Главная / Другое / сценарии Тема: «Астраханская область – территория межнационального согласия. Национальность без границ».

сценарии Тема: «Астраханская область – территория межнационального согласия. Национальность без границ».

Тема: «Астраханская область – территория межнационального согласия.

Национальность без границ».

Цель: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения, недопущение проявлений экстремизма и терроризма в молодёжной среде.

Тип (форма мероприятия): конференция

Задачи:

Образовательные: совершенствование у школьников знаний о толерантности, об этническом составе астраханского края, выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма, совершенствование у школьников знаний о правилах поведения при теракте.

Воспитательные: способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формированию  умению жить в мире с другими людьми, воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, сплоченности, воспитывать чувство неприятия к любым видам насилия, терроризма и экстремизма.

Развивающие: развивать самостоятельность суждений учащихся, способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Средства: медиапроектор, презентация к конференции.

Участники: Совет старшеклассников ученического самоуправления школьной организации «ВеГа», члены школьного правового клуба «Наша Лига», волонтёры Астраханского молодежного антинаркотического волонтерского движения (учащиеся 9-11-х классов).

Предварительная работа: учащимся предварительно сообщается тема конференции и дается задание на самоподготовку (подготовить выступления- «Понятие толерантность», «Терроризм, экстремизм. Причины их возникновения. Социальная база экстремистских групп», «Виды религиозных организации», «Правила поведения при террористическом акте», ознакомиться с материалами по теме «Народы, населяющие территорию Астраханской области – астраханские татары, астраханские казахи, астраханские калмыки, русские, астраханские армяне»).

Методические комментарии: внеклассное мероприятие в форме конференции проводится с активом ученического самоуправления школьной организации «ВеГа» (Великая Галактика). В состав актива ученического самоуправления школьной организации «ВеГа» входят учащиеся 9-11-х классов, в возрасте 15-17 лет. Актив состоит из Совета старшеклассников, членов школьного правового клуба «Наша Лига» (руководитель Нарумова А.Х., учитель истории и обществознания), волонтёров Астраханского молодежного антинаркотического волонтерского движения по Красноярскому району (руководитель Галимзанова А.С., социальный педагог). Ученическое самоуправление занимает особое место в школе, так как самим учащимся даёт возможность самостоятельно планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной и общественной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Коллектив нашей школы считает, что тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем. Уровень коллектива ученического самоуправления – президентский совет. В президентский совет избираются наиболее активные учащиеся 9-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. В ходе конференции данной разработки продемонстрировано активное участие самих ребят. Профилактика терроризма и экстремизма – это только одно из направлений работы актива ученического самоуправления школьной организации «ВеГа». Данное направление формирует толерантную личность, активную жизненную позицию, развитие способности жить в мире разных людей и идей.

План мероприятия:

I.Организационный момент. Введение в тему конференции.

II. Основная часть конференции.

1. Обсуждение проблемы «Все ли народы, живущие рядом, - единая семья или каждый народ сам по себе?» (работа с материалами по теме «Народы, населяющие территорию Астраханской области – астраханские татары, астраханские казахи, астраханские калмыки, русские, астраханские армяне»). 2.Обсуждение проблемы «Терроризм, экстремизм. Причины их возникновения. Социальная база экстремистских групп», «Виды религиозных организации».

3.Правила поведения при террористическом акте.

III. Заключение. Подведение итогов конференции.

Ход мероприятия:

I.Организационный момент. Введение в тему конференции.

Президент «ВеГа»: Добрый день, дорогие участники конференции! Сегодня мы проводим конференцию, посвящённую профилактике экстремизма и терроризма в Астраханской области. Тема нашей конференции «Астраханская область – территория межнационального согласия. Национальность без границ».

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев. В Астраханской области проживает свыше полумиллиона человек более 130 национальностей. Наш край богатый традициями и культурой разных народов. Даже у нас в школе, в каждом классе обучаются дети разных национальностей. Все мы разные, мы различаемся внешне, чувствами, идеями, образом жизни. И чтобы человек комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо наличие у него многих качеств. Одним из них является толерантность. Однако, в последнее время в нашей стране растет число проявлений устойчивой неприязни и нетерпимости к «другой» культуре, образу жизни, языку, верованиям. Объектами дискриминации являются представители народов Северного Кавказа, выходцы из Средней Азии, беженцы. И мы слышим такие понятия, как «терроризм», «экстремизм».

Итак, что означает слово толерантность? Как мы должны строить отношения между собой? Каковы причины возникновения экстремизма и терроризма? Как мы должны вести при угрозе террористического акта? Эти вопросы мы сегодня будем обсуждать на нашей конференции.

II. Основная часть конференции.

1. Обсуждение проблемы «Все ли народы, живущие рядом, - единая семья или каждый народ сам по себе?» (работа с материалами по теме «Народы, населяющие территорию Астраханской области – астраханские татары, астраханские казахи, астраханские калмыки, русские, астраханские армяне»).

Педагог: Дорогие ребята, предлагаю послушать притчу и обсудить проблему - «все ли народы, живущие рядом, - единая семья или каждый народ сам по себе?».

Притча:

«Один пожилой человек учил сыновей жить дружно. Но дети не слушались, и он однажды собрал их всех, положил перед ними веник и сказал: «Сломайте веник». Каждый из сыновей приложил много усилий, чтобы сломать веник, но никто из них не смог этого сделать. Тогда отец развязал веник и сказал: «Ломайте по одному прутику». Все прутики по одному легко переломились. «Вот так и вы, как эти прутья,- сказал отец,- пока вы будете дружны между собой, вас никто не одолеет, если будете ссориться, жить врозь, вас легко можно будет одолеть и погубить».

Вопросы для обсуждения:

1.В чём смысл притчи?

2.Можно ли назвать народы, проживающие на одной территории, большой, единой семьёй?

3.Изменится ли смысл притчи, если мы будем говорить не о семье, а о народах?

4.Как вы думаете, что делает народы сильными, а что слабыми?

5.Как должны жить народы, чтобы быть сильными?

6. Что означает слово толерантность?

Члены школьного правового клуба «Наша Лига»:

В «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая Россию) дано следующее определение толерантности: «Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Педагог: Дорогие ребята, перед конференцией вы получили задание познакомиться с материалами об этнических группах, заселенных на территории Нижнего Поволжья. Предлагаю обсудить следующий вопрос:

Какие сходства и различия вы видите с другими народами? Чем вы это можете объяснить?

Педагог вместе с ребятами делают вывод:

Толерантность – это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всем его многообразии. 

2.Обсуждение проблемы «Терроризм, экстремизм. Причины их возникновения. Социальная база экстремистских групп», «Виды религиозных организации».

Президент «ВеГа»: Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 69 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили в то, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил. Продолжались локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм – это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы. 3 сентября в России – День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта дата установлена после трагических событий в Беслане, где десять лет назад заложниками бандитов, ворвавшихся в школу, оказались более 1200 человек. Тогда 334 человека погибли, 186 из них – дети. И мы должны всегда, а не только в этот день, противостоять терроризму, злу, экстремизму для спокойной жизни наших родных, близких, друзей. Среди героев, павших от рук террористов, есть и наши земляки – это Юрий Суюнчалиев, Аркадий Петров, Олег Копин, которые погибли в 1999 году, предотвращая теракт близ газоконденсатного комплекса в п. Аксарайский. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организацией экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Педагог: «Самая страшная из грозящих нам катастроф – это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке» (Ю.А. Шнейдер, заслуженный врач, гражданин России).

Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.

 Совет старшеклассников ученического самоуправления школьной организации «ВеГа»: Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают заложников, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие: большое имущественное расслоение населения, оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями; нарастание социальной напряженности; снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приводит к утрате нравственных ценностей; бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины; духовный кризис и утрата четких культурно-ценностных ориентиров обществом в целом или же определенными социальными группами; глубокие социальные противоречия внутри общества; нарушение баланса социальной справедливости или же вовлеченность в социально-политический или военный конфликт; зарождение экстремистской субкультуры в среде маргинальных групп, предлагающей новую систему идеологических ценностей и радикальный план действий по преодолению кризиса.

Волонтёры Астраханского молодежного антинаркотического волонтерского движения: Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказалась наиболее подверженной этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами – все это привлекает молодежь. Главное, что толкает людей в ряды подобных организаций – это идеологическая пропаганда, игра на максималистских чувствах молодого человека. Встает вопрос, что же толкало подобных людей на преступные деяния? В качестве предварительного вывода можно заключить, что терроризм в ряде случаев скорее  дьявольское искушение для людей идеалистически настроенных с обостренным чувством справедливости. Окольным путем, оправдывая насилие во имя самых лучших побуждений, терроризм подменяет истинное понимание справедливости и добра на ложные идеалы.

Педагог: Терроризм и экстремизм – это стихийное действие или за этим кто-то стоит?

Члены школьного правового клуба «Наша Лига»: Кого бы мы ни взяли афганских и иранских бойцов «Аль-Каиды», чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизиться к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы не пытались это оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде. В средствах массовой информации часто пишут о том, что где-то задержаны люди, подозреваемые в принадлежности к той или иной организации, занимающиеся пропагандой своей идеологии. На территории Российской Федерации существует ряд  религиозных организаций, деятельность которых запрещена Верховным Судом РФ. Среди них наиболее известные такие организации: «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), международная религиозная организация «Нурджулар», международное религиозное объединение "Ат-Такфир Валь-Хиджра", международная религиозная организация "Таблиги Джамаат". Разоблачать их, принимать превентивные меры должны не только властные и религиозные структуры, но и само общество.

Президент «ВеГа»: Вспомним самые громкие террористические акты. Буденновск 1995 г. Отряды чеченских боевиков захватили в заложники мирных жителей, согнав их в местную больницу. Общее число заложников составляло около 1600 человек, среди которых были и дети. Год спустя в Кизляре произошел такой же террористический акт. Численность заложников составляла 3700 человек.11 сентября 2001 года в Нью-Йорке были взорваны крупнейшие башни-близнецы. Жертвами взрыва стали 2749 человек. Очередной террористический акт произошел в Каспийске во время празднования Дня победы – при прохождении колонны музыкантов, ветеранов и детей прогремели взрывы. Погибли 45 человек и более 100 были ранены. В Беслане отряд террористов захватили школу №1. Численность заложников составляла 354 человека, среди которых большинство были дети, в том числе и дошкольного возраста. Теракт на Дубровке, также упоминаемый как «Норд-Ост» — теракт на Дубровке в Москве, длившийся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которого группа вооружённых боевиков захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник». В ноябре  2009 г. скорый поезд 166 "Невский экспресс" сообщением Москва - Санкт-Петербург потерпел крушение на ОЖД. Сработало взрывное устройство. Погибли 28 человек, свыше 90 получили различные ранения. В 2010 г. теракт произошел в метрополитене Москвы: в утренний час пик 29 марта на Сокольнической линии - на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" - с интервалом в 45 минут прогремели два взрыва. Погибли 40 человек, более сотни получили ранения. Взрыв произошёл в 14:05 (MSK) 21 октября 2013 года в автобусе «ЛиАЗ-5256», следовавшем по маршруту № 29 в Красноармейском районе Волгограда, недалеко от остановки «Лесобаза». В результате взрыва погибло 8 человек, включая террористку, ранено 37 человек (30 из них были госпитализированы). Также среди пострадавших числятся случайные прохожие и водители автомобилей, которые в момент взрыва находились рядом с автобусом. Увы,  о таких  ужасах можно говорить и дальше и  точку в этом скорбном списке ставить рано... Таким образом, терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Члены школьного правового клуба «Наша Лига»: Терроризм столь же подл, сколь и ужасен. Победить его, как искоренить подлость, одним махом невозможно. Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России.

3.Правила поведения при террористическом акте.

Педагог: Какие правила поведения при террористическом акте необходимо соблюдать?

Волонтёры Астраханского молодежного антинаркотического волонтерского движения рассказывают правила поведения при террористическом акте (Приложение 2).

III. Заключение. Подведение итогов конференции.

Педагог: Как вы думаете, что надо сделать каждому из нас, чтобы наш край и, конечно, наша Земля стала планетой толерантности, чтобы отношения между людьми стали как можно более толерантными? (Ответы детей)

 Совет старшеклассников ученического самоуправления школьной организации «ВеГа»: В Астраханской области веками живут в дружбе представители разных народов, мирно соседствуют церковь, мечеть, буддийский храм и синагога. Астраханцы всегда рады гостям, которые чтят и бережно относятся к нашим традициям. Защита будущего нашей малой родины, государства, борьба с терроризмом – наша общая задача. Только толерантность, взаимоуважение позволят предупредить разрастание социальной базы терроризма, лишат преступников надежды на поддержку в обществе. Терроризм – это всегда удар в спину нашей Родины России. Однако, у нашего народа достаточно силы и мужества, чтобы противостоять любым угрозам, сделать нашу жизнь спокойной и достойной.

Члены школьного правового клуба «Наша Лига»: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление толерантности. 

Педагог: Дорогие ребята, сегодня на конференции мы обсудили самые актуальные вопросы для нашей области и страны. И в заключении я хочу рассказать вам притчу:  

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Да, каждый из нас – маленькая капелька в огромном океане нашего противоречивого мира. Один человек не может изменить этот мир. Но, если каждый из нас будет добрее, милосерднее, терпимее к ближнему, всем станет уютнее, теплее, комфортнее, все будут жить в мире и согласии. Доброта спасет мир. 

Президент «ВеГа»: Дорогие участники конференции, благодарю всех за активное участие, и в заключении конференции я представляю вам стихотворение «Не стойте, люди, в стороне» (автор Л.Л.Супатович, доцент АГМА)

Смотрите все, что происходит!

Не стойте, люди, в стороне,

Когда всё новых жертв находит

Террор и экстремизм в стране.


На всех наречьях – не звучанье,

А скрежет в слове «экстремизм»,

И зверя злобное рычанье

Напоминает «терроризм».


Не каждый день, но то и дело,

Не всюду, но то здесь, то там

Выходят нелюди на «дело»

И где пройдут, там быть гробам.


Им всё равно, над кем глумиться,

Лишь только бы посеять страх.

Но сколько б ниточке ни виться,

Их неминуемо ждёт крах.


Без срока давности, забвенья

Суровый суд бандитов ждёт,

И от народного презренья

Фальшивый доллар не спасёт.


Жесткости и беспределу

Возможен лишь один ответ:

Все вместе, без боязни, смело

Заявим: терроризму – нет!


Стоит Россия нерушимо

И вечно будет так стоять –

Единой, славной, неделимой,

И всем своим народам – мать!


Литература:

1.А.Ю. Шабанова. Толерантность и экстремизм в наше время. - ВГПУ, 2004.

2.О.Е.Романова. Мы вместе: Методическое пособие для учителей общеобразовательных учебных заведений, работающих в поликультурной среде. - Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2014.

3.Правовое просвещение как способ профилактики экстремизма и терроризма: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Астрахань, 30.11.2012 г.) – Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2012.




сценарии Тема: «Астраханская область – территория межнационального согласия. Национальность без границ».
  • Другое
Описание:

Цель: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения, недопущение проявлений экстремизма и терроризма в молодёжной среде. 

Тип (форма мероприятия): конференция  

Задачи:

Образовательные: совершенствование  у школьников знаний  о толерантности, об этническом составе астраханского края, выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма, совершенствование  у школьников знаний  о правилах поведения при теракте.   

Воспитательные: способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формированию  умению жить в мире с другими людьми, воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, сплоченности, воспитывать чувство неприятия к любым видам насилия, терроризма и экстремизма.   

Развивающие: развивать самостоятельность  суждений  учащихся, способствовать  развитию уважительного отношения между учащимися. 

Средства: медиапроектор, презентация к конференции.  

 

Участники: Совет старшеклассников ученического самоуправления школьной организации «ВеГа», члены школьного правового клуба «Наша Лига», волонтёры  Астраханского молодежного антинаркотического волонтерского  движения  (учащиеся 9-11-х классов). 

Автор Галимзанова Айгуль Сагатбаевна
Дата добавления 27.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 745
Номер материала 55082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓