Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
Самоанализ урока по русскому языку
в 7Г классе
по теме «Деепричастный оборот»
составила: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Ниофитова Мария Алексеевна
город Набережные Челны
2013 год
Самоанализ урока по русскому языку в 7Г классе
по теме «Деепричастный оборот»
Тема
урока: «Деепричастный оборот»
Возраст детей:
11-12 лет.
Продолжительность урока: 45минут.
§ Цель
урока: продолжить формировать у учащихся понятие
о деепричастном обороте.
§ Учить
использовать деепричастный оборот в устной и письменной речи.
§ Правильно
ставить знаки препинания при наличии деепричастного оборота в предложении.
§ Использовать
технологии деятельностного обучения с целью вовлечения всех учащихся в
образовательный процесс.
Задачи:
1. обучающие:
§ учить
детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять
их запятыми.
§ использовать
деепричастия и деепричастные обороты в своей речи;
2. развивающие:
§ развивать
речь учащихся;
§ развивать
умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
3. воспитательные:
§ воспитывать
толерантное отношение друг к другу и любовь к родному языку.
4 мотивационные:
§ формировать
у детей интерес к изучению русского языка;
5. управленческие:
§ обеспечить
организацию учебного занятия с помощью приёмов сингапурской методики.
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер,
- мультимедийный
проектор,
- экран,
- листы бумаги;
- учебник,
- доска,
-парты стоят в три
ряда, так как учащиеся работают в парах, с партнёром по плечу.
Тип
урока: повторение и обобщение.
Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология
развития критического мышления; здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная;
приёмы сингапурской методики согласно проекту «Преобразование обучения для XXI века».
1.Организация начала урока с помощью приветствия помогает создать положительный настрой на уроке и
организовать работу учащихся в течение урока. Приём Хай Файв создаёт
оптимистический настрой у учащихся и у преподавателя, способствует организации
класса в рабочую группу.
Хай файв! Учащиеся
призывают друг друга с помощью поднятой руки к тишине.
2. С целью
оптимального использования урочного времени работы тема урока «Деепричастный
оборот» записана на доске. Учащиеся начинают заполнение рабочих тетрадей.
3. Повторение пройденного материала происходит с помощью приёма Таймд-пэа-шэа, когда учащиеся
работают с партнёром по плечу. Каждому партнёру даётся по 30 секунд,
начинает тот, кто улыбается. Сигнал – хлопок в ладоши. Вспомнить
отличия причастия и деепричастия и закрепить признаки этих частей речи в памяти
учащихся помогает и презентация (слайд «Четвёртый лишний»). Используя приём Таймд
– пэа-шеа, я помогаю учащимся работать в парах, учу их разграничивать
причастие и деепричастие, объяснять своё мнение собеседнику, доказывать свою
точку зрения. Лингвистическая разминка проходит быстро и легко.
Тренировочный этап по работе с деепричастиями
проходит во взаимодействии учеников, когда они помогают друг другу, изготовив
рабочие карточки прямо на уроке с помощью приёма Тик-тэк-тоу. Учащиеся
сообща изготавливают карточки, пишут на карточках примеры деепричастий, в
группах составляют словосочетания с деепричастиями на карточках и работают с
получившимся материалом в тетради и на доске. Каждому партнёру даётся по 30
секунд, начинает тот, кто выше ростом. Сигнал – хлопок в ладоши. Так
занятие становится непредсказуемым и творческим, тем более, что учащиеся могут
использовать результаты своего труда сразу же на уроке и получить на практике
знания о функции деепричастия в речи. наглядность работы достигается и за счёт
того, что один ученик работает у доски. Приём «Тик-тэк-тоу» помогает работать
совместно с партнёром по плечу, с одноклассниками в группе.
Формулировка
понятия «Деепричастный оборот», а также формирование навыка выделять
деепричастный оборот в предложении проходит с использованием презентации.
Учащиеся слушают, наблюдают за информацией на слайде, учатся умение находить
деепричастие и деепричастный оборот в предложении, выделять его запятыми. Далее
учащиеся самостоятельно составляют предложение с деепричастным оборотом,
используя одно из записанных на доске и в тетради словосочетаний
4. Приращение к знаниям: дополнительные сведения о деепричастном обороте проходит в привычном
для учеников порядке. Каждый работает самостоятельно и так анализирует свои
знания и применяет их на практике. Учащиеся записывают в тетради и на доске и
разбирают предложение с деепричастным оборотом с целью закрепления полученных
знаний.
Формирование
умения определять ситуацию, когда словосочетания с деепричастиями не
обособляются запятыми (фразеологизмы, одиночные наречные деепричастия) проходит
с привлечением наглядного материала (презентация). Так создаётся проблемная
ситуация. Учащиеся наблюдают, обсуждают нестандартные для них примеры.
Возможные ответы учащихся:
-Деепричастные обороты – не смыкая глаз,
сломя голову, плача, счастливо избежавшего погони. Ставим запятые.
Правильные ответы: Запятые не нужны, так
как у деепричастия плача нет зависимых слов, а сочетания «сломя голову» и «не
смыкая глаз» устойчивые, используются в переносном значении. Это фразеологизмы.
Далее с помощью приёма Таймд – пэа-шеа
учащиеся формулируют примечание к правилу. Каждому партнёру даётся по 30
секунд, начинает тот, ктосидит на первом варианте. Сигнал – хлопок в ладоши.
Записывают примеры к примечанию к правилу в тетради.
Далее с помощью приёма Тейк оф – тач
даун я могу проверить их знания. Учащиеся встают, если они согласны с
утверждениями учителя. Так они учатся вести себя в ситуации «меня видят»,
демонстрируют своё согласие-несогласие. Им предлагается 5 утверждений.
5. Закрепление изученного: полученные знания необходимо закрепить на практике. Научиться
распознавать деепричастие и деепричастные обороты в тексте, определять их
смысловую роль и изобразительно-выразительные возможности в тексте нам снова
помогает презентация (слайд «Лодорский водопад»). Выразительно читая
стихотворение, ученики после делятся друг с другом с помощью приёма Таймд-пэа-шэа
созданными в воображении картинами. Каждому партнёру даётся по 30 секунд,
начинает тот, кто сидит на втором варианте. Сигнал – хлопок в ладоши. Так
происходит развитие речи через выразительное чтение и анализ поэтического
отрывка.
Далее учащиеся письменно выполняют задание по
частичному анализу текста, выписывают деепричастия согласно их смысловой
нагрузке, в тетради, проверяют свои ответы с помощью слайда. Самопроверка
учащихся способствует развитию навыка самостоятельности и ответственности за
сделанную работу.
6.
Тематическая физкультминутка помогает снять эмоциональное и физическое напряжение путём игрового
момента - Игры-задания «Хлопни в ладоши». Учащиеся играют, отдыхают, при
этом хлопают, если слышат деепричастный оборот. Так они учатся отличать на слух
деепричастный оборот от других словосочетаний.
7. Стадия осмысления. Полученные знания необходимо совершенствовать и закреплять. С помощью
приёма «Конструктор» (работа с синтаксическими синонимами) формируется
умение строить предложения, используя деепричастный оборот, выделять его в
предложении. Учащиеся самостоятельно определяют в процессе работы, в чём
преимущества деепричастных оборотов. (В их краткости и динамичности. Они
делают речь более выразительной. Деепричастные обороты чаще всего используются
в текстах, написанных в художественном стиле.) Каждый работает
самостоятельно. Так происходит формирование навыков устной и письменной речи.
8. Работа над развитием речи и формирование
умения употреблять деепричастные обороты в речи
проходит с помощью приёма Таймд – пэа-шеа. Учащиеся конструируют
предложения на карточках (используются в качестве черновика). Обмениваются
составленными предложениями. Они учатся слушать и слышать своего партнёра по
плечу, учатся работать в команде. Каждому партнёру даётся по 30 секунд,
начинает тот, кто ниже ростом. Сигнал – хлопок в ладоши.
9. Взаимопроверка орфографической
грамотности. Развитие орфографической зоркости
проходит с помощью приёма взаимопроверки. Учащиеся работают в парах (Таймд –
пэа-шеа), обмениваются тетрадями и ставят друг другу оценки. Каждому
партнёру даётся по 30 секунд, начинает тот, кто сидит на 1 варианте. Сигнал –
хлопок в ладоши.
Учащиеся учатся вести себя в ситуации «меня
видят», демонстрируют своё согласие-несогласие. Кроме того, каждый сразу может
определить свои ошибки и задать вопросы, над которыми мы будем работать на
дальнейших уроках.
10. Домашнее задание. Составьте и запишите 5 предложений с деепричастными оборотами на тему
«Любимые литературные герои».
11. Подведение
итогов, рефлексия. Проверка усвоения материала проходит в вопросно-ответной
форме (вариант приёма «Стё зе класс?»). Учащиеся отвечают на вопросы. Записывают
непонятные для них вопросы на листочках (билетиках на выход) в течение 1
минуты. Сдают их учителю.
Таким образом, благодаря применению
различных приёмов обучения из сингапурской методики учащиеся заняты различными видами
деятельности на уроке. Они включены в работу по изготовлению наглядного
рабочего материала, взаимодействуют друг с другом в процессе урока, получают
возможность получить оценку своей работе непосредственно на уроке. Цель урока –
закрепление знаний о деепричастном обороте – считаю достигнутой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.