Главная / Начальные классы / Сборник упражнений по чтению

Сборник упражнений по чтению

Анкудович Лариса Александровна, учитель начальных классов,

МОУ КСОШ «Радуга» с.Красноселькуп, Красноселькупского района, ЯНАО.


«Сборник упражнений по отработке навыков чтения для учащихся коррекционных классов (7 вид)»

Дидактические материалы коррекционно-развивающей направленности

Цель: Развитие навыков чтения у младших школьников коррекционно-

развивающих классов.

ЗАДАЧИ:

  • Ориентировать детей на самостоятельное чтение художественной литературы;

  • Создавать высокую мотивацию учения;

  • Способствовать формированию высоконравственной личности;

  • Повысить интерес и положительное отношение к урокам чтения.

  • Развивать речь учащихся.

Чтение в жизни каждого человека должно занимать важное место.

Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знание о жизни и окружающем мире, развивать самостоятельность мышления и доставить художественное наслаждение.

Уроки чтения для младших школьников – это своеобразное окно в область человеческих отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувства долга и многое другое.

Эти важные понятия не могут быть внесены в сознание ребенка в готовом виде. Вот почему учителя стремятся строить уроки чтения так, чтобы художественное слово воздействовало не только на сознание, но и на чувства детей, вызывало у них желание стать лучше, помогало им осознать, к какому типу человеческих взаимоотношений нужно стремиться, по мере возможности, без назидания от рассказа к реальной жизни ребят.

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, особенно трудность, вызывают уроки чтения у учащихся коррекционных видов и классов 7 вида. На этапе обучение чтению приобретаемым лишь в начальной школе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них сознательное смысловое значение.

Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение навык общеучебный.

На уроках во 2-4 классах кроме развития навыка чтения необходимо сформировать и другие общеучебные умения: пересказывать, выделять главную мысль, делить текст на части, составлять план и др. В этот же период дети учатся работать с литературно - художественными произведениями, которые были всегда в центре внимания на уроках.

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, формирования читательских интересов, развития речи, уроки, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и развития.

Следует особо подчеркнуть, что чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам.

Именно поэтому обучение младших школьников коррекционных классов обусловлено современным подходом к обновлению школьного образования.

Подготовка к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должны быть построены так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Упражнения данного сборника учителя коррекционных классов и классов 7 вида могут использовать на начальном этапе уроков чтения, русского языка, окружающего мира.

Применяя упражнения данного сборника, учащиеся легко переходят к чтению более сложных текстов, умению работать над произведениями, у них развивается речь и творческое мышление. Противопоказаний к применению упражнений для учащихся нет.

Упражнения на развитие речевого аппарата:

Какая буква, слог «лишнее»?

а) А Я Е Р И У Ю

МА РА ЛА НЫ СА БА

б) С К Т П Ш Ж

СО СА СИ РИ СУ

Фонетическая зарядка.

Учитель задаёт детям вопрос, в котором спрашивает о каком либо действии. Дети произносят звук. Например:

  • Что произносит пациент, когда у него осматривают горло? (А-а-а-а)

  • Как дрожат от холода? ( В-в-в-в-)

Упражнения на развитие выразительного чтения (работа в парах с диалогами)

Ас- ос- ус- ыс

Яс- ес- юс- ис

Ас –яс- ос- ес

Ус – ес- юс- ус

  • Прочитай шепотом

  • Прочитай громко

  • Прочитай хором

  • Прочитайте в паре

При чтении парами дается эмоциональная окраска:

  • С восторгом

  • С интонацией

  • С интонацией спора

  • С интонацией недовольства

  • С интонацией вопроса и ответа

Упражнения для отработки беглости чтения:

1.Прочитай буквы, слоги.

А- О, У - Ы, И – Э; А- У, А- О, Ы- И, Э- А, И – Э;

АОУИЭ – АИУОЭ; С- З – Ж, Ш –Ж –С

ЖА – ЩА – ЧА, ЖБА – ЖБЭ.

2. Найди и прочитай слово:

БЫЛПИНПАРБЕНПИР

3. Быстро составляй и читай слова:

СЫ СИТ

ЗА СО РИТЬ

НО СТИ

НЕ ПАТЬ

4.Читай, изменяя порядок букв в слоге.

НА (ан) ЛУ ХО ШО МЫ ХА


5. Добавь гласные и читай слог:

П* КР*
Т* СТ*

К* МН*

С* ПШ*

Д* ЧТ*


6.Читай слоги по подобию:

А

О

У

ПА

ПО

ПУ

ТА

*

*

КА

*

*

А

О

У

СТА

СТО

СТУ

ПРО

*

*

КРА

*

*




7.Прочитай, проанализируй по составу, сравни значение.

СТОЛ – СТОЛБ

КОЛОБОК – КЛУБОК

КОПАЛ – КУПАЛ

8. Грамматическая форма.

ДОМ – ДОМА, К ДОМУ, О ДОМЕ

9.Разные слова с одинаковыми окончаниями.

НА КУСТАХ, НА СТОЛБАХ, НА ПАРТАХ

10.Однокоренные слова.

ЗЕМЛЯК – ЗЕМЛЯ – ЗЕМЛЯНИКА

11.Словообразование с помощью различных приставок от одного корня.

ПРИЛЕТЕТЬ, ОТЛЕТЕТЬ, ДОЛЕТЕТЬ, ПЕРЕЛЕТЕТЬ

12.Словообразование с помощью одинаковых приставок от разных корней.

ПРИЛЕТАТЬ, ПРИЕХАТЬ, ПРИБЕЖАТЬ

13. Читай быстро и чётко:

ОСА – РОСА

ЕЛЬ – ЩЕЛЬ

ТЁЛКА – ЁЛКА

МУХА – УХА

14..Рифмы, переходящие в стихотворные строки:

Ло – ло – ло – на улице тепло

Со – со – со – с горы скатилось колесо

Ну – ну- ну – сяду на Луну

Оль – оль – оль – мы купили соль

Лу – лу – лу – стол стоит в углу

Оль – оль – оль – во дворе сидит король

Ул – ул – ул – у нас сломался стул

На – на – на - в лесу растёт сосна

Жа – жа - жа- поймали мы ежа

Жу – жу - жу – дали молоко ежу

За – за – за – уходи домой коза

Ра – ра – ра – начинается игра

Ры – ры – ры - не заметили жары

Ру – ру – ру – продолжаем игру

Са – са – са – в лесу бегает лиса

Ос – ос – ос- на поляне много ос

Су – су – су- было холодно в лесу

15.Речевые зарядки.

Язык упирается в верхние зубы – ша-ша-ша

Наша Маша хороша.

Язык упирается в нижние зубы – са-са-са

Укусила нос оса.

Язык упирается в верхние зубы – ши-ши-ши

Наши уши хороши

Язык упирается в нижние зубы – сы-сы-сы

У осы усы- усы.

16.Шутки-чистоговорки на звуки:

Жа, жа, жа – мы видели ежа;

Жу, жу, жу – на лужок хожу;

Жи, жи, жи – у меня есть ножи;

Жок, жок, жок – у меня флажок.

Ча, ча, ча – флаг из кумача;

Чо, чо, чо – ох, как горячо;

Чу, чу, чу – я гулять хочу;

Чи, чи, чи – у меня ключи;

Ач, ач, ач – дайте мне калач;

Оч, оч, оч – скоро будет ночь.

17.Прочитай «Пирамидку»

Лето…

Лето красное…

Лето красное пропела…

Лето красное пропела попрыгунья…

Лето красное пропела попрыгунья стрекоза.

Упражнения на развитие оперативной памяти, расширение поля зрения.

1.Разгадай шифрограмму. Прочитай предложение.

МАМАСПИТОНАУСТАЛАНУИЯИГРАТЬНСТАЛА.

2. Прочитай пословицу.

КТОРОДИТЕЛЕЙУВАЖАЕТТОТВОВЕКНЕПОГИБАЕТ.

3. Прочитай слоги и составь из них слова из стихотворения (Зима не даром злится)

ЗИ РОН СНЕ НА КИ МА ТРЕЗ В ЖА ВЕС ВО ГУ ВОН

(Зима, жаворонки, в снегу, весна)

4. Закончи  слова:
о +  (са)                           р +  (оас)
об +  (лако)                     к +  (оза)
яб +  (локо)                     руч +  (ка)
б +  (ереза)                      шапоч +  (ка)
о +  (шибка)
5.  Буква  потерялась:
ша+ба                             голу+ка
геро+                              варе+ка
+куни                             сне+
в+сна                              ду+ки
обл+ко
6.  Занимательные  модели.
     Придумай  слова  по  модели.
а)  -  о  -                          в)  -  о  -  -
б)  о  -  -                          г)  -  -  о
7. Найди  слова  в  слове:
Осада  (оса,  сад,  ода)
Уточка  (точка,  утка)
Часовщик  (час,  сова,  воск,  часок,  сачок)
8.  Лесенка
  О                                               В
О  -                                            В  -
О  -  -                                         В  -  -
О  -  -  -                                      В  -  -  -
О  -  -  -  -                                   В  -  -  -  -
О  -  -  -  -  -                                В  -  -  -  -  -
9. Дежурная  буква.
Ученик  называет  алфавит,  учитель  останавливает  на  какой - то  букве,  она - дежурная.  Каждый  из  учеников  придумывает  слово  на  эту  букву.
           В  (воробей,  ворона,  волна,  ветер,  велосипед+)
Систематическое  использование  фразеологизмов  способствует  развитию  внимания,  памяти,  мышления  и  речи  учащихся.
                               

 10. Игра  "Фотоглаз"
   Учитель показывает  записанный на карточке фразеологизм,  дети  быстро  читают  его  и  записывают  в  тетрадь  только  выделенное  словарное  слово.
Ворона  в  павлиньих  перьях.

Прикусить  язык.
Ищи  ветра  в  поле.
Медвежья  услуга.
Филькина  грамота.
Ни  к  селу,  ни  к  городу.
При  царе  Горохе.
Яблоку  негде  упасть.
Ждать  у  моря  погоды.
Обвести  вокруг  пальца.
Заячья  душа.
Объяснить  смысл  фразеологизмов.
11. Найди  потерявшийся  слог.
.  .  .  жчина  (мужчина)
.  .  .  тина  (картина)
.  .  .  вочка  (девочка)
.  .  .  школьный  (пришкольный)
12. Собери  из  слогов  слова.
втор,  ник  (вторник)
ти,  кар,  на  (картина)
ля,  зем,  ка,  ни  (земляника)
 hello_html_22a11dbc.gif 13. Найди  друга.
Соедини  пары  звуков  цветными  карандашами.

                  [ п ]                        [ ш ]                          [ г ]

                                [ с ]                             [ в ]                            [ д ]

         [ б ]                                     [ ж ]                           [ к ]
 
                            [ т ]                                        [ ф ]
Фонетические и артикуляционные упражнения. ( отработка чистого произношения звуков)

  • Игра «Кто больше?»

Цель игры: придумать слова с новым звуком.

Например: придумай слова, в которых звук [А] был в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (сестра, доска, голова)

Или придумай слова, начинающиеся со звука [Б], (береза, булка, баран, батон, бабочка).

  • Игра «Кто внимательный?»

Цель игры: узнай новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах. Отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: ДОМ, АРБУЗ, ШАР, АСТРА. (Ответ: Даша)

  • Звук заблудился.

Цель задания: найти слово, в котором заблудился данный звук.

Например:

ЖУЧКА БУДКУ (БУЛКУ) НЕ ДОЕЛА;

НЕОХОТА, НАДОЕЛО.

ТАЕТ СНЕГ. ТЕЧЁТ РУЧЕЙ.

НА ВЕТВЯХ ПОЛНО ВРАЧЕЙ. (ГРАЧЕЙ)

  • Узнай звук.

Цель задания: дети должны хлопнуть в ладоши, услышав новый звук в слове.

Упражнения и задания к урокам литературного чтения.

1. Составление загадок- описаний.

Цель: поэтично описать образ данного предмета, явления.

Что за время наступило,

Все меняется кругом:

Листья сыплются с деревьев,

Солнце прячется тайком,

Тучки дождиком пугают.

Урожай всё собирают. (осень)


Всегда  стоит  красивая,
Стройная  и  милая,
Ветками  качает,
Соком  угощает.        (береза)

Есть  конь  у  меня,
Летит,  как  стрела.
В  гору  я  его  несу,
А  с  горы  опять  лечу!    (сани)

Маленький  комочек
В  подполе  живет,
Дырки  грызет.       (мышка)

Мохнатый,  но  не  медведь,
Рыжий,  но  не  лиса,
Кучерявый,  но  не  баран,
На  цепи  сидит,  дом  сторожит.   (собака)
3.  Стремясь  привить  интерес  к  предмету,  воспитать  любовь к  русскому  народному  поэтическому  слову, вводят  скороговорки  для  речевой  разминки  и  развития  речи,  потешки,  считалки,  пословицы  и  поговорки  русского  народа,  которые  помогут  совершенствовать  речь  учащихся,  обогащают  словарный  запас,  развивают  память  и  мышление  детей.

                        Пословицы  и  поговорки  о  зиме.
Пословицы:
  На  Рождество  иней - урожай  на  хлеб,
Небо  звездистое - урожай  на  горох.
  Деревья  окутал  пушистый  иней -
Завтра  будет  ясный  морозный  день.
  Кошка  лежит  свернувшись  в  клубок - к  морозу.
Дым  из  трубы  идет  столбом - к  морозу.
  Вороны  и  галки  вьются  в  воздухе - перед  снегом,
Садятся  на  вершины  деревьев - к  морозу.
  Иней  на  стогах - к  мокрому  году.

  Федот - лед  на  лед  ведет.

  Эраст  на  все  горазд:  и  на  холод,  и  на  голод,
      и  на  бездорожную  метелицу.

  С  Федора  стужа,  что  ни  день,  то  хуже.

Поговорки:
  Зимою  вьюги - летом  ненастье.
  Платон  и  Роман  кажут  зиму  нам.
  В  ноябре  тепло  морозу  не  указ.
  Ноябрьские  ночи  до  снега  темны.
  В  ноябре  зима  с  осенью  борется.
  Зима  не  лето - в  шубу  одета.
  Какова  Аксинья,  такова  и  весна.
  Как  зима  не  злиться,  а  все  равно  весне  покориться.
  Введение  пришло - зиму  привело.


Скороговорки
а)  Расшалившийся  малыш  шипел  на  кошку.

б)  Король  и  королева  привели  корову - кормилицу  на   
      королевскую  каравеллу.

в)  Крокодил  и  крокодилиха  кормили  крошечных  крокодилят.

г)  Щенок  тащил  щи  для  щуплого  щуренка.
д) Проще  простого  простаку  Прохору  просыпать  просо  просто  так.
    Произнести  скороговорки,  четко  выговаривая  согласные  звуки.  Повторить  2 - 3  раза,  ускоряя  тем

"ЕГОРКИНЫ  СКОРОГОВОРКИ"
Я  сегодня  был  в  восторге
От  затейника  Егорки,
За  его  скороговорки
Я  поставил  бы  пятерки!
    Повторяйте  детвора:
-  Посреди  двора  дрова
-  Жук,  над  лужею  жужжа,
    Ждал  до  ужина  ужа.
-  В  перелеске  перепёл
   Перепелку  перепел!
-  Аня  ныне  нянина,

  Нина  няня  Анина.
-  Мамами  любимы  мы -
   Самыми  любимыми.

То - то  буду  я  в  восторге,
Если  вы,  как  я  Егорке,
За  его  скороговорки
Всем  поставите  пятерки!


4. Проба  пера  (по  рифме,  построчно,  по  заданному  началу)
а)  Кружиться,  порхает  снежинка+
      (Как  маленькая  балеринка,
Летит,  летит  она  с  небес
На  бесконечный  зимний  лес)

б)  Я  торопился  на  урок,
      Но  около  ворот+
(Стоял  малюсенький  щенок,
Скулил  он  возле  ног.)

в)  Как - то  раз  с  большого  клена
      Оторвался  лист  зеленый+
      (Ветер  листик  подхватил
       Завертел  и  закрутил)

г)  Скворец  на  дереве  поет,
     Подснежник  распускается+
     (Ручьи  бегут,  ручьи  поют -
     Весна  ведь  начинается)

д)   Здравствуй,  речка!
     (Здравствуй,  лес!
      Мы  попали  в  край  чудес!)
е)  Листья  все  опали,+
     (Птицы  улетели,
     И  в  окне  стучится
     Холод  и  метели.)

ё)   Рифмы  (подбор  рифмы)
      Массаж  (монтаж,  мираж,  багаж,  гараж,  этаж+)
Носорог  (рог+)
Нас  (глаз,  раз+)
Нина  (балерина+)
Норка  (корка,  горка+)
Оса  (роса,  коса,  коза,  лоза+)
Очки  (почки,  тапочки,  шапочки+)
Санки  (салки+)
Рак  (мак,  лак,  так+)
Том  (гром,  гном,  дом,  сом+)
Храбрец  (молодец,  беглец,  огурец,  сорванец,  конец+)
Часок  (сачок,  кулачок+)

ж)  игры:  подобрать  пропущенные  рифмы  во  фрагменте  стихотворения:

Широка  и  глубока
Под  мостом  текла+(река)
Под  корягой,  под  мостом
Жил  в  реке  усатый+(сом)
                                       С. Михалков

5.  Минутки  поэзии  в  начале  урока.
     Каждый  урок  чтения  стал  начинаться  с  пяти  минут  поэзии.  Сначала  читали  стихи  известных  русских,  современных  поэтов  по  временам  года,  по  темам  и  т. д.  а  затем  начали  читать  стихи  собственного  сочинения:

                                                  Зима.

В  чистом  поле,  в  белом  поле
Было  все  белым - бело
Снегом  зайчику  на  горке
Его  лапки  замело.
          

   Звезды
Волшебная  зимняя  ночь,
Луна  на  небе  мерцает,
А  звезды  как  будто  мигают 
И  вымолвить  что - то  хотят.
   

Снежок
Вот  снежочек
Белый - белый
Сверху  вниз,
Спеша,  летит
Вот  такой  он,
Смелый,  смелый
На  земле  уже  лежит. 
                                   Продолжи  стихотворение
Учитель читает отрывки   из  разных  стихотворений  по  2 - 3  строчки,  а  ученики продолжают    хором.

                     У  лукоморья  дуб  зеленый+
                                                               А. С. Пушкин

                     Унылая  пора!  Очей  очарованье!...
                                           А. С. Пушкин

                     Вороне  где - то  бог  послал  кусочек  сыру+
                                                              И.  Крылов

Люблю  грозу  в  начале  мая+
                                         Ф.  Тютчев

Вот  моя  деревня+
                        И.  Суриков
           
Речевая  гимнастика
"Вьюга"  I  вариант.
  Наступила  зима.  Завыли,  засвистели  метели.
Старая,  седая
С  ледяной  клюкой
Вьюга  ковыляет
Бабою  Ягой.
Вьюга  воет:  з - з - з
Застонал  лес  от  вьюги:  м - м - м.
Тяжело  стонут  дубы:  мм - мм  (громко,  тяжело)
И  березки  стонут:  ммм  (легко,  высоко)
Но  вот  вьюга  стала  стихать  ссс - ссс - ссс
И  затихла.

              II  вариант.
Наступила  весна.  Но  зима  уходить  не  хочет.
Она  злится,  посылает  вьюги  и  метели.

Воет  вьюга:  ззз - ззз - ззз.
Свистит  вьюга:  ссс - ссс - ссс.
Ветер  гнет  деревья:  шшш - шшш - шшш.
Тонут  деревья:  ммм - ммм - ммм.
Но  вот  вьюга  стала  стихать  и  затихла.

            III  вариант.
Наступила  зима.
Дед  Мороз  проспал  в  постели,
Встал,  сосульками  звеня.
Где  вы,  вьюги  и  метели,
Что  не  будите  меня?
Налетели  вьюги,  завыли,  засвистели:  ззз - ззз - ззз
                                                                    ссс - ссс - ссс
Застонал  лес:  ммм - ммм - ммм.
Дед  Мороз  колдует:
Разыграйтесь,  метели,
Гнитесь  ниже,  сосны,  ели
Все,  что  есть  в  моем  лесу,
Все  засыплю,  занесу!


                                          УПРАЖНЕНИЯ,
                 РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1.  Напиши  как  можно  больше  предложений,  которые  начинаются  с  данных  букв.

Н + з + о +
Д + с +  л +
К + п + о + м +

(Наступила  золотая  осень.
Настя  зажгла  огонь.
Наш  зонт  оранжевый.
Деревья  сбросили  листву.
День  стоял  летний.)

2.  Учимся  согласовывать  слова  в  предложениях.
Измени  слова  так,  чтобы  получилось,  как  можно  больше  предложений.

                  Собака,  найти,  в,  двор,  вкусная,  косточка.
3.  Из  данных  букв  составь  предложения,  чтобы  получился  текст. 
                            Как  камешек  оказался  на  берегу.

ж  б  к  о  л  н  д  р  п  л к  с 
п  е  н  б  д  з  а  о  т  о  в  т

Жил - был  камешек.  Он  лежал  на  дне  реки.  Птички  летали,  камешек  схватили.  Понесли  его  на  берег.  Думали - зернышко,  а  он  твердым  оказался.  Вот  так.



4.  Что  произошло  бы  и  что  ты  сделал  бы,  если  бы:
     а)  Из  тучки  вместо  дождя  стали  падать  бублики  и  конфеты+
     б)  У  тебя  появилась  волшебная  палочка,  шапка - невидимка,  скатерть - самобранка.
     в)  Я - "золотая  рыбка".
     г)  Я - "цветик - семицветик".

5.  Представьте  себе,  что  ты  стал  котенком,  листочком  или  
     муравьем.
      Цель:  задуматься  об  отношении  к  окружающей  природе.
Можно  выбрать  неодушевленный  предмет,  необычный  герой  "Я - линейка"

                                               Я  линейка
   Я  живу  в  портфеле.  Мой  хозяин  Андрей.  Мне  очень  плохо,  когда  на  мне  рисуют,  потому  что  я  становлюсь  грязной  и  некрасивой +

6.  Учимся  представлять  себе  последствия  событий.
     а)  Я  разорил  гнездо+
     б)  Охотник  выстрелил  в  воздух+
     в)  Мы  разорили  муравейник+
     г)  Я  заблудился  в  лесу+

7.  На  уроке  литературного  чтения,  работая  над  речевой   
     выразительностью,  интонацией  можно  предложить  такую   
     работу.

Задание. Прочитай  предложение,  отрывок,  передавая:
                радость                  гордость
                печаль                     ласку
               страх                       восхищение
               сочувствие              возмущение   
8 -  Изобрази  героев  цветом
-  Сюжетную  линию - цветовой  гаммой
   Рассказывая,  ребенок  раскрывает  свои  чувства  и  понимание  образа.  Обычно  яркие  и  насыщенные  краски  в  сюжетной  линии  приходится  на  кульминацию,  так  как  отражают  самые  захватывающие  события.

9.  Сочинения - миниатюры.
     Размышление  о  герое,  этюда - фантазии.
а)  Каким  я  увидел+
б)  Что  было  бы,  если  бы+
в)  А  дальше  произошло  вот  что+
г)  Мои  мысли  о+
д)  Кто  я  такая?

Пословицы и поговорки по методике И.Т. Федоренко на развитие оперативной памяти.


НАБОР 1

  1. УТРО МУДРО.

  2. БУДЬ ЗДОРОВ.

  3. ДЕЛАЙ ДОБРО.

  4. БЕДА УМ РОДИТ.

  5. ДЕНЬ – ТРУДЕНЬ.

  6. С ДЕЛОМ НЕ ШУТИ.

НАБОР 2


  1. БЫЛО ДА СПЛЫЛО.

  2. БЕДЕН, ДА ЧЕСТЕН.

  3. ОШИБКИ НЕ ОБМАН.

  4. УМНЫЙ УСТУПАЕТ.

  5. СВОЙ ХЛЕБ СЫТНЕЕ.

  6. ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ.

НАБОР 3

  1. ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ.

  2. ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН.

  3. СЕКРЕТ НЕ ДЛЯ ДВОИХ.

  4. БЕЗ ТРУДА НЕТ ДОБРА.

  5. ВРЕМЯ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА.

  6. ШУТИ, ДА ОГЛЯДЫВАЙСЯ.


НАБОР 4

  1. БЕЗ УМА ГОЛОВА КОТЕЛ.

  2. ВОЛЬНОГО БЬЮТ БОЛЬНО.

  3. КТО ЛЕНИВ, ТОТ И СОНЛИВ.


  1. ЛЮДЕЙ СБЛИЖАЕТ УЛЫБКА.


  1. В ЗЛОБЕ ТЕРЯЕТСЯ РАЗУМ.

  2. НЕПОСЕДА ПОРТИТ БЕСЕДУ.


НАБОР 5

  1. БЕЗ СТАРЫХ НЕ ПРОЖИВЕШЬ.

  2. БЕЗ ТЕРПЕНЬЯ НЕТ УМЕНЬЯ.

  3. БУМАГА ТЕРПИТ, А ПЕРО ПИШЕТ.

  4. СПРОС НЕ ГРЕХ, ОТКАЗХ НЕ БЕДА.

  5. ГОВОРИ МЕНЬШЕ, УМНЕЕ БУДЕШЬ.


НАБОР 6

  1. ГОВОРИТ БЕЛО, А ДЕЛАЕТ ЧЕРНО.

  2. МАТЬ ПЛАЧЕТ, ЧТО РЕКА ЛЬЕТСЯ.

  3. ЗА ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА СТО РУК.

  4. В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ.

  5. БРАНИСЬ, А РУКАМ ВОЛЮ НЕ ДАВАЙ.

  6. ПОМЕНЬШЕ СЛОВ, ПОБОЛЬШЕ ДЕЛА.

НАБОР 7

  1. УМ БЕЗ ДОГАДКИ И ГРОША НЕ СТОИТ.

  2. ГЛАЗА СТРАШАТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ.

  3. ДРУГИХ НЕ СУДИ, НА СЕБЯ ПОГЛЯДИ.

  4. ПОСЛЕ ДРАКИ КУЛАКАМИ НЕ МАШУТ.

  5. РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ДОБРО ПОМНИТ.

  6. С МИРУ ПО НИТКЕ- ГОЛОМУ РУБАХА.


НАБОР 8

  1. СРОБЕЛ- ПРОПАЛ.

  2. КАША – РАДОСТЬ НАША.

  3. ССОРА – ОРУЖИЕ ГЛУПЦА.

  4. АПТЕКА НЕ ПРИБАВИТ ВЕКА.

  5. БЕЗ БЕДЫ ДРУГА НЕ УЗНАЕШЬ.

  6. ТОМУ ТЯЖЕЛО, КТО ПОМНИТ ЗЛО.


НАБОР 9

  1. КАК ТЫ К ЗЕМЛЕ, ТАК И ОНА К ТЕБЕ.

  2. ПОСЛЕ ДЕЛА И ГУЛЯТЬ ХОРОШО.

  3. БЕЗ ХЛЕБА КУСКА И ВЕЗДЕ ТОСКА.

  4. ЧАСТЫЕ ГОСТИ В ДОМЕ ПОРЯДОК.

  5. ДОБРОМУ СЛОВУ – ДОБРЫЙ ОТВЕТ.

  6. БОЛЬШЕ СЛУШАЙ – МЕНЬШЕ ГОВОРИ.



НАБОР 10

  1. ДОБРОЕ СЛОВО ЭТО ДОБРОЕ ДЕЛО.

  2. ДОБРО ТОГО УЧИТ, КТО СЛУШАЕТ.

  3. БРАНИСЬ, А РУКАМ ВОЛИ НЕ ДАВАЙ.

  4. С ПОКЛОНУ ГОЛОВА НЕ ОТВАЛИТСЯ.

  5. СИЛУ ПРИМЕНИТЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ РАЗУМ.

  6. СВОЕГО НЕ БРОСАЙ, ЧУЖОГО НЕ БЕРИ.

НАБОР 11

  1. ПОМЕНЬШЕ СЛОВ, ПОБОЛЬШЕ ДЕЛА.

  2. АЗБУКА – К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА.

  3. БАРХАТНЫЙ ВЕСЬ, А ЖАЛЬЦЕ ЕСТЬ.

  4. СТАРОГО УЧИТЬ, ТОЛЬКО ПОРТИТЬ.

  5. БОЛЕН ЛЕЧИСЬ, А ЗДОРОВ БЕРЕГИСЬ.

  6. СВОЕГО НЕ БРОСАЙ, ЧУЖОГО НЕ БЕРИ.


НАБОР 12

  1. ОШИБСЯ, ЧТО УШИБСЯ – ВПЕРЕД НАУКА.

  2. БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК.

  3. ЛЮДЯМ ХОРОШО – ТОГДА И ТЕБЕ ХОРОШО.

  4. НА ВСЯКОЕ ХОТЕНЬЕ, ЕСТЬ ТЕРПЕНЬЕ.

  5. КТО БЫСТРО ПОМОГ, ТОТ ДВАЖДЫ ПОМОГ.

  6. КРАСИВ ТОТ, КТО КРАСИВО ПОСТУПАЕТ.


НАБОР 13

  1. БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ, ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ.


  1. ДИТЯ ПЛАЧЕТ, А У МАТЕРИ СЕРДЦЕ БОЛИТ.

  2. БАБУШКЕ ОДИН ТОЛЬКО ДЕДУШКА НЕ ВНУК.

  3. БЕЗ УЖИНА ПОДУШКА В ГОЛОВАХ ВЕРТИТСЯ.

  4. ЛЮБВИ, ОГНЯ И КАШЛЯ ОТ ЛЮДЕЙ НЕ СПРЯЧЕШЬ.

  5. КТО ЧАСТО ЗЛИТСЯ И ЗАВИДУЕТ, ТОТ СЛАБЫЙ.


НАБОР 14

  1. НЕ БЕДА ОШИБИТЬСЯ, БЕДА ИСПРАВИТЬСЯ.

  2. ВЧЕРА СОЛГАЛ. А СЕГОДНЯ ЛГУНОМ ОБЗЫВАЮТ.

  3. НЕ ДЛЯ ТОГО ГОЛОВА, ЧТОБЫ ШАПОЧКУ НОСИТЬ.

  4. С МАЛЫМИ ДЕТКАМИ ГОРЕ, А С БОЛЬШИМИ ВДВОЕ.

  5. ХОРОШИЙ УЧЕНИК ТОТ, КТО ПОПРАВИТ УЧИТЕЛЯ.

  6. БОЛТУНА ВИДАТЬ ПО СЛОВУ, А РЫБАКА ПО УЛОВУ.

НАБОР 15

  1. НЕ ЗАТЕМ РУКИ ДАНЫ, ЧТОБЫ ДАРОМ БОЛТАТЬСЯ.

  2. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОВОЛЕН СВОИМ ТРУДОМ.

  3. ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ИМЕТЬ ДРУЗЕЙ, САМ БУДЬ ДРУГОМ.

  4. НЕ ХВАЛИ САМ СЕБЯ, ПУСТЬ ТЕБЯ НАРОД ХВАЛИТ.

  5. СМОТРИ ДЕРЕВО ПО ПЛОДАМ, А ЧЕЛОВЕКА ПО ДЕЛАМ.

  6. СОЛНЦЕ, КАК РОДНАЯ МАТУШКА, НИКОГДА НЕ ОБИДИТ.

НАБОР 16

  1. ОТ ЛИХОГО ЧЕЛОВЕКА ХОТЬ ПОЛУ ОТРЕЖЬ, ДА УЙДИ.

  2. НА СМЕЛОГО СОБАКА ЛАЕТ, А ТРУСЛИВОГО КУСАЕТ.

  3. БИТОГО, ПРОЛИТОГО ДА ПРОЖИТОГО НЕ ВОРОТИШЬ.

  4. СОЛНЦЕ, КАК РОДНАЯ МАТУШКА, НИКОГДА НЕ ОБИДИТ.

  5. БУДЕШЬ УЧИТЬСЯ ДОБРОМУ, ХУДОЕ И НА УМ НЕ ПОЙДЕТ.

  6. КОГДА ХОЧЕШЬ СЕБЕ ДОБРА, ТО НИКОМУ НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.

НАБОР 17

  1. КТО ЗА СВОЕ ДЕРЕТСЯ, ТОМУ, И СИЛА ДВОЙНАЯ ДАЕТСЯ.

  2. У БЕЗДЕЛЬНИКА ОХОТА ДО ТОГО, ЧТОБ ОБМАНУТЬ КОГО.

  3. ГОСТЯ ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, А ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ.

  4. НЕ ГОНИСЬ ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.

  5. СОНЛИВОГО НЕ ДОБУДИШЬСЯ, А ЛЕНИВОГО НЕ ДОШЛЕШЬСЯ.

  6. ХОРОШО ИЗ ЛАПТЕЙ ОБУВАТЬ САПОГИ, А НЕ ИЗ САПОГ ЛАПТИ.


НАБОР 18


  1. СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ, ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ.

  2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫ НЕ ТОЛЬКО ДУРНЫЕ ПРИМЕРЫ, НО И ХОРОШИЕ.

  3. ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СВОЕЙ ГОЛОВЫ НЕ ЖАЛЕЙ И ЧУЖОЙ НЕ ДОРОЖИ.

  4. СЛЕДУЙ СВОЕЙ ДОРОГОЙ, И ПУСТЬ ЛЮДИ ГОВОРЯТ ЧТО УГОДНО.

  5. БУДЕШЬ СЛАДОК – ЖИВЬЕМ ПОГЛОТЯТ, БУДЕШЬ ГОРЕК – ПРОКЛЯНУТ.

  6. КОНЬ ВЫРВЕТСЯ ДОГОНИШЬ, А СЛОВА СКАЗАННОГО НЕ ВОРОТИШЬ.


Упражнения для развития навыков выразительного и беглого чтения.

  • Правила работы по таблице Шульте и сами таблицы: числовые, и буквенные, слоги и сочетания.

Начинать работу над беглостью чтения нужно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицы Шульте. Работа с таблицами проводится не только на уроке чтения,  но и на уроках русского языка, математики, во время физкультминуток. Время проведения 90 секунд. Работать необходимо до тех пор, пока ребенок не выучится считывать в таблице все знаки.


1


5

6

7

4

9


2

8

3











а


г

ж


з

и

в


е

б

д


  • Памятка чтения про себя.

Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

  • Упражнения, направленные на формирование навыков беглого чтения.

(Чтение строчек, наоборот, по словам; поочередное чтение слов нормально и наоборот; и т. п.)

  • Упражнения, направленные на развитие дикции

Система упражнений по дикции включает в себя тренировку артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на: сочетание тренируемого звука с гласным, со словом, содержащим тренируемый звук; чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком; чтение чистоговорок, скороговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи и т.д.

Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно).
Литература:

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.

  • Кушнир А.М. Педагогика грамотности. Журнал "Директору сельской школы".

  • «Народное образование» - №8 – 2002 г

  • «Начальная школа» - газета №31 – 2000 г

  • «Начальная школа» - газета №18 -1998 г

  • Мельник В.М. «искусство быстрого и интенсивного чтения» ч.I – общество «Знание» УССР, 1990 г

  • «Начальная школа» -№9 2002 г – с.52

  • А.М. Кушнир «Информационно – ценностный подход в обучении чтению»

  • «Начальная школа» -№8-2000 с. 20

  • «Начальная школа» №10- 1999г

  • Программно-методические материалы «Чтение» - М: «Дрофа» - 2001г

Сборник упражнений по чтению
  • Начальные классы
Описание:

Уроки чтения для младших школьников – это своеобразное окно в область человеческих отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувства долга и многое другое.

   Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, особенно трудность, вызывают уроки чтения у учащихся коррекционных видов и классов 7 вида. На этапе обучение чтению приобретаемым лишь в начальной школе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и   сформировать у них сознательное смысловое значение.

Упражнения  данного сборника учителя коррекционных классов и классов 7 вида могут использовать на начальном этапе уроков чтения, русского языка, окружающего мира.

Применяя упражнения данного сборника, учащиеся легко переходят к чтению более сложных текстов, умению работать над произведениями, у них развивается речь и творческое мышление.  

Автор Анкудович Лариса Александровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1015
Номер материала 18339
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓