Главная / Другое / «Самоподготовка - важный этап процесса обучения»

«Самоподготовка - важный этап процесса обучения»

«Самоподготовка - важный этап процесса обучения»


Актуальность: От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний,

умений и навыков воспитанников.

Педагогические задачи:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся.

  • Формирование умения использовать полученные знания.

  • Развитие осознанного желания работать самостоятельно.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса.

Человека, умеющего самостоятельно планировать свою деятельность, научить детей учиться - эта проблема в последние годы стала одной из наиболее актуальных в сфере образования. Ведь подготовить выпускников к жизни - это значит вооружить их не только знаниями, но и научить овладевать знаниями самостоятельно. Формирование умения учиться является сложной задачей.  Умение учиться возникает не само по себе, а это результат серьезной работы.

Цель самоподготовки: привитие навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению полученных знаний на уроке, а также контролю и оценке своих действий. Самоподготовка в условиях интерната имеет свои особенности:

   Самоподготовка проходит коллективно;

   Регулярность, одинаковая продолжительность проведения;

  Организует и проводит самоподготовку воспитатель;

   Воспитатель на одном классе работает в течение месяца;

   По окончании месяца работы воспитатель сдает отчет.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильный режим дня, оборудование рабочего места для занятий, определение продуктивного и оптимального порядка выполнения домашнего задания на день или на всю неделю в целом. К внутренним условиям необходимо отнести умение быстро включаться в работу, вести ее в хорошем темпе, не отвлекаясь.

Подготовка учащихся к учебным занятиям будет проходить эффективно, если выполняются санитарно-гигиенические и дидактические требования к организации самоподготовки.

Но в свою очередь и учащиеся должны соблюдать организационно-дисциплинарные требования:

  Приходить на самоподготовку на пять минут раньше, чтобы убедиться в наличии принадлежностей, необходимых для занятий и настроиться на предстоящую работу;

  Точное соблюдение начала и конца самоподготовки:

  Обеспечение порядка на рабочем месте

   Не нарушать тишину и не отвлекать других без необходимой надобности;

   Не заниматься посторонними делами;

    Нельзя громко консультировать;

   Не использовать методы работы, вызывающие шум;

    Выполнять работу недобросовестно.

Основные требования к ученику в процессе выполнения домашнего задания – самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.    Но нельзя забывать о том, что умение управлять своим поведением – это целостное свойство личности и выработать его в одном каком-то одном виде деятельности невозможно.

Воспитателю необходимо помнить, что у учащихся может быть не всегда устойчивое внимание, что не у всех выработаны необходимые навыки и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправданна.

Самоподготовка имеет определенную структуру:

1. Вводная часть

2.  Самостоятельная работа учащихся

3.  Подведение итогов работы.

В каждом классе назначаются консультанты, которые в конце самоподготовки (если сами выполнили работу) могут оказать помощь воспитателю в проверке у одноклассников выполненного домашнего задания.

В процессе организации самоподготовки возможно использование групповых форм работы, если даны групповые домашние задания.  

Короткие паузы, по 10-15 минут, также необходимы во время выполнения домашнего задания. Вовремя этих пауз можно использовать упражнения для снятия умственного напряжения учащихся, гимнастику для глаз.

В начале учебного года огромная организационная работа проводится с учащимися вновь набранных классов, так как у них еще проходит адаптационный период. Они выполняли домашнее задание в полной самостоятельности, когда им никто не мешал шуршанием страниц, тихим шепотом, ходьбой и т.д. При подготовке к учебным занятиям они не ограничивали себя во времени. Не сразу учатся ребята рассчитывать время, отведенное на самоподготовку. Вначале они часто не представляют себе реально отведенный им отрезок времени и торопятся. Важно убедить детей в том, что можно все хорошо сделать, если не спешить, но работать сосредоточенно и целеустремленно. Необходимость соблюдения сроков мобилизует.

Воспитатель, работающий в данных классах, поддерживает тесную связь с учителями – предметниками для выяснения содержания домашнего задания. Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задание, кому из учащихся потребуется помощь и т.д. А учителю полезно знать, как выполняет домашнее задание каждый ученик. Это важная информация для его работы в классе.

Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, заранее планирует и рассчитывает его. Он приступает к работе сразу, без всяких заминок. Избыток же свободного времени приучает человека разбрасываться им.

Надо приучить ребёнка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Воспитателю необходимо знать, что чем дольше ученик оттягивает начало выполнения работы, тем большее усилие потребуется ему для того, чтобы заставить приступить к ней, тем более будет длительным период «вхождения» в нее. Если же ученик сразу начинает свою учебную деятельность, то он легко работает, многое успевает сделать, и в конечном счете многого достигает.

Приучая школьника правильно работать, следует добиться того, чтобы он работал интенсивно, с полной внутренней концентрацией на выполняемом задании. Привычка работать в хорошем темпе – очень важный момент в умении правильно заниматься. Для человека привыкшего работать в быстром темпе нет предела в возможности усвоения знаний. 

Ученик сам решает, с какого предмета начинать выполнение домашнего задания. Главное, правильно спланировать предстоящую работу и вовремя внести корректировку, если это потребуется. Он сам ищет пути и способы выполнения заданий.

У учащихся старших классов могут быть неравномерно загруженные дни, поэтому они должны реально оценивать свои возможности и ясно представлять, сколько времени уходит на подготовку каждого предмета. Старшеклассников воспитатели приучают к составлению рабочих планов на все дни недели, с указанием затраченного времени. Но чтобы этот план помогал ученику необходимо соблюдать основное правило: в процессе работы не выходить за рамки времени, отведенного на каждый предмет.

Каждый ученик имеет дневник по самоподготовке для записи расписания уроков и задания по ним на следующий учебный день. Там же записывает дополнительно выполненные задания по другим учебным предметам.

Воспитатель ведет журнал по организации самоподготовки, в котором отмечает посещаемость учащихся, записывает причину отсутствия, ежедневно записывает расписание уроков на следующий день. За время первой самоподготовки учащиеся успевают выполнить основную часть домашнего задания.

Вовремя второй самоподготовки учащиеся завершают работу и приступают к подведению итогов вместе с воспитателем. У одиннадцатых классов несколько иной режим проведения самоподготовки, так как они готовятся к сдаче ЕНТ: первая часть - подготовка домашнего задания, а вторая – подготовка к ЕНТ.

У каждого воспитателя имеется папка по самоподготовке, где имеется справочный материал по предметам, правила – памятки по подготовке устных и письменных заданий, по написанию сообщений, рефератов, докладов.

В конце самоподготовки указывает свои наблюдения по ходу работы и оценивает степень подготовки учащихся.

Проверка выполненного домашнего задания может осуществляться в форме самопроверки, взаимопроверки, фронтального и индивидуального опроса воспитателя.

Практика оценки воспитателем выполнения заданий повышает качество работы детей (требования должны быть согласованы с учителем - предметником). Задавание уроков на дом только тогда целесообразно, если организован учет выполнения заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности.

От воспитателя требуется помочь формированию сознательного и овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей жизни.


Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому, я считаю, что взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников. В нашей школе-интернате мы стараемся, чтобы требования учителя и воспитателя были едины.  Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий Я систематически выясняю:

  • Какие темы наиболее трудны для воспитанника, в чем именно;

  • Какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий

Все эти данные должны отражаются в моих планах.

Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы воспитанников необходима при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим воспитанникам в процессе самоподготовки. Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одни из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения. В нашей школе-интернате ведется тетрадь взаимосвязи учителя и воспитателя, где записывается не только домашнее задание, но и то на, что обратить особое внимание при их выполнении и чем необходима помощь. Если в задании есть скрытые трудности – обратить на них внимание и указать возможные пути их преодоления

Мне необходима и ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников как показатель качества их самоподготовки. Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

Я стараюсь приучать воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания. Очень важно научить воспитанников работать с учетом указаний различных памяток: Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей, или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто отвлекаются и в результате сами нарушают дисциплину. Некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному плану и т.д. Я помогаю таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанникам разрешаю приготовление уроков вне групповой комнаты – в своей комнате, в других, специально отведенных воспитателем для этого местах. Однако я все время держу этих воспитанников в поле зрения и время от времени проверяю ход их работы.

Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить как это делалось на уроке, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнок должен мне показать, что было им сделано до этого.

         В группе исключена возможность списывания. Соседом по парте, как правило, является ученик другого класса. Во время самоподготовки я всегда делаю акцент на том, что своим поступком (дав списать однокласснику) ребята лишают своих товарищей возможности развиваться, запоминать информацию, обогащать словарный запас и. т. д. Учу детей уважительно относиться к особенностям развития своих сверстников.

Рабочий шум вполне допустим в группе, и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже моих громких замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Нужно строго следить, чтобы родители тоже планировали своё время, не нарушая режим самоподготовки, не отвлекали детей во время выполнения домашней работы. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.

Часто в группу приходят дети, после продолжительной болезни, с пробелами в знаниях. Поэтому моя задача в работе с этими учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Ученики, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам, могут быть помощниками для воспитателя. Получая одобрение старшего они старательно проверяют домашнее задание более слабых учеников. Такой прием развивает познавательные способности учащихся.

В группе есть компьютер и дети могут подготовить дополнительное сообщение к урокам или заняться играми, развивающими логическое мышление.

Для сообщений к урокам можно воспользоваться интернетом. Соответственно, дети получают не только дополнительные знания по предметам, но приобретают навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя. Дети, работая за компьютером всего 15 – 20 минут в день, имеют возможность провести диагностику и коррекцию своих знаний, получить рекомендации, сделать работу над ошибками, попробовать написать диктанты или сдать экзамены. Так же можно снова пройти ту или иную тему, выбрав красочную, краткую, но доступную (в схемах, рисунках, таблицах и т. д.) теорию. Темы уроков, как и темы тестирований можно выбирать. В группе используются следующие игры, развивающие логическое мышление:

а) шахматы

б) шашки

в) «Морской бой»

г) «Пять в ряд»

д) «Крестики – нолики»

е) «Коридорчики»

ж) «Точки»

з) «Эрудит»

и) «Пазлы»

к)   кроссворды, шарады, ребусы


Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. Категорически нельзя копировать урок и подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе-интернате и для них это огромный труд. А чтобы для учеников самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.

.

Место воспитателя в начале самоподготовки – у стола. Я должна убедиться, что все воспитанники включились в работу: приготовили учебные принадлежности и начали работать.

Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у меня появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе Я стараюсь на самоподготовке использовать различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интереса к учению. Один из них – создание подвижных, меняющихся каждую неделю групп консультантов.  Все, кто за предыдущую неделю не получил троек и двоек, включаются в эту группу. Эти же группы могут оказывать помощь более слабым ученикам.

        

Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания, я кладу на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом.

Я стараюсь использовать разнообразные формы контроля: устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, устный или письменный план – ответ по заданию урока, индивидуальное задание на карточке, фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания.

Так же я использую метод самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй оценить свои знания.

Завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Обязательно отмечаю тех, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.  

Я считаю – если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.

Правильно организованная самоподготовка, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

Алгоритм проведения самоподготовки.

Самоподготовка проводится с 16.00 до 19.00 часов. Время приготовления уроков для 4–6-х классов - 1,5 – 2 часа; для 7–9-х классов – 2 - 2,5 часа; для 10–11-х классов – 2,5- 3 часа.

Памятка: 

Общие указания

  1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.

  2. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.

  3. Посмотри в дневнике домашнее задание.

  4. Держи правильную осанку - спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.

  5. Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.

  6. Если что-то не получается - переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.

  7. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 – 2 часа.

  8. Выполняй задание четко, аккуратно.

  9. Через каждые 10 минут   давай отдых глазам   и пальцам - несколько раз открой и зажмурь   их, посмотри по сторонам и т.д., сожми разожми пальцы.

  10. Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку -  встань, сделай несколько упражнений, глубоко вдохни и выдохни.

  11. Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.

  12.  Сдай   уроки    и   положи    дневник   воспитателю. Пройди очередной тест на компьютере. Осталось время - тихо займись своими делами, не мешая другим.


 


«Самоподготовка - важный этап процесса обучения»
  • Другое
Описание:

От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний,

умений и навыков воспитанников.Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

Автор Никитцова Шолпан Оспановна
Дата добавления 11.10.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 348
Номер материала MA-067918
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓