Главная / Другое / Самообразование на тему "Развитие речи через противоречия"

Самообразование на тему "Развитие речи через противоречия"



Методическая

тема

(подпроблема)

Содержание этапов

работы

Планируемый

результат





Сентябрь 2013



























Октябрь 2013



Умение находить и различать противоречия











































Ноябрь 2013



Работа над развитием речи с использованием мнемотаблиц

































































Декабрь 2013



Умение разрешения противоречий



























Январь 2014



Развитие речи дошкольников через моделирование сказок































































Февраль 2014



Развитие представлений о противоречивости окружающего мира









































































Март 2014



Работа над развитием речи через театральную деятельность

































Апрель 2014



Составление загадок















Май 2014



Речевое развитие детей





Подбор и изучение литературы по теме























Дошкольное детство -  это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.















Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Мнемотаблица должна быть понятна детям. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Например, сказка «Лисичка со скалочкой»: лиса – состоит из оранжевой геометрической фигуры, вокруг главного героя изображались (дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка, собачка), чтобы дети смогли наглядно, с помощью схемы воспроизвести сюжет сказки. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений,  а так же использовала  изображение не предметов, а символов например - для изображения диких лесных животных рисуем ёлку, а для обозначения домашних – дом.











Научить детей заниматься "направленным"на определенный результат творчеством и дать детям простейшие навыки технологии поиска решений различных задач.



















1. Решение проблемных ситуаций по сюжету сказки;
2. Решение проблемных ситуаций по типу “если ли бы ты попал в сказку”;
3. Придумывание новых проблемных ситуации в известных сказках по типу игры “Теремок сказок”.

Основными подходами к реализации основной цели работы – развития у детей представлений о противоречиях в окружающем мире и способах их разрешения – являлись следующие:

1. Противоречия существуют вокруг нас в любом предмете или явлении. Для лучшего понимания детьми противоречий окружающего мира на всех этапах работы детям предлагались предметы и явления, сказочные задачи из 4-х областей окружающего мира, близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и Я”.

















Противоречий вокруг нас великое множество, возникают противоречия везде и повсюду. Постепенно ребёнок усваивает, что всё может быть и хорошим и плохим. Игра помогает развивать не только умение думать, рассуждать, доказывать, но и развивает речь ребёнка, фантазию, умение принимать позицию другого человека, отличную от своей, уважать мнение другого.

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.







































Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Знакомые герои в новых обстоятельствахЭтот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

















Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии. 











Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений





Памятки для родителей по развитию речи детей .

Анкетирование родителей «Речевое развитие детей»

















Для определения уровня развития детей, воображения и творческого мышления использовалось дидактическое пособие Круги Луллия.





































Проведение ОУД с использованием мнемотаблиц



































































Играли с детьми в игры «А что, если…», «Хорошо-плохо».

Эти игры научили детей самостоятельно находить противоречия, повысился уровень связной речи.







Все задания детям, способы ознакомления с противоречиями и методами ТРИЗ по их разрешению преподносились детям в игровой форме, с использованием наглядного материала, дети выступали в роли активных участников, принимались все предложения детей.



















Я использовала деление на команды: одна команда “Хорошо”, другая – “Плохо» Таким образом, игра “Хорошо – плохо” учит находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов и действий. И мне удавалось использовать эту игру при изучении практически всех тем. Дети стали понимать, что в любом хорошем есть плохое, а в любом плохом – хорошее. Большие возможности по развитию представлений о противоречивости окружающего мира предоставляет игра “Наоборот”. “Наоборот” позволяет понять, что каждый предмет или явление окружающего мира обладает противоположными свойствами, что позволяет ребёнку открыть “тайну двойного”.





С детьми придумали новый сюжет сказки «Три поросенка», детям очень понравилось сочинять что-то новое, необычное. Сначала предложила несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев, затем уже дети предлагали свои варианты.











Был проведен вечер загадок.

Изготовлено пособие «Часы»



















Выставка дидактических игр.









Самообразование на тему "Развитие речи через противоречия"
  • Другое
Описание:

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность,  единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.

Тема самообразования: Развитие речи дошкольников через противоречия.

 

   Задачи ,над которыми буду работать:

 

1 Cоздание  условий для развития речи детей через противоречия.

2.Учить детей находить противоречия в окружающем мире (сказках, литературных произведениях, в реальной жизни).

3.Дать детям представления о приемах разрешения противоречий и возможности их использования для решения проблемных задач.

4. Формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; 
5.Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
6.Воспитывать творческую личность.

7.Повысить педагогическую компетентность родителей по формированию по формированию талантливого мышления у детей.

 

 

Автор Сагитова Разия Адильбековна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2080
Номер материала 53164
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓