Главная / Русский язык и литература / Сценарий читательской конференции по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"

Сценарий читательской конференции по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"

Сценарий проведения читательской конференции по книге А.П.Гайдара

«Тимур и его команда».



Учитель:

Мы часто задаем вопрос: «Для чего я живу, как жить, на какие идеалы равняться, в чем смысл жизни?» Эти и многие другие вопросы волнуют любого человека. Кто-то равняется на героев, кто-то мечтает стать смелым, отважным, преданным. Жизнь, книги, телепередачи преподносят разные судьбы, разные характеры, только выбирай. Вот сегодня мы выбрали героев книги замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».


Ученик читает стихотворение.


А. Плотников. УЛЫБКА ГАЙДАРА

Чужая пуля в грудь вошла,
Земля качнулась зыбко.
Но нет, друзья, не умерла
Гайдарова улыбка.
Она веселая, живая,
Хоть сто разрывов брызни!
У смерти есть свои права
И есть они – у жизни.
Война ушла, отгрохотав,
И пули отсвистели,
Бессмертная улыбка та
Теперь на пьедестале.
Она осталась людям в дар,
Улыбка, а не злоба.
Не зря Гагарин и Гайдар
Улыбчивые оба.


Учитель:

Аркадий Петрович Гайдар родился 22 января 1904 года. Отец Аркадия был сельским учителем, комиссаром штаба 35-ой дивизии, мать – учительница. Родители мальчика занимались самообразованием. Читали друг другу стихи, которые помнили наизусть. В доме много пели. К семейным праздникам, помимо других даров, готовились и подарки стихотворные. Аркадий начал говорить в рифму и сочинять стихи задолго до того, как выучился читать и писать.

Гайдар с малых лет приучался к самостоятельности. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда началась гражданская война, и в 1918 году он добровольцем уходит в Красную Армию. Был в то время Аркадий Гайдар широкоплечим, не по годам рослым. Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего 14.

Сложный период в биографии нашей страны – гражданская война - иногда отец и сын воевали друг против друга. Ситуация на фронте обострялась. Так как Голиков проявлял находчивость, смелость, его назначают командиром роты, а позднее и командиром полка. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, радость побед. Аркадий Голиков мечтал всю жизнь посвятить армии, но его сразила тяжелая болезнь: сказались ранения, контузия головы. Врачи признают его непригодным к военной службе. В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе. Он становится детским писателем.


1 ученик:

Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал свой путь отряд, назывался «Гайдаром».

Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар – Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный и многоговорящий псевдоним.


2-й ученик:

Аркадий Петрович подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против лодырей, разгильдяев, жуликов. Он считал, что можно воспитать личность, одухотворенную благородными идеалами. Гайдар жил, как солдат, и умер на боевом посту. В октябре 1941 года он по заданию редакции оказался в партизанском отряде. Однажды, небольшой отряд отправился на разведку. Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Аркадий Петрович первым увидел эсесовцев, он быстро оценил ситуацию и бросился навстречу фашистам, закрывая своих товарищей. Пулеметная очередь прошла через его сердце. Фашисты сняли с тела Аркадия Гайдара орден, взяли его тетради, блокнот, письма. Так погиб Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих литературных героев, до последней минуты своим делом подтверждая правду каждого написанного им слова.


Учитель:

Повесть «Тимур и его команда» написана в 1940 году, печаталась в разных журналах, а книга вышла в 1941 году. В 1940 году в Европе шла война с фашистами. Через год гитлеровские войска вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы. Наступило трудное, горькое, героическое время. Встал вопрос: Что же должен делать каждый человек? Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей. Повесть о Тимуре и помогла найти детям ответ на этот вопрос.

Книга сыграла большую роль в массовом детском движении, ни одно другое произведение в мировой литературе не дало начало столь массовому движению, каким является форма тимуровской работы в книге Гайдара. Светлая романтическая повесть Гайдара стала праздником для юных читателей. Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. В этой книге показана игра, которая сливается с жизнью, из обычного развлечения превращается в полезное дело. Подростки из дачного поселка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб, придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т.д. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти на помощь людям.


Ведущий: Ребята, где и когда происходят события, описанные в книге?

Ответы.

Ведущий: О каких двух командах рассказывается в повести?

Ответы.

Ведущий: Ребята, скажите, чем занималась команда квакинцев?

Ответы.

Квакинцы были хулиганами. Эти ребята ничего хорошего не делали. Сам командир этой команды Мишка Квакин выламывал доски из нового забора, разорял по ночам сады мирных жителей, квакинцы дрались, курили, обижали слабых, неряшливо одевались.

Ведущий: Ребята, расскажите о взаимоотношениях «квакинцев»?

Ответы.

Взаимоотношения квакинцев между собой были очень своеобразными. Они играли в карты, и проигравший изображал покойника. Чтобы «оживить» его, все вооружались крапивой и хлестали несчастного до изнеможения. В этих действиях показана их жестокость даже к членам своей команды. В команде Квакина приняты унижения, грубость.

Ведущий: А теперь скажите, существуют ли в нашей жизни «квакинцы»? Как вы думаете?

Ответы.

Да, к сожалению, в наше время, есть «квакинцы». Они от безделья, лени, равнодушия пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики, хулиганят, совершают преступления, обижают младших. Но наше общество старается бороться с ними, направляет их на правильный путь.

Ведущий: Расскажите о делах тимуровской команды.

Ответы.

Команда тимуровцев придумала увлекательную форму помощи Красной Армии. Командир команды Тимур со своими сверстниками окружил тайно заботой тех, кого оставили отцы и братья, ушедшие в армию. Ребята отмечали дворы этих людей красной звездой. Это и старуха-молочница, это и семья лейтенанта Павлова, семья полковника Александрова. Тимуровская команда, в отличие от команды Мишки Квакина, брала под свою защиту и охрану семьи, в которой кто-то погиб на фронте. Ребята помогали воды принести, сложить дрова, поймать убежавшую козу. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее».

Ведущий: А теперь, ребята, расскажите о взаимоотношениях в команде Тимура?

Ответы.

Взаимоотношения в тимуровской команде были дружескими, доброжелательными, уважительными. Не все они герои-крепыши, как Гейка, Тимур. Коля Колокольчиков – большой соня, он вечно все просыпает. В команде Тимура есть правило: уважать не только членов своей команды, но и других людей.

Ведущий: В какой команде вы бы участвовали – Квакина или Тимура? Почему?

Ответы.

Ведущий: Скажите, а есть ли сейчас «тимуровское движение»?

Ответы.

Да, есть. Это, в первую очередь, забота о ветеранах Великой Отечественной войны, помощь семьям воинов, погибших в Афганистане, Чечне, помощь одиноким престарелым людям. Тимуровцы всегда уступают место в автобусах, троллейбусах, метро, электропоездах пожилым людям, людям с детьми, инвалидам. Они защищают слабых, одним словом, творят добро.

У нас в школе несколько лет существует пионерская организация, члены которой помогают пожилым одиноким людям.

Ведущий: Скажите, чему учил Тимур?

Ответы.

Тимур учил помогать старым, больным, одиноким людям, любить Родину, думать всегда о людях.

Учитель:

Последними словами Тимура в книге стали слова: «Я стою… Я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит и я спокоен тоже».

Эти слова он произносит, улыбаясь, радостно, ибо находит в этом свое счастье и счастье всех людей. Если будет каждому хорошо и спокойно, значит, всем будет хорошо и спокойно.

Ведущий: Ребята! Живем ли мы сейчас по-гайдаровски?

Ответы.

Жить по-гайдаровски трудно, но интересно, надо любить родину, уважать людей, поступки сверять по добрым делам.

Ведущий: Понравилась ли вам повесть «Тимур и его команда»? Что понравилось больше всего? Прочитайте, пожалуйста, ваши отзывы.

Учащиеся зачитывают свои отзывы о книге.



Ведущий: Назовите другие книги Аркадия Гайдара?

Ответы.

«Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Военная тайна».

Ведущий: Послушаем рассказ о некоторых из них.

Ученик 3:

Мы все читали во втором классе чудесный рассказ «Чук и Гек». Это история о двух братишках, о потерянной ими телеграмме, об отце их, живущем у далеких синих гор, о путешествиях и приключениях, которые произошли из-за их непослушания. Но самое главное, это книга о хороших людях, которые умеют крепко любить, стойко переносить невзгоды и верить в добрую силу.

Ученик 4:

В 1930 году для мальчишек и девчонок была написана еще одна книга - «Школа». Ее по праву можно назвать автобиографией Гайдара. В этой повести говорится о суровой школе, через которую прошла молодежь, о грозном времени, об отцах и детях, которые участвовали в справедливой войне во имя будущего. Главный герой этой книги – Бориска Гориков, в котором мы узнаем самого Аркадия Гайдара.

Ученик 5:

В книге «Военная тайна» говорится о жестокости врага, о братстве народов. Особенно интересна вставленная в повесть «Сказка о Мальчише-Кибальчише», в этой сказке даже очень маленькие дети знают военную тайну, а военная тайна заключалась в том, что народ от мала до велика любит свою свободную землю и всегда готов отдать свою жизнь за нее.

Ученик 6:

Повесть «Судьба барабанщика» о мальчике-пионере, барабанщике, отец которого совершил преступление по службе и получил заслуженную кару. Мальчик остался один, ему жилось очень трудно, на его пути попались плохие люди, которые сбивают его с верного пути, но на помощь приходят хорошие люди, которые возвращают ему детство, счастье и отца, искупившего свою вину.


Ученик читает стихотворение:


Т. Волынский. В БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ

Распахнулась шинель. Улетела фуражка.
Он спешил в эту рощу – спешил к детворе.
- Ну и что же, что бронзовый!
Это не страшно:
Город жив,
И земля хороша на заре.
Он глядит с постамента:
Какой-то мальчонка,
Как живого, его приглашает
В игру…
В Арзамасе старинном
Задорно и звонко
Пионерские горны
Поют на ветру.
…Он стоит, улыбаясь:
- Спасибо, ребята,
Только я на посту,
В краснозвездном строю.
Мне четырнадцать было –
Ушел я в солдаты.
Вы играйте, ребята,
А я постою.


Учитель:

Спасибо, ребята! Вы очень интересно рассказывали о книгах Гайдара. А сейчас проведем небольшую викторину по книге А.Гайдара «Тимур и его команда».



Викторина по повести А.П.Гайдара

«Тимур и его команда».


1.Кто такой Михаил Квакин? Из какого произведения этот герой?  

«Тимур и его команда».


2.Как называли отряд детей из  повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»?   

Тимуровцы.

3.Кто и кому говорил: «Ты о людях всегда думал, и они тебе заплатили тем же»?  

Ольга говорила Тимуру.


4.Имя девочки, которая нашла штаб тимуровцев.

Женя


5.Как звали командира отряда ребят?

Тимур


6. «Тимуровец» – специалист по чужим садам.

Квакин Миша


7.Что получил в конверте атаман шайки Квакин от тимуровцев?

Ультиматум.


8.Назови имя девочки – хозяйки козы.

Нюрка


9.Мальчик, который рассказал о пропавшей козе.

Сима Симаков


10. Кем был отец Жени?

Офицером


11.На каком инструменте играла Ольга?

Аккордеон


12.Назови фамилию «пожилого джентльмена», доктора, который также является дедушкой Коли.

Ф.Г. Колокольчиков


Учитель:

Итак, ребята, мы поняли, что книги Аркадия Гайдара не потеряли своей актуальности и в наши дни. И мы с полным правом можем сегодня сказать: боец, писатель, гражданин Аркадий Гайдар шагает впереди! Читайте его добрые, хорошие книги. Они помогут вам стать настоящими людьми.


Звучит песня «Гайдар шагает впереди».









Сценарий читательской конференции по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"
  • Русский язык и литература
Описание:

Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу. Внедряя все более активно в нашу жизнь и деятельность новые информационные и коммуникационные технологии, мы вынуждены все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.Проведённое нами среди учащихся 5-8 классов анкетирование показало, что 4% учащихся не читают вообще, 86% - иногда и только 10% опрошенных читают книги постоянно. Полученные данные и заставили обратиться к такому, почти забытому в современной школе виду работы, как читательская конференция. 

Для обсуждения на читательской конференции была выбрана повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда».  Произведения  А. Гайдара до 1990-х гг. неизменно были ключевыми в школьной программе и были обязательными для изучения всеми советскими школьниками. Тиражи составляли десятки миллионов экземпляров.

Предлагаю сценарий проведения читательской конференции по книге А.П.Гайдара «Тимур и его команда».

 

   

Автор Гусева Лидия Станиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3409
Номер материала 27890
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы