Главная / География / Сценарий интегрированного урока по географии-биологии на тему

Сценарий интегрированного урока по географии-биологии на тему

Тема: Природные зоны Австралии

Цель: создать условия для формирования у учащихся общего представления об особенностях природных зон Австралии.

Задачи: предметные: сформировать общее представление об особенностях природных зон Австралии как крупных природных комплексах;

развивать умения:

  • комплексного анализа карт атласа;

  • классифицировать растения по внешним признакам;

  • классифицировать животных с опорой на жизненный опыт;

метапредметные: регулятивные: развивать умения:

  • ставить учебную задачу, планировать деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленными учебными задачами, с предложенным планом;

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

познавательные: развивать умения:

  • выделять главное;

  • составлять характеристику по плану;

  • ориентироваться в содержании текста;

  • работать с картой;

  • проводить классификацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развивать умения:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осуществлять взаимооценку деятельности;

личностные: формировать:

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

  • основы экологической культуры.

Оборудование: мультимедиа, ИД, наборное полотно, инструктивные карты, листы с описаниями растительности и животного мира по природным зонам, оценочные листы, гербарии, иллюстрации растений, маркеры, листочки, презентации «Самооценка»(1), «Растения Австралии»(2), «Животные Австралии»(3), планшеты «эндемики», «скрэб», плакат с условиями проживания инопланетян — снарков, карта природных зон Австралии, атласы.

Тип урока. Интегрированный урок биология-география; урок изучения нового материала.

Форма урока. Ролевая игра.

Форма организации деятельности. Работа в группах.

Особенности урока. Интегрированный урок рассчитан на два урока. Деление на группы осуществляется заранее, желательно делить по лидеру, чтобы сформировались приблизительно равные по силам группы. Урок имеет пропедевтическую направленность на изучение классификации животных. Урок входит в серию уроков изучения природных зон разных материков, имеющих экологическую направленность: расселение инопланетных существ снарков, с потерпевшей экологическую катастрофу планеты.










План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителей

Деятельность учащихся

Примечания

I. Мотивационно-целевой

1. Орг. момент

Приветствуют учащихся, осуществляют психологический настрой:

- Здравствуйте. Сегодня нам предстоит работать в группах. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи в работе на уроке.

Приветствуют учителей и друг друга

Группы организованы до урока.

1 мин

2. Формулирование темы

Ведут беседу с учащимися.

- Какую тему мы будем изучать?


- Почему этот урок будут вести два учителя: биологии и географии?

Отвечают на вопросы.

- Природные зоны Австралии.

- География изучает размещение природных зон. Природные зоны характеризуются особенностями почв, растительного и животного мира. А биология изучает растения и животных.

През.1

Слайд 1

3. Постановка задач, планирование

- Что мы сможем узнать на уроке?

Фиксируют на интерактивной доске в виде плана.

1. Размещение природных зон на материке.

2. Причины размещения ПЗ.

3. Особенности ПЗ:

- климат;

- рельеф;

- растительность;

- животный мир;

- почвы;

- население.

4. Закрепление.

На каждом этапе заполним оценочные листы.

- Размещение природных зон на материки. Причины такого размещения.

- Почвы.

- Растительность.

- Животный мир.

План фиксируется на ИД.

В нём выделяется работа с классом и работа в группах

4. Мотивация

- Зачем нужно знать особенности ПЗ?

Отвечают на вопрос


5. Оценка работы

3 балла – я смог сформулировать цель и задачи самостоятельно;

2 балла – я смог сформулировать цель и задачи вместе с учителем;

1 балл – я не понял, как были сформулированы цели и задачи урока.

Оценивают работу.

Заполняют оценочные листы.

През.1

Слайд 2

II. Организационно-деятельностный

1. Работа с картой.

Размещение природных зон. Причины такого размещения.

- Какие природные зоны есть в Австралии?

- Как они располагаются?

- Бочему большую часть материка занимают пустыни, полупустыни и сухие саванны?





Почему переменно-влажные леса расположились по восточному побережью?

Отвечают на вопросы.


Т.к. большая часть расположена в зоне тропике, где область высокого давления, нисходящие токи воздуха, не выпадают осадки.

Т.к. Юго-восточные пассаты, формуруясь над океаном, приносят влагу, а восточную часть занимают горы, то все осадки выпадают на наветренных склонах и дают возможность формироваться пышной растительности.

ИД, с.1

показ на карте учителем

2. Оценка работы

3 балла – я смог ответить на все вопросы сам;
2 балла – я смог ответить на часть вопросов;
1 балл – я не смог ответить правильно ни на один вопрос;

Оценивают работу.

Заполняют оценочные листы.

През.1

Слайд 3

3. Условия работы в группе

- Мы продолжаем помогать инопланетной расе снарков, на планете которых произошла экологическая катострофа из-за неправильной хозяйственной деятельности. Мы уже расселили в Африке 1,5 млн. Нужно не забыть основные условия, при которых могут жить снарки:

- годовая амплитуда средних температур воздуха не должна превышать 30 градусов;

- температура не должна опускаться ниже -10ºС;

- кол-во осадков должно составлять 500-1000 мм в год;

- абсолютная высота форм рельефа не должна превышать 900 м;

- должен присутствовать берег водоёма;

- наличие плодородных почв;

- наличие топливных полезных ископаемых.

- Выбираем в группе геолога, ботаника, зоолога, климатолога, почвоведа, демографа. Один человек может совмещать несколько функций. Работаем с инструктивными картами, чётко выполняя задания.

Слушают объяснение

На доске расположено наборное полотно.

У каждой команды 8 листочков для записей, маркеры (фломастеры), инструктивные карточки; таблицы, иллюстрации, гербарии для ботаников и зоологов; оценочные листы.

4. Работа в группах

Следят за работой групп, оказывают необходимую помощь.

Работают в группах.

Заполняется наборное полотно и таблицы на ИД

5. Выступление спикеров. Расселение снарков

Слушают выступления спикеров групп. Корректируют ответы.

Слушают выступления, проверяют точность ответов по картам.


6. Оценка работы

5 баллов – я выполнил свою работу правильно и помог другим;
4 балла – я выполнил свою работу почти без ошибок и помог другим;
4 балла – я выполнил свою работу правильно;
3 балла – я выполнил работу с ошибками самостоятельно;
3 балла – я выполнил работу правильно при помощи других;
2 балла – я выполнил работу с ошибками, при этом мне помогали;
1 балл – я ничего не смог сделать сам.

Оценивают работу.

Заполняют оценочные листы.

През.1

Слайд 4

7. Введение новых понятий.

Особенности растительного и животного мира.

- Хота Австралия имеет те же природные зоны, что и Южная Африка, но органический мир здесь совершенно иной. Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, близкие тем, что населяли Землю в далёкие времена и исчезли на других материках. Видовой состав растений и животных отличается бедностью и своеобразием. Это объясняется тем, что Австралия и прилегающие острова давно отделились от других материков. Органический мир долгое время был изолирован, поэтому многие растения и животные являются эндемиками.

Во внутренних пустынных районах распространены заросли сухих кустарников, состоящие главным образом из низкорослых колючих акаций и эвкалиптов. Такие заросли называются скрэбом.

Слушают.

Записывают новые понятия.


8. Классификация растений и животных.

Пропедевтика.

Беседа.

- Как классифицировали растения?

- По каким признакам определяли растения отдела голосеменных?

- По каким признакам определяли растения отдела прокрытосеменных?

- По каким признакам классифицировали животных?

- Вам интересно узнать, как можно классифицировать животных?

Отвечают на вопросы.









9. Презентации. Особенности растительного и животного мира.

Выступают с презентациями.

«Растения Австралии»

«Животные Австралии»

Смотрят презентации, слушают

През. 2

През. 3

10. Экологическая минутка

- Уникальная природа Австралии, подавляющее большинство представителей которой – эндемичны, является очень уязвимой. С приходом европейских переселенцев началось массовое уничтожение фауны и флоры материка. Привезенные европейцами «свои» растения и животные, хорошо прижившиеся на материке, сыграли отрицательную роль, нарушив природное равновесие. Поэтому уже с конца прошлого века в стране стали создаваться первые национальные парки. В 1879 году был образован национальный парк Ройял, а затем национальные парки в Виктории и Южной Австралии. В настоящее время в стране насчитывается более 2 тысяч охраняемых территорий, национальных парков, заповедников, заказников. Самым крупным национальным парком считается пустынный национальный парк Танами.

Австралийское правительство активно содействует сохранению природных богатств материка. В 1973 г. Австралия подписала Международную конвенцию по ограничению торговли редкими видами фауны и флоры. В 1977 г. составлен общенациональный список видов животных, подлежащих охране, и опубликованы первые листы национальной Красной книги Австралии. В настоящее время принимаются меры по регулированию численности туристов, посещающих охраняемые территории. Большой вклад в изучение и сохранение природы материка вносят австралийские ученые.



11. Первичное закрепление. Диктант

Предлагают выполнить диктант

Выполняют диктант

Ответы

През. 1

Слайд 5

12. Проверка и самооценка

3 балла – все ответы верны
2 балла – 1-2 ошибки
1 балл – 3 и более ошибок

Оценивают работу.

Заполняют оценочные листы.

През.1

Слайд 6

III. Итогово-рефлексивный

1. Оценка

«5» –13 -14 баллов
«4» – 11-12 баллов
«3» – 8-10 баллов
«2» – 6-7 баллов
«1» – 4-5 баллов

Оценивают работу.

Заполняют оценочные листы.

През.1

Слайд 7

2. Итог урока

Решили ли мы поставленные задачи?

Какие оценки вы получили?



3. Рефлексия

Что вам понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Какие трудности возникли? Почему?

Как вы чувствовали себя в своей группе?



4. Д/з

География §37, выучить определения.

По желанию составить кроссворд по темам «Природные зоны Австралии», «Растения Австралии», «Животные Австралии»


















Сценарий интегрированного урока по географии-биологии на тему
  • География
Описание:

Сценарий интегрированного урока по географии и биологии на тему "Природные зоны Австралии" рассчитан на 2 урока.

Урок в форме игры. На уроке осуществляется работа в группах. Деление на группы проведена заранее, желательно по лидеру, чтобы сформировались приблизительно равные по силам группы. Урок имеет пропедевтическую направленность на изучение классификации животных и входит в серию уроков изучения природных зон материков, имеющих экологическую направленность.

 

Самооценка и взаимооценка учащихся - важный элемент этого урока.

Автор Таловская Светлана Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 529
Номер материала 40938
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓