Главная / Начальные классы / Сборник заданий, направленный на формирование представление об орфоэпических нормах русского языка на уроках русского языка в 4 классе

Сборник заданий, направленный на формирование представление об орфоэпических нормах русского языка на уроках русского языка в 4 классе


Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»











Сборник заданий, направленных на формирование представления об орфоэпических нормах русского языка на уроках русского языка в 4 классе



F:\картинки для начальной школы\friend-clip-art-friends-2961340.jpg







Камышлов, 2016



Сборник заданий, направленных на формирование представлений об орфоэпических нормах русского языка на уроках русского языка в 4 – том классе / сост. Устюгова Елена – Камышлов: ГБПОУ «Камышловский педагогический колледж», 2016.






Сборник содержит задания для уроков русского языка, направленные формирование представления об орфоэпических нормах русского языка в 4 – том классе.

Данный сборник имеет педагогическую значимость. Он может быть использован учителем начальных классов при формировании представлений об орфоэпических нормах в 4 – том классе, а так же, родителями и студентами педагогических учебных вузов в профессиональной практике.

В сборник включены следующие разделы: содержание; введение, задания, направленные на формирование представлений об орфоэпических нормах.

Руководитель: Виноградова К.Я., преподаватель филологических дисциплин.



.








Оглавление
























Введение

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными погрешностями произношения. Правильное произношение облегчает и ускоряет процесс общения. Кроме того, соблюдение орфоэпических норм устной речи - один из показателей владения культурой русской речи. Культура речи позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом при соблюдении этики общения. Владение культурой речи - важное качество патриота России.

В настоящее время результаты образования определяет Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором указываются предметные результаты обучения русскому языку, среди которых имеется задача овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (в том числе и орфоэпических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; которая реализуется через формирование у детей младшего школьного возраста представления об орфоэпических нормах русского языка. Именно поэтому был создан сборник заданий, направленный на формирование представлений об орфоэпических нормах русского языка.

Орфоэпические нормы – это часть норм современного русского языка, которые в свою очередь входят в общую речевую культуру человека.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь.

Задания представлены в виде упражнений, которые соответствуют возрастным особенностям обучающегося 4 –го класс: заинтересованность в общении с взрослыми; возможность особенно эффективно влиять на формирование мировоззрения ребенка. Это практически последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Представление заданий из сборника осуществляются на уроках русского языка учителем начальных классов, в форме раздаточного материала (карточки), а так же могут быть использованы родителем. Студент может использовать данный сборник как пример методической разработки.

Сборник состоит из 6 разделов, которые включают в себя введение, список литературы и задания, направленные на формирование представлений об орфоэпических нормах русского языка в 4 – том классе.

Цель сборника: направлен на формирование представлений об орфоэпических нормах русского языка в 4 – том классе.




Задания на развитие произношение

гласных и согласных звуков



Задание 1

Цель: формирование представлений безударном гласном в корне

Условия: Разбейте слова на слоги, обозначьте ударение и типы слабых позиций. Подчеркните букву безударного гласного звука.

Вода, водяной, голова, головушка, аптека, победа, побеждать, плата, заплатить, вёсла, веслом, балет, начинать, опекун, мокрица, обрывать, обрезать, обременять, жёсткий, жестокий, танцевать, оперение, часы, часовой, красный, красное, съедать, взъерошить, взъерепенить, восток, восточнее, переменить, выше, дьяк, дьякон, дьячиха, дьявол, дьяволёнок.

Задание 2

Цель: закрепление норм произношения гласных звуков

Условия: Произнесите звуки, которые звучат на месте пропущенных гласных.

Л..нейка, обл..ниться, , обл..чённый властью, с..деть на стуле, с..деть от горя, напольные в..сы, пров..сать под тяжестью, сн..гирь, разр..дить посевы, разр..дить ружьё, пром..лькнуть, осл..пительный, прим..рять врагов, посв..тить фонариком, посв..тить стихотворение матери, зал..зать на крышу, зал..зать рану.


Задание 3

Цель: формирование умения находить слова с буквой безударного гласного звука в корне

Условия: Выпишите слова с буквой безударного гласного звука, подчеркните ее.

Слог, линейка, чайка, властелин, стихотворение, свадьба, домашний, деревянный, красивее, память, вложить.

Задание 4

Цель: закрепление норм произношения гласных звуков

Условия: Вставьте пропущенные буквы. Выделите часть слова, в которой пропущена буква. Произнесите звуки, которые звучат на месте пропущенных гласных.

Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.

Задание 5

Цель: закрепление о различии норм произношения и норм правописания

Условия: Укажите, верны ли суждения.

Суждение

Верны +;

Неверны -

В слове «мышцы» на конце слышится звук [и].



Ц…стерна пишется через ы.



Слово ц..тадель пишется через ы.





Задание 6

Цель: закрепление норм произношения согласных звуков

Условия: Вставьте пропущенные буквы. Выполните фонетический разбор слов. Произнесите слова согласно транскрипции слова.

Гла….., ря….., мор…., ер…, гри…., хле….

Задание 7

Цель: закрепление норм произношения согласных звуков

Условия: Раскройте скобки. Выполните фонетический разбор слов, в которых вы раскрыли скобки. Произнесите слова согласно транскрипции слова.

Мальчик нашел гри[б,п], увидел гла[з,с], отрезал хле[б,п], приехал в ле[c,з], дом исче[з,с], красота гу[б,п], теплота ру[к,г],

Задание 8

Цель: закрепление норм произношения согласных звуков

Условия: Прочитать вслух данные слова, делая акцент на букве последнем звуке в слове

Дуб, мода ,гриб, жёлудь , грипп .

C:\Users\1\Desktop\1111111.png











Задания на развитие произношений с твердыми и мягкими согласными

Задание 1

Цель: закрепление норм произношения твердых согласных звуков

Условия: Произнесите слова: с твёрдым согласным перед [э].

Антитеза, атеист, дельта, интервью, кашне, метрополитен, модель, отель, партер, пюре, тезис, теннис, тент, термос, энергия.



Задание 2

Цель: закрепление норм произношения мягких согласных звуков

Условия: Произнесите слова: с мягким согласным перед [э].

Академия, девиз, декорация, декрет, дрейф, конкретный, крейсер, музей, неологизм, пресса, протест, текст.


Задание 3

Цель: закрепление норм произношения мягких согласных звуков

Условия: Прочитайте слова. Объясните, какими способами в данных словах обозначена мягкость согласных

Поле, моря, вьюн, лось, вид, конь, бровь, полька, мед, медь, вольно.

Задание 4

Цель: закрепление умения определять твердые и мягкие согласные звуки.

Условия: Подчеркните твердые согласные зеленым цветом, мягкие согласные – красным.

кварталы, вокзалы, бинокли, пескари, театры, календари, базары, секретари, богатыри, гвозди, огороды, медведи.

Задание 5

Цель: закрепление умения определять твердые и мягкие согласные звуки.

Условия: Запишите слова в две колонки: слева – слова с твердым первым согласным в слове; справа: слова с первым мягким согласным слове.
Тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, шатен, форель, юмореска, экспресс, энергия.

Задание 6

Цель: закрепление умения определять твердые и мягкие согласные звуки.

Условия: Измените слово так, чтобы твёрдые согласные стали мягкими.

Нос, был, лук, вол, ров, рад, воз, завал, мыл.

Задание 7

Цель: повторение о влиянии ь на согласные

Условия: Определите, в каких словах ь указывает на мягкость предыдущего согласного. Подчеркните эти слова.

  • Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос... в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то грустная скорбь. (И.С. Тургенев.)

  • Рожь сжата. Полегче им стало. Возили снопы мужики, а Дарья картофель копала с соседних полос у реки. (Н.А. Некрасов.)

  • Тиха украинская ночь. (А.С. Пушкин.)

  • Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина. (Н.В. Гоголь.)

  • Такая вещь неоценима.

  • Красная тушь у меня вся вышла.

  • Отправьте на фабрику-кухню несколько свиных туш.

Задание 8

Цель: закрепление умения определять твердые и мягкие согласные звуки.

Условия: Прочитайте слова. Распределите слова на 2 столбца, первый из которых с твердыми согласными, а второй с мягкими согласными.

Сол, соль вес, весь, корь, мол, моль, даль, пыл,пыль, конь

Задание 9

Цель: повторение о влиянии ь на согласные

Условия. Произнесите пары слов в слух. Сравните, какими звуками они различаются на письме и в произношенииC:\Users\1\Desktop\image1.gif

стал – сталь, банка – банька, ел – ель, уголки-угольки.

Задания, направленные на овладение и закрепление

норм ударения.

Задание 1

Цель: закрепление норм ударения

Условия: Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости толковым словарем.

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт.

Задание 2

Цель: закрепление норм ударения

Условия: Данные глаголы поставить в прошедшем времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.

Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.

Задание 3

Цель: формирование понятия о роли ударения в словах

Условия: Расставьте ударение. Выпишите слова с правильным ударением.

Грубы - грубы, густо - густо; (лента) дорога - дорога; (идут) дружно - дружно; (ребята) дружны - дружны; (трава) зелена - зелена; (горница) светла - светла; (собака) сыта – сыта

Задание 4

Цель: формирование понятия о роли ударения в словах

Условия: Разгадайте загадки. Какую роль играет в словах - отгадках ударение?

1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

2. Я – сборник карт;

От ударения зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Задание 5

Цель: закрепление норм ударения

Условия: Расставьте ударение. Выделите слово, которое имеет 2 значение.

Замок, стол, ежик, летит, мяч, большой, стол, луна, сидит, ловит

Задание 6


Цель: закрепление норм ударения в словах имени существительного

Условия: Прочитайте стихотворения и предложенные словосочетания. Расставьте ударения в выделенных словах. Выучите выделенные слова.

С ударением на первом слоге:

Угощала тётя Фёкла всех морквкой, луком, свёклой.

Надел на себя латы я и стою как стАтуя.

Как – то очень – очень быстро плАмя вспыхнуло из Искры.

Получила я наследство,

изыскать бы только срЕдства

все налоги заплатить,

с тОртом чаю бы попить!

Предлог принимает удар на себя:

На ноги, под ноги, по морю, за три, Без вести, без толку, из лесу, на две.

С ударением на среднем слоге:

По слову охота запомни легко ты: ворота, ломота, зевота, сироты.

Все в нашем Козяеве

Хорошие хозяева.

К примеру, брат не барин – хороший он комбайнер.

В деревне нашей брата все зовут ходатай.

В словах на –ИЯ и на –ЕНИЕ особенное ударение:

Оно падает на –ИЯ лишь в словах ассиметрия,, симметрия, тирания,

Допускается на –ИЯ также в слове индустрия, и ещё кулинария. НО!

Ты открой энциклопедию – найдёшь слово ортопедия,

Есть ещё там агрономия и, конечно, гастрономия.

Их не путай с астрономией!

В рифмы мы играем – слова запоминаем.

Рифма к слову ария? Легко! Ветеринария!

А к слову апатия? Легко! Аристократия!

Хочу запомнить очень я словечко упрочение.

Ещё знаю точно я, что сосредоточение.

Запомню по «печени» слово обеспечение.

А ещё я ведаю, что верно исповедание.

С ударением на последнем слоге:

Бойся ты осенних луж: Можно подхватить коклюш

Друг отца, сосед Егор - Очень опытный шофёр.

Ваня – опытный маляр

И немножечко столяр

Я во сне вчера летал,

Сверху видел наш квартал.

К выраженью много строф Рифма будет апостроф.

Поскорей скажите, сэр,

Как проехать в диспансер?

Эх, люблю в кругу подруг

Проводить я свой досуг.

В душу самую проник Отец Фёдор, духовник.

На поляне растёт ель,

А под елью той – щавель.

Любит клюквенный десерт Пал Иваныч, наш эксперт.

Ты сегодня привези

На окошко жалюзи.

Найдём рифму к слову слог ,Каталог и некролог.

Кот нарушил договор: На пол уронил фарфор.

Задание 7

Цель: закрепление норм ударения в словах глаголов, кратких прилагательных и причастий

Условия: Прочитайте стихотворения и предложенные словосочетания. Расставьте ударения в выделенных словах. Выучите выделенные слова.

Брали, брало, но брала,

Взяли, взяло, но взяла.

Подняла и начала,

продала, сдала, сгнила

. Целы, цело, но цела,

жёстки, жёстко, но жестка.

И бедна, важна, долга, дешева, верна, кратка.

Но есть, без сомнения, слова – исключения:

Дома я осталась, в комнату прокралась:

Там в коробках ярких лежали подарки.

Подарков немало, бабушка прислала!

Нормы эти же отчасти

в кратком встретятся причастии:

Взято, взяты, но взята, занята и заперта.

Поднята и залита - ударение на –та. НО!

В кратких формах же на –ЁН действует другой закон:

В мужском роде в таком слове ударенье – на основе,

Исключительно на ЁН!

Он включён, он повторён.

В других формах при произношении

Мы на окончание ставим ударение.

Если скажут вдруг «Она», то, конечно, включена,

Если говорят «Оно», отвечаем: включено,

А когда «Они» даны, ответ будет – включены.

Всегда произносите: Звоним, звонит, звоните.

Телефоны все звонят,

Их никак не отключат

. Мы вам деньги одолжим

И заботой окружим.

Лампу старую включит,

Сядет в кресло и молчит.

Углубить как «полюбить»,

Облегчить – смотри «лечить»

Себе душу облегчишь,

Если завтра позвонишь.

Дети в парк примчатся

И в игру включатся.

Нас из списков исключат,

А потом ещё ворчат.

Всегда произносите:

Включишь, включим, включите.

Материал мы повторим,

Знанья наши углубим.

Внука бабушка целует,

Внука бабушка балует:

«Деток надо миловать,

Деток надо баловать!

Дать возможность пошалить,

А заплачет – ободрить.

Пусть растёт внук не спеша.

Не заржавела б душа!»

С внуком бабушка играет,

Внуку бабушка читает,

Чтобы с детства он привык

Черпать знания из книг.







C:\Users\1\Desktop\0_bcd97_3c0c1459_XXXL.jpg








Задания, направленные на развитие

интонационных навыков.

Задание 1

Цель: формирование представления об утвердительной и вопросительной интонации

Условия: Произнести пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.

Правда дороже золота.

Веселье делу не помеха.

Смерти бояться – на свете не жить.

Без труда нет добра.

Старинная пословица не мимо молвится.

Родина краше солнца, дороже золота.

Задание 2

Цель: формирование представления об иронии и восхищении.

Условия: Произнести пословицу с иронией, с восхищением. Меняется ли смысл высказывания?

Не ищи красоты – ищи добра.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Умный молчит, когда дурак кричит.

Голова без ума что фонарь без огня.

Была бы голова, будет и борода.

Без крыльев и птица – ком.

Задание 3

Цель: формирование представления об логических ударениях в предложении.

Условия: Проговорите фразу с выделение разных слов и определение. Как изменяется смысл фразы?

ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку; Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку, Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю).

Задание 4

Цель: закрепление навыков чтения предложений с разной интонацией

Условия: Произнесите приведённые ниже фразы с выражением восторга, радости, огорчения, обиды, недоумения.

Снег пошёл. Солнца не видно. Все ушли. Меня выбрали. Голубое небо. Умеешь делать.

Задание 5

Цель: закрепление навыков чтения предложений с отчетливым расставлением логических ударений в предложении

Условия: Произнесите несколько раз подряд сочетание: «расскажите про оазис, за аэродромом лес», так, чтобы все гласные слышались отчетливо.

Задание 6

Цель: закрепление навыков чтения

Условия: Прочитайте отчетливо следующие строчки с повторяющимися звуками:

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)







C:\Users\1\Desktop\11.png



















Список литературы



Сборник заданий, направленный на формирование представление об орфоэпических нормах русского языка на уроках русского языка в 4 классе
  • Начальные классы
Описание:

Сборник заданий, направленный на формирование представление об орфоэпических нормах русского языка на уроках русского языка в 4 классе. В сборнике представленны такие разделы как:

- задание, направленные на формирование норм ударения

- заданий, направленные на развитие интонационных навыков

Данный сборник имеет педагогическую значимость. Он может быть использован учителем начальных классов при формировании представлений об орфоэпических нормах в 4 – том классе, а так же, родителями и студентами педагогических учебных вузов в профессиональной практике.

В сборник включены следующие разделы: содержание; введение, задания, направленные на формирование представлений об орфоэпических нормах.

Автор Устюгова Елена Ивановна
Дата добавления 23.05.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 301
Номер материала MA-067053
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓