Главная / Начальные классы / Сценарий к литературной конференции по творчеству С.В. Михалкова и его сказке "Праздник непослушания"

Сценарий к литературной конференции по творчеству С.В. Михалкова и его сказке "Праздник непослушания"

Литературная конференция по творчеству С.В. Михалкова и его сказке “Праздник Непослушания”.

Место проведения: конференц-зал.
Оформление: портрет писателя и выставка его книг; плакаты со строками из его произведений “… Людям лучше помогать не только словом, но и делом”, “… Не лениться, не зевать и иметь терпение, и ученье не считать за своё мучение”; магнитная доска для заданий.

Сценарий.

Начинается мероприятие с инсценировки стихотворения С. Михалкова “А что у вас?”.

Вед. Ребята, вы помните автора этого стихотворения? Еще недавно мы радовались, что этот замечательный писатель живет рядом с нами. Но, к сожалению, 27 августа 2009г. С. В. Михалков умер на 97-ом году жизни.
Уч-к. Читатели всех поколений,
Годов эдак с трех и до ста,
Ему отдают без сомненья
Свои души, сердца, голоса,
Чтоб все в мире знали:
Средь поэтов творцов разных стран
Есть всеми любимый, высокочтимый
Детский Поэт – Великан

Вед. Когда вы, ребята, да и мы взрослые, только начинали говорить, уже учились га веселых и занимательных стихотворениях С.В. Михалкова. Только начинали читать, и на страницах “Азбуки” нас радовали его стихи. Вот они (учащиеся зачитывают отрывки из стихотворений “Котята”, “Прививка”, “Чистописание”, “Дядя Степа”).

Вед. Родился С.В. Михалков 13 марта 1913 г. в Москве. С 9 лет начал сочинять стихи, среди которых появилась басня, мораль которой “что людям лучше помогать не только словом, но и делом”.
С 12 лет уже подрабатывал книгоношей. С детства Михалков страдал дефектом речи – заиканием, но никогда этого не стеснялся. А в определенных ситуациях мог обыграть свое заикание так, что сверстникам и в голову не могло прийти: посмеяться. “Человек, лишенный чувства юмора, чаще обидчив и потому несчастен. Ему трудно жить среди людей. Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над собой”, - говорил поэт.
В 17 лет, когда Михалкова отправляют учиться, отец напутствует его: “Больше всего ты любишь писать стихи. Попробуй свои силы. Учись дальше. Попробуй вылечиться от заикания. Работай над собой. Может быть со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел Человек!”

И он им стал, и все свое творчество подчинил главной цели: воспитанию человека. Трудно себе представить, сколько мальчишек и девчонок выросло и повзрослело, стало мамами и папами, неся в своей душе удивительно добрые и мудрые стихи Михалкова.
Среди ребят Михалкову попадаются избалованные лежебоки, лентяи, лгунишки, хвастунишки, грубияны, неряхи. Но в своих стихах Михалков просто, со свойственной ему веселой иронией показывает, в какое неловкое, некрасивое, “стыдное” положение все эти дурно воспитанные дети сами себя ставят. Писатель высмеивает таких детей, но не зло. Он смеется и жалеет их одновременно. У него сочувственный юмор. Давайте вспомним эти стихотворения.
Учащиеся читают отрывки из стихотворений “Мимоза”, “Фома”, “Лапуся”, “36 и 5”,
“Зяблик”.

Уч-к. Мы читали Михалкова,
Заучили наизусть,
И теперь мы точно знаем,
Что боится его грусть,
Что он любит в детях смелость,
Озорство и шаловливость,
Уважает он правдивость,
И всегда за справедливость.

Вед . Слава у Михалкова добрая и веселая. Но она становится грозная и безжалостная, когда речь идет о хамстве, равнодушии, невежестве, тупости, зазнайстве. И взрослые, и дети узнают себя в лицемерных любителях природы, которые сокрушаются по поводу непорядочности тех, кто

Уч-к. здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костры, бумагу жгли –
Насорили и ушли.

Вед. А сами, проведя день на берегу речки, оставили после себя:

Уч-к. У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом мусора гора!

Вед. Узнали отрывки из стихотворения “Прогулка”?
Поэт, желая пробудить в маленьких гражданах любовь к природе, по праву называет “жестоким эгоистом” того, кто подпалил муравейник и спокойно наблюдает, как он трещит.

Уч-к. За то, что так тебя назвал
Себя я не виню, -
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам - не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!

Вед. А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете стихотворения и басни Михалкова.

Викторина.
1. Учительнице скромной
За труд ее огромный
К 60-летию –
В большое торжество -
В просторном школьном зале
Три школьницы вручали
Подарок драгоценный.
Подарок? От кого? (“Хрустальная ваза”)

2. Мы такие с ним друзья -
Куда он, туда и я.
Мы имеем по карманам:
Две резинки, два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжелых пятачка. (“Мы с приятелем”)

3. Живет у нас под крышей
Непризнанный артист.
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Выводит он рулады
По несколько минут …
Не требуя награды
За свой талант и труд. (“Скворец”)

4. К сожалению, есть немало
Всяких Шуриков и Саш,
У которых не по делу
Пишет синий карандаш. (“Лифт и карандаш”)

5. Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два … (“Бараны”)

6. Я – воскликнул “Апельсин”, -
Никакой не “Опельсын”! -
Я – расплакалось “Колечко”
Никакая не “Калечка” (“Словечки – калечки”)

Вед. Творчество С.В. Михалкова многогранно, многожанрово. Наряду с поэзией для лдетей у поэта есть лирика для взрослых, басни, сказки, сценарии для театров, киносценарии, переводы зарубежных писателей. Михалкова знают не только у нас в стране. Его книги переведены на 60 языков мира. Он переводил стихи польского поэта Юлиана Тувима. Вспомните “Словечки- калечки”, “Овощи”.
Михалков переводил стихи еврейского поэта Льва Квитко, болгарского поэта Ассена Босева. Посмотрим сценку “Умник - Атанас” (А. Босев)
Воскресил в наши дни Михалков басню, острую и живописную. Он написал сто девяносто басен. Какие вы знаете? (“Арбуз”, “Аисты и лягушки”, “Волшебное слово”)

Посмотрите сценку по басне “Муха и пчела”.
Писал Михалков слова к песням.
Давайте все вместе исполним песню “Веселые путешественники
.

Вед. Очень хочется сегодня, ребята, рассказать вам о некоторых моментах жизни писателя в годы Великой Отечественной войны. Всю Вов Михалков был военным корреспондентом. Под свист пуль и рокот пулеметов собирал материал для своих статей в армейской печати. Был контужен. А в начале 1942 г. группа писателей и художников, в том числе и Михалков, решили приобрести на свои средства танк и отправили его на фронт. Назвали танк ”Беспощадный”. Всю войну не выходил ”Беспощадный” из боя. Пал смертью храбрых его командир, погиб член экипажа, но танкисты дошли до своего победного рубежа. Сейчас макет этого танка хранится в Центральном Доме литераторов в Москве. В 1943 г. на фронтах Вов разворачивались ожесточенные бои. Именно тогда правительство СССР приняло решение о создании гимна Советского Союза. К выполнению этого ответственного задания были привлечены десятки писателей и композиторов. В ночь под Новый 1944 г. Гимн впервые прозвучал по радио. Текст к нему был написан Михалковым в соавторстве с другими писателями. Со временем возникла необходимость внести в текст Гимна изменения. В 1977 г. правительство утвердило текст С.В. Михалкова. И уже в наше время в 2001г. на конкурсе на новый Гимн уже России победил текст писателя ( звучит Гимн России).

Вед. Далеко позади остались военные годы. Но каждый, приходя к Вечному огню у Кремлевской стены, зажженному в память о Неизвестном солдате, погибшим на фронтах Вов, люди читают строки, выбитые на камне: Имя твое неизвестно,
Подвиг твой бессмертен.
Эти слова принадлежат Михалкову. Вот он какой С.В. Михалков.
Его книги вот уже многие десятилетия выступают в роли умных воспитателей для каждого нового поколения ребят. От этих книг солнечнее делается в детском мире.
Был Михалков и сказочником. Работая в поэзии для детей, писатель всегда мечтал о том, чтобы написать повесть-сказку, которая была бы понятна и интересна детям всего мира. Хотелось написать сказку, в которой происходили бы самые невероятные и фантастические приключения. И была бы она волшебной, но вполне современной историей. Этой повестью-сказкой стал
“Праздник Непослушания”. В настоящее время сказка переведена на несколько языков, а в Германии её выпустили под озорным названием “Ура, бастуют родители!”.

- Почему это произведение является повестью-сказкой? ( Сказочный герой: воздушный змей. Три дня длился праздник Непослушания)
- Как выглядел воздушный змей?
- Понравилось ли вам это произведение?
- Давайте поразмышляем над характерами, поступками персонажей. На какие две группы можно разделить всех героев этой сказки?
- Пока вы все дети, но когда подрастете, будете взрослыми. А некоторые из вас уже сейчас примеряют роль родителей, помогая воспитывать младших сестер и братьев.
Вспомните зачин сказки. (“Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то…”)
- В небольшом сказочном, но в то же время вполне реальном городе произошло невероятное событие. Какое? (Взрослое население покидает город) Почему?
( Измученные дорогими, любимыми, но грубыми, капризными и упрямыми детьми в знак протеста и своего бессилия)
- Город во власти детей. Свобода без ограничений! Давайте еще раз вернемся к названию. Почему автор так озаглавил “
Праздник Непослушания”?
- Удался ли праздник? Почему? Сколько дней он длился? Что происходило в первый день? А во второй день? (Дети начинают замечать, что без родителей они не могут обойтись)
- Вспомните малыша, о чем он мечтал, стоя в угла? Легко ли быть взрослым?
- Как переживали родители?
- Почему дети не смогли обойтись без родителей? (Пистолетик: “Нам все можно, но почему-то ничего не хочется”)
-Кульминация – самый острый момент сюжета ( развязка ). В чем он? (Возвращение родителей, получивших письмо: “Мамы! Папы! Нам без вас – все равно, что вам без нас!”)
- В жизни дети не могут обходиться без родителей, а родителям очень плохо без детей! Хорошо, если все умеют мириться и прощать . А если бы нет?! Что могло бы произойти?

Вед. Соберите пословицы (Ученики из отдельных слов собирают две пословицы)
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Не нужен и клад, коли в семье – лад.

Вед. Главное: любите и уважайте друг друга. Что ответил змей, когда ему предложили остаться? (“Такая свобода не по мне, все-таки должен быть и порядок”).

Помните: свободы без ограничений не должно быть. Любая свобода не отрицает порядка, иначе она приведет к печальным последствиям!





Смотри и пользуйся презентацией к сценарию.













Сценарий к литературной конференции по творчеству С.В. Михалкова и его сказке "Праздник непослушания"
  • Начальные классы
Описание:

Цель мероприятия: обобщить и дополнить знания по творчеству С.В. Михалкова,  а в воспитательных целях провести диспут по его сказке "Праздник Непослушания".

Место проведения: конференц-зал.

Участники мероприятия: ученики третьих классов.

Оформление: портрет писателя и выставка его книг; плакаты со строками из его произведений “… Людям лучше помогать не только словом, но и делом”, “… Не лениться, не зевать и иметь терпение, и ученье не считать за своё мучение”; магнитная доска для заданий, проектор.  

Участие детей в мероприятии: читают отрывки из стихотворений С.В. Михалкова, готовят инсценирование стихотворения "А что у вас","Умник Атанас", басни "Муха и пчела".Разучивают песню "Веселые путешественники", к мероприятию самостоятельно читают сказку "Праздник Непослушания".

К сценарию прилашается презентация, в которую включены фото С.В. Михалкова, иллюстрации к его стихотворениям, отрывок из мультфильма с песней "Веселые путешественники",  иллюстрации к сказке "Праздник Непослушания" в сопровождении песни, Гимн России, фото танка "Беспощадный", фото памятника "Неизвестному солдату".

Автор Белозер Ирина Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 628
Номер материала 48473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓