Главная / Математика / Самоанализ работы учителя математики

Самоанализ работы учителя математики



Ноябрь 20 12

Самоанализ деятельности учителя по применению приемов дифференциации и индивидуализации обучения математике

Выступление на педсовете Н.Ф. Рогова




Самоанализ деятельности Н.Ф. Роговой- учителя математики по применению дифференциации и индивидуализации обучения на уроках.

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.).Это обуславливает необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся - как к определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным ученикам.

Более полное понимание дифференциации (разделения) обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением. Дифференцировано может быть и содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения.

Один из видов дифференциации - уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника, проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного процесса, поэтому я на своих уроках предлагаю воспитанникам следующие формы работы:

  • работа с учителем – предполагает решение задач с пояснениями на доске, затем происходит самостоятельное решение подобных заданий. Обычно, эту форму работы выбирают воспитанники с низким или средним уровнем подготовки.

  • работа в группах с взаимокосультациями и взаимопроверкой, которая предполагает дальнейшую работу в виде консультанта в другой или своей группе, что дает возможность даже слабому ученику, если он разобрался и может объяснить решение товарищу повысить отметку и главное уверенность в возможности продвинуться в изучении предмета, прочнее усвоить данный материал.


  • самостоятельная работа, включающая решение задач продвинутого уровня с последующей проверкой результата и возможностью получить более высокую отметку. Обычно эту форму работы выбирают ребята достаточно хорошего уровня подготовки.


Задание для работы на уроке записывается сразу и дается возможность выбрать индивидуальную скорость и форму работы на уроке. Причем во время урока у нас часто идет процесс обучения сразу по нескольким форма, что конечно требует от учителя значительной концентрации сил. Во время урока разные группы могут записывать и разбирать решения разных по уровню сложности задач одновременно, а учитель по необходимости консультирует, пояснят, проверяет. Эту работу усложняет достаточно большой разброс уровней подготовки и способностей учащихся, что конечно не соответствует требованию профильной подготовки.


По окончании урока воспитанники получают задания 2-х уровней, выбор которого они делают сами, некоторые даже решают все задание. Заданий 1-го уровня предлагается более «слабым» воспитанника, с возможностью добавить к нему задачи 2 уровня. Работу таких ребят я конечно не оставляю без внимания, привожу их в пример, что повышает их самооценку и мотивирует к дальнейшей работе.

При проведении контрольных работ, воспитанникам предлагаются варианты разного уровня сложности. Для более «сильных» (особенно по геометрии) -задания повышенного уровня, либо сама работа содержит разноуровневые задания. Те воспитанники, которые заинтересованы и постоянно работают (это - большинство воспитанников 2-го курса)даже слабые воспитанники уже практически не получают отметки 2, 3 за тесты и самостоятельные работы.

Мною используются, но недостаточно часто такие формы дифференциации, как:

  • возможность самостоятельной подготовки нового материала и объяснения его воспитанниками на уроке,

  • подготовка сообщений и презентаций по темам не входящим в программу,

  • материала по истории математики, материала о выдающихся ученых-математиках.

Над этим поработаем в следующих четвертях.

Индивидуальный подход в обучении математики как один из видов дифференциации происходит и при работе воспитанников под руководством преподавателя над научно-исследовательскими проектами – что приводит к углублению и расширению знаний по изучаемому предмету воспитанниками обычно более сильного уровня подготовки, хотя многие воспитанники среднего уровня так же изъявляют желание поработать в этом направлении.

Многолетний опыт моей работы показывает, что использование приемов дифференцированного обучения дает положительный результат. Так, например, многие воспитанники 2-го курса в процессе изучения математики на 1-м курсе поверили, что они могут повысить уровень своей математической компетенции и прогрессируют в соответствии со своими личными качествами и способностями. Повышение уровня обученности зависит от желания и умения работать, т.к. математика, да любая учеба это в первую целенаправленный труд. Хочу сказать большое спасибо курсовым офицерам 2-го курса, которые при проведении самоподготовки смогли организовать не формальный подход к проверке и организации выполнения домашних заданий воспитанниками. В качестве примера предлагаю диаграмму результативности работы воспитанников взвода 2-1 и 2-2 по итогам 1-го курса и 1-ой четверти 2-го курса.


hello_html_65e099d4.gif

hello_html_68b789df.gif

Готовясь к педсовету, я еще раз обратилась к литературе, методическим рекомендациям по данному вопросу. Дифференциации учебного процесс происходит не только на уроке, но и при планировании работы классов по предметам – это часть общей системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Прелесть математики в том, что с цифрами не поспоришь.

Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Индивидуальное обучение — форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.).

Индивидуальный подход — это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в педагогическом общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения — это: 1) организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Вариативное обучение — разветвленная система разнообразных видов дифференциации учебного процесса, предоставляющая ребенку максимальные возможности для выбора и удовлетворения его интересов и развития способностей.


Самоанализ работы учителя математики
  • Математика
Описание:

 

Самоанализ деятельности учителя   по применению приемов дифференциации  и индивидуализации обучения математике.  

 

Индивидуальный подход в обучении математики  как один из видов дифференциации   происходит и при работе воспитанников под руководством преподавателя  над научно-исследовательскими проектами – что приводит к углублению и расширению знаний по изучаемому предмету  воспитанниками  обычно более сильного уровня подготовки, хотя многие воспитанники среднего уровня так же изъявляют желание поработать в этом направлении.

 

   Многолетний опыт моей работы показывает, что  использование приемов дифференцированного обучения дает положительный результат. Так, например,  многие воспитанники 2-го курса в процессе изучения математики на 1-м курсе  поверили, что они могут повысить уровень своей математической компетенции и прогрессируют в соответствии со своими личными качествами и способностями. Повышение уровня обученности зависит от желания и умения работать, т.к. математика, да любая учеба  это  в первую целенаправленный труд.

Автор Рогова Наталья Федоровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 947
Номер материала 29627
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓