Инфоурок Другое Другие методич. материалыСамостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать материал

 

Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

В настоящее время российское образование осуществляет переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты:

1. Начального общего образования;

2. Основного общего образования;

3. Среднего (полного) общего образования;

В этом 2013 – 2014 учебном году по Стандарту начального общего образования занимаются учащиеся первого, второго, третьего класса. В ближайшее время на Стандарты основного и среднего (полного) образования будут переведены учащиеся остальных классов. Одним из основных положений Стандарта является формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД). В стандарте дано определение УУД, как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Крайне важно дать возможность учащемуся самостоятельно найти ответ на поставленный преподавателем вопрос, подвести его к выходу из проблемной ситуации, возникающей в ходе урока, а не навязывать уже готовое стандартное решение. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья особых условий, в частности формы выполнения задания, его организации (Поэтапное разъяснение заданий. Последовательное выполнение заданий. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания. Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.- Демонстрация уже выполненного задания), способов представления результатов. В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.      Одним из ценных свойств личности является ее самостоятельность. Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость ее развития в школе. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ.

Научно доказано безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления и воспитания положительных сторон психики учащихся.

Что же такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями (авт. Бруновт Е. П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. и др.).

Самостоятельная работа на уроках биологии.

В течение нескольких лет я работаю над методической темой по самообразованию «Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ». Соответственно важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

Самостоятельная работа может быть:

- индивидуальной;                                                                

- в парах;

- групповой.

Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:

- проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);

- работа с учебной литературой и наглядностью;

- использование рабочих тетрадей;

- работа со средствами ИКТ и др.

Проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы.

Очень важно как можно раньше использовать возможности каждого курса биологии для формирования у учащихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью уже с первых уроков учу выполнять опыт в определенной последовательности. С этой целью предлагаю им такой план:

1.      Цель опыта (что хотим выяснить?)

2.      Ход опыта (что для этого делаем?)

3.      Результаты опыта (что получили?)

4.      Выводы (что выяснили?)

Такой план помогает приучить учащихся уже в 6-м классе к определенной логической последовательности проведения эксперимента. Поясняя обучающимся план работы, говорю, что они должны пользоваться им при выполнении всех последующих работ экспериментального характера. Чтобы научить учащихся мыслить согласно предложенной планом логике, привлекаю их к активному участию в обсуждении эксперимента.

Поначалу овладеть логикой объяснения сути опытов могут наиболее сильные ученики, но при систематическом упражнении это становится посильным для всех.

На первых этапах, когда учащиеся не располагают необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладку опытов осуществляю я сама. Познавательная деятельность учащихся при этом носит репродуктивно-поисковый характер и направляется на выявление и сущности опыта, формирование выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладения учащимися техникой закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степень самостоятельности. Некоторые опыты предлагаю  провести дома – работа будет иметь исследовательский характер.

Биологический эксперимент неразрывно связан с лабораторными и практическими работами. Познавательная деятельность обучающихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради) или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д.

Выполняя работу, обучающиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.

Однако к работам такого рода школьников надо готовить постепенно, путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельных работ. С этой целью во время проведения лабораторных работ при изучении первых тем курса биологии обучающиеся вслух зачитывают каждый пункт задания, а я спрашиваю учащихся, как следует выполнять эту работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается.

Работа с учебной литературой и наглядностью.

Одна из целей изучения биологии обучающимися – овладение умений работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации является книга (учебник и др.). Самостоятельная работа с учебной книгой занимает большое место у меня в учебном процессе. Для обучающихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии.

При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:

- самостоятельная работа с ориентировочным аппаратом учебника;

- чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;

- постановка вопросов к тексту;

- ответы на вопросы текста, раздела;

- метод опорного конспекта, поиск объяснений явлений;

- словарная работа;

- составление плана (простого, развернутого);

- пересказ по плану;

- составление тезисов, синквейнов;

- работа с иллюстрациями учебника;

- работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий;

- работа по плану.

Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически, на всех этапах:

- для нахождения и выделения основных понятий, определений;

- при описании опытов, справочных данных;

- для закрепления знаний и формирования умений;

- для подготовки к выполнению домашнего задания.

Работу с учебником провожу в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц (настенных). При работе с учебником иногда (при изучении нового материала) использую карточки-задания для самостоятельной работы.

Самостоятельные работы учащихся с книгой приобретают наибольший удельный вес при изучении общей биологии (9 кл.). Это обусловлено как особенностями курса, так и уровнем подготовки учащихся. В курсе общей биологии раскрываются основные теоретические положения, биологические закономерности, для усвоения которых не всегда можно использовать эксперимент, наблюдение. Творческое использование учебника на всех этапах урока помогает учащимся глубже понять учебный материал, сократить время и облегчить домашнюю подготовку.

Использование рабочих тетрадей.

Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по биологии на печатной основе. В которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала, и для закрепления и для выполнения домашних заданий. Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы. В рабочих тетрадях даны и основные лабораторные работы: инструкции с вопросами и места для рисунков и выводов. Органической частью тетрадей (как и учебников) являются рисунки, по которым учащиеся так же работают: они распознают основные органы растений, органы и системы органов животных, сравнивают изображенные процессы или объекты, устанавливают взаимосвязи организма и среды обитания, находят черты приспособленности к ней, учатся составлять рассказы по рисункам.

Если в 5-6 классах задания более простые: рассмотреть, ответить …, то в дальнейшем задания усложняются: сравнить, установить связь, выявить, сделать выводы …. При этом познавательная деятельность учащихся усложняется.

Самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний.

В последнее время, когда большое внимание уделяется повышению качества знаний, возросла роль обобщающих уроков. Им принадлежит главная роль в повторении и систематизации знаний. На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у  обучающихся  различных умений, например, умение ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты. То есть на этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы: задания, связанные с описанием органов, определение по карточкам (определителю). На этих уроках использую и письменные проверочные работы, в которых использую разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.

Домашние задания.

Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д. обучающихся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.

                                                                       Летние задания.      

Еще большую самостоятельность ученики могут проявить при выполнении летних заданий. Темы предлагаю на выбор. Например:

- изучить стадии развития злаков;

- выявить влияние густоты посева на урожай;

- собрать сорные растения для гербария;

- собрать листья простые и сложные (по10 экз. для лабораторной работы);

- собрать растения одного из семейств (4 – 5 представителей);

- стихи или сочинения о природе;

- акварельные зарисовки цветов, опыляющиеся разными способами.

- наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатной мухи, дождевого червя и т.д.) и др.

. А также предъявляю требования к их выполнению. Например:

- научиться грамотно вести себя в природе; не собирать гербарии растений и коллекции животных, взятых под охрану;

- подумать о возможностях использовать результаты летней работы на уроках;

- позаботиться об оформлении работы, так как лучшие отчеты пополнят коллекцию кабинета биологии.

Более эффективно задавать летние задания не на последнем уроке, а об этом надо напоминать весь год.

Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля

Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого даю детям возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использую взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.

 

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 205 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 377
    • DOCX 43.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Анна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Александрова Анна Викторовна
    Александрова Анна Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6898
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек