Главная / Начальные классы / Сценарий классного часа "День славянской письменности и культуры" (с презентацией)

Сценарий классного часа "День славянской письменности и культуры" (с презентацией)

Название документа Презентация1.pptx

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39 г. Дзержинска Нижегородской области П...
День славянской культуры и письменности 24мая
День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братье...
. Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить...
Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (а...
Истоки русской письменности АЗБУКА: АЗ + БУКИ 	греческие буквы: 	Aa Bb Gg Dd ...
Кириллица
В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), ...
Св. Мефодий Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одн...
Св. Кирилл Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучая...
Пользуясь новой азбукой, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык ряд бог...
Заслуги Кирилла и Мефодия составили славянскую азбуку, перевели с греческого ...
Святых помнят и чтят
По широкой Руси - нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья свя...
http://www.sobor-chel.ru/fatgallery/1022.jpeg http://days.pravoslavie.ru/Imag...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39 г. Дзержинска Нижегородской области Парф
Описание слайда:

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39 г. Дзержинска Нижегородской области Парфёнова Татьяна Викторовна 24мая День славянской культуры и письменности

№ слайда 2 День славянской культуры и письменности 24мая
Описание слайда:

День славянской культуры и письменности 24мая

№ слайда 3 День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев К
Описание слайда:

День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 . Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. М
Описание слайда:

. Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.

№ слайда 6 Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз)
Описание слайда:

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:  АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА      Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

№ слайда 7 Истоки русской письменности АЗБУКА: АЗ + БУКИ 	греческие буквы: 	Aa Bb Gg Dd Ee
Описание слайда:

Истоки русской письменности АЗБУКА: АЗ + БУКИ греческие буквы: Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА славянские буквы: Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм

№ слайда 8 Кириллица
Описание слайда:

Кириллица

№ слайда 9 В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жил
Описание слайда:

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Город Солунь (сейчас он называется Салоники). Греция

№ слайда 10 Св. Мефодий Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним
Описание слайда:

Св. Мефодий Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку

№ слайда 11 Св. Кирилл Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь
Описание слайда:

Св. Кирилл Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги

№ слайда 12 Пользуясь новой азбукой, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык ряд богосл
Описание слайда:

Пользуясь новой азбукой, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык ряд богослужебных книг.

№ слайда 13 Заслуги Кирилла и Мефодия составили славянскую азбуку, перевели с греческого на
Описание слайда:

Заслуги Кирилла и Мефодия составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги, способствовали введению и распространению славянского богослужения.

№ слайда 14 Святых помнят и чтят
Описание слайда:

Святых помнят и чтят

№ слайда 15 По широкой Руси - нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые
Описание слайда:

По широкой Руси - нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных равноапостольных, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.

№ слайда 16 http://www.sobor-chel.ru/fatgallery/1022.jpeg http://days.pravoslavie.ru/Images/
Описание слайда:

http://www.sobor-chel.ru/fatgallery/1022.jpeg http://days.pravoslavie.ru/Images/ib136.jpg http://days.pravoslavie.ru/Images/im3317.jpg http://www.mztour.ru/bulgaria/images/litera/5.jpg http://img.ngs.ru/relax/upload_files/19029/3a05d8b2d8832fda3bbf45affb329f84_13532372354a167a0a1973b.jpg http://www.museum.ru/imgB.asp?6568 http://www.heiligenlexikon.de/Fotos/Cyrill-Methodius.jpg http://pravkuban.ru/uploads/posts/2011-05/1306188147_slav-pismenn-01.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6101/129077255.3/0_62122_2fba014b_XL http://www.internationaltoys.com/pictures/17284_1.jpg http://bibliotekar.ru/rusZod/46.files/image001.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/3005/yulenochekk.14/0_1b04d_ad34e1ba_XL http://s2.forumimage.ru/uploads/20101110/128941918351009488.jpg http://www.solun.gr/images/photogallery/svyatyni-grecii/athens/296_Afiny-Drevnie.jpg http://shrrr.gorod.tomsk.ru/uploads/7613/1274618426/491.jpg http://drugoy-saratov.ru/foto/1257403652.jpg http://www.sarreg.ru/uploads/posts/2012-05/1337334047_kirill-i-mif.jpg http://www.kievtown.net/img/kiev_pechersk_lavra_17.jpg http://www.president.bg/photo_files/714.jpg http://www.cxpx.ru/i/duhovenstvo/kr1.jpg http://www.pravda-nn.ru/upl/newspapers/src/7660.jpg Ссылки

Название документа Разработка.docx













Сценарий классного часа

по теме

«День славянской письменности и культуры»



Парфёновой Татьяны Викторовны,

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 39

города Дзержинска Нижегородской области



























Пояснительная записка.

Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.

Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества , внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций, основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальность и значимость. Забота о возрождении отечественной культуры, основанной на нравственных идеалах и ценностях, развитие многовековых народных традиций – важнейшие задачи общества.

День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей.


Цель: познакомить с историей и особенностями праздника

Задачи для достижения цели:

  • Расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;

  • развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

  • воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа;















Сценарий классного часа.

Слайд 1:

Учитель: 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь

отмечает его как

Слайд 2:

Учитель: День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей

славян.


Слайд 3:

( Показ учебника «Азбука» В. Г, Горецкого и др)

- Что это за учебник?

(-Азбука.)

-Чему учит эта книга?

(-Эта книга знакомит с буквами, учит читать.)

- Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать?

(Ответы детей)


Слайд 4:

- Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».

Ученик: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как АЗ да БУКИ,

В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот таким пером писали

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался перочинным,

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

- Как обучались грамоте старину?

(Ответы детей)

-Всегда ли существовали буквы?

(-Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)

- В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

- Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?

(-Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и тоже: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное.

- В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» - «Я есть Бог».

Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма.

Сложите первую и вторую букву. Что получилось?


АЗБУКА – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ. АЗЪ + БУКИ=АЗБУКА.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+ ВИТА=АЛФАВИТ.


Слайд 5, 6:

АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кирилицей, стала основой письменности.


Слайд 7:

-Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы?

(-В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке.)

-Назовите эти буквы.


-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

Слайд 8:

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий.

Слайд 9, 10.

Сценка.

Учитель: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) - Так я придумаю!

Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.


Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.


- Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Ученик: Помолившись Богу по утру,

Наклонился над листом святой

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Божественной рукой.

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит

И, казалось, сам Иисус Христос

По – славянски с нами говорит!


Слайд 11.


Слайд 12:

- Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию.


- Святые братья не только дали славянскому народу азбуку и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом.

Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.


Слайды 13, 14.


Ученик: По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются

Ученик: Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.






























Литература:

1.Вакуленко Ю. А. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007

2. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007

3. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2006

4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B8_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B

5. http://www.calend.ru/holidays/0/0/433/1/

6. http://ria.ru/spravka/20120524/655319867.html

7. http://www.inmoment.ru/holidays/day-writing.html

8. http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-slavyanskoy-pismennosti/

9. http://redday.ru/spring/05/24.asp

10. http://culture.ru/press-centre/news/630/




Сценарий классного часа "День славянской письменности и культуры" (с презентацией)
  • Начальные классы
Описание:

День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей.

Цель классного часа: познакомить с историей и особенностями праздника

Задачи для достижения цели: 

Расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской  азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры; 

развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа;

 

Автор Аминева Татьяна Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1395
Номер материала 37124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓