Главная / Русский язык и литература / Сборник интеллектуальных игр на уроках литературы 5-11 класс

Сборник интеллектуальных игр на уроках литературы 5-11 класс

Документы в архиве:

7.07 МБ Сборник.doc

Название документа Сборник.doc

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Лицей №1 имен Героя Советского Союза Н.П.Воробьёва городского округа

город Волгореченск Костромской области"










Пособие

"Сборник интеллектуальных игр на уроках литературы для учащихся 5-11 классов".






















2013 год.



Составитель: Могунова Елена Владимировна- учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области".

"Сборник интеллектуальных игр на уроках литературы для учащихся 5-11 классах"; методические разработки интеллектуальных игр. 2013 год.- 32 с.





























Аннотация

Данное пособие "Сборник интеллектуальных игр на уроках литературы для учащихся 5-11 классах" предназначен для учителей литературы. В основу пособия положен собственный опыт работы по проведению урок с использованием формы интеллектуальной игры.

Предложенные игры опубликованы ранее издательским домом Педагогический университет "Первое сентября". Электронный адрес: edu.1september.ru. Электронные версии отдельных игр можно найти на сайте:

www.pedklass.ru





















































Содержание

1.

Введение

5

2.

Основная часть


а)

Методические рекомендации для проведения интеллектуальной игры «Умники и умницы» по теме «Великие сказочники мира» для учащихся 5-х классов (урок внеклассного чтения при изучении раздела "Сказки зарубежных писателей")

7

б)

Игра «Умники и умницы». Первый тур, посвящённый сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка».

10

в)

Финальная игра «Умники и умницы» по сказкам зарубежных писателей "Великие сказочники мира". 5 класс.

13

г)

Методическая разработка игры «Умники и Умницы» по сказке А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (урок внеклассного чтения по теме "Литературная сказка"). 5 класс

16

д)

Игра «Умники и умницы» по творчеству А.Н.Островского для учащихся 10-х классов.

20

е)

«Умники и умницы» (викторина по творчеству Л.Н. Толстого.) 10 класс

22

ж)

Игра «О, счастливчик!» по истории Костромского края

27

и)

Методическая разработка интеллектуальной игры по творчеству Н.А.Некрасова. 10 класс.

31

3.

Список использованных источников

34











Введение.


Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".

В. А. Сухомлинский


ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ИГРА» В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

До ХIХ в. игра рассматривалась как всякая деятельность ребенка, не преследующая в качестве цели получение результатов, ведущаяся для удовольствия, «не всерьез».

Карл Гросс был первым автором, который попытался дать научное определение игры и классифицировать детские игры, найти новый психолого-педагогический подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п.

П.П. Блонский (30-е годы ХХ века) доказывал, что игра - только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка, полагая, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии.

В противовес этому, Д.Б. Эльконин, создавший одну из самых стройных психологических теорий игры, доказывал, что игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей.

Одно из определений: игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие, - дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только на третьем году жизни ребенка.

В.Штерн ввел в психологию понятие Ernstspiel (серьезная игра) и применил его к подростковому возрасту, указывая на то, что такие игры носят переходный характер между игрой и серьезным отношением к действительности и являются специфическим видом деятельности.

Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие мнимой ситуации. Что такое мнимая ситуация? Это ситуация, в которой имеет место расхождение мнимого поля и поля смыслового. Например, ребенок может "придумать", что папин ремень – это змея, а чайник – это паровоз. Налицо расхождение мнимого и реального: ремень – это не змея, но предполагается, что все именно так. Ведущее звено игры – это воображение, следовательно, по Выготскому игра тоже начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать.

Итак, ИГРА - активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности.

В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

В данном сборнике представлены интеллектуальные игры, проведёные на уроках литературы. Игры разработаны по принципу всеми уважаемых и любимых игр "Умники и Умницы" и "Что? Где? Когда?"

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. С сайта http://www.vampodarok.com/

Интеллектуальные игры ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции.














Методические рекомендации для проведения интеллектуальной игры «Умники и умницы» по теме «Великие сказочники мира»

для учащихся 5-х классов.

(урок внеклассного чтения при изучении раздела

"Сказки зарубежных писателей")


Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей».

Для проведения игры должна быть проведена большая подготовительная работа под руководством учителя. Прочитать сказки и познакомиться с биографией и творчеством зарубежных писателей-сказочников: Г.Х.Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм. Выполнить творческие работы: рисунки, сочинения-миниатюры.

Победителю игры присваивается звание «Умник».

Задачи:

Образовательная: расширить знания учащихся о зарубежных писателях-сказочниках и их сказках;

Развивающая: привитие учащимся интереса к предмету, формирование умений и навыков самостоятельной работы при анализе текста художественного произведения;

Воспитательная: развитие навыка культуры участия в интеллектуальной игре.

Оборудование игры:

  • дорожки для участников: красная, жёлтая, зелёная (изготовлены из плотных обоев и покрашены в соответствующие цвета).

  • портреты сказочников: Г.Х.Андерсен, Шарль Перро, Братья Гримм (из набора к уроку литературы "Портреты зарубежных писателей)

  • иллюстрации к сказкам: Г.Х.Андерсен «Русалочка», Шарль Перро «Кот в сапогах», Братья Гримм «Белоснежка».

  • иллюстрации и текст к сказке: Г.Х.Андерсен «Русалочка», (приложение №1)

  • выставка книг «Великие сказочники и их сказки» (готовит школьный библиотекарь и ученики класса).

  • выставка творческих работ учащихся «Моя любимая сказка».

  • ордена «Умники и умницы».

Правила игры:

  1. Игра по сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» проходит в классе на уроке внеклассного чтения.

  2. С помощью отборочного тура выявляются три наиболее активных игрока, которые будут состязаться за звание «Умник» или "Умница". Работу каждого участника оценивает жюри – ареопаг (можно пригласить родителей, старшеклассников, школьного библиотекаря, коллег учителей литературы).

  3. Если участник игры на дорожке не может ответить или дал неверный ответ, то вопрос предлагается болельщикам. Таким образом, среди болельщиков выявляются наиболее активные участники. За правильный ответ болельщик получает «Орден». Заработав три ордена за игру, болельщику присваивается звание «Умник» или "Умница".

  4. Правила движения по дорожкам.

Красная дорожка – состоит из двух туров. Она самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.

Жёлтая дорожка – состоит из трёх туров. На ней участник может допустить при ответе на вопрос одну ошибку.

Зелёная дорожка – она самая длинная. При выполнении заданий на этой дорожке участник игры может ошибиться дважды.


Победителем игры становится тот, кто первым закончит выполнение заданий на своей дорожке.



Отборочный тур «Великие сказочники мира».

За правильный ответ участник игры получает орден «Умники и умницы».

АГОН 1.

  1. «Он был не красив. Он знал это, но изобразил себя стройным, бледным и обаятельным молодым человеком» - назовите этого сказочника.

ответ: Г.Х Андерсен.

  1. Во Франции жили пять братьев: Жан – адвокат, Пьер – сборщик налогов, Клод - врач, Никола – математик, младший Шарль посвятил себя делам государственным. Кто из них стал известным сказочником, назовите его полной имя.

ответ: Шарль Перро.

  1. С самого ранней юности они были связаны теснейшими узами дружбы, которая не прерывалась в течение всей жизни. Старший стал личным библиотекарем брата Наполеона Бонапарта. Они составили первый исторический словарь немецкого языка – назовите этих выдающихся людей.

ответ: Братья Гримм.


АГОН 2.

  1. «В его чашечке на зелёном пестике сидела крошечная девочка…» - назовите её имя. Каков был её рост?

ответ: Дюймовочка. «…она была такая нежная,

маленькая, всего с дюйм ростом».

  1. Жил-был бедный принц, и жениться ему хотелось на принцессе. Он принёс ей в дар розу и соловья, но его подарки были отвергнуты. Что придумал принц, чтобы жениться на принцессе?

ответ: Он стал свинопасом.

  1. «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны, на дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди». – Какая сказка Г.Х.Андерсена начинается этими словами.

ответ: «Огниво»

АГОН 3

  1. «Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота». Как братья поделили между собой отцовское добро? Назовите сказку и её автора.

ответ: «Братья поделили между собой отцовское добро

без нотариуса и судьи… Старшему досталась

мельница. Среднему – осёл. Ну, а уж младшему

пришлось взять себе кота».Сказка «Кот в сапогах».

Написал Шарль Перро.

  1. «Жил-был портной, и звали его Ганс. В комнате у него было много мух. Однажды Ганс рассердился и ударил тряпкой по мухам и убил семерых. Сшил себе новый пояс и вышил на нём большими буквами…" - какие слова вышил Ганс на поясе?

ответ: «Когда злой бываю,- семерых убиваю».

  1. В сказке «Золушка» Шарля Перро фея превратила тыкву в карету, крысу в кучера, мышей в лошадей. Во что превратила фея платье Золушки?

ответ: «Волшебница взмахнула своей палочкой и золушкины лохмотья превратились в роскошный, затканный золотом и серебром наряд. Её стоптанные башмаки превратились в хрустальные туфельки.


По итогам отборочного тура три участника, набравшие наибольшее количество орденов, выходят в финал, где будут бороться за звание «Умник».

Игра «Умники и умницы». Первый тур, посвящённый сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка».


Розыгрыш дорожек.

Участникам игры предложены иллюстрации к сказке и отрывки из текста. Нужно определить соответствие текста с иллюстрацией. Прочитать выразительно отрывок. (Смотри приложение № 3)

Жюри – ареопаг подводит итоги.

Участники выбирают дорожки:

красная – самая короткая, на ней нельзя ошибаться;

жёлтая – на ней можно ошибиться один раз;

зелёная – самая длинная, на ней можно ошибиться дважды;


1 тур. Узнай себя.

Какая из сестёр увидела следующую картину, когда пришло её время впервые всплыть на поверхность моря.

Зелёная дорожка.

«Куда ни глянь, на много-много миль вокруг одна вода да небо, опрокинувшееся, точно огромный стеклянный купол; вдали, как морские чайки, проносились большие корабли, играли и кувыркались весёлые дельфины и пускали из ноздрей сотни фонтанов огромные киты».

ответ: четвёртая сестра.


Жёлтая дорожка.

«Тут она увидала зелёные холмы, покрытые виноградниками, дворцы и дома, окружённые густыми рощами, где пели птицы; солнце светило и грело так, что ей не раз приходилось нырять в воду, чтобы освежить своё пылающее лицо. В маленькой бухте она увидела целую толпу голеньких ребятишек, которые плескались в воде; она хотела было поиграть с ними, но они испугались её и убежали…»

ответ: третья сестра.

Красная дорожка.

«Солнце только что село, но облака ещё сияли пурпуром и золотом, тогда как в красноватом небе уже зажигались ясные вечерние звёзды; воздух был мягок и свеж, а море как зеркало. Неподалёку от того места стоял трёхмачтовый корабль всего лишь с одним поднятым вверх парусом…»

ответ: это была Русалочка.


Подводятся итоги первого тура «Узнай себя».

2 тур. Толкование слов.

О чём идёт речь?


Зелёная дорожка.

«Полуживотные - полурастения, похожие на стоголовых змей, росших прямо из песка; ветви их были подобны длинным осклизлым рукам с пальцами, извивающимися, как черви…»

ответ: Полипы.


Жёлтая дорожка.

Они то открываются, то закрываются, смотря потому прилив или отлив; это очень красиво. Их содержимое может украсить корону любой королевы.

ответ: Раковина.


Красная дорожка.

Она росла у статуи, обвивая её своими ветвями, склоняясь к голубому песку, где колебалась их фиолетовая тень, - вершина и корни точно целовались и играли друг с другом!

ответ: Плакучая ива.


Подводятся итоги второго тура «Толкование слов».



3 тур. Биографический.


Зелёная дорожка.

Продолжи предложение: «С первой же зарёй после его женитьбы на другой твоё сердце …:

ответ: …разорвётся на части, и ты станешь пеной

морской!»

Жёлтая дорожка.


«Я возьму за свой бесценный напиток самое лучшее, что есть у тебя: ведь я должна примешать к напитку свою собственную кровь…» - что взяла ведьма у русалочки за свою услугу?

ответ: чудный голос.

Подведение итогов третьего тура.


Приложение № 3.

Текст 1.

«На дне моря, где лучи солнца, пройдя сквозь сапфирово-синюю толщу вод, превращаются в разноцветные искорки, обитают морские жители. Когда-то давным-давно ими правил Морской царь. Был у него коралловый дворец с крышей из белых и розовых ракушек. Жили в том дворце дочери Морского царя – шесть прекрасных русалок.

День-деньской играли принцессы в огромных дворцовых залах, где по стенам росли живые цветы. В открытые янтарные окна вплывали рыбки, как у нас, бывает, влетают ласточки; рыбки подплывали к маленьким принцессам, ели из их рук и позволяли себя гладить».

Текст 2.

«Странное дитя была эта русалочка: такая тихая, задумчивая… Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то корабля. Русалочка посадила у статуи красную плакучую иву, которая пышно разрослась;

Больше всего любила русалочка слушать рассказы о людях, живущих наверху, на земле».

Текст 3.

«Ждать пришлось недолго: к принцу подошла одна из молодых девушек и сначала очень испугалась, но скоро собралась с духом и позвала на помощь людей. Затем русалочка увидела, что принц ожил и улыбнулся всем, кто был возле него. А ей он не улыбнулся, он даже не знал, что она спасла ему жизнь! грустно стало русалочке, И когда принца увели в большое белое здание, она печально нырнула в воду и уплыла домой.

И прежде она была тихой и задумчивой, теперь же стала ещё тише, ещё задумчивее».









Финальная игра «Умники и умницы» по сказкам

зарубежных писателей

"Великие сказочники мира". 5 класс.


По итогам отборочной игры по сказке Г.Х.Андерсена Русалочка, выявились три победителя из числа болельщиков. Именно им придётся бороться за победу в финальной игре «Великие сказочники мира». Победителю финальной игры присваивается звание «Заумник» и вручается диплом победителя.

Розыгрыш дорожек.

Домашнее задание – участникам игры было предложено приготовить творческое домашнее задание. По жеребьёвке участники должны подготовиться к конкурсу литературных героев по сказкам: Ш.Перро «Золушка» и «Кот в сапогах», Братья Гримм «Бременские музыканты». Используя текст сказки участник должен рассказать о себе, начиная словами: «Я – Кот в сапогах…», «Я – Золушка…», «Я – пёс…»

Ареопаг оценивает, кто более ярко представил своего героя, использование в своем представлении авторский текст.

Проводится розыгрыш дорожек. Право первого выбора предоставляется победителю творческого конкурса.

Участникам напоминаются правила игры.

Агон 1. Шарль Перро «Кот в сапогах».

Участникам игры предложены иллюстрации к сказке «Кот в сапогах».

Задание: расположите иллюстрации в хронологической последовательности и подберите к ним соответствующий текст. (См. приложение № 1).

Агон 2. «В гостях у Золушки».

Зелёная дорожка.

«Золушка уселась в карету, и волшебница сказала ей:

- Желаю тебе весело провести время. Но запомни одну вещь. Ты должна покинуть бал ровно в полночь. Если та не сделаешь этого…» - что тогда произойдёт?

Ответ: карета превратиться в тыкву, лошади опять станут мышами, слуги – ящерицами, а твоё роскошноё платье – грязными лохмотьями.

Жёлтая дорожка.

Дважды Золушка ездила на бал. В самый разгар первого бала пробили часы. Золушка попрощалась со всеми и поспешила уйти. Который час показывали часы?

Ответ: часы пробили три четверти двенадцатого.

Красная дорожка.

«С почётным эскортом Золушку проводили во дворец, где с нетерпением ожидал её молодой красавец-принц. Через несколько дней они поженились и справили пышную свадьбу". А что стало с сёстрами Золушки?

Ответ: «она взяла сестёр во дворец и вскоре выдала их замуж за знатных вельмож.

Агон 3. В гостях у Бременских музыкантов.

Жёлтая дорожка.

Перечислите, пожалуйста, в каком порядке герои сказки «Бременские музыканты» приходили в группу уличных музыкантов.

Ответ: Осёл, пёс, кот, петух.

Зелёная дорожка.

Почему сказка называется «Бременские музыканты»?

Ответ: действие сказки происходит в немецком городе Бремен.

Агон 4. «Кто Вы?»

Зелёная дорожка.

Вы были самым младшим в своей семье. После смерти отца вам досталось небогатое наследство. Из этого богатства вы хотели сделать муфту. Но всё сложилось как нельзя лучше. Благодаря своему наследству вы получили титул маркиза и удачно женились.

Ответ: младший брат из сказки «Кот в сапогах». Маркиз де Карабас (такое имя выдумал для своего хозяина Кот)

приложение № 1

hello_html_28602c50.png

hello_html_32921fb2.png


hello_html_4f327868.png

hello_html_2ffe3b05.png








































Методическая разработка игры «Умники и Умницы» по сказке А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (урок внеклассного чтения по теме "Литературная сказка"). 5 класс.


Цель:

  • расширение знания по литературе;

  • развитие интереса к внимательному прочтению произведений;

Задачи:

  • развивать творческих способностей;

  • умение слушать других детей;

  • проявлять собственную активность.


Подготовительная работа.

  1. Прочитать оригинал сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

  2. Составление презентации.

  3. Разработка условий игры.


Оборудование:

презентация, музыка, проектор, ноутбук, медали, дипломы, оформление доски, дорожки для участников: красная, жёлтая, зелёная, портреты сказочников, выставка книг “Великие сказочники и их сказки”, выставка творческих работ учащихся “Моя любимая сказка”, ордена “Умники и умницы”.

Правила игры:

  1. Игра по сказке А.Толстого“Золотой ключик или приключения Буратино” проходит в одном классе.

  2. С помощью отборочного тура выявляются три наиболее активных игрока, которые будут состязаться за звание “Умник”

  3. Работу каждого участника оценивает жюри — ареопаг.

  4. Если участник игры на дорожке не может ответить на вопрос или дал неверный ответ, то вопрос предлагается болельщикам. Таким образом, среди болельщиков выявляются наиболее активные участники. За правильный ответ болельщик получает "орден". Заработав три "ордена" за игру, болельщик получает звание “Умник".

  5. Правила движения по дорожкам.

Красная дорожка состоит из двух туров. Она самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.

Жёлтая дорожка состоит из трёх туров. На ней участник может допустить при ответе на вопрос одну ошибку.

Зелёная дорожка — самая длинная. При выполнении заданий на этой дорожке участник игры может ошибиться дважды.

Победителем игры становится тот, кто первым закончит выполнение заданий на своей дорожке.


Отборочный тур “Великие сказочники мира”

1 вопрос: "Хорошо я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил…"

Вопрос: Сколько лет прожил сверчок?

Ответ: сто лет.

2 вопрос: «из-под лестницы, из-под пола показалась толстая голова. Высунолось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах»

Вопрос: о ком идёт речь?

Ответ: Крыса Шушара.

3 вопрос: У этого сказочного героя были «…седые волосы, росшие около ушей. Носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб»

Вопрос: назови этого героя

Ответ: Шарманщик Карло.



Игра “Умники и умницы”

по сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Первый ведущий: Уважаемые игроки! Сейчас вам будет предложено задание, которое в дальнейшем определит право выбора дорожки. Перед вами пять конвертов. В конверте предложен отрывок из сказки «Приключение Буратино». Задание: Подготовьте выразительное чтение отрывка и выберите к нему иллюстрацию. Время одна минута.

(Через одну минуту игроки должны представить выполненное задание.)

Слово жюри. (Представить)

Второй ведущий: Ещё раз напомним правила игры:

Красная дорожка состоит из двух туров. Она самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.

Жёлтая дорожка состоит из трёх туров. На ней участник может допустить при ответе на вопрос одну ошибку.

Зелёная дорожка — самая длинная. При выполнении заданий на этой дорожке участник игры может ошибиться дважды.

Победителем игры становится тот, кто первым закончит выполнение заданий на своей дорожке. (Дети выбирают дорожку, по которой будут двигаться).


1 агон

Красная дорожка: Но прежде чем я уйду, выслушай полезный совет. Какой полезный совет дал сверчок Буратино?

Ответ: Брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома, и завтра начни ходить в школу.

Жёлтая дорожка: Народный лекарь Богомол служил как травник, руками начал дотрагиваться до Буратино.

- Одно из двух – прошелестел он - …

Что прошелестел Богомол?

Ответ: … - или пациент жив, или он умер.

Зелёная дорожка: Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруд человек с бородой такой длинны, что он её засовывал в карман, чтоб не мешала ему ходить. Кто дал золотой ключик Буратино?

Ответ: Черепаха Тортила.

Подведение итогов 1 агона.

2 агон

Красная дорожка: Давным-давно в городе на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозвищу, … Какое прозвище было у старика Джузеппе?

Ответ: Сизый нос.

Жёлтая дорожка: Нет хвоста, поэтому летает не прямо, как птица, а вверх и вниз – на перепончатых крыльях, вверх и вниз, похожая на чертика, рот у неё всегда открыт, чтобы, не теряя времени, по пути ловить, кусать, глотать живьём комаров и ночных бабочек. О ком идет речь?

Ответ: Летучая мышь.

Зелёная дорожка: Вдруг серый комочек опять перескочил дорогу, Буратино успел разглядеть, что это заяц, а на нём верхом, держа его за уши, сидит бледный маленький человечек. Кого увидел Буратино на зайце?

Ответ: Это был Пьеро.

Подведение итогов 2 агона.

3 агон

Жёлтая дорожка: Из-за картонного дерева маленький человек в длинной белой рубашке с длинным рукавом. Его лицо было обсыпано пудрой, белой как зубной порошок. Кому из героев принадлежит это описание?

Ответ: Пьеро.

Зелёная дорожка: В стране Дураков есть волшебное поле – называется Поле Чудес. На этом поле выкопай ямку, скажи три раза ‘Крекс, фекс, пекс’ … Кому из героев принадлежит эти строчки?

Ответ: Лиса Алиса.

Красная дорожка: Зелёная ряса на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Она поплыла к листу, где сидел Буратино. Кто подплыл к Буратино?

Ответ: Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила.

Подведение итогов 3 агона.

Определение победителя игры и награждение.























Игра «Умники и умницы» по творчеству А.Н.Островского

для учащихся 10-х классов.

Игра проводится по принципу интеллектуальной игры "Умники и Умницы". Правила этой игры описаны ранее.

Вопросы отборочного тура.

  1. раунд.

а). Какой театр любил посещать А.Н.Островский в юности. ( Московский Малый театр)

б). Какую пьесу-сказку создал А.Н.Островский в имении Щелыково? («Снегурочка»).

в). Какой театр в нашей стране называют «Домом Островского»? (Московский Малый театр).


2 раунд.

а). Как называется статья, которую посвятил Добролюбов Драме «Гроза»? («Луч света в тёмном царстве»).

б). Кому принадлежат слова: «Гроза» - есть, без сомнения, решительное произведение Островского. В «Грозе» есть даже что-то освежающее и бодрящее». (Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»).

в). «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений» - кому и по какому поводу были адресованы эти слова? (пьеса «Бесприданница», начальнику репертуарной части петербургских театров Фёдорову; опус 40).


Определение дорожки – выразительное чтение монолога Кулигина из драмы А.Н.Островского «Гроза».

1 агон –

«Знаете ли вы персонажей драмы «Гроза»?

красная дорожка - …будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру. (Борис, племянник Дикого).

Жёлтая дорожка - …при упоминании, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался. (Купец Дикой)

Зелёная дорожка - … утверждал, что «Литва на нас с неба упала». (Один из гуляющих по набережной).

2 агон –

Кому из персонажей драмы «Гроза» принадлежат слова:


Красна дорожка – «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». (Варвара).

Жёлтая дорожка – «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… что будет, как будет свет стоять? Уж и не знаю!» (Кабанова)

Зелёная дорожка – "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" (Кулигин).

3 агон

Пьеса «Бесприданница».

Красная дорожка – Вы Харита Игнатьевна Огудалова – что говорит о Вас ваше имя?

Жёлтая дорожка – Вы Юлий Капитоныч Карандышев – о чём говорит ваше имя?

Зелёная дорожка – Вы Лариса – что скрывается за вашим именем.

4 агон – «Кто Я?»

Красная дорожка – он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а Вожеватов ему говорит: «Ну зачем я тебя туда возьму, с какой стати? Клетку, что ли , сделать да показывать тебя?» Одет в плащ, правая пола закинута на левое плече, мягкая высокая шляпа надета на бок. Называет Паратова – Серж. (Робинзон)

Жёлтая дорожка – он учился русскому языку у бурлаков, а французскому - у английского лорда;

-ему 30 лет; он «блестящий барин» (Паратов).

Зелёная дорожка – она вещь, дорогой бриллиант, требующий дорогой оправы и хорошего ювелира. (Лариса)

Финал.

Красная дорожка – Паратов: - Хочу продать свою волюшку.

Харита Игнатьевна: - Понимаю: выгодно жениться хотите! А во сколько вы цените свою волюшку?

Паратов: - Какова цена воли Паратова? (Полмиллиона).

Жёлтая дорожка –

Харита Игнатьевна: - Мне завтра хотелось бы дочери сюрприз сделать.

Кнуров: - ну, что там такое? Что это стоит?

Харита Игнатьевна: - Оцените, Мокий Парменыч!

Кнуров: - Что тут ценить? Пустое дело!

-О чём идёт речи, и сколько за это заплатил Кнуров? (Подарок Вожеватова – брошь. Триста рублей это стоит).

Зелёная дорожка:

Вожеватов: - Гаврило, дай-ка нам чайку моего, понимаешь?

О каком «Чае» идёт речь? («Да всё то же шампанское, только в чайники он разольёт и стаканы с блюдечками подаст»).


«Умники и умницы»

(викторина по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 10 класс.

Оборудование: портреты Толстого, файловые папки по творчеству писателя, высказывания, три дорожки, цилиндры, ордена.

Ход игры.

Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого «соревнование», «состязание»).

Ведущий. Объясняет правила игры:

Красная дорожка – самый короткий путь к победе. Но и самый трудный. 2 вопроса, но нельзя ошибаться.

Желтая дорожка – 3 вопроса, допустима одна неточность в ответе.

Зеленая дорожка – длиннее предыдущих: 4 вопроса, можно ошибаться дважды.

Судит Высокий ареопаг.

Слово учителя о теме игры.

Сегодня мы вновь будем говорить о величайшей фигуре XIX века, писателе и философе, который всю жизнь жил честно, путался, ошибался, начинал и бросал, и опять начинали опять бросал, и вечно боролся и лишался. Потому что считал, что «спокойствие – душевная подлость». Ваше мнение о любом герое романа.

Вопросы для розыгрыша.

  1. Где провел Толстой большую часть своей жизни? (Имение Ясная Поляна).

  2. Обратите внимание на свойственные великому писателю напряженную духовную работу, поиски смысла жизни, стремление к нравственному самоусовершенствованию. Кому из героев Толстого свойственно это? (кн. Андрей, Пьер Безухов).

  3. Яснополянская школа. Какие ее принципы и методы заслуживают уважения?

  4. Осажденный Севастополь. Что там делал Толстой?

  5. Рассказ «Кавказский пленник» переписывался 100 раз. А сколько раз переписывался роман «Война и мир»?

  6. Перечислите крупные сражения, описанные в романе «Война и мир». (Шенграбенское, Аустерлицкое)

  7. Перечислить рода войск русской армии в 1812г. (пехота, артиллерия, уланы, гусары, драгуны, кавалерия).

  8. Для чего Лёвушка Толстой искал зеленую палочку?




Первый агон.

КТО ВЫ?

желтая дорожка

  1. Умен, вечно занят делом, деспотичен иногда до самодурства, часто мучит своих домашних, особенно дочь. Кто вы? Представьтесь.(старый князь Болконский).

  2. Расскажите о себе. Почему и где вы живете, какая у вас семья?

  3. Провожая сына на войну, вы даете ему наказ? Какой?

  4. Кто из героев русской литературы тоже дает детям наказы и какие? (отец Гринева, Молчалина, Чичикова).

  5. Опишите свой рабочий день.

  6. А что, мадмуазель Бурьен действительно пленила ваше сердце?

  7. Почему вы так неровно относитесь к людям: Пьеру даже предлагали свою «дуру» дочь, а вот с богатым Анатолием Курагиным долго не говорили?

  8. Княжна Марья засиделась в невестах, а вы еще так сватов плохо встретили. Кстати, как?

Первый агон. (Багратион (красная дорожка)).

  1. Любимый ученик Кутузова, который посылается на самые трудные участки фронта. Кто вы?

  2. Да, «Бог, рати он», как звали вас солдаты? Почему вам памятник стоит в Тбилиси?(Грузинский князь).

  3. Как вы спасли русскую армию в кампании 1805-1807 годов. Чего это вам стоило?

  4. На поле боя вы бог, а почему так стеснялись на обеде в Английском клубе Москвы?

  5. Где же Кутузов потеряет своего любимого ученика?

Первый агон. (Наташа (зеленая дорожка)).

  1. «Казак», «зелье девка». О ком так сказала Марья Дм. Ахросимова? Узнайте себя. (Наташа Ростова.)

  2. Итак, вы Наташа. Расскажите о своей семье. (С кем вы близки? Чем увлечены?)

  3. Кто из героев романа делал вам предложение? (а) был роман с Борисом Друбецким, б)Василий Денисов, в) кн. Андрей Болконский, г) Анатоль Курагин.)

4. Охарактеризуйте себя, что вы любите, что нет.

5. Как вы относитесь к музыке? Где проявляется ваша музыкальность? Кстати, а где вы научились так прекрасно танцевать?

  1. Станцуйте нам, пожалуйста, танец, который вы танцевали у дядюшки.

  2. Сколько раз вас судьба сводила с Андреем Болконским? (Отрадное, бал, помолвка, встреча в обозе)

  3. Давайте разберемся в вашем чувстве к Анатолию. Вы что, действительно его любили?

  4. Что вас больше всего убило в его поведении?

  5. Почему все-таки тайком вы пошли в палатку к раненому князю Андрею?

Второй агон. (князь Андрей (зеленая дорожка)).

  1. «Твоя дорога – дорога чести». Так вам сказал ваш непосредственный начальник великий Михаил Илларионович. Кто же вы? (кн. Андрей Николаевич Болконский)

  2. Расскажите о себе, своей семье до встречи с Наташей Ростовой.

  3. А кто вам на балу ее представил и какими словами? Расскажите об этом событии.

  4. Андрей Николаевич, вы достойный сын своего отца. Почему же вы защищаете на военном совете человека не своего круга Тушина, а представителя своего сословия Жеркова уличаете в неправде?

  5. При каких обстоятельствах вы встретились с Наполеоном? Какое значение имела эта встреча в вашей жизни?

  6. В каких крупных сражениях вы участвовали?

  7. Какие удары нанесла вам судьба? (разочарование в Наполеоне, смерть жены, разочарование в Сперанском, измена Наташи).

  8. Кстати, а почему вы потеряли Наташу? (В его чувстве больше эгоизма, чем любви).

  9. Где вы встретились с Курагиным, почему не отомстите, как мечталось?

  10. Как часто вы писали отцу с войны?

  11. Сколько вам лет, когда вы встречаете Наташу Р.?

Второй агон. (Наполеон(желтая дорожка)).

  1. «Корсиканское чудовище», «французский император», блестящий военачальник. Отзывы разные, а ответ один. Какой?

  2. До похода на Россию где вы набирались опыта?

  3. Согласны ли вы с характеристикой, какую вам дал граф Толстой: ничтожный и бездарный полководец, вам свойственны бессердечность и актерство, презрение к людям? Таковы ли вы на самом деле?

  4. Что вас удивляло в тактике Кутузова в Отечественной Войне 1812г.?(отступал, оставил Москву, не дал генерального сражения)

  5. Почему на Аустерлицком поле вы среди убитых и раненых выделили именно князя Андрея?

  6. Почему же, захватив Москву без боя, вы бросили свою армию и позорно бежали?

  7. Где вы закончили свои дни?

  8. Почему вы были так популярны у молодого поколения России первой половины XIX столетия?

  9. Как вы моментально прославились?

Второй агон. ( Анатоль Курагин (красная дорожка)).

  1. Вы блестящий светский денди, проматывающий в год баснословные деньги отцовского состояния, у вас красавица сестра Элен и идиот брат Ипполит. Вы…

  2. Что вас связывало в начале романа с Пьером Безуховым?

  3. Как вы думаете, какие слухи ходили про вас в свете?

  4. Любая красавица столица готова была вам ответить (и отвечала) взаимностью. Для чего вам нужен был роман с графиней Ростовой?

  5. Расскажите историю вашей женитьбы.

Третий агон. (Пьер(зеленая дорожка)).

  1. «Глупый муж красивой жены», незаконнорожденный сын екатерининского вельможи. Это…

  2. Расскажите немного свою биографию. Она достойна описания.

  3. Чем же вы занимаетесь в Петербурге?

  4. Чем вы встревожили хозяйку салона Анну Павловну Шерер?

  5. Как произошло, ваше сватовство к Элен Курагиной? Неужели она действительно влюбилась в вас без памяти?

  6. Вы человек мирный. Даже не знаете. Как и куда целиться, как же вы посмели вызвать Долохова на дуэль, ведь он - ваш больший приятель по кутежам?

  7. Что привлекло вас в масонстве и что оттолкнуло?

  8. Что вы испытали в 1812г.? (участие в Бородинском сражении, плен, близость к н-ду)

  9. С кем вы наконец обрели счастье? Сколько у вас детей?

  10. Чем закончились ваши поиски смысла в жизни? Чему вы решили посвятить свою жизнь?

Третий агон. (княжна Марья(желтая дорожка)).

  1. Неуклюжая, с тяжелой походкой, но замечательными лучистыми глазами – такой мы запомнили…

  2. Расскажите о своей жизни в Лысых Горах.

  3. Какое место занимала в вашей жизни религия?(…странники, божьи люди)

  4. Почему вы отказали Анатолию, по вашим верованиям, мужа дает Бог, значит надо его принимать таким, какой он есть. Это что – бунт против Бога?

  5. Как сложились ваши отношения с Наташей Ростовой?

  6. О чем вы просите брата Андрюшу, когда он после измены Наташи идет на войну с французами? (не мстить Анатолию).

  7. Какой по-вашему, самый тяжелый грех князя Андрея (гордость мысли).

  8. Как вы познакомились с Николаем Ростовым?

  9. Вы счастливы с ним в браке. Но какие поступки мужа вас всегда возмущают?

Третий агон. (Кутузов(красная дорожка)).

  1. Любимый ученик Суворова, «старый хитрый лис», по оценке Наполеона, имеющий … ранен.

  2. Итак, Михаил Илларионович, как вы думаете. Как восприняли в России разные слои общества ваше назначение на пост главнокомандующего?(Светское общество - , Народ - , Передовые люди - )

  3. А зачем оно вам надо было на старости лет рисковать своей репутацией на возглавление русской армии?

  4. Почему вы спали на военном совете перед Аустерлицким сражением, а на совете в Филях бодрствовали?

  5. А как вы объясните свое поведение на Бородинском поле?

  6. Какие люди вам симпатичны и почему? (Багратион, Князь Андрей)

Подведение итогов
















Методические рекомендации для проведения игры

«Что? Где? Когда?»

по истории Костромского края

Игра «Что? Где? Когда?» по истории Костромского края разработана на основе телевизионной версии одноимённой игры.

Представляемая игра рассчитана на учащихся 12 – 13 лет и направлена на проверку знаний истории родного края.

Игра относится к виду познавательных игр.

Цель: систематизировать знания учащихся по курсу «История Костромского края».

Задачи:

  • способствовать развитию познавательных навыков;

  • Заинтересовать ребёнка этой игрой

Оборудование:

  1. компьютерная техника

  2. место для игроков и ведущего

  3. места для болельщиков

  4. вопросы

  5. диплом участника или победителя

  6. песочные часы

  7. игровое поле

Продолжительность игры: 30-40 минут

Условия игры:

  1. Данная игра рассчитана на учащихся, изучающих «Историю Костромского края» (5-6 класс);

  2. Подготовить вопросы - задания для команды (приложение № 1).

  3. За игровой стол садится команда из шести человек.

  4. Игра идёт до 6 очков.

  5. В процессе игры команда может взять помощь класса.

  6. Капитан команды определяет игрока, который будет отвечать на вопрос.

  7. На обсуждение вопроса даётся 1 минута.

Рекомендации: подобные игры можно использовать и по другим темам школьной программы, как для гуманитарного, так и естественно-математического курса, особенно для уроков музыки, труда (по прикладному искусству), географии, психологии. Со временем вопросы игры могут изменяться и усложняться

Эта игра доступна и проста в использовании.



Приложение № 1


Вопросы для участников игры

тема «История Костромского края»

(6 класс).

  1. Каждый уездный город имел свой герб. Так, например, на гербе Кологрива на зелёном фоне изображена лошадиная голова с крутой гривой, а на гербе Солигалича – три солонки на золотом поле. Гербом города Костромы остаётся тот, который был утверждён императрицей Екатериной во время посещения Костромы.

Внимание! Вопрос: в каком году императрица Екатерина посетила Кострому, и что изображено на гербе города.

Ответ: В 1767 году императрица Екатерина на галере «Тверь» посетила город Кострому, именно эта галера изображена на гербе города.

  1. Территория Костромской области делится на 24 административных района. Из них 8 посёлков городского типа, 4 города районного подчинения, 8 городов областного подчинения.

Внимание! Вопрос: назовите самые древние города (8 городов областного подчинения), расположенные на территории области.

Ответ: Макарьев, Буй, Галич, Нерехта, Солигалич, Чухлома, Мантурово, Шарья.

  1. В 13-14 веках вокруг города Костромы возникают укреплённые монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. В 1613 году земский собор постановил избрать на царство внучатого племянника первой жены царя Ивана Грозного Анастасии, местопребыванием которого в это время оказался Ипатьевский монастырь. Сюда явилась делегация, чтобы вручить юному царю разоренную державу

Внимание! Вопрос: назовите имя этого царя.

Ответ: Михаил Фёдорович Романов.

  1. В 1851 году по проекту скульптора Демут-Малиновского был воздвигнут монумент крестьянину села Домнино Ивану Сусанину – патриотический подвиг, которого стал легендой. К сожалению, этот памятник не сохранился. Новый памятник выполнен в 1967 году по проекту скульптора Лавинского.

Внимание! Вопрос: где установлен памятник Ивану Сусанину?

Ответ: на Молочной горе.

  1. Недалеко от Солигалича в усадьбе Дракино в 1813 году родился человек, который доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов, а Сахалин – это остров. Его именем названа часть пролива между Сахалином и материком, мыс в этом проливе и город на Сахалине.

Внимание! Вопрос: кто этот человек?

Ответ: Геннадий Иванович Невельской – выдающийся исследователь Дальнего

Востока, мореплаватель.

  1. Во второй половине 18 века в городах Костромской губернии проходили постоянные годовые ярмарки. Купцы вели торговлю в Петербурге, Москве и даже за границей.

Внимание! Вопрос: в каких городах проходили такие ярмарки, и какие товары

пользовались наибольшим спросом?

Ответ: Ярмарки проходили в Костроме, Нерехте, Галиче. Наибольший спрос имели такие товары как: сало, пенька, льняное полотно, соль.

  1. Первое летописное известие о Костроме относится к 1213 году. Но ещё раньше, примерно в 1152-1157 году, на месте впадения реки Костромы в Волгу основалось небольшое поселение. Люди этого племени занимались охотой на ценного пушного зверя, ловили рыбу, добывали соль. В летнее время отмечали один из обрядовых праздников, который и дол городу имя.

Внимание! Вопрос: о каком обрядовом празднике идёт речь?

Ответ: Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили

хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке,

топили в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из

главных в цикле летних народных гуляний.

  1. Они занимались скотоводством, мотыжным земледелием и рыбной ловлей, умели обрабатывать металлы, изготовлять железные серпы, топоры и наконечники стрел. Название этого племени сохранилось в названии реки, протекающей по территории Судиславского района.

Внимание! Вопрос: какое племя населяло территорию нашего края в эпоху

неолита?

Ответ: меряне.

  1. Их называют «жемчужинами» костромского края. Их происхождение относится к ледниковому периоду.

Внимание! Вопрос: что это?

Ответ: Чухломское и Галичское озеро.

  1. Его подвиг был ярким проявлением патриотизма русского народа. Память о нём сохранилась в многочисленных устных преданиях. Светлый образ этого человека привлекал к себе внимание поэтов, художников, скульпторов, музыкантов. Его именем назван один из районов нашей области.

Внимание! Вопрос: назовите этого человек.

Ответ: крестьянин села Домнино Иван Сусанин.


  1. Имя этого талантливого актёра ещё при жизни получило широкую известность в России. В 1750 году им был создан первый публичный театр в городе Ярославле.

Внимание! Вопрос: назовите человека – основателя русского театра.

Ответ: Фёдор Григорьевич Волков.

  1. Жили в нашем крае и талантливые художники. В Солигаличском музее обнаружены старые полотна, которые после реставрации оказались изумительными по выразительности портретами. Удалось прочитать имя художника, жившего в 18 веке.

Внимание! Вопрос: кто это художник?

Ответ: художник Григорий Островский.

  1. Именем великого писателя названы один из районов нашей области, в котором находится дом-музей Щелыково, и костромской государственный драматический театр. Им было создано замечательное произведение, чудесная сказка, в основу которой легли сказочные мотивы о стране берендеев, обряды и русские народные песни, взятые из костромской действительности.

Внимание! Вопрос: о каком произведении идёт речь, кто его автор?

Ответ: сказка «Снегурочка» Александра Николаевича Островского.

  1. Земной Ангел и небесный человек был еси

образ Божий в душе твоей сохранив невредимо,

и Христу самораспятием твоим пустынным,

елико мощно, уподобился еси… - так воспевается церковью преподобный Авраамий.

Внимание! Вопрос: что связано с именем этого человека на территории Костромского края?

Ответ: Авраамиево-Городецкий монастырь, что на берегу Чухломского озера.




Методическая разработка интеллектуальной игры

по творчеству Н.А.Некрасова. 10 класс.

Данная игра предназначена для проведения урока внеклассного чтения по литературе в 10 классе.

Цель: Расширить кругозор и повысить интерес к русской литературе и творчеству Н.А.Некрасова.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

В игре принимают участие три победителя отборочного тура. Участник игры выбирает дорожку, по которой будет продвигаться к финишу.

Условия продвижения игрока по дорожкам:

Зелёная дорожка - самая длинная. Игрок должен ответить на 4

вопроса. Может дать два неправильных ответа.

Желтая дорожка - на ней игрок должен ответить на 3 вопроса. Может ошибиться один раз.

Красная дорожка - самая короткая. Игрок должен без ошибок дать ответ на два вопроса.

РОЛЬ ЗРИТЕЛЕЙ - они являются активными участниками игры, имеют возможность отвечать на вопросы.

За правильный ответ зритель получает орден «Умник». Зрителю, получившему три и более орденов присваеивается звание "Заумник".

Ход игры.

Отборочный тур.

Вопросы отборочного тура предназначены для всех присутствующих.

1."Я рос, как многие, в глуши,

На берегу большой реки...»

Вопрос: Из какого произведения эти строки? Где прошло детство писателя?

2. В 1840 году вышел сборник «Мечты и звуки». Какова его дальнейшая судьба?

3.1856-57 годы Некрасов проводит за границей. Где именно он побывал?

4. Под каким названием выходит сатирическое приложение к журналу «Современник»?

  1. В каком журнале начинается публикация поэмы Н.А.Некрасова
    Кому на Руси жить хорошо».

  1. Назовите даты рождения и смерти поэта.

  2. Назовите последнее стихотворение, написанное Некрасовым.

  3. Мужики из каких деревень собрались искать счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

  4. Как в первых строках поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов указывает место происходящего - Россию?

ОТВЕТЫ:

1.Стихотворение «На Волге». Имение Некрасовых - Грешнево - было расположено недалеко от реки Волга.

2. Н.А.Некрасов уничтожил почти весь тираж книги, так как В.Г.Белинский дал отрицательную оценку.

3. Берлин, Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Париж, Неаполь, Лондон.

4. 1860год-«Свисток».

5. 1869 год - «Отечественные записки».

6. Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года. Умер 27 декабря (8
января) 1878 года.

7. 1877 год. «О Муза! Я у двери гроба...»

8. Из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка.

9. Догадываемся по словам: «Столбовая дороженька; временнообязанные, названия уезда и деревень».

По итогам отборочного тура ареопаг (жюри) определят трех игроков, которые продолжат игру на дорожках.

Для определения выбора дорожки игрокам предлагается прочитать выразительно любое стихотворение Н.А.Некрасова.

Выступление оценивает ареопаг. Участники выбирают дорожку.

АГОН ПЕРВЫЙ.

Зелёная дорожка: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный?»

-Кто вы? По какому поводу и кому вы это говорите?

Жёлтая дорожка: Вот две шляпы: мужская и женская. Если Вы Станицкий, то какую шляпу Вы наденете? Почему?

Красная дорожка: Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»: «Однажды в студёную зимнюю пору,...» Какой вид тропа использован поэтом в описании шестилетнего мальчика?

Ответы:

1. Слова принадлежат В.Г.Белинскому. Он сказал их Некрасову, прочитав стихотворение «В дороге».

  1. Н.Станицкий - псевдоним Авдотьи Яковлевны Панаевой,
    писательницы, гражданской жены Н.А.Некрасова.

  2. Эпитет «с ноготок» в «Крестьянских детях» - литота. Суть этого
    тропа в преуменьшении какого-либо свойства, явления, в данном
    случае роста «мужичка».

АГОН ВТОРОЙ.

Зелёная дорожка: Вы - Н.А.Некрасов. Назовите сотрудников журнала «Современник».

Жёлтая дорожка: Вы - Авдотья Панаева, псевдоним Станицкий. Какое произведение написано вами в соавторстве с Некрасовым.

Красная дорожка: «Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случилось,...посадили

На тягло - да на ней и женили.»

Откуда эти строки? Что значит посадили на тягло?

Ответы:

1. Панаев, Белинский, Тургенев, Гончаров, А.Островский, Л.Толстой, Чернышевский, Добролюбов.

  1. Вместе с ней поэт написал для «Современника» роман «Мёртвое
    озеро».

  2. «В дороге». Тягло- крестьянская семья, с которой взимаются подати.

АГОН ТРЕТИЙ.

Зелёная дорожка: Вы - маститый поэт. К вам пришёл юный Некрасов и принёс свой первый сборник. Вы просили прийти за ответом через три дня. Кто вы? Какой ответ вы дали молодому поэту?

Жёлтая дорожка: Вы - Панаева. Однажды вы и довольно большое общество переезжали Волгу на лодке. Вдруг вы говорите: «Все вы, господа, фразёры, на словах - готовы на жертвы, а на самом деле умеете только разглагольствовать. Вот вы, Бог знает, что говорите, однако не броситесь из-за меня в воду.»

Что произошло дальше после ваших слов, и кто был этим человеком?

Ответы:

1. В.А.Жуковский. Посоветовал не издавать сборник, а если то под псевдонимом.

2. После этих слов Некрасов бросился из лодки в Волгу, не умея при этом плавать. Он был влюблён в Панаеву.

ЧЕТВЕРТЫЙ АГОН.

Зелёная дорожка: «Выбирай: Я или Добролюбов!»

Это вы сказали Некрасову. Кто вы? Что последовало за этим ультиматумом?

Ответ:

1. Н.А.Некрасову такой ультиматум поставил И.С.Тургенев, перед тем. как в «Современнике» была опубликована статья Н.А.Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» После этого последовал раскол «Современника».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Слово имеет ареопаг.

Награждение победителя, активных участников игры.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Газета «Литература» №3 2001 год.

2. О.Проскурин. «Некрасов-поэт».

3. Краткая летопись жизни и деятельности Н.А.Некрасова





Список использованных источников

  1. http://mrpdo-s.narod2.ru/modul_1_razdel_1/

  2. http://do.gendocs.ru/docs/index-110035.html Организации и проведения интеллектуальных игр: описаны типы игр, классификация вопросов, алгоритм построения интеллектуальной игры.

  3. С.Т. Шацкий " Интеллектуальные игры"

hello_html_2deb9279.png


Сборник интеллектуальных игр на уроках литературы 5-11 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Данное  пособие "Сборник  интеллектуальных игр на уроках литературы для учащихся 5-11 классах" предназначен для учителей литературы.    В основу пособия положен собственный опыт работы по проведению урок с использованием формы интеллектуальной игры.

 

         Предложенные игры опубликованы ранее издательским домом Педагогический университет "Первое сентября". Электронный адрес: edu.1september.ru. Электронные версии отдельных игр можно найти на сайте:

 

www.pedklass.ru

 

Автор Могунова Елена Владимировна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1152
Номер материала 4393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓