Инфоурок Другое Другие методич. материалыСамообобщение опыта воспитателя ДОУна тему «Работа с бумагой в технике оригами, как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»

Самообобщение опыта воспитателя ДОУна тему «Работа с бумагой в технике оригами, как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»

Скачать материал

Самообобщение опыта воспитателя ДОУ

 

Тема:

 

«Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития   ребёнка дошкольного возраста»

 

Тема моего опыта «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста» выбрана неслучайно.

 Оригами - древнее искусство создания фигур из бумаги, приобретающее всё большую популярность среди современных педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок.  Российские мастера и пропагандисты оригами - Юрий и Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что это уникальное средство формирования сенсомоторных навыков детей. Работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Данная техника  - не только полезное занятие, но и интересное развлечение,  в процессе которого происходит естественный массаж, повышается чувствительность кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность. Оригами обладает благоприятными психолого-педагогическими преимуществами для развития и воспитания, такими как открытость для демократической педагогики, сопутствующая прозрачная педагогическая среда, естественный выход на социальную адаптацию, включающий общение с другими детьми и со взрослыми, участие в коллективном труде и состязаниях, в выставках, конкурсах и олимпиадах, спектаклях и праздниках, переживание творческих исканий, удач и ошибок, побед и поражений, в итоге оказывает положительное влияние на  формирование личности в целом.

 Согласно федеральным государственным требованиям, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть сформированы общая культура, физические, интеллектуальные и личностные качества,  предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.  Общаясь с учителями начальных классов в рамках преемственности со школой, мы выявили следующую проблему:

дети приходят в школу с широким кругозором,  большим объёмом знаний, сформированными навыками чтения и счёта, но у них недостаточно развиты сенсомоторные навыки, устная речь,  способность организовывать свою деятельность.

Данную проблему считаю актуальной  и её решение вижу в осуществлении разных видов детской деятельности, способствующих развитию потенциала ребёнка,  среди которых особое место занимает работа с бумагой в технике оригами, основанных на реализации поставленной цели и внедрении следующих принципов: 1.Принцип доступности. При ознакомлении детей с новым познавательным материалом приоритетная роль отдаётся игре. 2. Принцип интеграции. Занятия оригами позволяют осуществить комплексное взаимодействие различных образовательных областей. 3. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Возможно, возникнет вопрос: а в чём же заключается инновационность моего опыта?  По программе конструирование из бумаги вводится со средней группы, я же начинаю заниматься  этой работой с более раннего возраста. Одним из важных моментов считаю знакомство и обучение детей не просто конструированию из бумаги, а использование именно модульного моделирования, которое  представляет собой многократное повторение одних и тех же действий, тем самым способствует прочному закреплению полученных знаний и использованию их в свободной деятельности.

Изучив литературу, я пришла к мнению, что работа с бумагой должна быть последовательной и доступной возрасту дошкольников.

Работу в данном направлении начала с младшего возраста.

Уже с первых занятий стало ясно, что малыши трех-четырех лет могут выполнить несложные задания. Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно, не смогут.  

Сначала мы  мастерили очень простые поделки. Сминали бумагу и когда клали  на стол,  она  начинала слегка разворачиваться и  «шевелиться» отсюда и пошло название серии занятий – «Живая бумага», которые   проводила в форме игры. В результате  воспитанники смогли изготовить много различных поделок, нашедших практическое применение в группе: весёлая гусеница и корзина с грибами стали украшением раздевальной комнаты, а разноцветные шарики и снежки повысили двигательную активность. Дети узнали о том, что бумага бывает разная, мы вместе  создали альбом «Сорта бумаги»,  а о свойствах и необходимости бережного обращения с ней  поведал Гном Эконом. Эта  работа помогла расширить кругозор, развить любознательность. Малышам нравится заниматься с бумагой и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка.

К концу учебного года дети  загибали уголки и мастерили кружочки разноцветной бумаги: яблоки, огурцы, помидоры, которые затем  наклеивали  на лист, и в результате  получался сад или огород.

Главным моментом в работе с детьми этого возраста является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата.

 К празднику 8 марта  дети участвовали в изготовлении праздничных открыток  в подарок мамам, которые берегут эти подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе открыточку с цветочком? Получается, что оригами еще незаметно воспитывает малышей, учит быть внимательными к своим близким, вызывает желание делать подарки, хранить в памяти общие впечатления.

Вспомните  о том, как в детские годы, смастерив какую-нибудь поделку своими руками, вы несли её подарить кому-то из близких. Что вы при этом испытывали? Наверное,  чувство  радости и гордости.  

А когда твой  собственный ребёнок, будучи совсем маленьким, с восторгом  в глазах дарил какой-нибудь подарочек, принесённый из детского сада?..

В средней группе, продолжая работу по теме, я расширила познавательный аспект. В форме сказок с применением наглядности я предоставляла детям познавательный материал. Например, при знакомстве со сказкой «Волшебное превращение ёлочки» дети узнали, что бумагу  производят из хвойных пород деревьев.  Сказка «Путешествие Квадратика» познакомила дошкольников с тем, что бумагу изобрели в Китае, а первые мастера по складыванию поделок  появились в далёкой стране Японии. В результате у моих воспитанников расширился кругозор, пополнился словарный запас.

Так, при знакомстве с новыми приёмами складывания  занятия проводила в виде сказки, где два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой (бабушкой и внучкой), перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. Новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен  одной логичной и образной историей.

 Ребята 4-5лет  в игровой форме  легко усвоили такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль.  Научившись изготавливать «Треугольник» путём складывания квадрата по диагонали, мы приступили к изготовлению  различных игрушек в технике оригами, и использованию их для игровых ситуаций.

Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, я  использовала разные приёмы.  В ходе детской деятельности  стремилась создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели.

Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.

 В старшей группе, опираясь на полученный ранее опыт детей и их интерес к технике оригами, работу проводила более углублённо. Организовала кружок «Волшебный цветок».

На занятиях кружка дети 5-6 лет освоили способы конструирования поделок,  основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.

Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливый труд, я применяла различные формы работы с детьми. Объяснение  начинала с загадки, вносила готовую модель поделки, проводила дидактические игры. Занятия кружка были интересны  детям ещё и потому, что данная деятельность имеет практический результат. Изготовленные стаканчики пригодились в походе, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» каждый покупатель имел свой эксклюзивный кошелёк, весёлых пчёлок дети забрали домой для игры с котятами и т.д. Чтобы процесс складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес, в свободной деятельности предлагала смастерить уже известную модель. Это позволило освоить последовательность основных приёмов и расширить базу для творческих изысканий в дальнейшем.

К концу учебного года мы постепенно перешли к модульному  оригами. Эта техника интересна тем, что из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка. Так возникла серия занятий «Оригамские цветы», где дети не только совершенствовали навыки мастерства, но и узнавали полезную информацию о  многообразии мира флоры, знакомились с легендами о  цветах. Модульное оригами интересно тем, что после освоения приёма ребёнок стремится многократно  самостоятельно выполнить такую же поделку для подарка, что невозможно при использовании традиционных техник. При этом он проявляет волевые усилия по развитию мелкой моторики, учится организовывать свою деятельность.

По результатам работы кружка были организованы выставки. Лучшие работы  участвовали в межрайонной выставке декоративно – прикладного искусства «Многоцветие талантов», где работа Шубина Севы заняла 1 место.

         В подготовительной группе  в связи с большим интересом детей к бумажному моделированию  продолжила работу кружка, в котором принимали участие  все заинтересованные.


На занятиях  использовала последовательное усложнение  заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей каждого ребёнка.

Например, самостоятельное складывание по схеме, складывание на основе лишь зрительного представления (“игра в молчанку”), складывание только по словесному описанию. Выполнение  таких заданий выявляет индивидуальные способности детей.

С целью формирования интереса воспитанников к складыванию поделок в технике оригами проводила занятия-загадки: когда нет образца, и результат работы будет ясен только в конце занятия. На таких занятиях проверяла уровень развития внимательности, точности движений, аккуратности детей.

Хочу отметить, что оригами хорошо выявляет конструктивные способности детей, учит их работе со схемами.  Чтобы придать складыванию творческий характер, предлагала различные «ребусы», в которых пропущен один  и более шагов складывания поделки,  когда дети должны были восстановить пропущенное самостоятельно.

Затем усложнила работу.  Проводила занятия  на тему «Придумай сам», в ходе которых  девочки мастерили разнообразные фантастические цветы, а мальчики – летательные аппараты.

При выполнении коллективной композиции «Ромашковое поле», ребята прикрепляли свои работы на общее панно, таким образом, была организована общая выставка, способствующая воспитанию чувства коллективизма.

Считаю, что применяемые мною  методы и приёмы обеспечивают  устойчивый интерес дошкольников к занятиям. Такое увлечение, на мой взгляд, в большей степени связано с самой сущностью оригами, где  сходятся  разнородные психо-физиологические механизмы: движение и воображение (логическое и пространственное), размышление и воображение, интерес  быстрого достижения  цели. Если ребёнок утомляется, он тут же переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре с готовой поделкой, рисует последовательность складывания, читает  схемы, составляет готовые оригами в панно. Такая смена внимания предупреждает умственные переутомления детей при насыщенной, согласованной и разнообразной работе мысли и рук.

Ребята, посещающие кружок «Оригами», охотно участвовали в  выставках работ на разных уровнях, где неоднократно становились призёрами и дипломантами. 

 

Поделки из бумаги мы использовали для игр,  украшения и оформления группы,  участка, театральной деятельности, в качестве подарков. Эти работы регулярно украшали раздевальную комнату, чем привлекли внимание родителей, которые активно включились в работу. Оригами стало общим увлечением детей и родителей, что повлияло на создание благоприятного микроклимата в группе.  Дети стали приносить из дома книги по оригами и готовые поделки, а родители - консультироваться в вопросе техники. В родительском уголке были помещены консультации по знакомству, значению  и освоению  техники оригами. В связи с возрастающим интересом родителей к данной теме провела семинар-практикум «Волшебный квадрат». Совместные работы детей и родителей приняли участие в выставках как внутри детского сада, так и в межрайонном конкурсе «Многоцветие талантов».

Проведенная работа  принесла благотворный результат. По итогам диагностики видно, что у детей, занимающихся в кружке «Оригами», на конец учебного года  повысился  уровень развития мышления,  внимания, памяти, сенсомоторных навыков.

Анализ уровня адаптации к условиям школьной деятельности  показал успешный результат.

Таким образом, искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает творческие и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка.  Систематические занятия оригами с детьми дошкольного возраста  являются одним из важных компонентов развития познавательных способностей, а,  следовательно, оказывают важное значение на  успешную подготовку к школьному обучению.

Изготовление поделок из бумаги заинтересовало не только педагогов нашего ДОУ, но и коллег из других детских садов города, а так же учителей начальной школы для которых были проведены мастер-классы. В результате данной работы появилось поле для преемственности. Посещая учебные заведения города, вижу, что мой опыт получил распространение.

В перспективе планирую дальнейшее изучение и освоение более сложных приёмов работы с бумагой в данной технике и широкое применение их в своей педагогической деятельности.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Самообобщение опыта воспитателя ДОУна тему «Работа с бумагой в технике оригами, как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Оригами - древнее искусство создания фигур из бумаги, приобретающее всё большую популярность среди современных педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок. Российские мастера и пропагандисты оригами - Юрий и Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что это уникальное средство формирования сенсомоторных навыков детей. Работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Данная техника - не только полезное занятие, но и интересное развлечение, в процессе которого происходит естественный массаж, повышается чувствительность кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность. Оригами обладает благоприятными психолого-педагогическими преимуществами для развития и воспитания, такими как открытость для демократической педагогики, сопутствующая прозрачная педагогическая среда, естественный выход на социальную адаптацию, включающий общение с другими детьми и со взрослыми, участие в коллективном труде и состязаниях, в выставках, конкурсах и олимпиадах, спектаклях и праздниках, переживание творческих исканий, удач и ошибок, побед и поражений, в итоге оказывает положительное влияние на формирование личности в целом. Оригами хорошо выявляет конструктивные способности детей, учит их работе со схемами. Чтобы придать складыванию творческий характер, предлагала различные «ребусы», в которых пропущен один и более шагов складывания поделки, когда дети должны были восстановить пропущенное самостоятельно.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 929 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.11.2020 176
    • DOCX 22.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Анастасия Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дмитриева Анастасия Андреевна
    Дмитриева Анастасия Андреевна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 110801
    • Всего материалов: 240

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

4920 руб. 2950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе