Главная / История / «Самореализация и саморазвитие личности учащихся при изучении курса ОРКСЭ»

«Самореализация и саморазвитие личности учащихся при изучении курса ОРКСЭ»

Самореализация и саморазвитие личности учащихся при изучении курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Болдина Юлия Борисовна

barabanova79@mail.ru

БОУ города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №49»

Учитель истории, обществознания, ОРКСЭ.


Современное поколение людей живёт в быстро меняющемся мире. Линейность времени, отсутствие границ даёт человеку возможность выбрать свою траекторию жизни, свободы. Какой путь выбрать, где найти и как передать извечные ценности? Мы радуемся материальным ценностям, а не доброте и справедливости, техническим новинкам, а не благородным поступкам, бережно относимся к вещам и небрежно к людям.

Система нравственных ценностей обозначенная в Концепции Духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Патриотизм, любовь, уважением к ближним, семейные ценности. В качестве важнейших национальных приоритетов были названы патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность. Был определен также характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем». Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При этом школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:

Вере в Бога; Религиозных организациях; Святости и благочестии. (4,с.1)

Многие этические и религиозные понятия, объясняются в рамках таких предметов, как литература, история, обществознание. О дружбе, добре, благородстве, а также о культурах, которые раскрывают смысл этих, понятий речь ведётся на уроках, по новому для образовательной системы предмету – комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». И как показывает опыт, что рассказывать о религиозных культурах достаточно сложно. А необходимо ещё учитывать возраст наших потенциальных слушателей-собеседников.

Приходится искать пути к сердцам и душам юных учеников. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.  Всё это, заставляет нас вводить новые формы проведения уроков, используя инновационные педагогические технологии. 
В свою очередь миссия преподавателя  этого курса в школе особая. Учитель должен быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям духовность, нравственность, красоту, но побуждать быть  добрым, щедрым душой, уверенным в себе, умеющим наслаждаться окружающим миром и менять  мир вокруг себя Как один из способов предлагается методика использования интерактивных форм обучения, interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» - действовать, действие).. А это значит, активные интерактивные (субъект-субъектные); проектные технологии; групповые и командные методы; обучение в сотрудничестве; технологии организации диспутов, дебатов, дискуссий, ученические конференции. (2, с.8)

На сегодняшний день мы наблюдаем тенденцию того, что дети овладевают новыми знаниями и способами их получения гораздо быстрее взрослых и без помощи взрослых, снижается авторитет старших. Произошла смена стратегий образования «учиться не у прошлого, а у будущего».

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Не случайно В.М. Кларин утверждает, что «опыт учащегося-участника служит центральным источником учебного познания» (3,с.27) Необходимо учитывать возраст ребят, на который ориентируется курс «Основы религиозных культур и светской этики». Учитель должен понимать, что учащихся необходимо направлять, помогать. Что багаж знаний ребят с одной стороны разнообразный, но ещё не приведён в систему. К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать работу в группах («мозговой штурм», дебаты, различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры.

Пример работы в группах, по теме «Хранители предания в религиях мира»: Класс делится на 4 группы: 1 – Иудейская община. 2 – Христианская община. 3 – Мусульманская община. 4 – Буддийская община. Для деления на группы используем карточки с понятиями, относящимися к четырем религиям.

План работы группы: 1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы. 2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них. 3. Заполнить соответствующую часть в таблице. (Таблица в тетради) 4. Обсудить вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религий? Свои мысли записать в виде мини-сочинения из 5-6 предложений в тетрадь. Или другой вариант по теме «Человек в религиозных традициях мира» Продолжите предложение: «Молитва - это...». Обсудите в группах результаты выполнения задания. Попробуйте дать свое определение слова молитва. Как вы думаете, это понятие относится только к одной религии или молитвы существует у всех верующих? Почему вы так думаете? Ребята с большим интересом и азартом играют в игры, подобно «Поле чудес». В процессе игры учатся составлять вопросы, и правильно писать сложные слова из предмета ОРКСЭ. По теме «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти», работа в группах для выполнения творческой задачи (моделирование семейного праздника через рассказ, показ слайдов, газету, фото- и видеоматериал. Тема «Священные книги религий мира», ребята своё рассуждение начинают с любимой книги, учащиеся рисуют обложку своей любимой книги, делают ей презентацию. Выявляют, кто читал, а кто нет, кого заинтересовала. В качестве домашнего задания ребята спрашивают о любимых книгах своих родителей. Затем выявляем, какая книга является основной для граждан страны (Конституция). И только потом мы подходим к понятию книга – как священному, религиозному источнику.

Что же может ждать общество от курса «Основы религиозных культур и светской этики». Прежде всего учащийся должен проявлять самостоятельность в духовной работе. Это в дальнейшем позволит сформировать внутренние установки личности поступать согласно совести осознавать ценность другой жизни, позволит грамотно выстроить отношения в семье и с окружающими. Интерактивные технологии позволяют научить, воспитать учащихся принимать решения, быть терпимыми к различным мнениям, сотрудничать со сверстниками, уважать права других. Эти важные ценности, определяющие отношения и способы поведения человека в обществе. Умение понять позицию другого, поиск компромисса, предвидение последствий принимаемых решений, ведение диалога и в целом социализации личности.



1. Арещенко С.В. Инновационные подходы в практике преподавания Основ религиозных культур и светской этики. Кемерово 2012

2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. М.1997

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. http://www.twirpx.com/file/61206/

4 .Концепции Духовно нравственного развития и воспитания Гражданина России.






«Самореализация и саморазвитие личности учащихся при изучении курса ОРКСЭ»
  • История
Описание:

Современное поколение людей живёт в быстро меняющемся мире. Линейность времени, отсутствие границ даёт человеку возможность выбрать свою траекторию жизни, свободы.  Какой путь выбрать, где найти и как передать извечные ценности? Мы радуемся материальным ценностям, а не доброте и справедливости, техническим новинкам, а не благородным поступкам, бережно относимся к вещам и небрежно к людям.

Система нравственных ценностей обозначенная в Концепции  Духовно нравственного развития и воспитания  гражданина  России. Патриотизм, любовь, уважением к ближним, семейные ценности. В качестве важнейших национальных приоритетов были названы патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность. Был определен также характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем». Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При этом школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности.

Автор Болдина Юлия Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 511
Номер материала 25173
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓