Главная / Русский язык и литература / Сборник заданий по русскому языку и словесности, развивающих дивергентное мышление учащихся 5 – 7 классов

Сборник заданий по русскому языку и словесности, развивающих дивергентное мышление учащихся 5 – 7 классов

КГУ «Школа-лицей №6»













Сборник заданий

по русскому языку и словесности,

развивающих дивергентное мышление

учащихся 5 – 7 классов





Учитель русского языка и литературы

Толыбаева Г.Э.



















Экибастуз - 2014




Пояснительная записка


Задача школы и семьи - развить у детей стремление к непрерывному познанию. А для этого необходимо пробудить способность к интуиции ( догадке), дать свободу ребячьей фантазии.

Цель предлагаемых задач и упражнений – помочь формировать у школьников умение фантазировать, развитие творческого воображения, продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

Педагоги, ставящие своей целью развить у детей творческие способности, обязаны уделять особое внимание дивергентному мышлению (Гилфорд). Согласно Гилфорду, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества:

- быстрота ( способность высказывать максимальное количество идей);

- гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);

- оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);

- точность (способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту).

Задание дивергентного характера – это задание с множеством ответов.

Задания и упражнения, составляющие сборник, помогут учить детей творить, чтобы дети могли думать необычно, оригинально, смело; видеть то, мимо чего они часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое; преодолевать трудности и идти через невозможное вперед.

Основная задача сборника – подготовить ребят к восприятию материала, научить их преодолевать психологическую инерцию, уметь видеть вещи свежим взглядом, чтобы находить необычный и зачастую парадоксальный путь к цели.

Здесь же представлено несколько задач повышенной трудности, которые учащиеся могут и не решить. Это сделано с единственной целью – дать возможность зажечься идеей преодоления, идеей победить во что бы то ни стало.

Ключевые фразы и вопросы, вызывающие необходимость включения дивергентного мышления, могут звучать следующим образом:

- Назовите все возможные варианты.

- Можете ли вы назвать другой способ, лучше?

- Что получится, если сделать наоборот?

- А где это можно применить?

- Как вы это себе представляете?

Сборник состоит из сорока пронумерованных заданий, включающих разнообразный материал, разделенный в содержании на две части: «Разделы науки о языке» и «Развитие речи». Представлены задания по составу слова, лексике, фонетике, орфоэпии, морфологии и развитию речи. В оглавлении в скобках после названия раздела или вида задания указан его номер для быстрого нахождения в сборнике. В текст включены высказывания известных личностей для лучшего восприятия основной мысли сборника. В конце сборника приведен список использованной литературы.

Материал может быть использован на уроке, во внеклассной и кружковой работе.




Воображение ребенка, побуждаемое к придумыванию новых слов, потом применит тот же метод ко всем другим видам опыта, требующим творческого подхода.

Джанни Родари


1.Математики вычислили, что с того времени, как возникла речь, люди наговорили в целом 10 миллионов биллионов слов. Вот это число:

10 000 000 000 000 000 000=10 в 19 степени

Мы продолжаем говорить, выдумывать новые слова и экспериментировать с известными. Например, из букв слова топор можно составить ещё несколько слов: ропот, рот, пот, порт.

Образуйте как можно больше слов из слов: комар, сверло, десна, человек, полька, примус.

Совсем не обязательно, чтоб в новых словах было столько же букв, как в заданных.


2.Из букв т, у,ш, а, к можно составить несколько слов с условием, что все эти 5 букв составят только пятибуквенные слова. Например: тушка, шутка, штука.

Ниже приводятся группы букв, из которых вам надо составить как можно больше слов:

А) о, к, т;

Б) у, р ,д, а;

В) а, а, к, н, б;

Г) о, о, е,л, с, к.


3.К заданным согласным подберите гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в ед. числе И.п.):

А) в, г, д;

Б) с, к, р, т;

В) ж, к, л;

Г) н, л, с, к;

Д) ф, х;

Е) ж, ц;

Ж) б, р, щ.

Например, с согласными м, к, л можно составить такие слова: молоко, кулема, мукомол, лямка, клемма, милок, ломик, ломка и др.


4. Если поставить зеркало параллельно строке, можно иногда прочесть слова, форма которых не будет изменяться при отражении, например: окно. Если же зеркало поставить перпендикулярно строке, то не изменяющимся при отражении словом будет топот

Найдите по этому принципу свои слова.


5.Составьте слова из всех букв алфавита, чтобы ни одна буква не повторялась. Например:

А) съезд, жмых, цапля, вой, юфть, шик, чуб;

Б) эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, гуж, сыч, ай.


6.Существует старая игра со словами. Надо в клетки квадрата (3*3 или 4*4) вписать разные слова, чтобы их можно было читать и по вертикали, и по горизонтали.

Составьте свои словесные квадраты.


7.Есть и другая игра, где требуется составить цепочки слов, позволяющие (путём изменения каждый раз всего одной буквы) перейти от начального слова к заданному конечному. Например, как из слова пять сделать семь:

Пять

Путь

Суть

Сеть

Семь.

А теперь сами постройте такие ряды слов:

Рак – кит, мост – река, гриб – гном, паук – муха, волк – тигр.

Помните, чем короче цепочка слов, тем она интереснее.


8.Внимательно всмотритесь в следующую серию слов:

Ад – лад – клад – лодка – колода – шоколад.

Шесть существительных нарицательных, взятых в исходной форме. Каждое последующее состоит из тех же букв, что и предыдущее, плюс еще одна буква. Их порядок внутри слова не имеет значения.

Придумайте свою цепочку.


9.Палиндромы – фразы, одинаково читающиеся как слева направо, так и наоборот, например:

Ты сыт?

Кирилл лирик.

Аргентина манит негра.

Я не реву – уверен я.

Придумайте свои палиндромы.


10.Возьмём «Орфографический словарь» и попробуем превратить слово в словосочетание с иным значением. Например:

Бессердечный бес сердечный,

Бесстрашный – бес страшный,

Гимназии – гимн Азии,

Горизонт – гори, зонт!

Кларнет – Клар нет.


11.В словах бодрствовать, агентство и контрвстреча одна за другой идут несколько согласных, а в словах радиоактивный, авиаотряд и радиоаэронавигатор – гласных.

Найдите слова, в которых подряд стояло бы 5 и более согласных, и слова с 3 и более гласными подряд.

Английский учёный Хевисайд на замечание о том, что его ученик бьётся над решением неразрешимой задачи, ответил:

- Очень хорошо! Пока он поймет, что задача неразрешима, он откроет массу полезных вещей.


12.У Конан Дойла есть рассказ «Человек с рассечённой губой».

Вот один эпизод: из помещения исчез человек. Выйти или спрятаться внутри дома он не мог. Куда же он делся?

Явное противоречие: человек находится где-то здесь( он не мог пропасть бесследно) и человека здесь нет (потому что все присутствующие в помещении – другие люди).

Решите эту криминалистическую задачу.


13..А теперь перед вами ситуации типа: что было бы, если…

Некоторые из них кажутся совсем невозможными, но вам предлагается вообразить их и найти возможные решения. Ведь «человек без воображения не способен делать открытия и находить новые пути решения стоящих перед человечеством задач…В пламени воображения возникают изобретения, открытия, произведения искусства».(Г.С.Альтшуллер)

А) Если б вас послали в космос, какие 10 личных вещей вы взяли б с собой?

Б) Допустим, природа наградила вас способностью безошибочно угадывать мысли и предстоящие действия любых людей на любом мыслимом расстоянии.

Как бы вы использовали этот дар?

В) Если б вы знали и умели всё, кем бы вы стали? И наоборот, если б вы знали, что знаете мало и не умеете ничего, кем бы вы хотели стать?

Г) Что было бы, если б люди, проработав весь световой день, вдруг обнаружили, что день продолжается. И продолжается нескончаемо долго – веками?

Д) Что было бы, если б действие, о котором мы читаем, стало вдруг совершаться наяву? Героями каких событий, каких литературных произведений вы хотели бы стать?


Истинное воображение требует гениального знания.( А.С.Пушкин)


14..Одно и то же слово да произнесите как можно разнообразнее:

громко, тихо, кратко, растянуто, заикаясь, утвердительно, удивлённо, восторженно, задумчиво, вызывающе, нежно, злобно, разочарованно, как нет.

Точно так же произнесите слова: нет, я, ты, мама, своё имя, а теперь произнесите фразу: «Мне науки все под силу».


15.Прочтите любой текст из любимого вами поэтического или прозаического произведения:

-шёпотом;

-с максимальной громкостью;

-от шёпота к громкому чтению;

-с пулемётной очередью;

-со скоростью улитки;

-как будто вы очень замёрзли;

-как будто во рту у вас горячая картошка;

-так, как бы его прочли: а) инопланетянин, б) робот, в) трехлетняя девочка.


16.Не сходя со стула, посидите так, как сидит:

- царь на троне,

- пчела на цветке,

- побитая собака,

- наказанный Буратино,

- бабочка, которая вот-вот взлетит,

- космонавт в скафандре и т.д.


17.Походите, как ходит:

- младенец, который только что начал ходить,

- старый человек,

- лев,

- гордец,

- артист балета и т. д.


18.Улыбнитесь, как улыбается:

- очень вежливый японец,

- Юрий Никулин,

- кот на солнышке,

- мать младенцу,

- переполненный счастьем человек и т.д.


19.Составьте связный рассказ на школьную тему.(Допустим, вы плохо подготовились к уроку, а вас должны спросить). Опишите свои мысли и переживания, а также мысли и переживания учителя.


20.Чувствовать и понимать людей – замечательное умение. А можно ли чувствовать и понимать вещи? Гвоздь, к примеру? Надо обязательно знать, как будут чувствовать себя разные вещи при приложении к ним силы. И совсем неплохо меняться с ними, неодушевленными, ролями, чувствовать их, входить в их образ. Это нужно уметь каждому творцу.

Опишите ситуацию на одну из тем:

А) Приготовление каши ( герои: огонь, пшено, человек);

Б) Бег за автобусом ( герои: ноги, сердце, автобус, голова)

Наша цивилизация – не что иное, как сумма всех мечтаний…Если люди перестанут мечтать, если они повернутся спиной к чуду Вселенной, то это будет верным признаком упадка человечества.( Артур Кларк)


21.Что же такое фантастика?

Это не просто выдумки, небылицы, сказки. Это еще и прогноз, предвидение, мысли о будущем. «Человек будущего,- писал когда-то известный советский писатель А.Н.Толстой,- будет красив и ловок, тверд и честен. Чувства его будут глубоки и ясны».

И это естественно. Каждый хочет быть лучше, чем он есть на самом деле.

Как бы вы хотели себя совершенствовать? Какие бы качества вы хотели приобрести, а от каких избавиться?


22.Представьте, что вы стали уже взрослыми. Работаете на производстве. У вас семья, дети.

Какими бы вы хотели увидеть своего сына или дочь?

Назовите их черты характера. Чтобы что они умели делать? Что любили?


23.Во многих научно- фантастических рассказах человеку добавляется какое-то новое свойство: летать без всяких аппаратов, подниматься в небо усилием воли, читать мысли на расстоянии, мгновенно менять свою внешность, дышать под водой, проходить сквозь стены, быть бессмертным, невидимым, способным видеть звук, тепло, электрический ток в проводах и т. д.

Какое новое свойство человеку придумали бы вы?

Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать.( Джанни Родари)


24.Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.

Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее 10 слов и составьте связный рассказ:

Барашек, атлас, бокс, вал, вилка, гусеница, ёрш, зарядка, зуб, ворот, каток,,ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.


25. Придумайте историю, в которой были бы такие слова:

Мухомор, ливень, базар, странная девочка, часы, отстукивающие время назад.

История должна состоять не более чем из 5 предложений.


26.Поэтические образы (кеннинги), которые применяли при создании стихов скандинавские скальды (викинги), довольно любопытны. Как правило, они образуются сочетанием двух существительных: первое из них стоит в И.п., второе – в Р.п.

Вот примеры кеннингов:

Конь моря –корабль,

Поле корабля – море,

Треск стрел – битва.

По этому способу можно составить и вполне современные кеннинги:

Король дорог – автомобиль,

Голос души – песня,

Мир цифр – арифметика.

Составьте свои собственные кеннинги на слова:

Орел, асфальт, бой, воробей, волк, дуб, лес, речка, ржавчина, солнце, столица, фонтан, золото.


27. «Буриме»( в переводе с фр.) означает стихотворение обычно шуточного характера, на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературная игра возникла в 17 веке. Как же в неё играют?

Допустим, стихотворцу задают рифму «тишина – весна».

Немного подумав, тот сейчас же выдает двустишие:

Вмиг пропала тишина:

По земле пошла весна!

Или такое:

Всё умолкло. Тишина.

Где же ты, скажи, весна?

Придумайте собственные буриме на рифмы: «роса – небеса», «пес – принес», «краски – сказки», « ветерки – мотыльки», «у реки – глубоки», «в лесу – принесу», «колдуны – не страшны», «холодна –у окна».


28.Лимерик это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы. Вот лимерик Джанни Родари:

Раз в Ферраре некий доктор поутру

Удалить надумал гланды комару.

Насекомое взвилось

И куснуло прямо в нос

Гландодёра из Феррары поутру.

По данной схеме:

1 строчка – выбор героя,

2 строчка – указание на его черту характера, проявившуюся в действии,

3 и 4 строчки – само действие,

5 строчка – выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа

Придумайте свои лимерики.


29.При создании загадки приводятся в действие логика и воображение. Загадку придумать несложно, достаточно загадываемый предмет представить в форме (или по действию) чего-то другого, сильно напоминающего этот предмет.

Придумайте собственную загадку.


30.Многие из вас, конечно же, знают всевозможные считалки, забавные фразы, в которых каждое слово начинается с одной и той же буквы, например: «Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину» или «Четыре черненьких, чернявеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж».

Во второй фразе каждое слово начинается со слогов «че» или «чё» и обязательно в каждом слове присутствует буква р.

Придумайте свою веселую фразу, каждое слово в которой начиналось бы с одной и той же буквы; с одного и того же слога.

Работу следует начинать с «Орфографического словаря», в котором надо выбрать слова, начинающиеся на одну и ту же букву и близкие по сюжету.


31.Назовите предметы из известных сказок, не могущие существовать один без другого, например: шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Придумайте сами несколько подобных двойных сказочных предметов.


32..Возьмите любую тему из заданных и сочините на неё одну из сказок: «Щенок на уроке», «Волшебная парта».

Возьмите любой сюжет знакомой вам сказки и напишите свою сказку, включив в неё новые современные образы.


33.Литературный герой барон Мюнхгаузен вполне серьезно рассказывал о том, как однажды вытащил сам себя за волосы из болота. Конечно, эти рассказы мы принимаем за шутку, вызывающую у нас добрую улыбку.

Выдумайте историю, подобную мюнхгаузеновской, а то и еше невероятнее, и сделайте иллюстрацию к ней.


34.«Отряд Сомова шестые сутки продирался сквозь вековую тайгу. Вечером, когда решили разбить бивак, Сомов взял собаку и пошел к озеру в надежде подстрелить какую-нибудь живность.

В ветвях старой засыхающей березы он неожиданно увидел черное пятно. «Глухарь»,- пршептал он и вскинул двустволку. Но в этот момент затылком ощутил на себе тяжелый немигающий взгляд. Медленно обернулся и …»

Продолжите приключенческий рассказ.


35.Уже сегодня или завтра мы можем услышать из космоса голоса других существ. Может, это будут голоса таких же, как мы, людей. Может, они, инопланетяне, и говорить будут по-русски.

Если б вам доверили составить послание к ним, что б вы написали?


36.Пофантазируйте, как изменится жизнь на Земле, если все люди станут дружить и решать дела планеты сообща.

Напишите об этом научно-фантастический рассказ.


37.Определение прозрачный может быть применено к воздуху, стеклянному сосуду, кристаллу, льду, плексиглазу, шторам, пленкам, воде и др.

Назовите все предметы, к которым могут быть применены определения мощный, режущий, скоропортящийся, счастливый, уютный, замкнутый, дикий, богатый.


38.Определения белый, съедобный, скользкий подходят к молочному киселю, вареному яйцу, некоторым грибам, мороженому, снегу.

Назовите все предметы (вещества или существа), к которым подходили бы сразу три определения:

А) твердый, хрупкий, черный;

Б) рассыпчатый, серый, маслянистый;

В) сильный, синий, безобидный;

Г) быстрый, серебристый, неживой.


39.К шарообразным пустотелым предметам относятся воздушный шарик, лампочка, плафон, флакон, ваза, мячик, аквариум.

Назовите предметы, к которым подходили бы следующие определения:

А) круглые длинные;

Б) круглые острые;

В) тонкие с отверстиями.


40.По назначению с портфелем сходны следующие предметы: ранец, рюкзак, чемодан, сумка, саквояж.

Назовите предметы, приборы, машины, сходные по назначению со следующими:

А) батарея водяного отопления ,

Б) шариковая ручка,

В) автобус,

Г) оконное стекло.












































Содержание


Разделы науки о языке

1.Состав слова (1,2,3,5,7,8,10)

2.Лексика (4,6,40):

А) Палиндромы (9);

Б) Омонимы (24);

В) Кеннинги (26).

3.Фонетика (11).

4.Орфоэпия (14,15).

5.Морфология:

А) Глагол (16,17,18);

Б) Прилагательное (37, 38,39).


Развитие речи

1. Криминалистическая задача (12).

2. Что было бы, если…(13).

3. Связный рассказ на заданную тему (19, 32).

4. Одушевление предметов (рассказ) (20).

5. Фантазия (21, 22, 23,33, 35, 36).

6. Связный рассказ с опорными словами (25).

7. Буриме (27).

8. Лимерик (28).

9. Загадка (29).

10.Фразы на одну и ту же букву (30).

11.Двойные сказочные предметы (31).

12.Рассказ по данному началу (34).
















Список литературы


1. Гин А. Приемы педагогической техники: Гомель, 2001

  1. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: М.: Просвещение, 1985.

  2. Пунский В.О. Азбука учебного труда: М.: Просвещение, 1988.

  3. «Одаренные дети»: М., Прогресс, 1991.

  4. «Психология одаренности»: Составители: Комекбаева Л.К. и др.: Алматы, 1999











































Сборник заданий по русскому языку и словесности, развивающих дивергентное мышление учащихся 5 – 7 классов
  • Русский язык и литература
Описание:

Задача школы и семьи - развить у детей стремление к непрерывному познанию. А для этого необходимо пробудить способность к интуиции ( догадке), дать свободу ребячьей фантазии.

Цель предлагаемых задач и упражнений – помочь формировать у школьников умение фантазировать, развитие творческого воображения, продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

Педагоги, ставящие своей целью развить у детей творческие способности, обязаны уделять особое внимание дивергентному мышлению (Гилфорд). Согласно Гилфорду, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества:

- быстрота ( способность высказывать максимальное количество идей);

- гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);

- оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);

- точность (способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту).

Задание дивергентного характера – это задание с множеством ответов.

Задания и упражнения, составляющие сборник, помогут учить детей творить, чтобы дети могли думать необычно, оригинально, смело; видеть то, мимо чего они часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое; преодолевать трудности и идти через невозможное вперед.

Основная задача сборника – подготовить ребят к восприятию материала, научить их преодолевать психологическую инерцию, уметь видеть вещи свежим взглядом, чтобы находить необычный и зачастую парадоксальный путь к цели.

Здесь же представлено несколько задач повышенной трудности, которые учащиеся могут и не решить. Это сделано с единственной целью – дать возможность зажечься идеей преодоления, идеей победить во что бы то ни стало.

Ключевые фразы и вопросы, вызывающие необходимость включения дивергентного мышления, могут звучать следующим образом:

- Назовите все возможные варианты.

- Можете ли вы назвать другой способ, лучше?

- Что получится, если сделать наоборот?

- А где это можно применить?

- Как вы это себе представляете?

Сборник состоит из сорока пронумерованных заданий, включающих разнообразный материал, разделенный в содержании на две части: «Разделы науки о языке» и «Развитие речи». Представлены задания по составу слова, лексике, фонетике, орфоэпии, морфологии и развитию речи. В оглавлении в скобках после названия раздела или вида задания указан его номер для быстрого нахождения в сборнике. В текст включены высказывания известных личностей для лучшего восприятия основной мысли сборника. В конце сборника приведен список использованной литературы.

Материал может быть использован на уроке, во внеклассной и кружковой работе.

Автор Толыбаева Галия Энверовна
Дата добавления 12.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 988
Номер материала 59227
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓