Главная / Начальные классы / Самопознание. Щедрость и великодушие

Самопознание. Щедрость и великодушие

План урока «Самопознание»

Школа: средняя школа № 34

Дата: 11.02.2015 г.

: 21

Тема: Щедрость и великодушие.

Ценность: праведное поведение.

Качества: правильные мысли, честность, искренность, великодушие.

Педагог: Машанло Роза Магамедовна

Класс: 3 класс

Кол-во уч-ся: 24



Цель урока: Расширять представление о щедрости и великодушии.



Задачи урока:

  • Раскрыть значение понятий «щедрость», «скупость», «великодушие»;

  • Развивать стремление совершать добрые поступки;

  • Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.








Ресурсы:

кораблики, рисунок выполненный на ватмане, песня «Быть человеком», мелодия для минутки тишины.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

«Мысленное путешествие в подводное царство»

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Через несколько сикунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте что вы идёте вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите чёрную точку: когда она приближается вы понимаете что это дельфин. Он прибыл чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо он терпеливо ждёт вас. Медленно заберитесь к нему на спину держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых рыбок скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь в глубь моря вы смотрите как меняется всё вокгуг, сколько причудливых водорослей покачиваются в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. ( помолчать несколько сикунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь на верх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то , что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возврвтитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько сикунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

  1. Проверка домашнего задания.

стр. 54 рассказ Н. Чабаевского

Под спокойную гармоничную музыку.

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Цитатой нашего урока станет народная мудрость.
Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы никто об этом не узнал.

Народная мудрость.

- Как вы понимаете смысл изречения? (ответы учащихся) 
- Что значит быть щедрым, быть великодушным?

- Как  мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость?

- Великодушие и щедрость – это одно и то же? Можно ли проявить щедрость, не будучи великодушным?

(Ответы учащихся)

- Щедрость и великодушие человека проявляются не только в умении дарить материальные блага, но и в способности быть добрым, отзывчивым и внимательным.


Записана на доске

( учащиеся читают 2-3 раза в течении всего урока)

Учебник на стр. 57

  1. Рассказывание истории (беседа).

- А сейчас я вам прочитаю рассказ В.Сухомлинского

«Жадный мальчик».

Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».

Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:

Это ты хотел сто порций мороженого?

Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:

Да... Если бы кто дал деньги...

Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого. Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.

От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.

Что же делать? – думает мальчик.

Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.

Съел еще две порции. Затем пошёл в школу.

Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.

У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому–то?

Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?

Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где–то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.

-А какие чувства возникли у вас к мальчику?

- Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей).



  1. Игра « Да-нет» ( слайд )

Ответьте на вопросы хором словами « да» , или « нет»,

является ли щедрым человек, который… …

  1. всегда делится всем, чем имеет?...

  2. ждет ответной благодарности?...

  3. радуется, когда делает подарки?..

  4. замечает, что кому-то нужна его помощь?...

  5. подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям?..

  6. всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил?...

  7. счастлив, когда у других появляется что-то хорошее?



  1. Просмотр мультфильма « Просто так»

-Почему мультфильм назван «Просто так»?


Учитель читает рассказ, используя прием «чтение с остановкой».

























































Игра « Да-нет» ( слайд ) ( учащиеся хором отвечают на вопросы учителя









На интерактивной доске






  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Лучистое солнце не делится на части.

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья ты можешь, ты должен,

Ты, в силах друзьям своим подарить.

Я предлагаю вам на листочках нарисовать солнышко и написать добрые пожелания, а в центре солнышка напишите имя человека, которому вы подарите солнышко. И в конце нашего урока подарите эту открытку.



- Щедрость и великодушие – это ценности, живущие в сердце человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь, ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым.

- Посмотрите на доску: корабль, плывущий по волнам. Это – корабль жизни. Я вам желаю, чтобы ваши маленькие кораблики, которые только сейчас начинают свое большое плаванье, плыли по волнам «доброты», «любви», «щедрости», «великодушия».

В добрый вам путь по волнам вашей счастливой жизни. 



фонограмма песни « От улыбки»













(учитель прикрепляет на доску волны, на которых написаны данные слова)

  1. Групповое пение.

Текст песни «Быть человеком»

1 куплет

Нам от самого порога жизнь раскинула пути.

Выбирай свою дорогу и по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача, если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит то, чего ты заслужил.

Припев:

Только помни, только помни.

В грохоте и ритме века.

Самая главная в жизни профессия –

Быть человеком.

2 куплет:

В жизни прожитой дороги

Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги

За собою жжём мосты.

Ненавидим мы и любим,

Разрушаем и творим.

И в жару и в холод лютый

Мы друг другу говорим.

Пусть к тебе придёт удача,

Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит

То, чего ты заслужил.


Группа «Непоседа»

  1. Домашнее задание.

Стр. 60 выучить стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера»



  1. Заключительная минута тишины.

- Закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего вы узнали на уроке, сохраните всё это в своём сердце.








Под спокойную гармоничную музыку.



Самопознание. Щедрость и великодушие
  • Начальные классы
Описание:

План урока «Самопознание»

Школа: средняя школа № 34

Дата: 11.02.2015 г.

№: 21

Тема: Щедрость и великодушие.

Ценность: праведное поведение.          

Качества: правильные мысли, честность, искренность, великодушие.

Педагог: Машанло Роза Магамедовна

Класс: 3 класс

Кол-во уч-ся: 24

 

Цель урока: Расширять представление о щедрости и великодушии.

 

Задачи урока:

    Раскрыть значение понятий «щедрость», «скупость», «великодушие»;

    Развивать стремление совершать добрые поступки;

    Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.

 

 

 

 

Ресурсы:

кораблики, рисунок выполненный на ватмане,  песня «Быть человеком», мелодия для минутки тишины.

Ход урока:

1.     Орг.момент. Позитивный настрой.

«Мысленное путешествие в подводное царство»

   Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Через несколько сикунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

     Представьте что вы идёте вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите чёрную точку: когда она приближается вы понимаете что это дельфин. Он прибыл чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо он терпеливо ждёт вас. Медленно заберитесь к нему на спину держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых рыбок скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь в глубь моря вы смотрите как меняется всё вокгуг, сколько причудливых водорослей покачиваются в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. ( помолчать несколько сикунд).

     А сейчас приготовьтесь в обратный путь на верх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется  в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то , что он взял вас в такое интересное путешествие.

      Возврвтитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько сикунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

   

2.     Проверка домашнего задания.

стр. 54 рассказ Н. Чабаевского

Под спокойную гармоничную музыку.

3.     Позитивное высказывание (цитата).

Цитатой нашего урока станет народная мудрость.
Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее так, чтобы  никто об этом не узнал.

                                                                                Народная мудрость.

- Как вы понимаете смысл изречения? (ответы учащихся) 
- Что значит быть щедрым, быть великодушным?

- Как  мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость?

- Великодушие и щедрость – это одно и то же? Можно ли проявить щедрость, не будучи великодушным?

(Ответы учащихся)

- Щедрость и великодушие человека проявляются не только в умении дарить материальные блага, но и в способности быть добрым, отзывчивым и  внимательным.

 

Записана на доске

( учащиеся читают 2-3 раза в течении всего урока)

 Учебник на стр. 57

4.     Рассказывание истории (беседа).

- А сейчас я вам прочитаю рассказ В.Сухомлинского

«Жадный мальчик».

   Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».

Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:

– Это ты хотел сто порций мороженого?

Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:

– Да... Если бы кто дал деньги...

– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого. Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.

От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.

– Что же делать? – думает мальчик.

Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.

Съел еще две порции. Затем пошёл в школу.

   Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.

У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому–то?

Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?

Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где–то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.

-А какие чувства возникли у вас к мальчику?

- Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей).

 

5.     Игра « Да-нет» ( слайд )

    Ответьте на вопросы хором словами « да» , или « нет»,

является ли щедрым человек, который… …

1)    всегда делится всем, чем имеет?...

2)    ждет ответной благодарности?...

3)    радуется, когда делает подарки?..

4)    замечает, что кому-то нужна его помощь?...

5)    подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям?..

6)    всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил?...

7)    счастлив, когда у других появляется что-то хорошее?

 

6.     Просмотр мультфильма « Просто так»

-Почему мультфильм назван «Просто так»?

 

Учитель читает рассказ, используя прием «чтение с остановкой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра « Да-нет» ( слайд ) ( учащиеся хором отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

На интерактивной доске

 

 

 

7.     Творческая деятельность, групповая работа.

Лучистое солнце не делится на части.

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья ты можешь, ты должен,

Ты, в силах друзьям своим подарить.

Я предлагаю вам на листочках нарисовать солнышко и написать добрые пожелания, а в центре солнышка напишите имя человека, которому вы подарите солнышко.  И в конце нашего урока подарите эту открытку.

 

- Щедрость и великодушие – это ценности, живущие в сердце человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь, ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым.

- Посмотрите на доску: корабль, плывущий по волнам. Это – корабль жизни. Я вам желаю, чтобы ваши маленькие кораблики, которые только сейчас начинают свое большое плаванье, плыли по волнам «доброты», «любви», «щедрости», «великодушия».

 В добрый вам путь по волнам вашей счастливой жизни. 

 

фонограмма песни « От улыбки»

 

 

 

 

 

 

(учитель прикрепляет на доску волны, на которых написаны данные слова)

8.     Групповое пение.

Текст песни «Быть человеком» 

 1 куплет 

 Нам от самого порога жизнь раскинула пути.

Выбирай свою дорогу и по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача, если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит то, чего ты заслужил.

 Припев:

 Только помни, только помни.

В грохоте и ритме века.

Самая главная в жизни профессия – 

Быть человеком.

2 куплет:

 В жизни прожитой дороги

Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги

За собою жжём мосты.

Ненавидим мы и любим,

Разрушаем и творим.

И в жару и в холод лютый

Мы друг другу говорим.

 

Пусть к тебе придёт удача,

Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит

То, чего ты заслужил.

 

Группа «Непоседа»

9.     Домашнее задание.

Стр. 60 выучить стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера»

 

 

10.                       Заключительная минута тишины.

- Закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего вы узнали на уроке, сохраните всё это в своём сердце.

 

 

 

 

Под спокойную гармоничную музыку.

 

 

 

Автор Хазгалиева Камиля Камилевна
Дата добавления 31.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 871
Номер материала 58943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓