Главная / Русский язык и литература / Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учащихся 5-7 классов

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учащихся 5-7 классов

«Интеллектуальная игра по русскому языку

для учащихся 5-7 классов

«Счастливый случай»


Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.


Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.


Оформление доски:


«

портрет

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Счастливый случай



команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

портрет

Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)


I. Вступительная часть

1. Учитель:

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.


На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)


- Но нередко встречаются такие ситуации:


Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!


- И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.


II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»

1. Представление команд. ( Название.)

Представление жюри


2. Первый гейм: « Дальше, дальше…»

Вопросы для первой команды

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
    2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
    3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
    4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
    5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
    6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
    7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
    8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
    9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
    10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
    11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
    12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
    13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
    14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог)


Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Сколько согласных в слове денёк? (3)


3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу по три вопроса, подготовленных заранее.


4. Третий гейм: «Блиц- турнир для капитанов»



5. Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки».

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.


1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)


2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)


3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)


4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.


Голоден, как … (волк)

Болтлив, как …. (сорока)

Здоров, как… (бык)

Нем, как … (рыба)


5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:

Умный человек слова на ветер не бросает.

6.  Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица  оперением,

таковы и речи.



6. Пятый гейм: «Тёмная лошадка».

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)


1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).


2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).


2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда – гусеница


7. Шестой гейм: «Ералаш»

Это что за ералаш?

Тут из слов сварили кашу…

Посоветую я вам:

Всё расставить по местам!

Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий .

Задача: узнать слова. Кто быстрее.

Старужлин (журналист)

Кохуджин (художник)

Терапальпедов (преподаватель)

Алербина (балерина)

Цепрадов (продавец)


8. Седьмой гейм: «Гонка за лидером».


Вопросы первой команде.

  1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

  3. Назови синоним слова актёр. (Артист)

  4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

  5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

  6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

  7. Что означает имя Виктор? (Победитель)

  8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).

  9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

  10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)


Вопросы второй команде.

  1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

  2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)

  3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)

  4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)

  5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)

  6. Я – синоним осьминога,

а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)

  1. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).

  2. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).

  3. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)

  4. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)


  "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.

Мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.



Вот и подходит к концу игра.


9. Подведение итогов.

10. Награждение победителей.






«Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»







Представление команд

1 балл



Первый гейм:

« Дальше, дальше…»

по 1 баллу за правильный ответ



Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

по 1 баллу за правильный ответ



Третий гейм: «Блиц- турнир для капитанов»

3 балла



Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки».

по 1 баллу за правильный ответ



Пятый гейм: «Тёмная лошадка».

по 1 баллу за правильный ответ



Шестой гейм: «Ералаш».

по 1 баллу за правильный ответ



Седьмой гейм: «Гонка за лидером».

по 1 баллу за правильный ответ



Итог.









Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учащихся 5-7 классов
  • Русский язык и литература
Описание:

Интеллектуальная игра «Счастливый случай» - является одной из развивающих форм организации образовательного  процесса. Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 5-7 классов способствует развитию познавательного интереса к русскому языку, развитию творчества и обогащению словарного запаса учащихся, материал соответствует программным требованиям, теме, задачам игры, возрастным возможностям детей. В ходе игры ребята увидят, как важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли.

Автор Безушко Олеся Васильевна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2709
Номер материала 5246
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы