Главная / ИЗО, МХК / Сценарий концерта - лекции "Картины природы в поэзии, музыке, живописи"

Сценарий концерта - лекции "Картины природы в поэзии, музыке, живописи"

ФИЛАРМОНИЯ ШКОЛЬНИКА

«Картины природы в поэзии, музыке, живописи»


Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите. Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны. Можно совершить путешествие, не выходя из нашей школы. Это путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить замечательные художники, музыканты и поэты.

Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – шум дождя, шелест листвы, завывания ветра и целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и различных животных!

Природа – настоящий храм красоты. И не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении, восхищались красотой родной природы, вдохновлялись на создание замечательных произведений.

Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»

(Звучит песня «Родные места»)

Чтец:

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас?
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все “спасибо” говорим,
И, веря в торжество ее, – творим!

(О. Гаджикасимов)


Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи. В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой — один из путей познания божественной истины. Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж приобрёл популярность в то время, когда активно развивалась промышленность, когда всё больше людей переселялись в город. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Природа величава, прекрасна, богата и такие выдающиеся мастера кисти, как Левитан, Саврасов, Шишкин, и многие другие, изображали родную природу в разных состояниях в разное время года и суток: в глубоком сне зимы, в радостном весеннем пробуждении, когда, как молоком облитые, стоят сады вишневые, в истоме лета, в печали осени.

Слайды с осенними пейзажами

Осень

Чтец:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

Слайд с портретом И. Левитана

Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Левитан. Достаточно произнести его имя, и перед нами предстает облик прекрасного, глубокого и благородного человека.
Встают картины художника, что с детства навсегда вошли в нашу жизнь, картины родной русской природы, то грустные, то радостные. «Левитановские» – говорим мы.
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.

Осень была любимейшим временем года для Левитана, он посвятил ей более сотни картин.

Слайд «Осенний день. Сокольники»

«Осенний день. Сокольники» - первая картина Левитана, на которой он изобразил осень.

Осень… Тихий печальный день. Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца. Они уже засыпали землю жёлтыми, золотыми, коричневыми листьями. Печаль пасмурного дня дополняется фигурой грустной женщины в чёрном, одиноко идущей по ворохам опавшей листвы. Художнику помогал в работе его друг Николай Чехов: он написал фигуру женщины, идущей по аллее парка. Это единственная картина Левитана, где был изображён человек.

Слайд «Золотая осень»

Пожалуй, наиболее популярна среди всех работ отличающаяся необыкновенной яркостью.

Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы. Смотришь на картину — и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе — лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане — стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И. А. Бунин)

Левитан очень любил поэзию, называл её «очаровательницей жизни». Он знал наизусть множество стихотворений Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Фета. К тому же известно, что Левитан очень любил музыку, особенно музыку Петра Ильича Чайковского. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность.


Слайд с портретом П.И. Чайковского

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.

Сейчас мы прослушаем пьесу - элегию «Осенняя песнь».

Звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского

Чтец:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)


Зима

Слайды с зимними пейзажами

Чтец:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

(А.С. Пушкин)


Слайд с портретом И.Э. Грабаря


Нельзя пройти мимо жизнерадостных, полных света и гармонии картин И.Э. Грабаря. Он вошёл в историю русской живописи как поэт русской зимы.

Игорь Грабарь - замечательный художник, выдающийся реставратор, неутомимый исследователь, музейный деятель. Более 60 лет он создавал свои полотна.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир - он всегда стремился запечатлеть его в красках. И. Грабарь открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

Наибольшим стимулом в живописи Грабаря стала его любовь к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него. Художник очень любил изображать иней. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. «Не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

Слайд И. Э. Грабаря «Иней»

Настоящий зимний праздник! Берёзы, горят, сверкают на солнце. Сверкает чистая белизна ствола, ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намёрзшие на каждой веточке. Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной белой – и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую. Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба.


Чтец:

Чародейкою Зимою

Околдованлес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

( Ф. И. Тютчев)

Слайд «Февральская лазурь»

Перед вами репродукция знаменитой картины "Февральская лазурь".
Во время одной из своих обычных утренних прогулок Грабарь был поражён праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

В то необычайное утро природа праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого жемчужных берёз и сапфировых теней на белом снегу. Я стоял около дивного экземпляра, берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять…Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги,
объединённых голубой эмалью неба…Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзу, а среди берёз - "плакучую" её разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" берёза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении видеть его очарование сказалось радостное восприятие художником природы России. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью". Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. В картине художник наносил мазки плотным слоем, благодаря чему выявились и объём у стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Автору удалось передать всю градацию голубого цвета - от светло-зелёного внизу до ультрамаринового наверху. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно иной облик, заискрилась радостными красками, наполнилась ощущением простора и света. Художник не сразу пришёл к названию своей картины.
Он обдумывал варианты
"Лазоревый февраль", "Конец февраля". И только после этого отыскал, как ему показалось, лучшее название - "Февральская лазурь".

Весна

Наступает весна – и всё на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами, обновлено дыханием весны. Мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым


Слайды с весенними пейзажами

Чтец:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!”

Весна идёт! Весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(Фёдор Тютчев)

Слайд с портретом А.И. Сасрасова

Много написано стихов, песен, создано картин об этом чудесном времени года. Русские художники с проникновенным лиризмом и теплотой изображали весеннюю природу. Один из них – Алексей Кондратьевич Саврасов. Кому не знакома эта бесконечно близкая и понятная каждому картина пробуждающейся природы.


Слайд «Грачи прилетели» А.И. Сасрасова

Более 100 лет назад Саврасов написал свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Но и теперь, как и прежде, в Третьяковской галерее у небольшого полотна собираются люди и подолгу его рассматривают. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении.

На первом плане картины – грачи. Они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. Грачи спешат соорудить на берёзах гнёзда. В пасмурном небе идет борьба весны с зимой. Вот-вот пойдет снег.

Много воды. Снег рыхлый, тает. Снег написан нежнейшими оттенками синего, голубого, тепло-желтого цвета. Настроение тревожное. Даже неуютно.

В середине – облупленная церквушка с колокольней. Гнезда грачей на березах растрепаны. Атмосфера переезда, перемен, неприбранности. Но природа и человек всегда рады этим переменам. В тихом уголке русского селения художник увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям.


На картине Саврасова изображён конец марта. А этот случай был в апреле.

Инсценировка стихотворения «Этот случай был в апреле».

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

Убирайся вон, задира,

Просвистел ему скворец.

Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенёс.

А сейчас, под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей,

Прочирикал воробей.

Не упрямься!

Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Вылетай. Мой клюв остёр

А не то…

Но тут во двор

Со скворечней Петя вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

Я, друзья сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Петя слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.


Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди. Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».

Звучит «Весна» Антонио Вивальди Цикл «Времена года»

Лето.

Слайд с портретом И.А. Шишкина

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Произведения выдающегося художника, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь и родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Шишкин. Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин художника – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.


Слайд «Рожь» И.А. Шишкина

«Рожь» – одно из лучших творений в русской пейзажной живописи.

Да, сюжет картины прост. Но смотришь на нее, не оторвешь: вот она Россия, с ее раздольем, богатством земли. А какими красками написана картина! Светлыми, звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми – лучезарными! Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Над землёй летают ласточки. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. Быть грозе. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. И рожь, и сосны, и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл.


Чтец:

Рожь, рожь… дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над полем, низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь уродилась. Близки сроки.

Отяжелела и на край,

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула, хоть подпирай.

Знать колос, туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды,

Вагоны, состава хлеба

Над землей.

( А. Т. Твардовский)


А сейчас мы хотели бы показать вам еще картины Ивана Шишкина посвященные лету.

Слайды с пейзажами И. А. Шишкина

Чтецы:

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.

Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.


Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.


Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

 (Николай Рыленков)


Слайд «Утро в сосновом лесу» И. А. Шишкина

«Утро в сосновом лесу» одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца; и влажный покров земли; и сочная листва кустарников; и дыхание сиреневого тумана. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.

Послушайте в исполнении Чистяковой Насти песню про такого же медвежонка, как на картине «Ай я жу-жу».


Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины. Чтобы ответить на это задание поэта Бромлея:

Чтец:

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета
зима, весна и лето?

Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире.
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире.
Смотри какого цвета
Огромная планета.

И сейчас для вас будут танцевать «Веселые карандаши» в исполнении младших классов хореографического отделения

Мы надеемся, что картины, прозвучавшие стихи, музыка, подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять родную природу.

Спасибо за внимание!












Сценарий концерта - лекции "Картины природы в поэзии, музыке, живописи"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Сценарий концерта - лекции в школе искусств "Картины природы в поэзии, музыке, живописи". Концерт состоит из 4 блоков, по временам года - осень, зима, весна, лето; сопровождается презентацией, музыкальными и видео фрагментами, стихами, танцевальным номером и песней в исполнении учащихся школы искусств.

Осень - беседа о Левитане, его осенних пейзажах, прослушивание пьесы - элегии "Осенняя песнь" П. И. Чайковского и конечно замечательные стихи А.С. Пушкина, И. Бунина.

Зима - И.Э. Грабарь "Февральская лазурь", Ф.И. Тютчев.

Весна - А.И. Саврасов "Грачи прилетели", сценка "Этот случай был в апреле", Вивальди "Весна" из цикла "Времена года"

Лето - пейзажи И.А. Шишкина и стихи А.Т. Твардовского и Н. Рыленкова


Автор Маренкова Елена Леонидовна
Дата добавления 07.08.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Другое
Просмотров 1452
Номер материала MA-060352
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓