Главная / Информатика / Сценарий урока по информатике на тему "Содержательный подход к измерению информации"

Сценарий урока по информатике на тему "Содержательный подход к измерению информации"

Название документа Задачи к уроку.docx

Задачи

  1. Вася купил билеты в кино в 5 ряд 10 место. Какое количество информации он получил, если придя в кинотеатр, он обнаружил что в зале всего 16 рядов в каждом по 32 места.

  2. Какое количество информации несет сообщение о том, что встреча состоится 23 октября в 15.00?

  3. В пруду живут 16 карасей и 16 пескарей и 16 окуней. Сколько информации несет сообщение о том, что рыбак поймал карася, если все рыбы одинаково голодны?

  4. В коробке 50 простых и 78 цветных карандаша, какое количество информации несет сообщение о том, что из коробки взяли простой карандаш?

  5. В пруду живут 20 карасей, 30 пескарей и 50 окуней. Сколько информации несет сообщение о том, что рыбак поймал карася (пескаря, окуня), если все рыбы одинаково голодны?

  6. За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил 4, несет 2 бита информации. Сколько всего четверок ученик получил за четверть?

  7. Сообщение о том, что Петя живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?





Задачи

  1. Вася купил билеты в кино в 5 ряд 10 место. Какое количество информации он получил, если придя в кинотеатр, он обнаружил что в зале всего 16 рядов в каждом по 32 места.

  2. Какое количество информации несет сообщение о том, что встреча состоится 23 октября в 15.00?

  3. В пруду живут 16 карасей и 16 пескарей и 16 окуней. Сколько информации несет сообщение о том, что рыбак поймал карася, если все рыбы одинаково голодны?

  4. В коробке 50 простых и 78 цветных карандаша, какое количество информации несет сообщение о том, что из коробки взяли простой карандаш?

  5. В пруду живут 20 карасей, 30 пескарей и 50 окуней. Сколько информации несет сообщение о том, что рыбак поймал карася (пескаря, окуня), если все рыбы одинаково голодны?

  6. За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил 4, несет 2 бита информации. Сколько всего четверок ученик получил за четверть?

  7. Сообщение о том, что Петя живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?

Название документа Сценарий урока.docx

Учитель

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим учиться измерять количество информации в сообщениях.

У вас на столе карточка с заданиями.

Учитель

Приступим к выполните задания. (5 мин)

Обучающийся

Учащиеся выполняют задание)

Учитель

1 задание

Кто выполнил первое задание? Пожалуйста выйди к доске и расскажи как ты решил первое задание..

Обучающийся

Обучающийся у доски:

То что указан 5 ряд из 16 несет 4 бита информации i=log216 = 4, то что указано 10 место из 32 несет i=log232 = 5 бит информации всего получается 4+5=9 бит.

Учитель

2 задание

Выполняем следующее задание.

Как выполнили второе задание?

Обучающийся

Обучающийся у доски:

Указанная дата 23 октября несет i=log2365=8,5 бит указанное время 15 часов несет i=log224=4,6 бит. Всего сообщение несет 8,5+4,5=13,1 бит информации.

Учитель

3 задание

Спасибо, выполните третье задание.

Обучающийся

Обучающийся у доски:

Возможны три события можно поймать карася, пескаря или окуня значит количество информации которое несет сообщение равно i=log23 =1,6 бит

Учитель

4 задание

Спасибо, выполните четвертое задание

Обучающийся

Обучающийся у доски:

1 вариант: всего карандашей 50+78=128 то что вытащили карандаш i=log2128=7 бит

2 вариант: у нас есть простые и цветные карандаши то есть два варианта получаем i=log22=1 бит

Учитель

Ответ не верный.

Давайте с вами определим способы выполнения заданий. Почему при выполнении первого задания не возникло затруднений? Каким способом вы выполняли первое задание?

Обучающийся

Определяли количество информации по формуле i=log2N

Где N количество возможных вариантов, а i количество бит

Учитель

Каким способом вы выполняли второе задание?

Обучающийся


Учитель

Давайте зафиксируем и этот способ.

Какой способ вы использовали выполняя третье задание?

Обучающийся


Учитель

Почему?

Что бы ответить на этот вопрос поработаем в группах, обсудите ПОЧЕМУ в первых двух случаях задачи были решены правильно а в третьем нет.

Группа 1

Группа 2


Группа 3

В первом и втором случаях выбирали из равнозначных вариантов. А в третьем задании количество простых и цветных карандашей не равно. Вероятность того что выберут простой карандаш меньше.

Учитель

Как определяется вероятность наступления события.

Например в урне находятся три шара один красный и два белых, чему будет равна вероятность того что мы вытащим красный шар

Обучающиеся

1/3 вычисляется по формуле р=n/N

Учитель

Поработайте в группах и дайте обоснованный ответ на вопрос: как зависит количество информации от вероятности выбора того или иного варианта события?

Группа 1

Группа 2


Группа 3

Чем больше вероятность, тем меньше информации мы получаем. (правильный ответ)

Чем меньше вероятность, тем меньше информации мы получаем

Учитель

Если ответ нужный не прозвучал задаются наводящие вопросы:

  1. Недавно состоялись выборы в государственную думу, как вы думаете, какое бы сообщение несло больше информации:

    • Партия Единая Россия набрала большинство или партия ЛДПР набрала большинство?

  2. Какое количество информации я получим от сообщения, что сейчас месяц декабрь.

Учитель

Итак, мы пришли к выводу что пропорциональная i – 1/p

Клод Шенон один из основоположников теории информации первый предложивший термин бит как наименьшую единицу измерения информации. Так вот в 1948 году он обобщил идеи Хартли и ввел в его формулу элементы теории вероятности и статистики.

Если произошло событие i, мы получаем информацию hello_html_22238a17.gif где рi – вероятность наступления i-го события

Давайте решим задачу

Находим вероятность того что из коробки взяли простой карандаш р=50/128= 0,39 i=log21/0,39=1,35 бит

Давайте найдем и количество информации

Учитель

Подведем итоги. Что происходило на уроке и что происходило с вами


Рефлексия обучающихся


Учитель


Домашнее задание: решить задачи 5-7.

Спасибо за работу!


Название документа Таблица логорифмов.docx

hello_html_m4b9d017e.gif

hello_html_m4b9d017e.gif

Сценарий урока по информатике на тему "Содержательный подход к измерению информации"
  • Информатика
Описание:

Урок проводится в задачной форме организации учебной деятельности. Краткая суть метода:

Ученику предлагается задание, которое он знает, как выполнить, и ученики решая задание оказываются в ситуации успеха, что повышает интерес к решению задач.В чем же заключается технология задачной формы организации учебной деятельности:

  • Ученику дается второе задание, внешне похожее. Задание подбирается так, что ребёнок начнёт выполнять его обычным способом. Но - это задание «ловушка» (Задача 2)– это ситуация, в которой ребёнок должен осуществить действие, не имея образца этого действия. Выполняя задание и получая отрицательный результат, ученики испытывают удивление и непонимание, почему не работает первый способ деятельности, так появляется мотивация к решению этого примера.
  • Анализируя причину неуспеха, ученики закрепляют знание первого способа решения задачи, так как проводят анализ своих действий, тем самым развивая свою способность к рефлексии. Отвечая на совершенно определенные вопросы:

Что делали? Как делали? При решении первой задачи

Что делаем? Как делаем? Почему не получилось? При решении задачи-ловушки

  • Выдвигая гипотезы и ведя поиск второго способа решения задачи, ученики развивают творческое мышление, воображение. На этом этапе осуществляется проектный шаг.

Далее способ порожденный учениками фиксируется и закрепляется решением нескольких заданий подобных второму.

Автор Малахов Валерий Геннадьевич
Дата добавления 18.11.2016
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 54
Номер материала MA-068602
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓