Разработка урока
по русскому языку
Тема урока:
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП.
Класс:
9
Автор:
Савельев В.С.
Цели урока:
- формирование навыков пунктуационной
грамотности;
- подготовка к ОГЭ;
- привитие любви к родному языку, к чтению
художественной литературы.
Урок рассчитан на 45 минут.
ХОД
УРОКА
I.
Организационный момент.
- Здравствуйте,
ребята! Повторение – мать учения – гласит народная поговорка, и вот сегодня мы
с вами многое вспомним из ранее изученного материала и дополним наши знания
новой информацией, тем самым продолжая готовиться к выпускным экзаменам.
- что такое
предложение? (ответы…)
- какое
предложение мы называем сложным? (ответы…)
- найдите среди
предложенным вам предложений сложные и объясните свой выбор (слайд №1)
Зима пришла
внезапно, и люди не успели к ней приготовиться.
За огородом
простиралось озеро, а за озером шумел лес.
Солнце светит
ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах.
Деревья голы, но
уже живут и дышат.
За столом
собрались родственники и шумно разговаривали и спорили.
(ответы… «все эти
предложения сложные, так как имеют 2 основы, кроме последнего, в последнем
предложении однородные сказуемые и 1 основа).
- с помощью чего
соединяются основы в СП? (ответы…).
(обучающиеся
работают по-одному в тетради, комментирую свой ответ, выставление отметок)
- всегда ли основы
в ССП могут разделяться запятой? (в ответах должны возникнуть затруднения).
II.
Изучение нового материала.
- если СП большое,
насыщено грамматическими основами, то после употребленной запятой(-ых) может
стоять точка с запятой [;], тем самым предложение будет разделено на смысловые части
и грамотно построено. (информацию ученики записывают в памятку по подготовке
к ОГЭ)
- выполним
следующее задание из учебника - стр. 143. (работа с предложением, в котором
нужно расставить знаки препинания и выделить основы).
(5 минут
работают с учеником и тетрадью, один ученик работает на оценку)
III.Закрепление
изученного материала, систематизация знаний.
Работа в парах. Составьте ССП из
предложенных СЧ.
[Ходил босиком, из-за угла вылетел,
замирать перед незнакомцем].
- а
теперь обратимся к варианту ОГЭ по русскому языку и решим одно из заданий,
касающегося нашей темы. Вариант 12, задание 12.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые)
между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я стал озираться по сторонам, (1) ощупывать глазами черничный
бугор, (2) но никакого гнезда нигде не видел. Нет,(3) оно не на бугорке было
свито, (4) а посреди просеки, (5) под упруго выдавшимся из земли корнем. Крылья
у неё всё ещё разброшены, (6) и она мела ими землю (ответ 2,6).
IV.Подведение
итогов. Оценка знаний. Домашнее задание.
Выполнить письменно в тетради упр. 43 учебника по заданию).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.