Главная / ИЗО, МХК / Сатирические образы человека 6 класс

Сатирические образы человека 6 класс

Сатирические образы человека.

Урок изобразительного искусства в 6 классе



Подготовила Стрига А.Г.

учитель изобразительного искусства

Тема урока: Сатирические образы человека.

Цель: Познакомить учащихся с переплетением понятий, «правда жизни и языка искусства», приемов художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями;

Задачи:

Образовательные:

  • учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей;

Развивающие:

  • развивать наблюдатель­ность, технику рисования карандашом;

  • формировать умение находить смешные, саркастические образы человека (литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к че­ловеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к юмо­ру; укреплять межпредметные связи (литература, музыка , изо­бразительное искусство);

Оборудование: Презентация; «Сатирические образы человека»;

Словарь: карикатура, шарж, гротеск, лубок.


Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Учитель. Послушайте несколько стихотворений и попробуй­те догадаться, как их содержание можно связать с темой урока.

Куплеты Мои друзья - загадка для меня

(Пародии на Евгения Винокурова)


Мои друзья - загадка для меня:

Мы сверстники, погодки, - почему же

Я лучше становлюсь день ото дня,

А вот друзья день ото дня все хуже?

Тот оплешивел, этот окривел,

Тот с зонтиком, у этого калоши.

Собачки, дачки, карты - их удел.

Мои друзья - плохие. Я - хороший.

Владимир Лифшиц


Вопрос: К какому жанру вы отнесете данную пародию к - лирике или сатире?

Почему авторы этих строк утрируют некоторые черты характе­ра своих героев? Для чего это нужно? Чего они достигают таким приемом? (Ответы учащихся.)

Вспомните знакомые вам смешные, сатирические образы лите­ратурных персонажей, театральных пьес, кинофильмов. А прихо­дилось ли вам самим придумывать безобидные, но смешные дру­жеские стишки для своих знакомых? Как они называются? (Куплеты, юморески, басни)

Как называются смешные песенки? (Частушки)

Свои зрительные и ассоциативные впечатления смешных обра­зов вы попробуете сегодня воплотить в рисунке.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

Слайд 3. Работа с презентацией: «Сатирические образы человека»;

Учитель. Знаете ли вы, как называется изображение, наме­ренно подчеркивающее и преувеличивающее отрицательные осо­бенности объекта и несмотря на это пользующееся неизменным интересом?

Ученики. Это карикатура.

Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете о разновидно­стях карикатуры, научитесь приемом создания сатирических обра­зов и дружеских шаржей.

III. Изучение нового материала.

Словарная работа. Работа с презентацией: «Сатирические образы человека»;

Слайд 4.

Учитель:.Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) – это Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

История появления карикатур в изобразительном искусстве.

Карикатура является одной из самых распространенных форм сатиры в изобразительном искусстве. Элементы карикатуры суще­ствовали уже в античном искусстве, отчасти в средневековье, а также в искусстве Возрождения. Это рисунки Ле­онардо да Винчи, но в то время они были сравнительно редки.

Как особый сатирический жанр изобразительного искусства ка­рикатура сложилась в конце 18 - начале 19 века. Само слово впервые было употреблено в названиях картин английского ху­дожника У. Хогарта в 1748 году.

Учитель. Карикатура является тем видом изобразительного искусства, где отрицательные образы, отрицательные типы, явления негативного характера выступают наиболее выпукло, наиболее остро.

В карикатуре недопустима усложненность, излишняя насы­щенность деталями - все должно быть просто для восприятия. Не­желательно слишком большое приближение к натуре: тогда кари­катура перестанет быть смешной, то есть потеряет свое главное качество. Чтобы уметь изобразительными средствами выделить существенное и характерное в персонаже, нужно уметь тонко и остро подметить эти черты в натуре и очень точно передать их в рисунке, безошибочно отбросив все второстепенное.

Некоторые полагают, что карикатура - это более или менее уродливый рисунок, который проще сделать, чем обыкновенный, серьезный рисунок. Это глубокое заблуждение. Сложные вопросы пространства, света и цвета, анатомии и перспективы в карикатуре, правда, решаются упрощенно и в своеобразной форме. Но это уп­рощение требует от художника серьезного владения всеми этими средствами.

Художник-карикатурист должен быть человеком не только остроумным, но и очень наблюдательным, уметь подмечать едва заметные для других черты, чтобы смелым, гротескным преувели­чением их вызывать смех.

Несмотря на тенденциозное преувеличение, карикатура не должна слишком отрываться от оригинала, который должен оста­ваться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж.

Слайд 5.

Понятия лубок, шарж, гротеск близко связаны с термином «карикатура»

Слайд 6-7.

Шарж - (от франц.) – искаженное изображение, шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский. В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точ­ная и меткая характеристика людей с остроумным и коми­ческим преувеличением характерных черт. Однако в этом жанре не по­зволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.

Слайд 8-9.

Гротеск – это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального. Он появился в культуре Древней Греции и широко используется в различных видах искусства по настоящее время.

Слайд 10-11.

Лубок - это народная (фольклорная) картинка. С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть лубками.

В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы.

Слайд 12-14.

Первичная проверка знаний. Тест.

Задание 1. Запомни эти слова! 1.Карикатура. 2.Лубок. 3.Шарж. 4.Гротеск.

Определите соответствующие им понятия. 1.Юмористический или сатирический портрет. 2.Народная (фольклорная) картинка. 3. Юмористический или сатирический рисунок. 4.Причудливый (фантастический) образ.

Задание 2. К какой разновидности карикатуры относятся иллюстрации Т.Мавриной. (Лубок)

Учитель. Дайте определение данным сатирическим изображениям.

Слайд 20-28.

Особенности работы над карикатурой и шаржем.

Учитель.

Человек - основной персонаж карикатуры. Он бывает изобра­жен в ней в самых различных положениях - он может лежать, си­деть, бежать или прыгать, выполнять различные работы. В процес­се создания карикатур такие фигуры лучше первоначально набра­сывать схематичными, чтобы острее почувствовать движение, а затем уже их «одевать» (причем без излишних подробностей).

IV. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня на уроке перед вами стоит задача: выпол­нить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства разных лет, в которых воплощены сатирические образы персонажей.

Слайд 17.

Рассмотрим рисунок А. А. Агина, выдающегося иллюстратора «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. (Показывает.) Как вы думаете, ка­кой образ литературного героя из этой книги изображается чаще всего сатирически? Конечно же, это Плюшкин. Посмотрите, каким он показан на рисунке. Благоговейно, с молитвенным выражением взирает он на только что полученные деньги. Плюшкин изображен сутулым, с морщинистым лицом, укутанным в рубище. Рисунок выполнен точными, подчеркнуто четкими линиями и штрихами, выявляющими главное - позы, жесты, выражение лица. указательных пальцев.

Слайд 18.

Рассмотрим примеры гротеска в современных иллюстрациях

Слайд 19.

Задание: Сравните приемы художественного преувеличения, сатирического образа в изобразительном искусстве, музыке и в литературе. Дайте короткую характеристику.

V. Практическая работа.

Слайд 20.

Задание. Выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя или дружеского шаржа как это уже сделал один из учеников.

Карикатура может быть юмористической или сатирической

Прочитайте записанные на листах приложения стихотворные портретные зарисовки, которым я дала общее название «Улыбки сатиры», представьте описанные образы, если они вам понрави­лись, и можете их изобразить на своих сатирических портретах и шаржах.

VI. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово.

Домашняя работа: подобрать иллюстрации из газет и журна­лов с изображением сатирических образов, описать их, придумать к ним текст соответствующего содержания; индивидуальное задание по желанию: подготовить сообщение о творчестве одного из кари­катуристов.


4


Сатирические образы человека 6 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цель: Познакомить учащихся с переплетением понятий, «правда жизни и языка искусства», приемов художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями;

Задачи:

Образовательные:

  • учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей;

    Развивающие:

  •  развивать наблюдатель­ность, технику рисования карандашом;

  • формировать умение находить смешные, саркастические образы человека (литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении.

    Воспитательные:

  •  воспитывать интерес к че­ловеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к юмо­ру; укреплять межпредметные связи (литература, музыка , изо­бразительное искусство);

Автор Стрига Александра Геннадьевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 2001
Номер материала 8793
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓