе печать избранничества.

Около 1328 г. великий князь московский Иван Калита, получив от хана Узбека грамоту на великое княжение Владимирское, принялся сводить счёты со своими недругами в Восточной Руси. В Ростове, где было немало сторонников тверских князей, его воеводы учинили подлинный погром. Часть ростовчан была принудительно переселена в московские земли. Среди них был и боярин Кирилл со семейством. Они стали жить в селе (Радонеж), на лесной и безлюдной северо-восточной окраине Московского княжества.

В юности Варфоломей твёрдо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника. Однако лишь после смерти родителей он смог осуществить свой замысел. Вместе со старшим братом Стефаном, который после безвременной кончины жены принял монашество, Варфоломей поселился среди глухого леса, отдалённом от Радонежа на расстояние около 12 вёрст. Братья выстроили бревенчатую келью и небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы (единого в трёх лицах Бога – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой) служил в ту эпоху символом любви и единения. Всю жизнь Радонежский подвижник стремился к установлению евангельских, братских отношений между людьми. И потому современники с полным основанием называли его «учеником Святой Троицы». Знаменитая икона «Троица», была написана Андреем Рублёвым «в похвалу» Сергию и находилась над гробницей великого старца.

Н.Д. Спирина. Стихи о Сергии.


Подвиг.


Молчанье. Тайна. Тишина.

Следы медвежьих лап по снегу.

Сверканье звёзд. И вышина

Деревьев, устремлённых к небу…


Надземное слилось с земным,

И сердце было местом встречи.

Восстала Подвигом одним

Из праха Русь в победной сече.


Там захоронено зерно,

Что процветает, к срокам зрея.

Незримое – воплощено,

Неслышное – громов звучнее.


И вот во имя Красоты

На землю сходит в вихрях света

Тот Храм, который держишь Ты

В Руке, на благо всей планеты.


Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушёл с Маковца. Он поселился в Москве, в Богоявленском монастыре. Варфоломей остался один, упорно не желая вернуться к людям.

Постепенно в монашеской среде стал распространяться слух о молодом отшельнике, живущем на Маковце. К Сергию начали приходить иноки, желавшие подвизаться на духовный подвиг вместе с ним. Так сложилась небольшая община, рост которой Сергий поначалу ограничивал «апостольским числом» - двенадцать. Однако со временем всякие ограничения были отменены. Монастырь быстро рос, отстраивался. Вокруг него стали селиться крестьяне, появились поля и сенокосы. От прежней глухомани не осталось и следа.

Вскоре в Троицком монастыре был введён общежительный устав. Это было смелым новшеством. Здесь предусматривалось имущественное равенство монахов, которое достигалось благодаря отсутствию у них какой-либо личной собственности. Всем достоянием монастыря распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. Монахи питались из общего котла в братской трапезной, носили одинаковую одежду и обувь, безоговорочно повиновались распоряжениям игумена и «старцев» - наиболее уважаемых духовных наставников молодых.

Это был наглядный образец идеальных отношений между христианами. Вместе с тем общежительное устройство монастыря превращало его во вполне самостоятельную в экономическом отношении общину тружеников, делящих время между молитвами о спасении мира и собственной души и прозаическим крестьянским трудом. Утвердив «общее житие», Сергий начал животворную для русской церкви «монастырскую реформу». При поддержке церковных и светских властей сам Радонежский игумен и ближайшие ученики в 4 – 5 вв. основали несколько десятков новых монастырей. Большинство из них возникли в лесной глуши, вдали от дорог, и лишь со временем обросли и деревнями. Так называемая «монастырская колонизация», у истоков которой стоял Радонежский, позволила создать опорные для земледельческого освоения ярославско-костромского Заволжья и Русского Севера. Святой Сергий основал, кроме Свято – Троицкого – Сергиева монастыря, ещё несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси.

Жизнь инока, добровольно затворившегося в монастырской ограде, размеренна и небогата событиями. Однако Сергию не раз приходилось покидать Маковец и совершать миротворческие походы, с тем, чтобы вразумить князей и заставить их прекратить гибельные для страны усобицы. Чувствуя огромную духовную ответственность за всё, что происходило на Руси, великий старец всеми доступными ему средствами стремился утверждать правду Евангелия перед лицом ожесточившегося мира. Следуя заветам древних христианских подвижников, он никогда не садился на коня и пешком – порой с риском для жизни – ходил с призывами к миру в Нижний Новгород, Ростов, Рязань.

Взгляды Радонежского игумена на политику, на междукняжеские отношения определялись его евангельским мировоззрением.


Во имя

(Святой Сергий)

Во имя звёздного неба,

Во имя светлого солнца,

Во имя земли прекрасной,

Рождённой для красоты;

Во имя миров надземных

И соединения с ними;

Во имя преображенья

Тёмных людских сердец;

Во имя единой жизни,

Поправшей понятие смерти;

Во имя единой правды

Навек победившей ложь;

Во имя Руси великой

И ей присуждённой доли,

Чудесней которой нету

И не было на земле, -

В лесах совершается подвиг,

В глуши пламенела чаша,

И сердце было как солнце,

И дух был творцом людей;

И ангелы сослужили

И видимы были многим,

И демоны нападали

И были отражены.

Туда притекали люди,

Туда приходили звери

Туда прилетали птицы

За помощью и теплом –

И всем несло исцеленье,

И всем несло вспоможенье

Великое Сердце – Солнце,

Сокровищница любви!


Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция. В августе 1380 г., преданный своим недавними союзниками, князь Дмитрий оказался один на один с надвигавшимися на Русь многотысячными татарской и литовской армиями. Нуждаясь в моральной поддержке и благословении на борьбу с врагами, Дмитрий отправился к Сергею в Маковец. Великий старец не только ободрил князя и предрёк ему победу, благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, призвав главенство Дмитрия Донского. Также он отправил с Дмитрием двух своих монахов. Оба они стали живым свидетельством того, что Радонежский игумен – самый авторитетный в то время церковный деятель – признал войну с Мамаем священным долгом христиан.

Посылая своих иноков на бой с «погаными», Сергий нарушал церковные каноны, запрещавшие монахам брать в руки оружие. Во имя спасения Отечества он рисковал собственным «спасением души». Однако Сергий готов был принести и эту, самую тяжкую для монаха, жертву.


На Куликовом злая сеча,

А в монастырской тишине

Игумен зажигает свечи

Пред ликом Спаса на стене

Ежесекундно в сердце битвы,

Но не об этом тишина,

Немая Сергия молитва

В грядущий день напряжена.

Он знает токи высшей правды –

Не может быть проигран бой,

Когда Божественное завтра

Потянет сердце за собой.


Ю.М. Ключников

«Легенды о Сергии Радонежском»


Победа на Куликовом поле была одержана в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы. Это было воспринято современниками как ещё одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле. Молитва Пресвятой Богородице сопровождала весь иноческий путь Сергия. На его родине, Ростове, главный храм города был посвящён Успению Богоматери.

Совпадение личного стремления с общим воодушевлением в области духовной жизни часто приводит к необычайным результатам. Судьба Сергия является тому подтверждением. Его восхождение по лестнице духовного совершенствования сопровождалось мистическими прорывами в царство духа. Игумен наяву видел ангелов и райских птиц, неземное сияние и небесный огонь. Но вершиной богосозерцания, которого удостоился святой, стало чудесное явление Богородицы, событие, отозвавшееся далеко за пределами Троицкого монастыря.

«Явление Богоматери Сергию», написанная в конце 6 в. – стала святыней русских воинов. Она сопровождала, начиная от войны с Польшей 1654 – 1667 гг. и кончая Первой мировой. Предлагаем вашему вниманию небольшой фильм о жизни Сергия Радонежского.

Вечер жизни Сергия был тихим и ясным: окружённый многочисленными учениками, горячо почитаемый всем народом – от великого князя до последнего нищего. До наших дней сохранился выполненный в первой четверти 15 века шитый покров с изображением Сергия. Предполагают, что он передаёт реальные особенности Радонежского игумена. Необычайно выразительно – скуластое худощавое лицо, обрамлённое густыми рыжеватыми волосами и широкой, уже тронутой сединой, бородой.

В сентябре 1392 г. недуг стал совсем одолевать старца. Предчувствуя жжение смерти, он велел собрать монахов – обратился к ним с последним наставлением. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и телесную чистоту, смирение и «страннолюбие» - заботу о нищих и бездомных. 25 сентября 1392 г великий старец отошёл в мир иной.

Уже вскоре после кончины Сергий стал почитаться Троицкими монахами как святой. В 1422 – 1423 гг. над могилой Сергия был выстроен каменный собор во имя Троицы. Роспись собора и его иконостас были наполнены артелью под начальством Андрея Рублёва. Эти стенописи не дошли до настоящего времени: они были заменены на новые в 1635 г.

Скромному Радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покровителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье. К образу Сергия обращались в тяжёлые для России времена.

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице – Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 – 1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов. Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.

В 1744 году монастырь получил почётное наименование Лавры.

Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор, в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. Ведь Сергий Радонежский является покровителем учащихся. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников.

И в заключении, мы хотим сказать: имя Сергия Радонежского было и остаётся символом духовного богатства русского народа.






























Литература


  1. В.А. Десятников. Сергий Радонежский. – М: Патриот, 1991 – 5 с.

  2. В.В. Колесов. Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия. 1991 – 368 с.

  3. Шикман А.П. Деятели Отечественной истории. Биографический справочник. Москва. 1997.































Цели и задачи классного часа:

  1. Формирование общественно-значимых представлений об иерархии общечеловеческих ценностей.

  2. Выработка позитивных идеалов, убеждений, стремлений в соответствии с общегуманистическими принципами.

  3. Формирования компетентности в общении.

  4. Воспитание потребности в освоении духовных ценностей, приобщения к работе по сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей.

  5. Укрепление нравственности, основанной на выборе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

  6. Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.


На классный час приглашён настоятель Храма Иоанна Предтечи села Ивановское протоиерей Игорь Гагарин.

Время проведения классного часа: 60 минут.

Место проведения: актовый зал медицинского училища.


Оборудование и наглядные пособия:

  1. Презентация «Сергий Радонежский».

  2. Фрагменты видеофильмов «Сергий Радонежский» и «Троице – Сергиева Лавра».

  3. Стенгазета «Сергий Радонежский».

  4. Выставка книг, посвящённых Сергию Радонежскому.






Сценарий классного часа "Сергий Радонежский"
  • Классному руководителю
Описание:

Цели и задачи классного часа:

1.     Формирование общественно-значимых представлений об иерархии общечеловеческих ценностей.

2.     Выработка позитивных идеалов, убеждений, стремлений в соответствии с общегуманистическими   принципами.

3.     Формирования компетентности в общении.

4.     Воспитание потребности в освоении духовных ценностей, приобщения к работе по сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей.

5.     Укрепление нравственности, основанной на выборе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

6.     Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.

 

На классный час приглашён настоятель Храма Иоанна Предтечи села Ивановское протоиерей Игорь Гагарин.

Время проведения классного часа: 60 минут.

Место проведения: актовый зал медицинского училища.

 

Автор Тягунова Евгения Борисовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 574
Номер материала 9922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓