Главная / Другое / Сценарий классного часа "Маленькая дверь в большой мир"

Сценарий классного часа "Маленькая дверь в большой мир"

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида г. Саратова»

410012, г. Саратов, ул. Гоголя – 42. тел: 73-40-34





14.02.2014г.





Внеклассное мероприятие – классный час

«Маленькая дверь

в большой мир»







Подготовила и провела

учитель русского языка и чтения

высшей квалификационной категории

Жегалина И.Ю.












2013-2014 учебный год


Цель: Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.


Задачи:


Образовательная: Дать учащимся сведения об истории возникновения письменности, о развитии книгопечатания, о значении книги в жизни человека; актуализировать знания учащихся о правилах обращения с книгой.


Коррекционно-развивающая: Развивать у учащихся наглядно-образное мышление, логическое мышление, долговременную память, связную речь, артистические способности.


Воспитательная: Воспитывать интерес к книге и чтению, культуру чтения, бережное отношение к книге.



































Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о книге. Мы поговорим об истории создания книги, о её значении для нашей жизни. И начнём мы с небольшого экскурса в историю возникновения письменности и книгоиздания. (Слайд № 1)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. (1 ученик)


Люди начали рисовать на стенах, скалах. Так возникло рисуночное письмо (Слайд № 2). Но рисунок можно неверно прочитать. На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы (Слайд № 3). А затем, жившие две тысячи лет назад финикийцы, изобрели буквы-значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму. (2 ученик) Слайд № 4.


Первыми бумагу придумали китайцы, потом она попала в Европу. Но книги писали от руки. И лишь в 15 веке немец Иоганн Гуттенберг впервые напечатал на бумаге 150 экземпляров Библии (Слайд № 5). А во второй половине 17 века Карион Истомин (Слайд № 6) - монах московского Чудова монастыря, опубликовал первый «Букварь», где рядом с буквами изображались рисунки предметов, начинающихся с данной буквы. Это значительно облегчило технику обучения чтению. (3 ученик).


В 16-17 веках в России бурно развивались культура и просвещение. Впервые на Руси создавалась система школьного обучения. Появление же сети училищ и школ с неизбежностью ставило вопрос об учебных пособиях, которых должно было потребоваться немало. Решить этот вопрос могло только книгопечатание. Создателем первого русского печатного станка является Иван Федоров (Слайд № 7). Он первооткрыватель. Именно с его именем связано начало книгопечатания в России. (4 ученик).


Ведущий: Создать книгу очень нелегко. Как вы думаете, кто помогает книге выйти в свет? (авторы, редакторы, художники, писатели, рабочие типографии)


Сейчас послушайте стихотворение С.Я.Маршака о мастерах печати.


Бумагу сделали для нас

В бумажном комбинате,

но разговор идет сейчас

о мастерах печати.

Взяла машина лист простой

И наложила краску –

И вот писатель

Лев Толстой

Рассказывает сказку.



Хоть у машины нет ума,

Машина знает дело:

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,

Края обрежет мигом.

Потом оденет в переплет

И вот пред вами – книга!


Приятно книжки почитать,

А сделать их попробуй!

Искусство тонкое – печать

И требует учебы.


Ведущий: Сейчас мы посмотрим небольшой сюжет о типографии, после которого вы попробуете дать определение – что же такое типография? (Типография (от греч. týpos — отпечаток и grápho — пишу) - полиграфическое предприятие, выпускающее печатную продукцию)


Просмотр видеосюжета.


Ведущий: На полиграфических предприятиях выпускают самые разнообразные книги: научную литературу, художественную литературу, сборники различных поэтов и писателей, различные буквари, учебники, энциклопедии и т.д. (Демонстрация книг). Конечно, книга является самым лучшим и необходимым подарком в жизни каждого человека.

Новая книжка


Если спросят меня: «Что тебе подарить:

Куклу, мячик, забавную мышку?»

Я отвечу: «Без книг не могу я прожить,

Подарите мне новую книжку!»


Припев:


И перелистывая страницы,

Иду с Алисой в страну Чудес.

Взмываю в небо за синей птицей,

Перелетаю дремучий лес.

Мелькают реки, моря и страны,

Смеётся солнышко в вышине.

А с Ледовитого океана

Тюлени в гости спешат ко мне.


Книга радость подарит, не даст загрустить,

День ненастный вдруг станет погожим.

Разве может ребёнок без книги прожить?

Для меня нет подарка дороже.


Припев.


Ведущий: Книга – это маленькая дверь в большой мир. Именно с помощью книг мы попадаем в сказочный мир, изучаем просторы космоса, бродим по Северному полюсу, оказываемся на дне океана. Как вы думаете, что было бы, если бы на свете не было книг?


Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.


Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.


Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!


Ведущий: В музее в Германии хранится самая большая и самая маленькая книги в мире. Книга-гигант (Слайд № 8): длина – 170 см, ширина – 110 см, вес – 175 кг. Книга-малютка (Слайд № 9) размером 2х3 мм, в ней всего 16 страниц, читать её можно только при помощи микроскопа.

Книги являются важной составляющей нашей жизни, книге посвящено много пословиц. Слайд № 10.


Книга – наш друг, без неё как без рук.

Книга – зеркало жизни.

Кто много читает, тот много знает.

С книгою жить – век не тужить.


Ведущий: Но иногда с книгами случаются неприятности.


М.Ильина «Две книжки»- инсценировка.


Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

- Ну как твои делишки? –

Одна спросила у другой.

- Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да что обложки…оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут не змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?


- Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел мальчуган читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной не увидишь точки!

Про кляксы я молчу, - о них

И говорить – то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

-Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.


Ай – ай, ай.

Целая коллекция

Разнообразных инфекций,

Травмы бытовые,

раны боевые,

А также нервное истощение

От небрежного обращения.

Весьма печальная картина….

Три недели строгого карантина.


Ведущий: Да, ребята, книги тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют, не плачут, не стонут, не жалуются. Но они начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. Вот тогда книгу надо лечить. Подклеивать листочки, расправлять странички. А чтобы книги не были на нас в обиде, нужно соблюдать правила обращения с книгой. Давайте их вспомним.


Правила обращения с книгой. Слайд № 11.


  1. Нельзя перегибать книги.

  2. Нельзя загибать книжные страницы.

  3. Нельзя вырывать листы, вырезать картинки.

  4. Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки, тетради. Пользуйтесь закладками.

  5. Нельзя в книге писать и рисовать.

  6. Нельзя брать книгу грязными руками.

  7. Нельзя читать во время еды.

  8. Нужно обернуть книгу



С.Я. Маршак "Книжкины жалобы, или чего книга желала бы".


Я – книга! Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!


Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!


Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!


Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.


Ведущий: Где же хранятся книги? Отгадайте загадку.


Снаружи смотришь - дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор,

И Царь Салтан,

И добрый дед Мазай.

Как называют это дом?

Попробуй, угадай!

(Библиотека)


Ведущий: В переводе с греческого языка «библио» - книга, «тека» - хранилище, т.е. библиотека – это хранилище книг (Слайд № 12). Библиотека существует почти 5 тысяч лет. В настоящее время в г. Саратове функционирует 51 библиотека, из них 14 библиотек для детей. Кроме этого, в каждой школе есть библиотека. Скажите, а вы посещаете библиотеки? Как часто? Вот что однажды произошло в одной из библиотек.


У Скворцова Гришки

жили-были книжки,

грязные, лохматые,

рваные, горбатые.

Без конца и без начала,

Переплеты, как мочала,

На листах каракули,

Книжки горько плакали.


А у Гришки – неудача

Гришке задана задача.

Стал задачник он искать,

Заглянул он под кровать,

Ищет в печке и в ведре,

И в собачьей конуре.

Что тут делать, как тут быть,

Где задачник раздобыть?

Остается с моста в реку

Иль бежать в библиотеку.


Говорят, в читальный зал

Мальчик маленький вбежал.

Он спросил у строгой тети:

"Вы тут книжки выдаете?"

А в ответ со всех сторон:

Закричали книжки: "Вон!"


Ведущий: Что бы этого с вами не произошло, я надеюсь, что вы будете помнить правила обращения с книгой, будете частыми гостями библиотек, я надеюсь, что вы будете читать как можно больше книг, потому что именно книга даёт вам знания, учит быть добрыми, честными и отзывчивыми людьми.


Библиотечная песня

Если мечтаешь найти чудеса,

В сказку попасть ненароком,

Вовсе не надо бродить по лесам

И колесить по дорогам.


Припев:

Есть по соседству библиотека!

В ней лекарства, словно в аптеке,

От коварства, глупости, лени

Лечат книги без промедлений.

Есть по соседству библиотека

В ней все средства для человека,

Чтобы умным стать и великим…

Пусть всегда да здравствуют книги!


В залах рядами стоят стеллажи,

Тысячи книжек на полках.

Каждый здесь что-то найдет для души,

Лишь заглянув ненадолго.


Припев.


Мир приключений и царство идей,

Знаний источник и смеха:

И для детей, и для взрослых людей –

Все это – библиотека!

Очень важно для человека

Знать дорогу в библиотеку.

Протяните к знаниям руку,

Выбирайте книгу, как друга.


Припев.


Ведущий: На этом позвольте наш праздник закончить. Всего доброго!





Сценарий классного часа "Маленькая дверь в большой мир"
  • Другое
Описание:

Сценарий классного часа "Маленькая дверь в большой мир" предназначена для учителя русского языка и чтения специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Предлагаемый материал рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5-9 классов. Данная разработка дает учащимся сведения об истории возникновения письменности, о развитии книгопечатания, о значении книги в жизни человека, актуализируют знания учащихся о правилах обращения с книгой. Данное мероприятие призвано воспитывать у учащихся интерес к книге и чтению, культуру чтения, бережное отношение к книге. Кроме этого мероприятие имеет коррекционно-развивающую напрвленность - развивает наглядно-образное мышление, логическое мышление, долговременную память, связную устную речь, артичтические способности.

 

Автор Жегалина Ирина Юрьевна
Дата добавления 29.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 744
Номер материала 5971
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓