Главная / Директору-завучу / «Самообразовательная деятельность воспитателя как результат коррекционной направленности самоподготовок. Качество работы воспитателей по организации самоподготовки».

«Самообразовательная деятельность воспитателя как результат коррекционной направленности самоподготовок. Качество работы воспитателей по организации самоподготовки».


«Самообразовательная деятельность воспитателя

как результат коррекционной направленности самоподготовок.

Качество работы воспитателей по организации самоподготовки».


Немецкий дефектолог Шуман писал: "Чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя".

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Педагог должен знать не только область своего предмета и владеть его методикой, но и иметь знания в близлежащих областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как “несовременного человека”.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, воспитателю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим учителем быть стыдно и обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Направления самообразования учителя

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, обладать большой эрудицией и др. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.

Самообразование это не только работа над определенной темой, проблемой, это всестороннее самосовершенствование самого педагога.

Направления самообразования

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

правовое;

эстетическое (гуманитарное);

историческое;

иностранные языки;

политическое;

информационно-компьютерные технологии;

охрана здоровья;

интересы и хобби.

Эти направления являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования

В наше время масса источников, из которых можно добывать знания: курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), интернет, видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия. Но, например, нашу школьную библиотеку с начала учебного года не посетил ни один воспитатель, хотя было пополнение методической и дидактической литературы.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Т.е, изучать и внедрять педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

-посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

-периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

-совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;

-систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

-повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя.

Виды самообразовательной деятельности:

систематический просмотр определенных телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий;

чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности;

изучение информационно-компьютерных технологий;

посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:

Результаты самообразования

повышение качества обучения и воспитания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения и воспитания;

доклады, выступления на ШМО, Педагогических Советах;

разработка и изготовление дидактических материалов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;

разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, практических умений, осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Отслеживая индивидуально-личностный рост воспитателей, их работу по повышению качества самообразовательной деятельности, получила следующие результаты:

- воспитатели регулярно проходят курсы повышения квалификации в областном ИПК, где знакомятся с новыми подходами к воспитанию, формами и методами воспитательной работы, современными информационно-коммуникационными технологиями, проектными технологиями и т.д.

- воспитатели имеют дефектологическое или педагогическое образование (средне-специальное или высшее). Высшее образование имеют 78% воспитателей, из них 22% - дефектологическое.

- воспитатели повышают или подтверждают свою квалификацию через аттестационные мероприятии. Количество воспитателей, имеющих высшую категорию 11%, 1 категорию 22%, вторую категорию – 44%, без категории – 11%. Оптимальный уровень проведения режимных моментов составляет 50%, на достаточном уровне проводят режимные моменты 50% воспитателей.

Т.о., можно выделить достаточно хороший потенциал для повышения самообразовательного уровня среди воспитателей, каждый из которых должен владеть всеми аспектами самообразовательной деятельности. Выявлена (по наблюдениям, посещениям режимных моментов) взаимосвязь между уровнем самообразовательной деятельности и проведением режимных моментов, а именно при подготовке и организации самоподготовок. Ведь, как было сказано выше, самообразование – это потребность для личностно-индивидуального роста педагога, для полноценной организации разнообразной коррекционной и воспитательной работы.

У нас самообразовательная деятельность сводится к тому, что выбрана только тема, намечены цели и задачи, теоретической материал минимален или отсутствует, практических наработок, диагностики, мониторинга совсем нет, а о результатах вообще говорить нечего – их просто нет. Нет авторских воспитательных программ, нет печатных работ, нет обобщения опытом, и др. методических материалов. Часть воспитателей как создали, наработали несколько лет назад хорошие материалы, подвели итоги, так они и лежат, пылятся на полках, т.е. работа застыла. Материалы самообразования в хорошем объеме, с выводами и выходом на результат и работу с детьми в наличие у троих воспитателей.

А ведь изучая источники по одному вопросу, нам приходится перелопатить кучу информации, найти для себя полезные материалы, выходящие за рамки выбранной методической темы, материалов для проведения интересных, обновленных тематически режимных моментов.

Был отмечен еще такой аспект самообразования как умение анализировать свою деятельность, способность к рефлексии. Это направление у нас имеет недостаточный уровень, самоанализ сводится к перечислению, констатированию фактов, а рекомендации со стороны администрации принимают иногда в штыки, или как личную обиду. Без самоанализа своей деятельности мы не сможем увидеть ошибки, наметить пути их преодоления.

На столах у Вас представлены рекомендации и памятки по самообразовательной деятельности (думаем, что они будут полезны как начинающим, так и опытным педагогам)

I-я группа. Рекомендации для молодых специалистов:

необходимо осознать ценности личностно-ориентированной модели педагога, обучения и развития;

целенаправленно формировать основы педагогического мастерства, для чего необходимо изучать видиозаписи, посещать мастер-классы своих коллег;

развивать умения и конструктивные способности на основе самодиагностической (диагностики) программы.

II-я группа. Рекомендации для педагогов, работающих свыше пяти лет:

овладевать способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
– формировать умения анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности.

III-я группа Рекомендации для опытных, творчески работающих педагогов:

развивать способности к перепроектированию собственной деятельности в рамках тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
– проявлять профессиональную толерантность;
– пропагандировать свои достижения, через публикации в участии в методических семинарах, практических конференциях;
– развивать исследовательскую деятельность, включаясь в экспериментальную работу

Тематикой самообразования также может быть:

одна из годовых задач школы-интерната;
– проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
– пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Памятка по самообразованию


Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе


Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других .

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.


Путь к самообразованию лежит через самостоятельную работу, которая представляет собой особую форму деятельности педагога, предполагает выполнение целого ряда входящих в нее действий: осознание цели своей деятельности, принятие задачи, придание ей личного смысла, самоорганизация в распределении самообразовательных действий во времени, самоконтроль в их выполнении и результат.

В рамках подготовки к Педагогическому Совету, с целью определения качества организации самоподготовок, выявления системы взаимосвязи между учителем и воспитателем в школе-интернате проведена декада самоподготовок воспитателями 2-9 классов. Самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из ответственных и сложных частей работы воспитателя.


Алгоритм проведения самоподготовки

Время приготовления уроков для 4–6-х классов – 1-1,5 часа; для 7–9- х классов – 1,5-2 часа;

Структурные элементы самоподготовки

1.Организационный момент:

- обязательное проветривание помещения;
- приготовление рабочего места детьми (нужных книг, тетрадей, письменных принадлежностей, расположение их в определенном порядке на рабочем столе);
- получение словарей, пособий, которые будут необходимы в процессе работы

2. Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой:

- проведение упражнений направленных на развитие познавательных процессов и интеллекта;
- использование элементов нейро-лингвистического программирования.

3.Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников.

- сообщение цели,
- воспитатель четко объявляет содержание занятия, объясняет наиболее рациональную последовательность его выполнения;

4. Дозировка времени на определенные предметы.

- Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников играет ограничение времени на выполнение задания, но предмету. В учебном классе желательно установить часы так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.

5. Деление ребят на группы, звенья, пары, назначение контролеров

6. Самостоятельная работа воспитанников над выполнением домашних заданий.

- Во время самоподготовки должна активно работать учебная доска, имеющаяся в каждой группе.

- Доска - это инструкционное поле”: здесь плакаты с памятками, план, алгоритмы выполнения заданий; познавательные задачи. Воспитатель должен показать образец действий.

7.Индивидуальная работа со слабоуспевающими воспитанниками.

8. Дополнительная работа на закрепление материала.

- Работа по карточкам, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, повторение таблицы умножения, чтение интересных книг.

9. Работа с детьми, раньше других выполнившими домашнее задание

(Сюрпризный момент, игра, вручение воспитаннику яркого конверта с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом и т.д.)

10.Контроль выполнения заданий(частичный, индивидуальный, фронтальный)

- Воспитатель подбирает формы контроля по- своему усмотрению:

11.Во время самоподготовки рекомендуется использовать физкультминутки и перерывы в работе над заданиями.

12 .Подведение итогов.

Форму подведения итогов воспитатель может выбирать сам.

Практика показывает, что при организации самоподготовки допускаются серьёзные методические ошибки. Воспитателями не достаточно чётко прорабатываются организационные моменты. Задания иногда выполняются с использованием классной доски, при этом наблюдается массовое списывание. Воспитатели проверяют все задания учащихся группы и даже выставляют отметки. Также практикуется многократное переписывание упражнений. Воспитатели мирятся с перегрузкой учеников домашними заданиями. Время окончания самоподготовки не выдерживается; имеют место случаи, когда самоподготовка начинается сразу же после уроков или после обеда и т. д.

Следует отметить, что способы организации и виды деятельности воспитанников в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от начальной школы к старшему звену, по мере того как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности школьников.

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, узнать о трудностях, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе. Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к учащимся. Внимательно наблюдая за работой учеников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно, с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя.

Самоподготовка является специфическим режимным моментом. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепления пройденного на уроке материала. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой, справочной и другой дополнительной литературой.

Дидактические задачи

  • закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д.

  • выработка рациональных методов и приемов организации труда;

  • обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;

  • расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.)

Воспитательно-развивающие задачи:

  • развитие воли, умения преодолевать трудности;

  • формирование характера;

  • выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;

  • совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных процессов.

Процесс самоподготовки имеет определённую структуру. Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:

  • подготовка детей к работе;

  • самостоятельное изучение материала и выполнения заданий;

  • самоконтроль и самооценка;

  • заключительный педагогический контроль.

В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий. На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности. Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж. Важен метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает). Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.

На этапе самостоятельной работы учащиеся овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, решение задач, чтение необходимой литературы. Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая осуществляется с помощью установления аналогов с выполненными ранее заданиями, различия между решёнными заданиями и теми, которые предстоит решить. В отношении самостоятельности учащихся в процессе самоподготовки определяется её дидактическая цель, которая включает формирование у школьников таких общеучебных навыков, как планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль. Недостаточная эффективность работы школьников на самоподготовке объясняется именно недостаточным развитием навыков организации и планирования самостоятельной работы. Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности ребенка. В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.

Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.

Воспитанники должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Метод косвенного воздействия наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у ребят навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.

Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой и каков результат его воспитательной деятельности. Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированностью, дисциплинированностью, организованностью, активностью своей группы. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.

Дисциплинированность детей можно увидеть в следующих их поступках:

  • Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.

  • Работают самостоятельно.

  • Соблюдают тишину и порядок.

  • Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.

  • Без надобности не обращаются к воспитателю.

  • Следят за позой и осанкой во время работы.

  • Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.

  • Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.

  • Соблюдают правила почтительности и уважительного отношения с воспитателем.

  • Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.

Организованность группы проступает наглядно в следующих действиях воспитанников:

  • Всё подготовлено к выполнению домашнего задания.

  • На рабочем месте нет ничего лишнего.

  • Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.

  • Четко планируют индивидуальный труд.

  • Быстро и положительно реагируют на указание воспитателя.

  • Умело исключают внешние помехи.

  • Правильно понимают требования, которые предъявляет к ним организация самоподготовки.

  • Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка.

  • Требуют организованности от своих товарищей.

Информированность воспитанники демонстрируют следующим образом:

  • Ученики знают, что задано на дом. В дневниках есть об этом запись.

  • Быстро находят нужное в учебниках.

  • Им известно, как выполнять задания, где необходимо искать справку при затруднениях.

  • Они показывают знания изученного на уроках материала.

  • Действуют в соответствии с полученной от учителя инструкцией.

  • Соблюдают последовательность действий.

  • Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.

  • Не испытывают нужды в посторонней помощи.

  • Умело пользуются пособиями, учебно-письменными принадлежностями и т.д.

  • Быстро устраняют появившиеся в ходе работы ошибки.

  • Проявляют уверенность в правильности выполнения задания.

Об активности детей на самоподготовке можно судить по следующим проявлениям:

  • Прилежно и в темпе работают над заданием.

  • Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.

  • Успевают все сделать вовремя.

  • Успевают провести проверку своей работы.

  • По своей инициативе используют справочный дополнительный материал.

  • Действуют самостоятельно без посторонней помощи.

  • Сэкономив время, продолжают заниматься учебной деятельностью.

  • Помогают товарищам, консультируя их по способам выполнения работы.

  • Участвуют во взаимопроверке выполненной работы.

  • Выявляют допущенные ошибки и анализируют их.

  • Помогают воспитателю в организации взаимопомощи и взаимоконтроля

Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни воспитанников. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сил и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. От воспитателя зависит многое, чтобы обеспечить успех претворения замыслов учителя в жизнь, так как влияние самоподготовки на последующие за ней уроки неоспоримо.

«Самообразовательная деятельность воспитателя как результат коррекционной направленности самоподготовок. Качество работы воспитателей по организации самоподготовки».
  • Директору-завучу
Описание:

Немецкий дефектолог Шуман писал: "Чем ниже уровень психического развития ребёнка, тем выше должен быть уровень образования учителя".

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

 

Автор Селиверстова Светлана Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1581
Номер материала 34578
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓