Главная / Химия / «Самостоятельная работа учащихся на уроках химии».

«Самостоятельная работа учащихся на уроках химии».

«Самостоятельная работа учащихся на уроках химии».


Шульга Людмила Владимировна, преподаватель химии и биологии высшей категории

КГУ «Агротехнический колледж № 7, город Есиль, Есильский район» управления образования, Акмолинская область


Бурный рост научной информации, становление науки требуют некоторой переориентации обучения учащихся. Всякая попытка учителя «внести» в ребенка знания не приносит желаемых результатов, если неорганизованна собственная деятельность ученика, причем деятельность, которая приносит ему переживания, положительные эмоции от преодоления трудностей, открытий, полученных результатов и главное, от самой познавательной деятельности. Сегодня всё большее значение приобретает ориентация на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. В настоящее время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность, поэтому основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Самостоятельная работа может быть источником знаний, способом проверки их, совершенствования и закрепления, а по отношению к умениям и навыкам она является единственным путем их формирования, оказывает содействие усвоению глубоких и крепких знаний по предмету.

Самостоятельная работа учащихся всегда имеет определенную дидактическую направленность- это может быть изучение нового материала, совершенствование имеющихся знаний и умений или проверка результатов обучения. Чаще всего самостоятельная работа позволяет решить одновременно несколько дидактических задач.

Существуют различные методы самостоятельной работы на уроках химии:

  • работа с книгой;

  • решение задач и упражнений;

  • лабораторные опыты и практические занятия;

  • контрольные, тестовые, письменные работы, контролирующего характера

На своих уроках стараюсь формировать у учащихся навыки самостоятельной работы. Ведь самостоятельная работа дает им полное усвоение материала по предмету.

Как правило, у учащихся не сформирована привычка думать и рассуждать над текстом учебника, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, изучая содержание параграфа. Поэтому не вызывает сомнения использования в учебном процессе самостоятельной работы учеников с учебником. Ведь читая параграф учебника, дополнительную информацию из справочной литературы ученик развивает умение выбирать главное из прочитанного, позволяет лучше понять и запомнить содержание учебного материала. Как ученик будет работать с литературой во многом зависит от того, как эту деятельность организует учитель.

Хочу привести фрагменты уроков по органической химии с использованием информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоопыты) и самостоятельное приобретения новых знаний при работе с литературой, что вызывает особый интерес у учащихся, которые значительно ярче и глубже осознают важность изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом. Самостоятельное изучение материла сложнее, чем его восприятие со слов учителя, но психологическая наука приходит к выводу, что лишь в ходе их преодоления учащийся может развить творческие способности.

Тема урока: Альдегиды

Урок начинает учитель с исторической справки, которая связана с темой урока

В конце XVIII в. химики интенсивно изучали свойства известных органических соединений. В 1782 г. Карл Шееле, окисляя этиловый спирт оксидом марганца (IV) в серной кислоте, заметил, что помимо основного продукта — уксусной кислоты — образовалось еще какое-то резко пахнущее соединение, выделить которое не удалось. В 1821 г. Иоганн Вольфганг Дёберейнер окислял этиловый спирт в присутствии платинового катализатора и получил некоторое количество смеси исходного спирта с продуктами его окисления . Дёберейнер отправил полученный им образец Ю. Либиху, из которого тот в 1835 г. выделил чистое вещество, содержащее на два атома водорода меньше, чем этанол. Ученый установил его состав (С2Н4О) и объявил, что получил новое вещество, названное Alkohol dehydrogenatus — безводородный алкоголь или сокращенно альдегид. Поскольку первый из известных альдегидов содержал два атома углерода, начались попытки получения первого представителя гомологического ряда. Они были неудачными вплоть до 1868 г., когда немецкий химик-органик Август Вильгельм Гофман, пропуская пары метилового спирта над раскаленной платиновой спиралью, получил газообразное вещество состава СН2О.

И мы при изучении химических свойств спиртов, говорили, что первичные спирты окисляются до альдегидов, а вторичные спирты до кетонов. То есть образуются новые вещества, с которыми пока еще не знакомы. Давайте вспомним эти реакции. Записывают реакции на доске. Сравнивают полученные результаты и делают вывод:

Органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа соединена с атомом водорода и углеводородным радикалом, называют АЛЬДЕГИДАМИ или (алканали).

Органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа соединена с двумя углеводородными радикалами, называют КЕТОНАМИ .

Учитель сообщает, что это и есть тема сегодняшнего урока: «Альдегиды и кетоны» После объявления темы урока и записи ее в тетради, объявляется этап урока «Ожидание» (высвечивается на интерактивной доске), где учитель предлагает учащимся сформулировать свои ожидания от заявленной темы, тем самым определятся цели урока. После чего вся информация обобщается и озвучиваются цели урока (выводятся на интерактивную доску)

Цели урока:

  • познакомиться со строением альдегидов и кетонов

  • знать физические свойства альдегидов

  • уметь давать названия по систематической номенклатуре

  • зависимость химических свойств от состава и строения

  • применение и получение

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, учебная группа делится на 5 экипажей, которые выбирают направление, по которому будут работать и делать записи в «дереве решений» (лист ватмана).

1 экипаж - Классификация альдегидов, физические свойства альдегидов, строение карбонильной группы

2 экипаж - Гомологический ряд альдегидов, номенклатура, изомерия, общая формула альдегидов

3 экипаж- Получение альдегидов

4 экипаж- Применение формальдегида и ацетальдегида

5 экипаж- Кетоны, строение, номенклатура, свойства

Учащиеся работают самостоятельно со справочной и учебной литературой, заполняют «дерево решений».

Работу учащихся с книгой нужно начинать с организации работы с учебником. Для этого учитель раздает каждому экипажу перечень вопросов, которые должны быть освещены в «дереве решений».

1 Экипаж

  • Какие альдегиды могут быть в зависимости от природы радикала?

  • Агрегатное состояние альдегидов, запах, растворимость в воде и органических растворителях.

  • Какое явление гибридизации характерно для атома углерода в карбонильной группе?

  • Какой валентный угол между связями в карбонильной группе?

2 Экипаж

  • Составьте гомологический ряд первых пяти альдегидов, используя и международное название и тривиальное.

  • Выведите общую формулу альдегидов

  • Какие виды изомерии характерны для альдегидов?

  • От куда начинают нумерацию цепи, чтобы назвать альдегид? (Приведите пример)

3 Экипаж

  • Обратите внимание на промышленный и лабораторный способы получения альдегидов

  • Запишите реакции получения метаналя, этаналя окислением углеводородов кислородом воздуха.

  • Запишите реакцию получения альдегидов окислением первичных спиртов.

  • Запишите реакцию получения альдегидов дегидрированием спиртов (отщеплением водорода)

  • Запишите реакцию получения альдегидов по реакции Кучерова -гидратацией ацетилена и его гомологов (присоединение воды).

4 Экипаж

  • Где содержатся альдегиды?

  • Найдите применение метаналя.

  • Что такое формалин и где он применяется?

  • Найдите применение этаналя.

5 Экипаж

  • Напишите общую формулу для кетонов и формулу ацетона.

  • Охарактеризуйте физические свойства ацетона

  • Как дают название кетонам?

  • Применение ацетона.

После работы с литературой, каждый экипаж презентует у доски свой материал («дерево решений»), идет обсуждение.

Другой пример – фрагмент урока по многоатомным спиртам. Учитель сообщает, что за 90 минут в результате самостоятельной познавательной деятельности вы (учащиеся) должны узнать особенности строения и свойств многоатомных спиртов. Изучение темы сегодня пройдет по инструкционной карте, которая будет отображена на интерактивной доске. Я буду выступать только инструктором в вашей работе. Вы, используя учебник, информацию со слайдов ознакомитесь с новой темой, попробуете написать реакции сами. Вопросы и задания не переписывайте, но ответы дайте полные. В конце урока ваша работа будет оценена.

Задание № 1 инструкционной карты

Используя учебник А. Темирбулатова «Химия, 11» стр.173 запишите в тетради, какие спирты называют многоатомными спиртами?

Задание № 2 инструкционной карты

Назовите следующие вещества по международной номенклатуре

А) СН2—СН—СН2

| | |

ОН ОН ОН

Б) СН2—СН—СН––СН3

| | |

ОН ОН ОН

В) СН2—СН—СН3

| |

ОН ОН

Задание № 3 инструкционной карты

Используя учебник стр.175 запишите в тетради физические свойства этиленгликоля (этандиол-1,2) и глицерина (пропантриол-1,2,3)

Задание № 4 инструкционной карты

Запишите в тетради первое химическое свойство - «реакция полного окисления». Допишите реакцию полного окисления этиленгликоля, уравняйте реакцию С2Н4(ОН)22→?+?

Задание № 12 инструкционной карты

Выделите в тетради блок «применение» и заполните следующую таблицу:

Многоатомный спирт

Применение

На чем основано применение

После работы проводится закрепление (фронтально)

1. Какие вещества называют многоатомными спиртами?

2. Как называется двух-, трехатомный спирт, с которыми мы познакомились сегодня?

3. Для каких целей применяют этиленгликоль и глицерин?

4. Какие химические свойства многоатомных спиртов сходны с одноатомными спиртами?

5. С помощью какой качественной реакции можно отличить глицерин от этанола?


В данных примерах источник знаний - это учебник, дополнительная литература, которые являются средством формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности.

Каждая самостоятельная работа – это единая цепь, направленная на формирование системы знаний. В целом, все самостоятельные работы содержат конкретный материал, соответствуют целям и задачам урока, способствуют развитию умений и навыков

Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности.


«Самостоятельная работа учащихся на уроках химии».
  • Химия
Описание:

Данная статья содержит информацию о самостоятельной работе учащихся на уроке.

Самостоятельная работа учащихся всегда имеет определенную дидактическую направленность- это может быть изучение нового материала,  совершенствование имеющихся знаний и умений или проверка результатов обучения. Чаще всего самостоятельная работа позволяет решить одновременно несколько  дидактических задач.

Существуют различные методы самостоятельной  работы на уроках химии:

·        работа с  книгой;

·        решение задач и упражнений;

·        лабораторные опыты и практические занятия;

·        контрольные, тестовые, письменные работы, контролирующего характера

На своих уроках стараюсь формировать у учащихся  навыки самостоятельной работы. Ведь  самостоятельная работа дает им полное усвоение материала по предмету.

Автор Шульга Людмила Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1057
Номер материала 44121
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓