Главная / Химия / Сборник внеклассных мероприятий на тему: взаимосвязь между различными отраслями знаний.

Сборник внеклассных мероприятий на тему: взаимосвязь между различными отраслями знаний.


KI

O2

NaCl

Na2S

H2S

PH3

Na2S

H2S

PH3


MgCl2

NO2

HCI

I2

H2O

KI

K2O

F2

BaO

Тема: Виды химической связи.
























Введение


Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения стала ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Для того, чтобы научить школьников правильно применять свои знания на практике, очень важно еще в процессе изучения отдельных предметов показать взаимосвязь между различными отраслями знаний, в том числе между химией и физикой, химией и биологией и т.д. Известно также, что многие вопросы, изучаемые в курсе химии, учащиеся лучше и глубже могут понять, если при этом будут основываться на знаниях других наук. При таком подходе к обучению изменяется его содержание на первый план выходят методы, приемы, требующие активной, мыслительной деятельности учащихся, с помощью которых формируются умения анализировать, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости - повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). В основу изложенного материала положена диалектическая логика, т.е. восхождение от абстрактного к конкретному.





Представленные методические рекомендации содержат материалы по проведению внеклассной работы, Игровая деятельность учащихся включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно, что учащиеся участвуют в играх без принуждения на добровольных началах.

Внеклассное мероприятие проводится в виде соревновательной игры, в которой каждая команда должна сразиться с остальными и показать свой результат.

Правила игры просты: выигрывает та команда, которая в ходе конкурсов наберет большее количество баллов. Чтобы одержать победу в игре, каждая команда должна блеснуть знаниями, полученными за годы учебы в школе, эрудицией. Данная форма позволяет реализовать все поставленные задачи.

Цель мероприятия: раскрыть творческий потенциал учащихся, активизировать эвристическую деятельность учащихся и развивать интерес к учебному материалу.

Задачи: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать творческое мышление и интуитивные способности, научить учащихся использовать знания, полученные на других уроках для решения проблем, уметь оперировать ими, воспитывать уважительное отношение к другому человеку, быть объективным, учить корректно вести себя.


4)Любимая его поза ,» стоять столбиком».При этом зверек похож на гордого подтянутого командира.( суслик).

5) Замечательные строители и инженеры, создатели различных « проектов, построек».( бобры ).

6)Рекордсмен спячки среди животных. Недаром говорят «спит как… »(сурок).

7)Его оружие – иглы. Зверь оглушительно гремит ими , угрожая противнику, может в коротком броске вонзить их в тело врага. ( дикобраз).

8)Спор о положении этого зверька в животном мире длился около 100 лет. Кто он- зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер покрытый шерстью? (утконос).

Жюри подводит итоги этого конкурса.


6. « Третий лишний».

В каждой строчке вычеркните те вещества, которые не соответствуют логической цепочке.

Тема: Классы неорганических веществ.


HCl

H2SO4

H2O

NaOH

CO2

P2O5

K2SO4

Cu(OH)2

LiCl

CuSO4

KCl

H2SO4





4. «Химическая тайнопись».

Игра помогает облегчить запоминание названий химических элементов и их символов. Найдите соответствие.

Задание: Необходимо как можно быстрее соединить линией прямоугольники ( название химического элемента).


Золото

S

калий

Ag

бром

Mg

серебро

Cr

хром

Br

Магний

Au

Сера

Na

Калий

K

5. « В мире животных».

1) Про их интеллектуальные способности много писали, Некоторые ученые считают, что этих существ можно даже обучить человеческому языку. ( дельфины).

2) Животные эти необыкновенные. За ними « числятся» рекордные ныряния, битвы с гигантскими спрутами, глотание людей. ( кашалот ).

3) Мчится « птица- зверь»- невидно ,как земли касается ,скорость 50км/ч., длинный хвост его, как руль, помогает на скаку менять направление, кто это? ( тушканчик).




Внеклассное мероприятие «Физико-химические фантазии».

Ведущий: Дорогие друзья! Мы начинаем игру: « Физико - химические фантазии.»


Химия: Без химии жизни, поверьте, нет.

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках земли обитаем.

Чистим, стираем, пятна выводим,

Кушаем, спим и с прическами ходим,

Химией лечимся, клеим и шьем,

С химией мы бок о бок живем!

Так что вы без меня пропадете,

Если значение мое не поймете.

Физика: Позвольте, милочка, простите,

Вы самой главной быть хотите!

Вглядитесь пристальней вокруг

И вам понятней станет вдруг

Что физика – царица мать!

Ее для жизни надо знать!

Без физики не объяснить

И кран подъемный, и гвоздь как забит,

И почему самолеты летают,

И корабли в моря уплывают.

Как у нас лампочки светят в квартире,

Как мы программу смотрим в эфире.

Как в космос летаем, машины водим,



И почему по Земле так просто ходим?

Химия: А чтобы больше и лучше все знать,

Надо нас хорошенько понять!

Итак, начинаем первый конкурс нашей встречи.

  1. Разминка (по 1 баллу за вопрос)

О каком явлении говорится в следующих строках:

В.Я.Брюсов. Хвала человеку.

Змея, жалившего жадно

С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно,

Неустанный зверолов.

И, шипя под хрупким шаром

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу. ( Молния).

Ж. ВЕРН. Дети капитана Гранта.

Путешественников застала гроза, « В самый разгар электрической бури на конце основной горизонтальной ветви омбу вдруг появился окруженный черным дымом огненный шар величиной с кулак, покруживший несколько секунд на одном месте, он, подобно бомбе, разорвался с таким оглушительным грохотом, что его слышно было даже среди непрерывных раскатов грома. Запахло серой (Шаровая молния).

Ф.И.Тютчев. «Как неожиданно и ярко…»

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,


1. Лекарственное растение, заживляющее ран. ( подорожник).

3. Ягода, снимающая жар. ( малина ).

5.Колюч,как еж, красив, как роза.(шиповник).

9. Кого называют кораблем пустыни. ( верблюд ).

По вертикали:

2. Растение со «жгучими » листьями. (крапива).

4. У него сильные и мощные челюсти: поперек тела- темные полосы. Звуки, издаваемые им, ни с чем не -сравнимы. Истерический хохот и гоготание, вопли и неземные стоны. ( гиена ).

6. Большое морское животное. ( кашалот ).

7. Злейший враг обезьян. ( питон ).

8.Самый ленивый зверь. ( ленивец ).

10. Самое любимое растение кошек. ( валериана ).

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ScannedImage000.jpg

15)Рубин окрашен в красный цвет ионами золота, сапфир в синий цвет окрашен ионами кобальта, железо, титана, фиолетовый аметист – ионами марганца, что составляет основу этих драгоценных камней? (Корунд - кристаллическая форма оксида алюминия).

16)Оксид углерода (II) – это ядовитый газ, который:

а) пахнет, как горящая резина;

б) имеет запах клевера;

в) не имеет запаха (в).

17) Каким простым способом можно отличить соли угольной кислоты от нитратов, сульфатов и хлоридов?

(Добавить любую кислоту, образуется угольная кислота, которая разлагается на воду и углекислый газ).

18) Стекло умели варить в глубокой древности. В Месопотамии его делали еще в3- 4 тысячелетии. Как объяснить, что первые зеркала появились лишь в Римской империи? (Стекло, изготовленное в древности, не было достаточно прозрачным и однородным).

2. « Угадай дату».

Определите степень окисления, выделенных звездочкой химических элементов. Числовые значения степеней окисления соответствует дате открытия одного из основных законов химии.

H * Br Xe* O S *O2 N * O + C*O

3. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:




Воздушная воздвигалась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облако ушла-

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла. (Радуга).

Л.Н.Мартынов, Гиперболы.

И нефть, попав из бака в водоем,

Павлиний хвост внезапно распустила.

Она об органическом своем

Происхожденье снова загрустила. (Интерференция в тонких пленках).

М.В.Ломоносов. Вечернее размышление.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огонь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!..

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар? (Полярное сияние).

К.Г. Паустовский . Черное море.

« Во время урагана … я был свидетелем, как



у негра … искры сыпались из волос, как будто

Из трубы паровой машины».

(Электризация)

Ж. Верн. Опыт доктора Окса.

По теории доктора Окса , все замечательные свойства человеческого духа- доблесть ,мужество, талант, остроумие, воображение - обусловлено воздействием некоторого газа.

Доктор Окс решил воздействовать на население городка с помощью этого газа, который он умел получать «в больших количествах и без особых затрат, при чем он не пользовался марганцевокислым натрием … а по - сколько разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи (кислород).

Слово жюри.

  1. Обгонялка. (Кто быстрее найдет ответ).

    1. Парообразование внутри жидкости? (кипение).

    2. Деформация, которую испытывают цепи, тросы, канаты, веревки? ( растяжение ),

3.Какой химический элемент является настоящим гигантом? (титан).

4.Переход вещесва из твердого состояния в жидкое.( плавление).

5.Сколько кг. в одном центнере? (сто).

6.Какой химический элемент состоит из троек? (натрий).





ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА.

1. Разминка.

1) Какое животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает как свинья? (як).

2)Назовите птицу, которая может спать во время полета? (аист).

3)Сколько могут жить черепахи? (примерно 400лет).

4)Какая необычная «змея» водится в море? (мурена).

5)Какие птицы могут преследовать автомобиль? (страусы).

6) Кто из животных самый горластый? (крокодил.)

7) Как спят африканские слоны? (стоя).

8) Чем питается гиппопотам? (травой).

9) У какого зверя самый длинный язык? (муравьеда).

10) У какой птицы язык покрыт шипами? (у пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

11)Из какого металла изготовленная посуда обладает бактерицидными свойствами? (серебро).

12)Раствор какой соли применяется для временного замещения плазмы крови? ( хлорид натрия.)

13)Какой металл входит в состав хлорофилла растений? (магний).

14) Он улучшает память , повышает работоспособность , поэтому в пищевой рацион входят : творог, рыба, хлеб? (фосфор).







C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка (3)\ScannedImage-6.jpg











7.Как называется отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома? (электрон).

8.Как называется процесс перехода вещества из парообразного состояния в жидкое ? (конденсация).

9. Как называется правильный 4 – угольник? (квадрат).

10.Сколько атомов в молекуле кислорода? (два).

11.Французский ученый, открывший закон взаимодействия зарядов. (Кулон).

12.Сколько секунд в одном часе? (3600).

13.В состав названия какого металла входит дерево? ( никель).

14.Свойство тел разрушаться при малых деформациях? (хрупкость).

15.Какой неметалл является лесом? (бор).

16.Самая высокая гора на Земле? (Джомолунгма или Эверест).

17.Оптический прибор астрономов? (телескоп).

18. Как называется физическая величина, равная отношению перемещения ко времени? (скорость).

19.В каких единицах измеряется энергия? (джоулях).

20.Самое крупное на Земле млекопитающее? (кит).

Слово жюри.

3.Рассуждалка. ( По небольшим описаниям нужно узнать, о ком или о чем идет речь).

1. Этот подвиг дал рождение одному из видов легкой атлетики. ( Марафонский бег . Доставляя известие о




победе греков над персами в марафонской долине, гонец пробежал без остановки 42 км.)

2. Эта радиосвязь обеспечивает передачу из США в Западную Европу, Японию и обратно, позволяет осуществлять телемосты между странами . ( спутниковая).

3. Его называли самым богатым бродягой Европы. инженер , изобретатель динамита. После смерти согласно завещанию, были основаны премии в области экспериментальных наук . 30 октября 2001 года исполнилось 100 лет со дня первого вручения этой премии (А.Нобель).

4. Этот известный русский ученый родился крепостным, но в 10 лет получил свободу, а в будущем стал известным химиком и композитором. ( А.П. Бородин).

5.Эта традиция в России появилась в начале 16 века. Они оказались идеальными связистами благодаря удивительными способностями возвращаться под родную кровлю и помнить дорогу к дому в течение нескольких лет. (голубиная почта, голуби).

6. Родился в семье священника. Учился хорошо и отличался любознательностью, любил мастерить различные игрушки и простые технические устройства. Построил первый в мире «прибор для обнаружения и регистрации электрический колебаний» ( А.С. Попов).

7.Этот ученый наш земляк, карагандинец, известен как преподаватель, литератор, общественный деятель, внес заметный вклад в развитие




Для проведения игры изготавливают карточки, на которых различными цветами , шрифтами и размерами изображены знаки 15-20 химических элементов.



Al

B

H

Cl

Fe

Na

Mg

Si

O

K

C

N

Au

Mn

Ba

Br

Pb

Cu

Hg

Ag

F

Ca

S

Zn

B


Задание: Взглянув на карточку, играющий должен определить, сколько химических знаков изображено на карточке, записать соответствующее число, а затем выписать знаки химических элементов и их названия.

Слово жюри. Подведение итогов. Заключительное слово. Награждение.









1.Космические тела размером сотни километров, движущиеся вокруг солнца. ( астероиды).

2. Яркий метеор (болит).

3. Планета, названная именем богини (Венера).

4.Создатель первого в мире телескопа (Галилео Галилей).

5.Созвездие (Заяц, Змееносец, Золотая рыба).

6. Спутники Юпитера (ИО).

7.Космическое тело (комета).

8.Естественный спутник Земли, расстояние до него (Луна, около 400000 км.)

9. Путь, по которому движется космическое тело (орбита).

10.Яркая звезда в созвездии Малой Медведицы ( Полярная).

11.Явление опасное для космонавтов (радиация).

12.Участки, на которые разделено звездное небо ( созвездие).

13.Научно-фантостическое произведение И.А. Ефремова (Туманность Андромеды).

14.Одноклеточное зеленое растение, которое побывало на борту космического корабля (хлорелла).

15.Самая большая планета солнечной системы (Юпитер).

5. « Назови планету».

Впиши в прямоугольники название планет. Подсказка: Планеты изображены по порядку.

6. « Сколько знаков».





теоретической химии. Его именем назван Карагандинский Государственный университет . ( Е.А. Букетов)

Слово жюри.

4. Угадай-ка. Применим свои знания к разгадыванию ребусов, шарад.

1. Ребусы.

2. Шарады. Это загадки, ответы на которые разгадывают по частям. Например, мышь и як соединились между собой, образуют слово « мышьяк».

Первый слог предлог известный.

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

К ней добавьте букву Й.

Чтобы целое узнать.

Нужно вам металл назвать. ( На – три –й ).

Первый слог мой – повозка большая.

Моральная сила – слог мой второй.

В целом ,важнейшую роль исполняя,

Хоть и невидим всегда я с тобой. (Воз-дух).

Первый слог означает крушение,

Крохотен слог мой второй.

Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.

Подумайте, кто я такой. (Крах-мал)

Нота плюс женское имя




В целом напишем (Ре-зина).

Слог мой первый метлой выметают.

Слогом вторым информатор считает.

В целом кажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я (Сор-бит).

Слово жюри.

5. Решалка. Тесты. Каждой команде выдается лист с вопросами.

1. Металл, который легче воды и чье название в переводе с греческого означает « камень»

А. Литий В. Кальций В. Кремний Д. Никель

2. Как называется главный оптический прибор подводной лодки?

А. Спектроскоп Б. Микроскоп. В.Перископ. Г.Телескоп

3. Что меньше?

А. Вершок Б.Сантиметр. В.Дюйм. Г.Фут.

4. Город Малыша и Карлсона.

А. Париж Б. Стокгольм В. Прага Д. Рига

5. Цвет, которого нет в радуге?

А. Зеленый. Б. Красный. В. Коричневый. Г. Синий.

6. Какой газ преобладает в атмосфере Земли?

А. Азот Б. Кислород. В. Водород. Углекислый газ.

7. Ансамблем из скольких инструментов является октет?

А. пяти. Б. восьми В. Семи Г. одиннадцати

8.Сколько планет в солнечной системе?

А. 7 Б. 9 В. 8 Г. 1




Ответ: Когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом имеет температуру ниже его температуры.

4.Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень).

Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?

Ответ: Нужно наклонять ее под разными углами по направлению к солнцу.

5.Заревел медведь на все горы, на все моря. Что это такое? (Гром). Вопрос: На улице гроза, идет сильный дождь. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию?

Ответ: Раньше увидим вспышку молнии, а позже услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света300000км/с, а звука в воздухе при нормальных условиях и 20 С – 340м/с.

6.Что идет не двигаясь с места? (Время). Вопрос: Всегда ли время идет с одинаковой скоростью?

Ответ: Нет, его ход зависит от скорости движения системы отсчета.

3. Ребусы. Отгадайте ребусы.C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка (3)\сканирование0006.jpg

4. « Космический алфавит ».



Внеклассное мероприятие: « Физико - химический ринг».

1.« Руки вверх».

Задание: Учитель перечисляет названия физических и химических явлений, учащиеся внимательно слушают. Если названо физическое явление, то поднимают руки вверх. Учащийся , допустивший ошибку , дает определение физического или химического явления и приводит дополнительные примеры.


2 . Разминка.

Ведущие по очереди предлагают ребятам разгадать загадки на тему «Физика вокруг нас» и к каждой загадке ставят физический вопрос.

Примеры загадок и вопросов к ним.

1.Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света).

Вопрос: Какого цвета белый свет?

Ответ: Белый свет – сложный, он состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, фиолетового.

2.Горя не знаем, а горько плачем. Что это? (Облака).

Вопрос: Что больше: облако или его тень?

Ответ: Облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, высота которого из – за незначительных размеров облака велика, поэтому тень облака на земле мало отличается от размеров самого облака.

3.И в воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед).

Вопрос: Какой лед может быть нагревателем?


9.Чьей температурной шкалой пользуются в Америке?

А. Кельвина В. Реомюра В. Фаренгейта Д. Цельсия

10.Какое из этих полезных растений было завезено в Европу из Америки?

А. Морковь Б. Репа В. Капуста Г. Картофель

Слово жюри.

6.Конкурс экспериментаторов.

Еще Шекспир писал : «Пора чудес прошла

И нам подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете.»

И каждому известно, что в химии и физике эксперимент - неотъемлемая часть.

Что можно продемонстрировать, используя все, что предложено вам?

1. Пробирки, держатель, горелки, пипетки, крахмал, йод, кусочек белого хлеба, картофель, вода.

2.Гальванометр, полосовой магнит, катушка, соединительные провода.( Явление электромагнитной индукции, опустив магнит в катушку.)

3. Два термометра, психрометрическая таблица. ( Измерить относительную влажность воздуха, если один термометр «смочить».)

4. Источник тока, поваренную соль, соединительные провода, два электрода. ( Электролиз поваренной соли при пропускании эл. тока через раствор поваренной соли.)


Слово жюри. Подведение итогов, результат, награждение.



C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка (3)\ScannedImage22.jpg








Если Б ко мне добавишь,

Небо скрою я во мгле.

(уран – буран.)

Дом подземный перед вами –

Обычно звери в нем живут.

Если буквы переставить,

Р иль Д еще добавить –

Два газа мигом будут тут.

(нора – аргон – радон).

Двенадцать пар не забывай! У всех людей на свете.

В другом значенье – узкий край, так учат в школе дети.

Если СЕ ко мне добавить – вмиг в металл я превращусь.

А к тому добавить – в первой группе окажусь.

(ребро – серебро ).

Музыкальный инструмент возьмите за основу.

Подставьте к слову БАЗ иль КОБ, и все прочтите снова.

Продукт вулканический предстанет перед вами,

И элемент химический, что добавляют в сплавы.

(альт – базальт – кобальт).


Жюри подводит итоги. Заключительное слово и награждение.







  1. Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы? (нектар).

  2. И матушка родная, и мачеха злая бок о бок живут через стеночку. ( мать и мачеха ).

  3. Какие цветы носят человеческие имена? ( Роза, Лилия, Иван да Марья).

  4. Какой цветок украшает плечо героини известного романа французского писателя А. Дюма (лилия).

  5. У какого цветка хорошая память? (незабудка).


7тур. «Логогрифы».

Это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово. Например, лото и золото.

В свободном виде он всех убивает.

Если связать, то в еду добавляют.

Но если мы в слове Л зачеркнем,

То дружно со всеми песню споем

(хлор – хор).

Подумайте внимательно, чтоб слово отгадать.

Я, как круг спасательный, попробуйте назвать.

Если Ф ко мне добавить - на болоте окажусь.

Если Ф ко мне подставить – в неметалл я превращусь.

(тор – торф – фтор).

Я – металл, меня ты знаешь.

Мощь громадная во мне.

Внеклассное мероприятие « Естественно – математический эрудицион».

Тур 1.

«Химическая эстафета» .

Тема: Генетические связи между классами неорганических веществ.

Используя приведенную схему, составьте конкретные генетические ряды азота и кальция, проиллюстрировав их соответствующими уравнениями реакций.

Азот Кислотный оксид Кислота

Соль

Кальций Основной оксид Основание.

Тур 2.

Загадки.

1.Белый тулупчик сшитый без рубчика (Яйцо).

2.Бел, как снег, и в чести у всех. В рот попал – там и пропал. (Сахар).

3.Вокруг проруби сидят белые голуби. ( Рот, зубы).

4.Много рук, а нога - одна. (Дерево).

5.У маленькой скотинке сто серебряных монеток на спинке. (Рыба).

6.Пришли мужички без топоров, срубили избу без углов. (Муравейник, муравьи).

7.У кого глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка).

8.Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц).




9.Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет. (Солнце).

10.Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется. (Луна, солнце).

11.От января до января нам нужен лист … (Календаря).

12.Вот появляется звезда, и длинный хвост у ней при этом. Мы, смело, говорим тогда, что видим на небе… (Комету).

13.Вот камень с неба к нам летит, Как звать его? (Метеорит).

14.Коль ночь ясна - прозрачен воздух, тогда мы небо видим в (звездах).

Слово жюри.

Тур 3.

«Нешкольные задачи по физике».

  1. Кто из учителей : химик, математик, историк, биолог или физик, стоя осенью под яблоней быстрее догадается почему его так часто стукает по голове.( конечно, физик!).

  2. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами , спрячет ее за пазухой .( она растает и станет жидкой).

  3. Прилипнут ли друг к другу мамино и папино удостоверение, если папино удостоверение смочить водой, а мамино окунуть в подсолнечное масло. (не прилипнут, вода отказывается смачивать жирные поверхности).




-Диффузия- это стрекоза или долина в окрестностях « Фудзиямы» (перемешивание газов, жидкостей, твердых тел при непосредственном контакте).

-В состав названия какого металла входит дерево ( никель).

-Диод- это зверь или человек (полупроводниковый прибор).

-Какой металл является лесом .(бор).

-Модуляция- это модулирование одежды или демонстрация мод (изменение высокочастотных колебаний с помощью электрических колебаний низкой частоты).

-Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина).

  1. тур. « Вальс Цветов».

  1. Как называется искусство составление букетов ( икебана).

  2. Какой цветок является символом праздника 8 марта (мимоза).

  3. Какие цветы, по мнению Наташи Королевой, являются вестниками разлуки (желтые тюльпаны).

  4. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом (мак).

  5. Название, какого цветка совпадает с названием

кондитерского изделия (ирис).






7) Установка для электролиза водного раствора поваренной соли называется ………………

8) Электролиз используется для получения………………

В промышленных условиях.

9) При электролизе поваренной соли образуются ……………..


3 тур. «РЕБУСЫ».

Ватт. Сопротивление.

Вольт. Напряжение.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка (3)\ScannedImage-3.jpg

  1. тур. « Занимательные опыты».

  2. тур « шутливые вопросы – серьезные ответы».

- Дифракция- это оппозиционная фракция или перелицовка фрака. ( огибание волнами краев препятствий).

- Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды ( титан).

-Название кого металла несет в себе волшебника ( магний).


  1. Какое физическое тело не имеет ни тела, ни объема.( физических тел без формы и объема не бывает).

  2. Петя выдвинул гипотезу, что все его однокурсницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся ,на первый взгляд сплошными .Верна ли эта гипотеза .( Верна.)

  3. Что мешает первокурснику Васе, пойманному на месте курения директором школы распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида.(взаимное притяжение молекул первоклассника мешает им рассыпаться и тем самым скрыться от директора ).

Слово жюри.

Тур 4. Кроссворд.

По горизонтали: 1. Жидкость красно-бурого цвета с резким,

зловонным запахом. 4.Это вставляют в воронку при фильтровании. 5.Неметалл, твердый, желтого цвета. 8.

Инертный газ. 9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини Земли Геи (греческая мифология).

По вертикали: 2. Количества вещества. 3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек. 6. Инертный газ, с «латинского»- «блестящий, светящийся». 7. Составная часть воздуха.

Ответ: По горизонтали:1. Бром. 4. Фильтр. 5. Сера. 8. Аргон. 9. Титан.

  1. По вертикали: 2. Моль. 3. Фосфор. 6. Радон. 7. Азот.





C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка (3)\сканирование000115.jpg

Тур 5. Занимательная математика.

Старинная китайская задача.

Задача: В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно только, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Требуется узнать число фазанов и число кроликов.

Решение можно выполнить арифметически. Ответ: кроликов 12, фазанов 23.

Задача: Сколько всего гусей?

Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всех гусей?

Математический турнир.


6 .Единица измерения сопротивления. (ом ).

7.Какой элемент состоит из двух животных? ( мышьяк).

8.Какое топливо добывают на болоте? (торф).

3.

1.Какой элемент вращается вокруг солнца? (уран).

2. Первый космонавт (Гагарин Ю.А.).

3. Частица, не имеющая заряда? (нейтрон).

4. Кто такие уфологии и чем они занимаются? ( ученые изучающие НЛО).

5.Единица измерения электроемкости? ( Фарада) .

6. Мгновенно протекающая химическая реакция? ( взрыв).

7. соединение кислорода? ( оксид).

8. Содержание водяных паров в воздухе?(влажность ).


  1. Тур. « Закончить фразу».

1) Положительный электрод называется…

2) Отрицательный электрод называется…

3) Электролизом называется процесс………………

4) При разложении воды в установке для электролиза воды кислород образуется на …… электроде, а водород образуется на ………электроде.

5) Соединение воды состоит из ……………………………

6) Разложение воды методом электролиза происходит в установке ……………………………….




«ЭРУДИТ».

Дорогие друзья! Начинаем игру « ЭРУДИТ». В переводе с «латинского» eruditus - это человек, который имеет глубокие, всесторонние познания. Можно сказать - это специалист широкого профиля. Все стоящие перед нами игроки - это эрудиты, в самом хорошем смысле этого слова.

И так, начинаем игру! Сегодня в ней принимают участие ________.

1 тур. Разминка.

Каждой команде задаются вопросы.

1.

1.Наименьшая частица вещества (молекула).

2. Прибор для измерения силы тока (амперметр).

3.Страна всех сумчатых (Австралия).

4.Наука о веществах (химия).

5.Условные изображения электрической цепи( схема).

6. Сильный дождь (ливень).

7. Виноградный сахар (глюкоза).

8. Сборник географических карт и таблиц (атлас).

2.

  1. Мороженное в шоколаде (эскимо).

  2. Сколько планет в солнечной системе (9).

  3. Что измеряет вольтметр. (напряжение).

  4. Площадка для бокса (ринг).

  5. В каком месяце есть 28 дней? (в любом).



Тур 5. Занимательная математика.

1)Сотая часть числа. ( процент).

2) График квадратичной функции. (парабола).

3)Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр).

4) Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой. ( перпендикуляр).

5) Знак для обозначения действия сложения (плюс).

6) Знак операции извлечения корня (радикал).

7) Единица измерения углов.( градус).

8) Отрезок в круге. ( хорда).

9)Уравнения, имеющие одни и те же решения (равносильные)

10) Плоский четырехугольник. (параллелограмм).

Тур 6. Географические задачи – шутки.

Веселое путешествие.

1) Какой приток Самары течет… по проводам? (Ток).

2) В амурской области есть река, в которой… прячутся мыши! Как река называется? (Нора).

3) Какой проток Волги вытекает из … пораненной березы? (Сок).

4) В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из … кратера вулкана. Как она называется? ( Лава).


5) Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа).

6) У Вятки есть «ядовитый » приток, а у Припяти – «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра и Уж).



7) По территории Ямало - Ненецкого национального округа протекает река, в которой … варят варенье. Как она называется? (Таз) .

8) В озеро Ильмень впадает река « с самым коротким названием»: в нем всего полбуквы. Знаете ли вы эту реку? ( Пола. Пол А).

Тур 7.Волшебный цветок.

Каждой команде выдается волшебный цветок, на лепестках которого написаны химические формулы. Необходимо поместить формулы в соответствующие колонки таблицы.


Металлы

Неметаллы

Сложные вещества

Na

О2


C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка (3)\сканирование0003.jpg

Слово жюри.

Тур 8.

« Найди ошибку».2


Для проведения игры потребуется изготовить карточки с 5-6 строками названий простых и сложных веществ. Например:

Простые вещества

Сложные вещества

1.кислород, золото, оксид меди.

1. алюминий, йод, оксид азота.

2. серебро, оксид железа, вода.

2.Сероводород, сера, хлор.

3.Сульфид железа, цинк, фтор.

3.Водород, хлорид калия, бром.

4. Оксид кремния, кальций, оксид железа.

4. магний, железо, оксид серебра.

5. Хлорид меди, марганец, литий.

5. Барий, хлорид алюминия, бор.


Слово жюри. Подведение итогов.


Сборник внеклассных мероприятий на тему: взаимосвязь между различными отраслями знаний.
  • Химия
Описание:

                      

 

KI

O2

NaCl

 

Na2S

H2S

PH3

 

Na2S

H2S

PH3

 

MgCl2

NO2

HCI

 

I2

H2O

KI

 

K2O

F2

BaO

 

    Тема: Виды химической связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Введение

 

 Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения стала ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Для того, чтобы научить школьников правильно применять свои знания на практике, очень важно еще в процессе изучения отдельных предметов показать взаимосвязь между различными отраслями знаний, в том числе между химией и физикой, химией и биологией и т.д. Известно также, что многие вопросы, изучаемые в курсе химии, учащиеся лучше и глубже могут понять, если при этом будут основываться на знаниях других наук. При таком подходе к обучению изменяется его содержание на первый план выходят методы, приемы, требующие активной, мыслительной деятельности учащихся, с помощью которых формируются умения анализировать, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости - повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). В основу изложенного материала положена диалектическая логика, т.е. восхождение от абстрактного к конкретному. 

 

 

 

 

           Представленные методические рекомендации содержат материалы по проведению внеклассной работы, Игровая деятельность учащихся включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно, что учащиеся участвуют в играх без принуждения на добровольных началах.  

               Внеклассное мероприятие проводится  в виде соревновательной игры, в которой каждая команда должна сразиться  с остальными и показать свой результат.

Правила игры просты: выигрывает та команда, которая в ходе конкурсов наберет большее количество баллов. Чтобы одержать победу в игре, каждая команда должна блеснуть знаниями, полученными за годы учебы в школе, эрудицией. Данная форма позволяет реализовать все поставленные задачи.

                   Цель мероприятия: раскрыть творческий потенциал учащихся, активизировать эвристическую деятельность учащихся и  развивать интерес к учебному материалу.

                      Задачи: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать творческое мышление и интуитивные способности, научить учащихся использовать знания, полученные на других уроках для решения проблем, уметь оперировать ими, воспитывать уважительное отношение к другому человеку, быть объективным, учить корректно вести себя.                                                                                                          

 

                       

4)Любимая его поза ,» стоять столбиком».При этом зверек похож на гордого подтянутого командира.( суслик).

5) Замечательные строители и инженеры, создатели различных « проектов, построек».( бобры ).

6)Рекордсмен спячки среди животных. Недаром говорят «спит как… »(сурок).

7)Его оружие – иглы. Зверь оглушительно гремит ими , угрожая противнику, может в коротком броске вонзить их в тело врага. ( дикобраз).

8)Спор о положении этого зверька в животном мире длился около 100 лет. Кто он- зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер покрытый шерстью? (утконос).

Жюри подводит итоги этого конкурса.

 

6. « Третий лишний».

В каждой строчке вычеркните те вещества, которые не соответствуют логической  цепочке.

Тема: Классы неорганических веществ.

 

HCl

H2SO4

H2O

NaOH

CO2

P2O5

K2SO4

Cu(OH)2

LiCl

CuSO4

KCl

H2SO4

 

 

 

 

4.  «Химическая тайнопись».

 Игра помогает облегчить запоминание названий химических элементов и их символов. Найдите соответствие.

Задание: Необходимо как можно быстрее соединить линией прямоугольники ( название химического элемента).

 

Золото

S

калий

Ag

бром

     Mg

серебро

Cr

хром

Br

Магний

Au

Сера

Na

Калий

K

5. «  В мире животных».

1) Про их интеллектуальные способности много писали, Некоторые ученые считают, что этих существ можно даже обучить человеческому языку. ( дельфины).

2) Животные эти необыкновенные. За ними  « числятся» рекордные ныряния, битвы с гигантскими спрутами, глотание людей. ( кашалот ).

3) Мчится « птица- зверь»- невидно ,как земли касается ,скорость 50км/ч., длинный хвост его, как руль, помогает на скаку менять направление, кто это? ( тушканчик).

 

 

 

  Внеклассное мероприятие «Физико-химические        фантазии».

Ведущий: Дорогие друзья! Мы начинаем игру: « Физико - химические фантазии.»

 

Химия:   Без химии жизни, поверьте, нет. 

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках земли обитаем.

Чистим, стираем, пятна выводим,

Кушаем, спим и с прическами ходим,

Химией лечимся, клеим и шьем,

С химией мы бок о бок живем!

Так что вы без меня пропадете,

Если значение мое не поймете.

Физика:   Позвольте, милочка, простите,

Вы самой главной быть хотите!

Вглядитесь пристальней вокруг

И вам понятней станет вдруг

Что физика – царица мать!

Ее для жизни надо знать!

Без физики не объяснить

И кран подъемный, и гвоздь как забит,

И почему самолеты летают,

И корабли в моря уплывают.

Как у нас лампочки светят в квартире,

Как мы программу смотрим в эфире.

Как в космос летаем, машины водим,

 

И почему по Земле так просто ходим?

Химия:   А чтобы больше и лучше все знать,

Надо нас хорошенько понять!

Итак, начинаем первый конкурс нашей встречи.

1.      Разминка (по 1 баллу за вопрос) 

О каком явлении говорится в следующих строках:

В.Я.Брюсов. Хвала человеку.

Змея, жалившего жадно

С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно,

Неустанный зверолов.

И, шипя под хрупким шаром

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу.   ( Молния).

Ж. ВЕРН. Дети капитана Гранта.

      Путешественников застала гроза, « В самый разгар электрической бури на конце основной горизонтальной ветви омбу вдруг появился окруженный черным дымом огненный шар величиной с кулак, покруживший несколько секунд на одном месте, он, подобно бомбе, разорвался с таким оглушительным грохотом, что его слышно было даже среди непрерывных раскатов грома. Запахло серой   (Шаровая молния).

Ф.И.Тютчев. «Как неожиданно и ярко…»

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

 

1. Лекарственное растение, заживляющее ран.  ( подорожник).

3. Ягода, снимающая жар. ( малина ).

5.Колюч,как еж, красив, как роза.(шиповник).

9. Кого называют кораблем пустыни. ( верблюд ).

По вертикали:

2. Растение со «жгучими » листьями. (крапива).

4. У него сильные и мощные челюсти: поперек тела- темные полосы. Звуки, издаваемые им, ни с чем не -сравнимы. Истерический хохот  и гоготание, вопли и неземные стоны. ( гиена ).

6. Большое морское животное. ( кашалот ).

7. Злейший враг обезьян. ( питон ).

8.Самый ленивый зверь. ( ленивец ).

10. Самое любимое растение кошек. ( валериана ).

15)Рубин окрашен в красный цвет ионами золота, сапфир в синий цвет окрашен ионами кобальта, железо, титана, фиолетовый аметист – ионами марганца, что составляет основу этих драгоценных камней? (Корунд - кристаллическая форма оксида алюминия).

 16)Оксид углерода (II) – это ядовитый газ, который:

 а) пахнет, как горящая резина;

 б) имеет запах клевера;

 в) не имеет запаха        (в).

17) Каким простым способом можно отличить  соли угольной кислоты  от нитратов, сульфатов и хлоридов?

   (Добавить  любую кислоту, образуется угольная кислота, которая разлагается на воду и углекислый газ).

   18) Стекло умели варить в глубокой древности. В Месопотамии его делали  еще в3- 4 тысячелетии. Как объяснить, что первые зеркала появились лишь  в Римской империи? (Стекло, изготовленное в древности, не было достаточно прозрачным  и однородным).     

2. « Угадай дату».

 Определите степень окисления, выделенных звездочкой химических элементов. Числовые значения  степеней окисления соответствует дате открытия одного из основных законов химии.

H * Br      Xe* O        S *O2      N * O  +  C*O  

3. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

 

 

 

Воздушная воздвигалась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облако ушла-

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.    (Радуга).

Л.Н.Мартынов, Гиперболы.

И нефть, попав из бака в водоем,

Павлиний хвост внезапно распустила.

Она об органическом своем

Происхожденье снова загрустила. (Интерференция в тонких пленках).

М.В.Ломоносов. Вечернее размышление.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огонь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!..

Что зыблет ясный  ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар? (Полярное сияние).

К.Г. Паустовский . Черное море.

   « Во  время урагана … я был свидетелем, как

 

 

у негра  … искры сыпались из волос, как будто

Из трубы паровой машины».

(Электризация)

Ж. Верн. Опыт доктора Окса.

По  теории доктора Окса , все замечательные свойства человеческого духа- доблесть ,мужество, талант, остроумие, воображение -  обусловлено воздействием некоторого газа.

 Доктор Окс решил воздействовать на население  городка с помощью этого газа, который он умел получать «в больших количествах и без особых затрат, при чем он не пользовался марганцевокислым натрием … а по - сколько разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи (кислород).

    Слово жюри.

1.      Обгонялка. (Кто быстрее найдет ответ).

1.      Парообразование внутри жидкости?  (кипение).                     

2.      Деформация, которую испытывают цепи, тросы, канаты, веревки? ( растяжение ),

3.Какой химический элемент является настоящим гигантом? (титан).

4.Переход вещесва из твердого состояния в жидкое.( плавление).

5.Сколько кг. в одном центнере? (сто).

6.Какой химический элемент состоит из троек?  (натрий).

 

 

 

 

  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА.

1. Разминка.

1) Какое животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает как свинья? (як).

2)Назовите птицу, которая может спать во время полета? (аист).

3)Сколько могут жить черепахи? (примерно 400лет).

4)Какая необычная «змея» водится в море? (мурена).

5)Какие птицы могут преследовать автомобиль? (страусы).

6) Кто из животных самый горластый? (крокодил.)

7) Как спят африканские слоны? (стоя).

8) Чем питается гиппопотам? (травой).

9) У какого зверя самый длинный язык?  (муравьеда).

10) У какой птицы язык покрыт шипами? (у пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

 11)Из какого металла изготовленная посуда обладает бактерицидными свойствами? (серебро).

12)Раствор какой соли применяется для временного замещения плазмы крови? ( хлорид натрия.)

13)Какой металл входит в состав хлорофилла растений? (магний).

14) Он улучшает память , повышает работоспособность , поэтому в пищевой рацион входят : творог, рыба, хлеб? (фосфор).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Как называется отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома? (электрон).

8.Как называется процесс перехода вещества из парообразного состояния  в жидкое ? (конденсация).

9. Как называется правильный 4 – угольник? (квадрат).

10.Сколько атомов в молекуле кислорода? (два).

11.Французский ученый, открывший закон взаимодействия зарядов. (Кулон).

12.Сколько секунд в одном часе? (3600).

13.В состав названия какого металла входит дерево? ( никель).

14.Свойство тел разрушаться при малых деформациях? (хрупкость).

15.Какой неметалл является лесом? (бор).

16.Самая высокая гора на Земле? (Джомолунгма или Эверест).

17.Оптический прибор астрономов? (телескоп).

18. Как называется физическая величина, равная отношению перемещения ко времени? (скорость).

19.В каких единицах измеряется энергия? (джоулях).

20.Самое крупное на Земле млекопитающее? (кит).

      Слово жюри.

3.Рассуждалка. ( По небольшим описаниям нужно узнать, о ком или о чем идет речь).

1. Этот подвиг дал рождение одному из видов легкой атлетики. ( Марафонский бег .  Доставляя  известие о

 

 

 

победе греков над персами в марафонской долине, гонец пробежал  без остановки 42 км.)

   2. Эта радиосвязь обеспечивает передачу из США в        Западную Европу, Японию и обратно, позволяет осуществлять телемосты между странами . ( спутниковая).

  3. Его называли самым богатым бродягой Европы.  инженер , изобретатель динамита. После смерти согласно завещанию, были основаны премии в области экспериментальных наук . 30 октября 2001 года исполнилось 100 лет со дня первого вручения этой премии  (А.Нобель).

   4. Этот известный русский ученый родился крепостным, но в 10 лет получил свободу, а в будущем стал известным химиком и композитором. ( А.П. Бородин).

   5.Эта традиция в России  появилась в начале 16 века. Они оказались идеальными связистами благодаря удивительными способностями возвращаться под родную кровлю и помнить дорогу к дому в течение нескольких лет. (голубиная почта, голуби).

6. Родился в семье священника. Учился хорошо и отличался любознательностью, любил мастерить различные игрушки и простые технические устройства. Построил первый в мире «прибор для обнаружения и регистрации электрический колебаний» ( А.С. Попов).

7.Этот ученый наш земляк, карагандинец, известен как преподаватель, литератор, общественный деятель, внес заметный вклад в развитие

 

 

 

Для проведения игры  изготавливают карточки, на которых различными цветами , шрифтами и размерами изображены знаки 15-20 химических элементов.

 

 

    Al

B

H

 Cl

Fe

Na

Mg

Si

O

K

C

N

Au

Mn

Ba

Br

Pb

Cu

Hg

Ag

F

Ca

S

Zn

B

 

 Задание:  Взглянув на карточку, играющий должен определить, сколько химических знаков изображено на   карточке, записать соответствующее число, а затем выписать знаки химических элементов и их названия.

Слово жюри. Подведение итогов. Заключительное слово. Награждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Космические тела размером сотни километров, движущиеся вокруг солнца. ( астероиды).

2. Яркий метеор (болит).

3. Планета,  названная именем богини (Венера).

4.Создатель первого в мире телескопа (Галилео Галилей).

5.Созвездие (Заяц, Змееносец, Золотая рыба).

6. Спутники Юпитера (ИО).

7.Космическое тело (комета).

8.Естественный спутник Земли, расстояние до него (Луна, около 400000 км.)

9. Путь, по которому движется космическое тело (орбита).

10.Яркая звезда в созвездии Малой Медведицы ( Полярная).

11.Явление опасное для космонавтов (радиация).

12.Участки, на которые разделено звездное небо ( созвездие).

13.Научно-фантостическое произведение И.А. Ефремова (Туманность Андромеды).

14.Одноклеточное зеленое растение, которое побывало на борту космического корабля (хлорелла).

15.Самая большая планета солнечной системы (Юпитер).

 5. « Назови планету».

Впиши в прямоугольники название планет. Подсказка: Планеты изображены по порядку.

6.      « Сколько знаков».

 

 

 

 

теоретической химии. Его именем назван Карагандинский Государственный университет . ( Е.А. Букетов)

Слово жюри.

4. Угадай-ка. Применим свои знания к разгадыванию ребусов, шарад.

1. Ребусы.

2.  Шарады. Это загадки, ответы на которые разгадывают по частям. Например, мышь и як соединились между собой, образуют слово « мышьяк».

Первый  слог предлог известный.

Слог второй трудней найти:

 Часть его составит цифра,

 К ней добавьте букву  Й.

 Чтобы целое узнать.   

 Нужно вам металл назвать. ( На – три –й ).

Первый слог мой – повозка большая.

Моральная сила – слог мой второй.

В целом ,важнейшую роль исполняя,

           Хоть и невидим всегда  я с тобой. (Воз-дух).

Первый слог означает крушение,

Крохотен слог мой второй.

Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.

Подумайте, кто я такой. (Крах-мал)

 Нота  плюс женское имя

 

 

 

В целом напишем (Ре-зина).

Слог мой первый метлой выметают.

Слогом вторым информатор считает.

В целом кажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я (Сор-бит).

Слово жюри.

5. Решалка. Тесты. Каждой команде выдается лист с вопросами.

1. Металл, который легче воды и чье название в переводе с греческого означает « камень»

    А. Литий    В. Кальций    В. Кремний    Д. Никель               

2. Как называется главный оптический прибор подводной лодки?

А. Спектроскоп    Б. Микроскоп.   В.Перископ.  Г.Телескоп             

3. Что меньше?

А. Вершок       Б.Сантиметр.    В.Дюйм.     Г.Фут.                       

4. Город Малыша и Карлсона.

   А. Париж   Б. Стокгольм   В. Прага   Д. Рига                  

5. Цвет, которого нет в радуге?

  А. Зеленый.     Б. Красный.     В. Коричневый.    Г. Синий.

6. Какой газ преобладает в атмосфере Земли?

А. Азот       Б. Кислород.    В. Водород.   Углекислый газ.                             

7. Ансамблем из скольких инструментов является октет?

   А. пяти.        Б. восьми           В. Семи    Г. одиннадцати

8.Сколько планет в солнечной системе?

    А. 7          Б. 9           В. 8            Г. 1                                      

 

 

 

Ответ: Когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом имеет температуру ниже его температуры.

4.Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень).

Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?

Ответ: Нужно наклонять ее под разными углами по направлению к солнцу.

5.Заревел медведь на все горы, на все моря. Что это такое? (Гром). Вопрос: На улице гроза, идет сильный дождь. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию?

Ответ: Раньше увидим вспышку молнии, а позже услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света300000км/с, а звука в воздухе при нормальных условиях и 20 С – 340м/с.

6.Что идет не двигаясь с места? (Время). Вопрос: Всегда ли время идет  с одинаковой скоростью?

Ответ: Нет, его ход зависит от скорости движения системы отсчета. 

  3. Ребусы. Отгадайте ребусы.

   4. « Космический алфавит ».

 

 

Внеклассное мероприятие: « Физико -  химический ринг».

 1.« Руки вверх».

Задание: Учитель перечисляет  названия  физических и химических явлений, учащиеся внимательно слушают. Если названо физическое явление, то поднимают руки вверх.  Учащийся , допустивший ошибку ,  дает  определение физического или химического явления и приводит дополнительные примеры.

 

      2 . Разминка.

Ведущие по очереди предлагают ребятам разгадать загадки на тему «Физика вокруг нас» и к каждой загадке ставят физический вопрос.

Примеры загадок и вопросов к ним.

1.Чего в шкаф не спрячешь?  (Луч света).

Вопрос: Какого цвета белый свет?

Ответ:  Белый свет – сложный, он  состоит  из семи  цветов: красного,  оранжевого,  желтого,  зеленого,  голубого, фиолетового.

2.Горя не знаем, а горько плачем. Что это? (Облака).

Вопрос: Что больше: облако или его тень?

Ответ: Облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, высота которого из – за незначительных размеров облака велика, поэтому тень облака на земле мало отличается от  размеров самого облака.

3.И в воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед).

Вопрос: Какой лед может быть нагревателем?

 

9.Чьей температурной шкалой пользуются в Америке?

   А. Кельвина   В. Реомюра    В. Фаренгейта    Д. Цельсия

10.Какое из этих полезных растений было завезено в Европу из Америки?

   А. Морковь    Б. Репа    В. Капуста    Г. Картофель

        Слово жюри.

6.Конкурс  экспериментаторов.

Еще Шекспир писал : «Пора чудес прошла

И нам подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете.»

И каждому известно, что в химии и физике эксперимент - неотъемлемая часть.

Что можно продемонстрировать, используя все, что предложено вам?

1.    Пробирки, держатель, горелки, пипетки, крахмал, йод, кусочек белого хлеба, картофель, вода.

2.Гальванометр, полосовой магнит, катушка, соединительные провода.( Явление  электромагнитной индукции, опустив магнит в катушку.)

3. Два термометра, психрометрическая таблица. ( Измерить относительную влажность воздуха, если один термометр «смочить».)

4. Источник тока, поваренную соль, соединительные провода, два электрода. ( Электролиз поваренной соли при пропускании  эл. тока  через раствор поваренной соли.)

 

Слово жюри. Подведение итогов, результат, награждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Б ко мне добавишь,

Небо скрою я во мгле.

                         (уран – буран.)

Дом подземный перед вами –

Обычно звери в нем живут.

Если буквы переставить,

Р иль Д еще добавить –

Два газа мигом будут тут.

                          (нора – аргон – радон).

Двенадцать пар не забывай! У всех людей на свете.

В другом значенье – узкий край, так учат в школе дети.

Если СЕ ко мне добавить – вмиг в металл я превращусь.

А к тому добавить – в первой группе окажусь.

                    (ребро – серебро ).

Музыкальный инструмент возьмите за основу.

Подставьте к слову БАЗ иль КОБ, и все прочтите снова.

Продукт вулканический предстанет перед вами,

И элемент химический, что добавляют в сплавы.

                    (альт – базальт – кобальт).

 

Жюри подводит итоги. Заключительное слово и награждение.

 

 

 

 

 

 

1.      Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы? (нектар).

2.      И матушка родная, и мачеха злая бок о бок живут через стеночку. ( мать и мачеха ).

3.      Какие цветы носят человеческие имена? ( Роза, Лилия, Иван да Марья).

4.      Какой цветок украшает плечо героини известного романа французского писателя А. Дюма (лилия).

5.      У какого цветка хорошая память? (незабудка).

 

7тур. «Логогрифы».

Это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово. Например, лото и золото.

В свободном виде он всех убивает.

Если связать, то в еду добавляют.

Но если мы в слове Л зачеркнем,

То дружно со всеми песню споем

                     (хлор – хор).

Подумайте внимательно, чтоб слово отгадать.

Я, как круг спасательный, попробуйте назвать.

Если Ф ко мне добавить - на болоте окажусь.

Если Ф ко мне подставить – в неметалл я превращусь.

                      (тор – торф – фтор).

Я – металл, меня ты знаешь.

Мощь громадная во мне.

Внеклассное мероприятие « Естественно – математический   эрудицион».

Тур 1.

«Химическая эстафета» .

 Тема: Генетические связи  между классами неорганических веществ.

Используя приведенную схему, составьте  конкретные генетические ряды  азота и кальция, проиллюстрировав  их соответствующими уравнениями реакций.

 Азот              Кислотный оксид                       Кислота

                                                            Соль

Кальций        Основной оксид                       Основание.   

                  Тур  2.

                  Загадки.

1.Белый тулупчик сшитый без рубчика (Яйцо).

2.Бел, как снег, и в чести у всех. В рот попал – там и пропал. (Сахар).

3.Вокруг проруби сидят белые голуби. ( Рот, зубы).

4.Много рук, а нога - одна. (Дерево).

5.У маленькой скотинке сто серебряных монеток на спинке. (Рыба).

6.Пришли мужички без топоров, срубили избу без углов. (Муравейник, муравьи).

7.У кого глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка).

8.Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц).

 

 

 

9.Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет. (Солнце).

10.Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется. (Луна, солнце).

11.От января до января нам нужен лист … (Календаря).

12.Вот появляется звезда, и длинный хвост у ней при этом. Мы, смело, говорим тогда, что видим на небе… (Комету).

13.Вот камень с неба к нам летит, Как звать его? (Метеорит).

14.Коль ночь ясна - прозрачен воздух, тогда мы небо видим в (звездах).

Слово жюри.

Тур 3.

«Нешкольные задачи по физике».

1.      Кто из учителей : химик, математик, историк, биолог или физик, стоя осенью под яблоней быстрее догадается почему его так часто стукает по голове.( конечно, физик!).

2.      В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами , спрячет ее за пазухой .( она растает и станет жидкой).

3.      Прилипнут ли друг к другу мамино и папино удостоверение, если папино удостоверение смочить водой, а мамино окунуть в подсолнечное масло. (не прилипнут, вода отказывается смачивать жирные поверхности).

 

 

 

-Диффузия- это стрекоза или долина в окрестностях « Фудзиямы» (перемешивание газов, жидкостей, твердых тел при непосредственном контакте).

 -В состав названия какого металла входит дерево ( никель).

-Диод- это зверь или человек (полупроводниковый прибор).

-Какой металл является лесом .(бор).

-Модуляция- это модулирование одежды или демонстрация мод (изменение высокочастотных колебаний с помощью электрических колебаний низкой частоты).

-Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина).

4        тур.  « Вальс Цветов».

6.      Как называется искусство  составление букетов ( икебана).

7.      Какой цветок является символом праздника 8 марта (мимоза).

8.      Какие цветы, по мнению Наташи Королевой, являются вестниками разлуки (желтые тюльпаны).

9.       Какой цветок полицейские всего мира считают врагом (мак).

10.  Название, какого цветка совпадает с названием

кондитерского изделия (ирис).

 

 

 

 

 

7) Установка     для     электролиза      водного      раствора  поваренной   соли  называется ………………

8) Электролиз используется для получения………………

 В промышленных условиях.

9)   При электролизе поваренной соли образуются ……………..

 

          3  тур. «РЕБУСЫ».

Ватт. Сопротивление.

Вольт. Напряжение. 

5        тур. « Занимательные опыты».

6        тур « шутливые вопросы – серьезные ответы».

- Дифракция- это оппозиционная фракция или перелицовка фрака. ( огибание волнами краев препятствий).

 - Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды ( титан).

 

-Название кого металла несет в себе волшебника ( магний).

 

4.      Какое физическое тело не имеет ни тела, ни объема.( физических тел без формы и объема не бывает).

5.      Петя выдвинул гипотезу, что все его однокурсницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся ,на первый взгляд сплошными .Верна ли эта гипотеза .( Верна.)  

6.      Что мешает первокурснику Васе, пойманному на месте курения директором школы распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида.(взаимное притяжение молекул первоклассника мешает им рассыпаться и тем самым скрыться от директора ).

Слово жюри.

Тур 4. Кроссворд.

По горизонтали: 1. Жидкость красно-бурого цвета с резким,

зловонным запахом. 4.Это вставляют в воронку при фильтровании. 5.Неметалл, твердый, желтого цвета. 8. 

 Инертный газ. 9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини Земли Геи (греческая мифология).

По вертикали: 2. Количества вещества. 3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек. 6. Инертный газ, с «латинского»- «блестящий, светящийся». 7. Составная часть воздуха.

Ответ: По горизонтали:1. Бром. 4. Фильтр. 5. Сера. 8. Аргон. 9. Титан.

7.      По вертикали: 2. Моль. 3. Фосфор. 6. Радон. 7. Азот.

 

 

 

 

 

Тур 5. Занимательная математика.

Старинная китайская задача.

Задача: В клетке находится  неизвестное  число фазанов и кроликов. Известно только, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Требуется узнать число  фазанов  и число кроликов.

Решение можно выполнить арифметически. Ответ: кроликов 12, фазанов 23.

Задача: Сколько всего гусей?

Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всех гусей?

Математический турнир.

 

6 .Единица измерения сопротивления. (ом ).

7.Какой элемент состоит из двух животных? ( мышьяк).

8.Какое топливо добывают на болоте? (торф).

  №3.

1.Какой элемент вращается вокруг солнца? (уран).

2. Первый космонавт (Гагарин Ю.А.).

3. Частица, не имеющая заряда? (нейтрон).

4. Кто такие уфологии  и чем они занимаются? ( ученые изучающие НЛО).

5.Единица измерения электроемкости? ( Фарада) .

6. Мгновенно протекающая химическая реакция? ( взрыв).

7. соединение кислорода? ( оксид).

8. Содержание водяных паров в воздухе?(влажность ).

 

2        Тур. « Закончить фразу».

 1) Положительный электрод называется…

 2) Отрицательный электрод называется…

 3) Электролизом называется процесс………………

 4) При разложении воды в установке для электролиза воды  кислород образуется  на ……    электроде,  а водород образуется на ………электроде.

 5) Соединение воды состоит из ……………………………

 6) Разложение воды методом электролиза происходит  в      установке ……………………………….

 

 

 

«ЭРУДИТ».

Дорогие друзья! Начинаем игру « ЭРУДИТ». В переводе с «латинского» eruditus - это человек,  который имеет глубокие, всесторонние познания. Можно сказать - это специалист широкого профиля. Все стоящие перед нами игроки - это эрудиты, в самом хорошем смысле этого слова.

И так, начинаем игру! Сегодня в ней принимают участие ________.

1 тур.  Разминка.

Каждой команде задаются вопросы.

№1

1.Наименьшая частица вещества (молекула).

2. Прибор для измерения силы тока (амперметр).

3.Страна всех сумчатых (Австралия).

4.Наука о веществах (химия).

5.Условные изображения электрической цепи( схема).

6. Сильный дождь (ливень).

7. Виноградный сахар (глюкоза).

8. Сборник географических карт и таблиц (атлас).

 № 2.

1.      Мороженное в шоколаде (эскимо).

2.      Сколько планет в солнечной системе (9).

3.      Что измеряет вольтметр. (напряжение).

4.      Площадка для бокса (ринг).

5.      В каком месяце есть 28 дней? (в любом).

 

 

Тур 5. Занимательная математика.

1)Сотая часть числа. ( процент).

2) График квадратичной функции. (парабола).

3)Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр).

4) Отрезок, образующий  прямой угол с данной прямой. ( перпендикуляр).   

5) Знак для обозначения действия сложения (плюс).

6) Знак операции извлечения корня (радикал).

7) Единица измерения углов.( градус).

8) Отрезок в круге. ( хорда).

9)Уравнения, имеющие  одни и те же решения (равносильные)

10) Плоский четырехугольник. (параллелограмм).

Тур 6. Географические задачи – шутки.

Веселое путешествие.

1) Какой приток Самары течет…  по проводам? (Ток).

2) В амурской области есть река, в которой…  прячутся мыши! Как река называется? (Нора).

3) Какой проток Волги вытекает из … пораненной березы? (Сок).

4) В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из … кратера вулкана.  Как она называется? ( Лава).

 

 5) Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа).

 6) У Вятки есть «ядовитый »  приток, а у Припяти –     «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра и Уж).

 

 

  7)  По территории Ямало - Ненецкого национального округа протекает река, в которой  … варят варенье. Как она называется? (Таз) .

8) В озеро Ильмень впадает река « с самым коротким названием»: в нем всего полбуквы. Знаете ли вы эту реку? ( Пола. Пол А).       

Тур 7.Волшебный цветок.

Каждой команде выдается волшебный цветок, на лепестках которого написаны химические формулы. Необходимо поместить формулы в соответствующие колонки таблицы.

 

Металлы

Неметаллы

Сложные  вещества

Na

О2

 

 

Слово жюри.

          Тур 8.

« Найди ошибку».2

 

Для проведения игры потребуется изготовить  карточки с 5-6 строками названий простых и сложных веществ. Например:

Простые вещества

Сложные вещества

1.кислород, золото, оксид меди.

1. алюминий, йод, оксид азота.

2. серебро,  оксид железа, вода.

2.Сероводород,  сера,   хлор.

3.Сульфид железа, цинк, фтор.

3.Водород, хлорид калия, бром.

  4. Оксид кремния,  кальций,   оксид железа.

4. магний, железо, оксид серебра.

5. Хлорид  меди, марганец, литий.

5. Барий,  хлорид алюминия, бор.

 

Слово жюри. Подведение итогов.

 

 

Автор Попова Галина Османовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 396
Номер материала 32215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓