Главная / Начальные классы / Сценарий библиотечного урока «Дяде Стёпе – 75»

Сценарий библиотечного урока «Дяде Стёпе – 75»

Сценарий литературного урока «Дяде Стёпе – 75»

разработан учителем начальных классов Анохиной Г.И.

Цель занятия: Расширить знания учащихся о творчестве С.В. Михалкова

Оборудование: мультимедийная установка для показа презентации

Выставка книг С.В.Михалкова

Рисунки детей


Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Наша встреча сегодня посвящена замечательному детскому писателю С.В. Михалкову. (слайд №1)

Много лет это удивительный человек сочинял весёлые и поучительные стихи для ребят. Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, старшие братья и сёстры выросли на его стихах. С удовольствием их читали, учили наизусть. Впрочем, только ли поэт С. Михалков?

За долгую литературную жизнь Сергей Владимирович выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых. Это стихи, басни, песни, поэмы, пьесы для театра и кино. Даже сказку «Три поросёнка» первым на русский язык пересказал Михалков. Если собрать все произведения, которые он написал, то его книги заняли бы большой книжный шкаф.

Стихи Михалкова такие радостные, сердечные, иногда иронично – лукавые, но всегда кажется, что эти истории рассказаны самими ребятами. Вот как писатель говорил про себя: «Иногда мне кажется, что я ничем не отличаюсь от вас, мои юные друзья, - так мне хочется поозорничать и подурачиться, попрыгать на одной ноге или погонять во дворе мяч. Может быть, поэтому я и пишу весёлые стихи для детей».


Давайте вспомним некоторые из них.

Я вам начну читать стихи – загадки, а вы хором доскажете словечко - отгадку.

Поиграем – угадаем!

(Слайд № 2)


Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи – загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет - молодец!


Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что- то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте – кто?..... (индюк)



Да! Индюк! Признаться, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать.

Я запутался однако,

Он верблюд иль кто? .... (собака)


Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает....кто? (кошка)


Верно, верно! Угадали!

А теперь давайте с вами

В лес поедем за грибами.

Посмотрите – ка, ребята:

Тут – лисички, там – опята,

Ну а это на полянке,

Ядовитые .... что? (поганки)

Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите. –
Обожаем поваров!
Ненавидим… Кого?...
Докторов

То, что я сказал вам, - тайна
Догадались вы случайно.
Это был большой секрет…
Но от вас секретов нет!


2 Б - «Поиграем -угадаем» (слайд № 2)

2 А - «Котята» (слайд № 3)

2 В - «Песенка Друзей» солисты (слайд № 4)

2 А - «Сашина каша» (слайд № 5)

2 Б - «А что у вас?» (слайд № 6)


Стихи Сергея Михалкова всегда говорят о дружбе, и доброте, о любви к жизни, к человеку, к Родине.

За свою долгую жизнь Сергей Владимирович получил много наград и званий. Но среди них есть удивительный орден – «Орден улыбки». Вот как говорил сам Михалков об этом ордене: «Орден Улыбки. Я им очень горжусь. Его вручали мне в Центральном детском театре – на подносе с розой и кубком, а в нём лимонный сок. Президент Ордена сказал: «Пейте, Михалков, посмотрим, как будет вести себя Кавалер Ордена Улыбки». Я выпил кубок залпом. Рот до ушей и тут же экспромтом продекламировал:

Нет, вы не сделали ошибки,

Что присудили Орден мне.

Я буду с Орденом Улыбки

Трудиться для детей вдвойне!»

И Сергей Владимирович сдержал своё слово.


(слайд № 7)


- Ребята, как называется главная песня любой страны? Правильно – ГИМН. - - Когда исполняется гимн страны? (В самых торжественных случаях: на парадах, на соревнованиях, когда награждают команду победительницу, во время подъёма государственного флага, при встрече президента страны). А знаете ли вы, что текст гимна нашей страны написал Сергей Владимирович Михалков.

Ребята, а как надо слушать гимн? Стоя, показывая уважение стране.


- Ребята, что бы продолжить знакомство с творчеством С.В. Михалкова давайте отгадаем кроссворд.

(слайд №8)

  • Назовите фамилию автора детских рассказов: «Мишкина каша», «Заколдованная буква», «Тайное становится явным». Драгунский

  • Как звали детскую поэтессу Барто? Агния

  • Кто автор повести «Чук и Гек»? Гайдар

  • Кто автор повести о Мумий Троллях? Янсон

  • Автор рассказа «Честное слово» Осеева

  • Великий русский писатель, написавший Азбуку для детей Толстой

  • Автор любимых повестей про крокодила Гену, Чебурашку, кота Матроскина, Шарика? Успенский

  • Автор увлекательных рассказов о животных и природе. Пришвин

  • Автор стихотворения «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной» Маршак


- Вы знаете много писателей и поэтов, с ними вы ещё встретитесь на уроках литературного чтения, в библиотеке. А Мы видим с вами в нашем кроссворде по вертикали имя самого знаменитого героя С.В.Михалкова.

- Это Дядя Стёпа. (Слайд № 9)


(Слайд № 10)


В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью «Каланча»,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.


Уважали дядю Стёпу

За такую высоту.

Шёл с работы дядя Стёпа,

Видно было за версту.


(Слайд № 11)

Все любили дядю Стёпу,

Уважали дядю Стёпу:

Был он самым лучшим другом

Всех ребят со всех дворов


Он домой спешит с Арбата.

- Как живёшь? Кричат ребята.

Он чихнёт – ребята хором:

- Дядя Стёпа, будь здоров!


Дядя Стёпа утром рано

Быстро вскакивал с дивана,

Окна настежь открывал,

Душ холодный принимал.

Чистить зубы дядя Стёпа

Никогда не забывал.







(Слайд № 14)

Что случилось?

Что за крик?

- Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку-

Помогите человеку!


На глазах всего народа

Дядя Стёпа лезет в воду.


- Это необыкновенно! –

Все кричат ему с моста. –

Вам, товарищ, по колено

Все глубокие места! –


Дядя Стёпа в этот раз

Утопающего спас.

За поступок благородный

Все его благодарят.


- Попросите что угодно,

Дяде Стёпе говорят.

- Мне не надо ничего –

Я задаром спас его!


Слайд № 15)


- На реке треск и гром –

Ледоход и ледолом.

Полоскала по старинке

Бабка в проруби простынки,

Треснул лёд – река пошла,

И бабуся поплыла.


Бабка охает и стонет:

- Ой! Бельё моё утонет!

Ой, попала я в беду!

Ой! Спасите! Пропаду!


Дядя Стёпа на посту –

Он дежурит на мосту.

Дядя Стёпа сквозь туман

Смотрит вдаль, как капитан.


Видит – льдина. А на льдине

Плачет бабка на корзине.

Не опишешь, что тут было!

Дядя Стёпа – руки вниз,

Перегнувшись на перила,

Как над пропастью повис.


Он успел схватить в охапку

Перепуганную бабку,

А старуха за корзину:

- Я бельё своё не кину!

Дядя стёпа спас её,

И корзину и бельё.


Дядя Стёпа стал любимцем детей многих поколений. Дядя Стёпа был и моряком, и милиционером, и чемпионом. С. Михалков часто приезжал в школы к ребятам и читал свои стихи. Однажды ребята спросили: «А есть ли у Дяди Стёпы семья и дети?» и спустя 15 после «Дяди Стёпы – милиционера» он написал ещё одну часть поэмы «Дядя Стёпа и Егор».


(Слайд № 16)

Про Степанова Егора

Слух разнёсся очень скоро:

Мальчугану десять лет,

Но у малого ребёнка

Не по возрасту силёнка,

Не ребёнок, а атлет!

Среди тысяч малышей

Нет подобных крепышей.


Назревает где – то ссора,

Переходит в драку спор –

Нет ни драки, ни раздора,

Если рядышком Егор.


Хоть и ростом не в отца –

Не обидишь молодца:

Он кладёт на две лопатки

В школе лучшего борца –

Чемпиона по борьбе

Из седьмого класса «Б».

Дядя Стёпа рад и горд,

Что сынишка любит спорт.


(Слайд № 17)

- Последняя часть о Дяде Стёпе рассказывает как он жил, став пенсионером. И всё так же передаёт свою мудрость ребятам.


Разве что – то есть на свете,

Что надолго можно скрыть?

Пятиклассник Рыбкин Петя

Потихоньку стал курить


У парнишки к сигаретам

Так и тянется рука.

Отстаёт по всем предметам,

Не узнать ученика.


Начал кашлять дурачок.

Вот что значит табачок!


Дядя Стёпа брови хмурит:

- Кто из вас, ребята курит?

Я курящих не терплю!

Сам здоровья не гублю!

Вы – сознательный народ!

Тот кто курит – шаг вперёд!


За себя один в ответе,

Покраснев при всех, как рак,

Пятиклассник Рыбкин Петя

Сделал требуемый шаг.


Что тут много говорить?

- Обещаю не курить!-

Подмигнул Степанов детям

Руку мальчику пожал...

Знают все, что Рыбкин Петя

Слово данное сдержал.



- Мы перелистнули всего несколько страничек из замечательных книг Сергея Михалкова о Дяде Стёпе. В Москве около здания ГИБДД установили памятник самому любимому милиционеру Дяде Стёпе.

(Слайд №18)



Давайте проверим, как вы знаете повесть о дяде Стёпе.

  1. «Дядя Стёпа в этот раз утопающего спас…» Как звали этого ученика? (Вася Бородин)

  2. На каком флоте служил Степан Степанов? (на Балтийском)

  3. Каким видом спорта занимался Дядя Стёпа? (конькобежным)

  4. Как звали сына дяди Стёпы? (Егор)

  5. В каком виде спорта Егор стал олимпийским чемпионом? (штангист )

  6. Какую профессию выбрал сын дяди Стёпы? (космонавт)

  7. В какую страну летел по путёвке ветеран Степан Степанов? (Франция. Если дети не ответят, дать установку прочитать и узнать)


- Мы с вами прикоснулись к замечательному произведению С.В. Михалкова. Я думаю, многим из вас захочется перечитать или прочитать впервые повесть о Дяде Стёпе.

(Слайд № 19)

Ветеран Степан Степанов,

Если здраво посмотреть,

Должен поздно или рано

К сожаленью ... умереть.

Удивительное дело:

День за днём, за годом год,

Столько вёсен пролетело,

А Степанов всё живёт!

Он и пенсию имеет,

И преклонные года,

Но уже не постареет

Ни за что и никогда!

Те, кто знал его когда – то

И ходил с ним в детский сад,

Те сегодня бородаты

И знакомят с ним внучат.

Дядя Стёпа с ними дружит –

Он ребятам верно служит

И готов всегда, везде

Им помочь в любой беде.

Знают взрослые и дети –

Весь читающий народ,

Что, живя на белом свете,

«Дядя Стёпа» не умрёт!

- С днём рожденья, Дядя Стёпа! С юбилеем!

Сценарий библиотечного урока «Дяде Стёпе – 75»
  • Начальные классы
Описание:

   Библиотечный урок для учащихся начальных классов, посвящённый 75 - летию литературного героя Дяди Стёпы. Можно применять как на уроках чтения, так и во внеклассной работе.

   В разработке использованы: интересные факты биографии С.В. Михалкова, отрывки из его стихов, стихи- загадки, литературная викторина, по произведениям детских писателей и поэтов. для активизации участия детей на данном уроке, использована презентация, музыкальное сопровождение "Песенки весёлых друзей". При подготовке учащимся предлагалось познакомиться с повестью "Дядя Стёпа",изобразить героев Михалкова.

Автор Анохина Галина Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1995
Номер материала 46021
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓