Главная / Русский язык и литература / Самоанализ урока-практикума в 11 классе на тему "Художественная речь: изобразительно-выразительные средства".

Самоанализ урока-практикума в 11 классе на тему "Художественная речь: изобразительно-выразительные средства".

8


Утверждаю:

руководитель районного методического объединения

______________________(Жукова Т.Н.)











Самоанализ

открытого интегрированного урока - практикума в 11 классе


учителя русского языка и литературы Синиковой В.И.


МОУ « Средняя общеобразовательная школа №6».














г. Луга, Ленинградская область.



Тема: «Художественная речь: выразительные средства».

Цели:

1) идентификация изобразительно-выразительных средств языка

2)развитие исследовательских и коммуникативных навыков

3)воспитание чувства литературной нормы

4)подготовка к выполнению заданий ЕГЭ.

Учебные задачи:

1)извлечение информации из прочитанного текста;

2)тренировка умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые явления и факты;

3)создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал с отрывком из повести «Олеся», раздаточный материал с таблицами «Изобразительно-выразительные средства», словари.

Формирование компетенции за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения – один из приоритетов современного образования. Комплексный анализ текста – главный способ интеграции и совершенствования ведущих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой. Реализация текстоориентированного подхода позволяет интегрировать лингвистику и литературоведение.

В 10-11классах я пользуюсь тематическим поурочным планированием по русскому языку, обеспечивающим целевую подготовку школьников к ЕГЭ (на основе учебника для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» авторов А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, составители Н.А.Нефедова, Ю.А.Чадина). В этом планировании предусмотрен не один урок-практикум для комплексной работы с текстом, в том числе и для анализа средств выразительности языка и речи. Это направление я усилила уроками, на которых анализируется языковая манера писателей. Они проводятся за счёт высвободившегося времени благодаря активному использованию лекций при выполнении программы по литературе (под редакцией В.Я.Коровиной). В 10 классе такая

работа осуществляется в связи с изучением творчества И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова. На этом этапе поиск учащихся направляется мною, они овладевают алгоритмом исследования текста, упражняются в опознании и классификации выразительных средств. В 11 классе уже необходима систематизация накопленных знаний и умений, выявление качества их применения на практике при работе со связным текстом.

Урок «Художественная речь: изобразительно - выразительные средства» - урок применения знаний и умений, а также их систематизации через комплексную работу с фрагментом повести А.Куприна «Олеся» – картиной природы из второй главы. Мотивация учащихся осуществляется уже на уроке литературы, посвященном знакомству с личностью писателя. Куприн много испытал и пережил в своей жизни, но не разучился любить прекрасное, не заболел равнодушием к вечной красоте – природе. В чём его самобытность как художника, мастера слова? Об этом надо сказать больше, чем то позволяет сделать время уроков литературы. Актуализация познания происходит через актуализацию чувственного опыта учащихся: трудно не восхищаться человеком, который и тогда, когда был сам неизлечимо больным, продолжал заражать жизнелюбием других и учить людей ценить то, мимо чего они проходят ежедневно. Одиннадцатиклассники идут на урок русского языка, будучи убеждёнными в том, что Куприн, даже и не располагая большим достатком, работая подчас за копейки, был богатым человеком, потому что мог опьянеть от запаха резеды или фиалки, умел ухватить за кончик самый последний луч солнца. Такая ценностно-смысловая мотивация учащихся особенно важна в конкретном случае: 11 «А» класс - класс физико-математического профиля, аналитические способности учащихся, в частности абстрактное мышление, должны быть адаптированы к решению общеучебных задач, например развитию интеллектуально – речевых способностей, и внутрипредметных, например развитию образного мышления.

I. Решению задачи ценностно – смысловой мотивации учащихся было подчинено и организующее слово учителя в начале урока. Работа с ключевыми словами (основное учебное действие, необходимое для первичного осмысления текста, самостоятельно выбранное учащимися) заповедей Куприна позволила одиннадцатиклассникам включиться в осуществление целеполагания: формулирование темы и целей урока, постановку учебных задач и актуализацию познавательной деятельности на уроке в плане подготовки к ЕГЭ. Таким образом, уже в самом начале урока конкретное учебное действие (выделение ключевых слов) стало ориентацией на формирование деятельности, а не на передачу информации.

II. Работе с текстом предшествовала актуализация и диагностирование знаний классификации выразительных средств языка и речи (схема, таблица). Это важно: анализ результатов ЕГЭ указывает на то, что даже имеющиеся подчас «подсказки» в формулировках задания В8 часто игнорируются выпускниками именно потому, что они не усвоили классификацию.

III. Аналитическая деятельность с фрагментом текста из повести «Олеся» была построена в три этапа.

1.Дотекстовой этап.

Задача - настроить учащихся на адекватное восприятие текста.

Был использован рефлексивный приём предвосхищения – прогнозирование содержания текста по первому предложению. Одиннадцатиклассники справились с задачей, опорой для аргументации стали ключевые слова и «погружение» в слово через лексическую работу.

2.Текстовой этап.

Задача – организация и осуществление аналитического чтения текста.

2.1.Беседа.

Цель: выявление чувственного восприятия текста, его интерпретация, развитие коммуникативной компетенции (стиль, смысловые части, микротемы).

2.2.Самостоятельная работа: составление плана.

Цель: диагностирование адекватного восприятия учащимися смысла текста.

С этой работой (на первый взгляд простой, но очень важной) учащиеся успешно справились, что структурно и логически оправдывает целесообразность проведённой беседы.

2.3.Работа над типом речи текста.

Цель: создание ситуации поиска для работы одиннадцатиклассников в группах через актуализацию умения определять тип речи текста.



Учащиеся, определив тип речи как описание с элементами рассуждения, «споткнулись» о ситуацию, созданную учителем: « Является ли данная картина статичной? Если нет, то посредством чего автор добивается впечатления её динамизма?» Таким образом был создан рефлексивный мостик к исследованию текста в группах.

2.4. Работа в группах.

Задачи:

  • исследование текста с позиций характерных для него особенностей языка и речи;

  • создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.

На этапе организации работы была создана ситуация выбора: были предложены два варианта комплектования групп – по предложению учителя с учётом учебных достижений учащихся или по желанию самих одиннадцатиклассников. Важно, что учащиеся согласились с рекомендацией учителя, в этом я вижу проявление их готовности к сотрудничеству.

Было организовано 5 групп, каждой - определена основная учебная задача, кроме того, было предложено сформулировать какой-нибудь интересный вопрос или какое-нибудь задание классу в логике подготовки к ЕГЭ. Это должно было активизировать внимание учащихся при заслушивании отчётов групп о проделанной работе.

Учебную деятельность в каждой группе организовывал и направлял ученик-консультант, с помощью которого осуществлялась обратная связь.

Учащиеся уже знакомы со схемой работы в группе, поэтому специально на этом не заостряла внимание на уроке (была дана консультация накануне тем, кого намечала на роль консультанта: перечень вопросов, требующих освещения, критерии для оценки вклада каждого в конечный результат), таким образом, учащимся была дана возможность самостоятельно планировать свою деятельность.

Важно, что все группы начинали свой поиск с опоры на ключевые слова, эта логика свидетельствует об усвоении стратегии работы с текстом: без умения определять «вес» слова в контексте невозможно осмысление коммуникативной функции языка. Учащиеся 1-ой, 2-ой, 3-ьей групп воспользовались алгоритмом, предложенным в своё время при работе над «речестроем» Л.Н.Толстого. Так возникла возможность говорить о формировании культуроведческой компетенции не отвлечённо, а через создание национального и историко-культурного контекста для учебного материала урока.

2.5. Отчёты о проделанной работе.

Текст выступления – это коллективный речевой продукт. Важно, что в одной из групп для выступления не самого сильного ученика была создана речевая опора, т.е. выработан образец. Сотрудничество невозможно без взаимной ответственности, поэтому всякое её проявление поощряю похвалой.

Выводы, к которым пришли в результате коллективной работы в группах, были правильными, но не всегда полными, здесь включались учащиеся – эксперты (сопоставление с контрольными карточками) и учитель. Например, хотелось бы услышать от учащихся 1-ой группы, насколько важна работа с оценочной лексикой: она помогает понять позицию автора (актуально в плане подготовки к ЕГЭ: это одна из трудностей, с которой сталкиваются выпускники при работе с текстом, выполняя задание части «С», особенно если позиция автора не заявляется прямо). Учащиеся 3–ьей группы пропустили такое характерное для данного текста синтаксическое средство языка, как безличные предложения (в безличных предложениях предметом речи является само действие, не зависящее от воли человека, в этом их семантико-стилистическая выразительность.) Не во всех выступлениях были названы использованные приёмы, определена их роль, обосновано их место в познании. Вывод очевиден: надо больше уделять внимания развитию рефлексии собственной аналитической деятельности учащихся. Хорошо, что всеми выступавшими была подчёркнута важность умения работать со словарём, в том числе электронным, умения, которое способствует формированию информационной компетентности. (Использование электронных словарей, создание слайдов - исследований повысило плотность урока.)

Вопросы классу были сформулированы всеми группами, учащиеся одной из групп предложили для выполнения своего задания воспользоваться приёмом контекстной догадки. Некоторые из заданий имели прямую аналогию с экзаменационными, некоторые носили творческий характер.

В ходе отчётов групп одиннадцатиклассники заполняли таблицу, т.е. вели конспект со слов товарищей. Впоследствии она может быть использована учащимися для актуализации знаний конкретного учебного материала.

3.Сочинение – миниатюра « Что бы вы почувствовали, если бы находились на месте героя?», которое было предложено после работы с текстом, позволило использовать приём идентификации, для того чтобы направить читательскую рефлексию учащихся. Важно отметить: их эмоционально-оценочный словарь не был бедным, что можно отнести и к результатам конкретной работы с текстом на данном уроке.

IY. При подведении итогов всегда очень важен этап рефлексии (слайд-рефлексия). Ответы на вопросы, предложенные учащимся, позволили сделать вывод, что урок целей своих достиг: работа с текстом не только способствовала развитию языковых компетенций одиннадцатиклассников, но и обогатила их опытом совместной деятельности.

Оценивание осуществлялось через самооценку учащихся (работа в группе), через экспертизу выступлений с отчётами (экспертами учитывалось не только содержание выступления, но и грамотность речи, соответствие требованиям стиля аргументативного текста), заданий, сформулированных самими учащимися, через взаиморецензирование сочинений – миниатюр. В ходе урока я осуществляла формирующее оценивание: наблюдала за работой учеников в малых группах, задавала вопросы. Обобщающее оценивание, которое проводилось по завершении работы, позволило определить основные учебные проблемы с тем, чтобы более эффективно решать их на последующих уроках.

Y. Домашнее задание было логически определено выводами, сделанными в конце урока: проведенное исследование позволяет говорить об имеющихся закономерностях, но достаточно ли этого, чтобы составить полное представление о языковой и речевой манере писателя? Очевидно, что необходима работа с другими фрагментами из повести «Олеся». Задание, аналогичное выполненному в классе, выбирает большинство, и тем не менее возможность дифференцировать оценку конечного результата можно альтернативным заданием: кроме языкового анализа текста, сформулировать вопросы к нему (по тематическим блокам-разделам языка), т.е. подготовить материал для занятий элективного курса «Комплексный анализ текста». Определяя домашнее задание, всегда помню об одарённых детях: задание на стилизацию – это задание повышенного уровня сложности, и, к моей радости, всегда есть ученики, в том числе и в этом физико-математическом классе (один из них - призёр областной олимпиады по литературе), которые справляются с этим уровнем. Индивидуализированные задания играют важную роль в обучении: в процессе выбора наиболее подходящего задания ученик взвешивает предпочтения, что повышает его мотивацию.

Темп работы на уроке был высокий, этому способствовала хорошая языковая подготовка класса и использование ИКТ. Однако при выполнении работ творческого характера отдельным ребятам времени было недостаточно.







































Руководитель районного методического объединения ------------------------------Жукова Т.Н.

Самоанализ урока-практикума в 11 классе на тему "Художественная речь: изобразительно-выразительные средства".
  • Русский язык и литература
Описание:

Самоанализ урока - одно из требований процедуры прохождения аттестации учителя. Он должен стать свидетельством чёткого видения учителя хода урока, целесообразности использования форм, методов и приёмов работы, а также результатов учебной деятельности.

Урок-практикум в 11 классе был дан в условиях введения в школе ФГОС ООО и планируемого экспериментального введения новых стандартов на третьем уровне обучения. Именно поэтому важно было адаптировать урок к требованиям стандартов второго поколения, обеспечить его технологичность и оценить его результативность. Самоанализ урока -показатель степени успешности достижения поставленных целей.

Автор Синикова Валентина Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1363
Номер материала 47390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓