Главная / Музыка / Самоонализ "Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса" (дошкольный возраст)

Самоонализ "Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса" (дошкольный возраст)

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания дошкольников и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. В пении формируются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности.

Человек, родившись, получает от природы музыкальный инструмент- голос. Но как – же его настроить? Как увлечь дошкольников пением? Что сделать, чтобы встреча с любимой песней стала праздником?

В процессе поиска приемов развития певческого голоса пришла к выводу, что наиболее эффективным является систематическое применение дидактических игр, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.

На основании вышеизложенного для музыкально - образовательной деятельности выделила тему «Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса».

Поставила цель: Формирование певческого голоса у дошкольников в процессе организации дидактических игр.

Обозначила задачи:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость.

2. Совершенствовать музыкальный слух.

3. Формировать чувство ритма.

Поиск эффективных методов развития певческого голоса средствами дидактических игр, инновационного опыта работы в данном направлении других педагогов, привел меня к изучению литературы. Результатом стало составление каталога и фонда справочных пособий (Приложение 1).

Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И., рядом парциальных программ и технологий музыкально–образовательную деятельность осуществляю индивидуально, по подгруппам, фронтально.

Для поставленной цели, применяю разные методы и приемы (наглядные – изобразительные иллюстрации, художественные игрушки, показ образца задания; словесные – беседа, рассказ, пояснение; практический - упражнения, игры).

Для реализации поставленных задач создала соответствующую развивающую среду, способствующую развитию певческого голоса дошкольников.

Сформировала медиотеку «Тропинка в мир песни», в которой поместила диски с обучающими дидактическими играми – презентациями: «Кукла», «Лягушка», «Котенок», «Кисточка», «Дино» для совершенствования звуковысотного слуха и интонации. «Новоселье у гномов», «Дождик», «Поющие тучки» и т. д. игры для развития чувства ритма, аудиотеку «Времена года» с многообразием песенного материала. Для развития эмоциональной отзывчивости создала ростовую куклу Колобок, которая участвует в играх «Помогите колобку», «Кого встретил колобок» (Приложение 2). Разработала авторские дидактические пособия «Выложи мелодию», «Ритмические карточки», «Музыкальная лесенка» (с использованием мультимедийного оборудования). Музыкальное оформление зала соответствует современным требованиям: компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофоны. Пересмотрела подходы к моделированию условий, зал содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребностей и темы. Для самостоятельной деятельности в группах создала музыкальные центры. При их организации большое внимание уделила дидактическим играм и пособиям на формирование певческого голоса с учетом возрастных особенностей.

В музыкальных центрах младших групп для развития эмоциональной отзывчивости в пении разместила музыкальные книжки. На каждой странице дидактические игры с иллюстрациями («Зайцы», «Вертушка»). Для совершенствования музыкального слуха использую волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижним регистрах, для развития чувства ритма музыкальные молоточки, погремушки, бубны.

В музыкальных центрах старших групп поместила мнемотаблицы с картинками подсказками, карточки со схемами для рисования голосом, сольфеджирования мелодии на определенный слог, игры «До – ре – ми», «Выложи мелодию», «Сколько нас поет».

Работу срою таким образом, чтобы дети не чувствовали, что их обучают, они просто заняты интересной для них деятельностью, увлекательной игрой, в которой создаю ситуации, требующие самостоятельного решения. Начинаю обучение с определения типа и особенностей диапазона звучания голоса. В дошкольном возрасте голосовой аппарат еще не сформирован и для его охраны необходима благоприятная «звуковая атмосфера» (Приложение 3).

Работу над песней условно делю на три этапа. На первом этапе подбираю репертуар. При выборе песни учитываю то, как она помогает решению воспитательных задач, углублению чувств (эмоциональная отзывчивость), что она вносит нового в усвоение певческих навыков (музыкальный слух, чувство ритма), отвечает ли она потребностям детей. В игровой форме дети легко отвечают на вопросы, «Какая это песня», «О ком она». При этом использую дидактические игры «Море», «Солнышко и тучка», «Весело – грустно». Яркое выразительное исполнение вызывает положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки.

На втором этапе большую роль отвожу развитию певческих навыков, используя перед пением упражнения в виде игры - распевки, которые даю в определенном порядке: работа над дикцией, артикуляцией «Поезд едет не спеша», дыханием «Пчелки», звукообразованием «Песенка – чудесенка» (Приложение 4). Систематическое применение упражнений дало положительные результаты: дети научились моделировать голос по силе и высоте, выделять логические и словесные ударения, выражать различные интонации.

Музыкальный слух и чувство ритма в младших группах совершенствую, применяя игровой видеопроэкт «Зверята», внимание ребят привлекаю к точному воспроизведению мелодии. Дети весело машут флажками или звенят погремушками, отличая тем самым музыкальное вступление или заключение песни в играх «Слушай внимательно», «Попугай повторяй». В старшем дошкольном возрасте ребят знакомлю с первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе систематических игр – упражнений «Большие маленькие», «Веселый огород». Дошкольники определяют движение мелодии, сравнивают звуки различной высоты, прохлопывают ритмический рисунок. Самую большую заинтересованность к песне дети проявляют на первых трех занятиях, потом интерес может падать. Чтобы этого не произошло, я связываю пение с другими видами певческой деятельности и использую такие дидактические игры как «Качели», «Колокольчики», «Прогулка», «Веселые нотки», «Лесенка - чудесенка».

Третий этап – исполнение песни. Не все дети могут преодолеть чувство страха перед выступлением. Чтобы каждый ребенок мог петь без волнения, использую один из методов – сказкотерапия. Этот метод способствует к воображению, будит фантазию. Такое совместное творчество нашло отражения в музыкальных постановках «Летучий корабль», «Снежная королева», «Колобок», был создан театр ростовых кукол (Приложение 5).

Успех развития певческого голоса во многом зависит от постановки воспитания в семье, создавая условия для ежедневной информации, систематизировала работу с родителями (Приложение 6.1., 6.2). Для обогащения музыкальной среды семей мной была собрана фонотека «Музыкальный киоск», с коллекцией детских песен. У родителей появилась реальная возможность познакомиться со специализированной музыкой. Провожу музыкальные гостиные, в которых участвуют родители: «Мамина песня» 2012г, «Песенный разгуляй» 2013г, «Мы за чаем не скучаем» 2014г. Ежегодно в мае у нас проходит конкурсно - игровая программа «Семейное дефиле», это яркий праздник с участием детей и родителей. (Приложение 7). Делая выводы о проделанной работе можно отметить, что родители стали активными «участниками» педагогического процесса, помогают в подготовке декораций и костюмов, играют роли в утренниках и спектаклях, внося свои предложения, оказывают существенное влияние на организацию работы по развитию певческого голоса.

В процессе работы повышаю свой педагогический уровень: участвую в интернет конкурсах, семинарах, публикую статьи и методические разработки в СМИ, провожу консультации, круглые столы, открытые НОД (Приложение 8).

В 2013году для музыкальных руководителей подготовила и провела РМО «Весеннее приключение Кроша» (Приложение 9), консультацию «Приобщение детей к игре на музыкальных инструментах», 2014 году показала мастер класс «Приемы игры на деревянных ложках». 2013год выступала с докладом на педагогической конференции «ИКТ в музыкальном воспитании».

Показателями творчества и успеха детей является участие в российских 2013г., областных 2013г., межтерриториальных 2012г., районных 2011г., 2012г., 2013г. конкурсах, где они неоднократно становились лауреатами и призерами (Приложение 10).

В проделанной мною работе с 2012 – 2014 год прослеживается положительная динамика качественных показателей достижения детей: в эмоциональной отзывчивости высокий уровень увеличился на 55% (2013г – 40%, 2014 – 95%); музыкальный слух улучшился на 39% (2013г – 46%, 2014г – 85%); чувство ритма на 32% (2013г – 60%, 2014г – 92%) (Приложение 11, 12). Дошкольники научились выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него; легко различают разнообразный характер музыки, импровизируют различные звукоподражания; умеют петь коллективно и индивидуально, сохраняя правильную осанку; различают движение мелодии вверх и вниз; долгие и короткие звуки; поют попевки на основе усвоенных певческих навыков; могут прохлопать ритмический рисунок. Мои воспитанники теперь поют не только на музыкально - образовательной деятельности, но и самостоятельно, принимают участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей ее характер и смысл (Приложение 13).















5


Самоонализ "Влияние дидактических игр на развитие певческого голоса" (дошкольный возраст)
  • Музыка
Описание:

Хочу представить вам друзья опыт работы своей я. Самоонализ чтобы написать, пять лет пришлось мне материалы собирать. В нем описала все, что создала, как я с детьми занятия вела, какие ставила я цели и задачи и что работать можно всем иначе. В нем методы и формы описала, в какие игры я с детьми играла, как ростовые куклы создала, чтоб на занятьях музыка жила. Какие упражненья применяла и ими голос деток развивала. Слух, ритм, звукообразованье, как правильно им нужно взять дыхание. И в сочетании с игрой как результаьт мне получить такой. Центры развития как в группах реализовала,какие материалы туда помещала. С родителями как работу я вела, и что же нового я детям всем дала. В конце я диагностику писала и результаты подчитала. Вас мимо я прошу не проходите и опыт мой работы вы прочтите.

Автор Шульга Галина Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 571
Номер материала 21665
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓