Главная / Технология / Сценарий мастер класса: "Русская народная вышивка"

Сценарий мастер класса: "Русская народная вышивка"

МБОУ СОШ №6

г.Георгиевск















Сценарий мастер-класса на уроке технологии – «Русская народная вышивка»













Подготовила: учитель технологии Сигида Н.И.







Сценарий мастер-класса на уроке технологии – «Русская народная вышивка»



1. Приветствие учителя.  1 мин

Воспитание на богатых русских национальных традициях – одна из важнейших педагогических задач, которой я руководствуюсь в своей практике. Переориентация общества в сфере духовных ценностей, растущий интерес к национальным традициям и искусству послужили толчком к разработке и внедрению в программу по технологии блока «Художественно- декоративное творчество». С 5-го-по 11-й классы в программу обучения поэтапно вводился раздел «Русская народная вышивка». Разработка и внедрение этого раздела- сложная, но очень увлекательная работа, которая направлена на решение главной задачи, стоящей передо мной как учителем, -обеспечить единство обучения и творчества.

Одним из традиционных видов народного рукоделия является вышивка. Сегодня мы с вами вспомним особенности русской вышивки.

Обращение к своим истокам необходимо, в первую очередь, для того, чтобы, по словам К.Д. Ушинского, «не быть иностранцем посреди своей родины». Народное искусство во всем его многообразии служит отражением национального характера – это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном.

2. Цель:

О: обобщение знаний; знакомство с народными ремёслами; его культурой, бытом, обычаями и обрядами;
Р: развитие творческих способностей;

В: воспитание эстетического вкуса, а также желание разбудить интерес ребят к прошлому своего народа, воспитать гордость за его историю и культуру.

3. Старшеклассницы рассказывают о русской вышивке 8 мин

1-й ведущий (1-й): Здравствуйте, наши гостюшки!

2-й ведущий (2-й): Здравствуйте, рукодельницы!

1-й: Есть время работать, есть время и веселиться!

2-й: Дорогие рукодельницы, скажите мне: у кого было больше шансов выйти замуж: у ткачихи-пряхи или неткахи-непряхи? Почему?

1-й: Да, крестьянка должна была быть рукодельницей, умелицей и искусницей.

2-й: А теперь давайте вспомним, как раньше вышивали рукодельницы…..

Русская вышивка. Вышивка по праву считается одной из древнейших разновидностей рукоделия. На протяжении многих столетий вышивка являлась обязательной частью украшения одежды и быта. Первоначально вышивали белыми и серыми нитками, которые оставались от тканья льняных и конопляных холстов. Позднее нити научились красить, а затем стали использовать шелковые, золотые и серебряные нити. Кроме этого использовали для вышивки бисер, волос, жемчуг и даже драгоценные камни.
Искусство украшения одежды и предметов быта совершенствовалось веками, разрабатывались разнообразные приемы и техники.
Вышивка сопровождала свой народ с самого рождения: младенца одевали в вышитую одежду, оберегая узорами – оберегами. Богато украшали одежду, предназначенную для праздника и для повседневной носки, так же вышивка использовалась в украшении дома. У каждого народа это искусство находило свои формы выражения и характерные черты.
Украшала вышивка и одежду наших предков – скифов и древних славян. Бережно относились к вышивке и в Киевской Руси. В курганах IX – XII веков были найдены древние одежды, украшенные сверкающим золотым узором.
Материалом для вышивки в разное время служили кожа и жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелк, шерсть, волосы, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы, бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки и монетки.
Мы с вами знаем, что, кроме счетной, существует еще и вышивка гладью. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швом. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток растений, зверей, птиц. Все выглядит как в жизни, только вместо красок
вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки.
В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Издавна в самом Владимире, в деревнях и селах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью 
владимирским швом, что создает плоскостное изображение без световых и светотеневых переходов.

Владимирское шитье отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зеленым и желтым. Пылающими узорами из полевых и садовых цветов расшивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти, портьеры. Иногда растительный орнамент уступает место изображению животных и птиц. Еще одним видом владимирской глади является белая гладь (поселок Метёра). Эта изысканная белоснежная вышивка чаще выполняется на тончайшем белом батисте, но иногда и на плотной ткани. Необыкновенной красоты орнаменты из белых цветов, венков, букетов разбросанные по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду. Изредка вышивальщицы используют цветную ткань самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета.

Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотное шитье. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя ее жемчугом и драгоценными камнями. Работа вышивальщиц в прошлом была очень тяжелой, требовала большого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжелые. Золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке.

Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле. Однако золотошвеи из Торжка и сейчас украшают великолепной вышивкой знамена, театральную одежду, панно, сувениры и т. д.

Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Вышивать можно любые изделия: одежду, покрывала, столовое и постельное белье, панно, сувениры. Вещи, украшенные искусно гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.

Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт, без нее не обходились посиделки. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути.

Ручная вышивка способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждает фантазию, духовно обогащает. Профессиональное владение ручной вышивкой- это то преимущество, которое в дальнейшем пригодится каждой девушке как для себя, так и для других. Возможно, даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности

1-й: А теперь, девицы-красавицы! Расскажите, да покажите, что вы знаете о народном рукоделии?

4. Презентация «Русская вышивка», 6 класс. 5 мин

2-й: Молодцы!


2-й: А теперь давайте отгадаем загадки, разгадаем кроссворд!

Гости не стесняйтесь, тоже присоединяйтесь…

 



5. Учащиеся 6 класса отгадывают Кроссворд

http://prazdnovik.ru/wp-content/uploads/2014/03/031614_1940_1.png

1. К каким швам относятся: шов роспись, атласники, некоторые виды цветной глади по свободному контуру?

2. Необходимый предмет для вышивки. Его форма может быть квадратной или круглой.

3. Именно ей вышивают красивые узоры на ткани. Маленькая, острая, с ушком. Что это?

4. Эти швы выполняются по произвольному контуру, рисуемому от руки. Как называются такие швы?
5. Назовите технику вышивки, показанную на рисунке.
http://prazdnovik.ru/wp-content/uploads/2014/03/031614_1940_2.png

6. Загадки: 2 мин.

1-й:

Всех на свете обшивает,

Что шьёт – не надевает (игла).

2-й:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт (ножницы).

1-й: Маленькая, светлая больно кусаюсь (игла).

2-й: Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

1-й: Конь стальной, хвост льняной (игла.)

2-й: Мягок, бел, весь мир одел (лен).

1-й: Сколько раз крутится, настолько и вырастает (веретено).

6. Выставка детских работ . 1 мин

1-й: Говорят, у девочек руки не простые.

Говорят, у девочек руки золотые.

Вышивают, шьют, плетут,

И частушки нам споют.

Пришли к нам с изделием

Со всяким рукоделием,

С лентами, платками,

С узорчатыми кружевами!

2-й: Что за славный товар принесли нам девочки! Давайте посмотрим, какие они рукодельницы!

Частушки-нескладушки!


Мы красивые девчата,

Интересно мы живём

Про народные ремёсла

Вам частушки пропоём.

 

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То шьют, то вышивают,

То что-то мастерят.


Как по небу, по поднебесью

Светел месяц выкатывается,

Над высоким над теремом

В облака поднимается.

Как во тереме красна девица,

Мастерица – искусница,

В терему она рассиживала,

Шелком шила, ткала золотом.

 

Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица.

 

Шила, шила сарафан –

Исколола пальчики.

А надела сарафан –

За мной гурьбою мальчики.     
IMGP2485

 

Ах, булавки и иголки,

Нитки, ножницы, тесьма,

И узор на тонком шёлке,

А на шерсти бахрома.

 

А работы лучше, краше

Проплывают мимо вас.

Это мастерицы наши

Радуют работой нас.

 

Моя прялка не прядёт,

Колесо не вертится.

Что-то милый не идёт,

Видно долго сердится.

 

Мы не все частушки спели,

Знаем много мы втроём.

Приходите в гости снова,

Мы другие вам споём.

 

1-й:

Будь доброй хозяюшкой, гостеприимною будь,

Мастерицей-рукодельницей, чтоб в доме был уют.

2-й:

Вот и кончилась игра,

Всем домой спешить пора!

1-й:

Пришло время расставанья,

До следующего гулянья!

2-й:

Завтра ждёт всех день забот,

На прощанье – хоровод!

Девочки выходят на поклон.



Как я выяснила за время работы в школе, именно этот вид вышивания вызывает наибольший интерес у большинства учениц. Ведь при кажущей простоте исполнения, здесь требуется большая концентрация внимания, при подсчёте количества крестиков в линии, логическое мышление, для расчета прохождения и наибольшего количества крестиков одним цветом, хороший художественный вкус, для подбора цветовой гаммы. При выполнении творческих проектах я всегда рекомендую вышивание крестиком.

Каждая девушка – личность со своим внутренним миром, который поначалу, быть может, бессознательно, она будет выражать в своих работах. Моя задача – помочь ей в этом и направить её по пути духовного и профессионального совершенствования.

Сценарий мастер класса: "Русская народная вышивка"
  • Технология
Описание:

Одним из традиционных видов народного рукоделия является вышивка. Сегодня мы с вами вспомним особенности русской вышивки.

Обращение к своим истокам необходимо, в первую очередь, для того, чтобы, по словам К.Д. Ушинского, «не быть иностранцем посреди своей родины». Народное искусство во всем его многообразии служит отражением национального характера – это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном.

2. Цель:

О: обобщение знаний; знакомство с народными ремёслами; его культурой, бытом, обычаями и обрядами;

Р: развитие творческих способностей;

В: воспитание эстетического вкуса, а также желание разбудить интерес ребят к прошлому своего народа, воспитать гордость за его историю и культуру.

Автор Сигида Наталья Ивановна
Дата добавления 01.11.2016
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 111
Номер материала MA-068228
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓